Научная тема: «СМЫСЛОВАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ: МОДУСЫ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Человек входит в мир культуры и «конструирует» индивидуальную культурную картину мира, исходя из собственного потока жизненных впечатлений, где рационально-логическое отношение к действительности играет далеко не первую роль. Смысл как организующая форма иерархии ценностей и предпочтений субъекта никогда не существует у него в чистом, отрефлексированном виде - но, прежде всего, в виде эмоционального образа, своего рода идеального прототипического способа деятельности, представленного в предметном виде, в том числе, в качестве символов. Жизненные цели человека «спрятаны» в глубине нерефлексируемых образов, эмоциональных желаний, эстетических предпочтений.
  2. В культурологии и философии культуры следует особо выделить понятие «смыслообраз», фиксирующее когнитивную представленность, бытийность смысла в реальном жизненном мире, обыденном сознании индивида, чьи представления об иерархии ценностей и идеалов может разительным образом отличаться от его интеллектуальных высказываний и умозаключений. Образы смыслов и направляют, и координируют жизнедеятельность как человеческого сообщества в целом, так и отдельных его представителей. Их монотонное единообразие и «одинаковость» - признак моностилистической, тоталитарной культуры, однако их принципиальная некогерентность, разновекторная направленность и антагонистичность - признак кризисного социума.
  3. Смысловая сфера культуры представляет собой систему, определяющую восприятие, понимание и истолкование ценностей, идеалов, значений и концептов, которые организуют и направляют человеческую деятельность. Смысловая сфера культуры является самовоспроизводящейся системой, которая дает возможность как обновления, так и репродуктивного воспроизводства культуры и наследования социальной памяти.
  4. Специфика того или иного исторического этапа развития культуры зависит не только от ценностно-содержательной картины мира, но и от структурно-иерархического «выстраивания» идеалов, мотивов, ориентаций индивида, организующих его поведение в социокультурном пространстве, от той «пирамиды» ценностей, которая существует в обществе и трансформируется в различных его сферах. Смысл в качестве содержательной формы является воплощением «механизма» динамики и статики культуры, ибо фиксирует, охватывает собой все уровни человеческой индивидуальности (от эмоционального переживания до высокой рефлексии и способности к осознанному поступку) и определяет в неявной форме характер взаимодействия людей и с этой точки зрения есть черта (или совокупность черт) любого культурного объекта.
  5. Исходя из того, что смысл во всех его проявлениях есть универсальная самоорганизационная форма культуры, то основной внутренней причиной его деградации, упрощения, дезорганизации и т.д. является нарастание противоречия между формой и содержанием культуры.
  6. Разрушение ценностной иерархии культуры является «ключом» к пониманию ее кризисной смысловой динамики. Смысл как форма в качестве устойчивого мотивационного и идентификационного комплекса позволяет людям входить в единое коммуникативное пространство, понимать друг друга и получать ожидаемую реакцию со стороны социума. Именно в смысле как культурной форме фиксируются диспозиция «высших» и «низших» ценностей, расшифровка которой позволяет понять скрытые от постороннего взгляда неявные и латентные закономерности человеческих интеракций.
  7. Следует иметь в виду, что динамика социального содержания жизненных процессов имеет важнейшее значение для выявления разрушения одних смыслов и возникновения новых смыслов культуры.
  8. Кризисная динамика смысловой сферы культуры связана с другой важной чертой смысла как культурной формы, заключающейся в том, что он очерчивает границы существования и развития культуры. Вне них - «культурный вакуум», отсутствие смысла, бессмылица, но не абсурд, который вполне может быть вписан в культуру (например, у Тертуллиана). Нормативная сфера культуры фиксирует определенные границы поведения, деятельности, выход за которые ввергает индивида в бессмыслицу. Культура изначально возникает как граница, запрет (табу), ее «расшатывание» начинается с устранения разграничения между одобряемым и неодобряемым обществом поведением (и действиями) индивида. Именно то, что признано в социуме как запрет, идентифицирует принадлежность к той или иной социокультурной группе через их представление о нежелательном и не-должном. Культурные ограничения стандартизируют поведение индивида, не дают ему возможности покинуть «поле культуры», минимизируя роль случайностей, субъективных мотивов.
  9. Кризисная динамика смысла ведет, прежде всего, к разрушению основы для взаимопонимания людей, каковое возможно только через поиск единых мотивов и целей в коммуникативном акте, очерченных смысловым полем культуры.
  10. Открытые и явные признаки кризиса и разрушения смысловой сферы культуры «подготавливаются» в ходе длительного, «незаметного для глаз», латентного процесса деградации.
  11. К специфическим чертам кризисной динамики смысловой сферы культуры относится ее длительный и стохастический характер. Изменения в смысловой сфере носят стохастический, прерывно-непрерывный характер, поэтому их обнаружение возможно только в определенные исторические периоды или во время «знаковых» событий.
  12. Общество, в котором существуют социальные механизмы продуцирования противостоящих друг другу культурных смыслов, различных вариантов иерархического упорядочивания ценностей, идеалов, символических ориентаций и предпочтений, находится в состоянии острого кризиса. В зависимости от того, что признается высшей ценностью в данной структуре, происходит ли отказ от универсальных, в определенной степени трансцендентальных культурных ориентиров, вся остальная система культурных концептов претерпевает существенные изменения.
  13. Деградация, архаизация, кризис смыслов являются модусами, формами социокультурной динамики, но, существуя как процессы, не являются элементами структуры смысловой сферы культуры.
  14. Деструкция смыслов культуры и их возрождение связаны, прежде всего, с индивидуальной духовной практикой, ибо социальный порядок и социальные институты, «ответственные» за сохранение и действенность ядра культуры, в условиях социетального кризиса оказываются разрушенными. Перед человеком вновь и вновь ставится проблема выбора и свобода его, как считал Э.Фромм, неотделима от индивидуальной ответственности. В разных исторических условиях субъектами «внесения» в мир новых культурных смыслов или их активного разрушения и деградации становятся представители разных социокультурных групп, разных социопсихологических типов.
  15. Понятия «кризис», «катастрофа» и «деградация» в значительной степени связаны друг с другом, тождественны, но и различаются, отличны друг от друга. С субъективной точки зрения катастрофа, как правило, воспринимается как нечто внешнее, внезапным и разрушительным образом влияющее на человека, его образ жизни. Деградация представляет собой процесс, связанный прежде всего с количественными изменениями, в ходе которого происходит деструкция в социальной, смысловой, ценностной сферах, образе жизни, экономической ситуации и т.д. Деградационные процессы, как правило, не рефлексируются, менее заметны для участников этих процессов, хотя потенциально они содержат в себе возможности катастрофических сдвигов. Катастрофа может поражать целые социальные институты (например, гибель государства в эпоху революции). Однако подобные катастрофические явления «подготовлены» длительными деградационными и кризисными процессами, происходящими в социальной, культурной, экономической жизни.
  16. Смыслосфера кризисного социума, «смутного времени» характеризуется одновременным существованием различных модусов кризисной динамики культурных смыслов.
  17. Кризисный процесс смысловой сферы культуры представляет собой понижение уровня сложности, развитости, системно-иерархической структурированности, полифункциональности исторически определенной смысловой системы в целом или отдельных её элементов. Это может привести к «смысловому вакууму», что означает не отсутствие культурных ценностей (общество вне культуры - нонсенс), а потерю членами данного сообщества смысла как достигнутой в данном обществе высшей формы организации культурных взаимодействий, общего поля культурного понимания, разрушение иерархии ценностей, потерю базовых идеалов. В результате возрождаются старые, давно пройденные в ходе исторического развития архаические смыслы культуры, т.е. примитивные, доцивилизационные формы, структурирующие иерархию ценностей и в результате этого изменяющие их значимость и содержание. Речь, таким образом, не идет о возрождении архаики в чистом виде, а об архаическом перекодировании существующих ориентаций и ценностей.
  18. Объективные смысловые элементы соединяются в единое целое, выполняя особую функцию при интерпретации смысла человеческой деятельности, ибо они существуют «заранее» в качестве интерпретативных схем. Не следует думать, что индивидуальные смыслы обладают внутренней согласованностью, системностью и каузальной взаимоувязкой. Индивид по разным смысловым схемам может оценивать факты из различных сфер своей жизни, в результате чего могут возникать выводы и утверждения, не совместимые друг с другом. Культурные смыслы, которые организуют и упорядочивают жизнедеятельность субъекта в различных сферах его социальности, могут строиться на достаточно разных основаниях. Эти индивидуальные смыслы «вовлекают» в свою сферу содержание, расположенное на различных «этажах» жизненного мира человека, и люди часто не осознают те модификации, которые возникают при переходе с одного уровня на другой. Логика субъективного смысла весьма далека от однозначной аристотелевской и, скорее, подчиняется законам вероятностной логики или логики дополнительности.
  19. Существует и пространство неактуализированных смыслов, находящихся в «запасниках» культуры. Этот невостребованный на данный исторический момент тезаурус культурных смыслов с течением времени не только накапливается, но и в кризисные эпохи интенсивно переструктурируется, переинтерпретируется и вводится в живой культурный оборот. Можно говорить о смысловых пространствах мифологии, религии, искусства, науки и т.п., в рамках которых действуют различные «наборы» смыслообразов, смысловых культурем, рефлексивных смыслов и т.д. Особое значение имеет художественная культура, где создаются особые культурные образования, так называемые имагиомы.
  20. Нечёткость, зыбкость и неотрефлексированность действующей в данном сообществе системы смыслов и смыслообразов позволяет каждому переинтерпретировать и обновлять ее (конечно, в определенных пределах и границах) в соответствии с личностными установками и индивидуальными особенностями, что является мощным источником обновления смысловой сферы культуры.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Смысловая динамика культуры в кризисном обществе. – М.: Соц-гуманит. знания, 2007 - 7 п.л.

2. Смысловая сфера культуры: проблемы кризисного развития. –Краснодар: издво Краснодарского госуд. аграрного ун-та, 2008. –10,7 п.л.

Статьи в журналах из списка ВАК

3.Концепт «предприниматель» в культурной картине мира современных россиян// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Основные аспекты философских и культорологических исследований. Спецвыпуск. 2007. – С. 60-63. – 0,5 п.л.

4.Динамика смысла как культурной формы// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 2. – С.119-122. – 0,4 п.л.

5.Кризисное общество и динамика «запретительной» сферы культуры// Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4 - С. 116-121. – 0,4 п.л.

6. Динамика смыслов культуры в кризисно-транзитивном социуме// Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4 - С. 103-110. (в соавт.) - 0,5/ 0,25.

7.Культура как активный фактор антикризисного развития.// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. – С.101-104. (в соавт.). – 0,25 п.л.

8.Смыслы культуры и кризис культуры// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. - С.104-107. – 0,25 п.л.

9. Кризисные и деградационные процессы в культуре: междисциплинарный подход// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 3. – 0,5 п.л.

10. Образность смысла и смысл образа в культуре//Культурная жизнь юга России. 2008. № 3. – 10,5с. – 0,45 п.л.

Статьи в журналах, научных сборниках и материалах конференций

11.Понятие социокультурной деградации// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 тт. Т.2.- Ростов-на-Дону, 2002. – С.315-316. – 0,1 п.л.

12.Проблемы социальной адаптации молодёжи в современных условиях//Молодёжь в современном российском обществе: Материалы научно-практической конференции (27 мая 2002 г.). – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003.- С.15-17. – 0,2 п.л.

13. Социологический портрет курса (по результатам социологического исследования).// Молодёжь в современном российском обществе: Материалы научно-практической конференции (27 мая 2002 г.). – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003.- С.25-27. (в соавт.) - 0,2 / 0, 1 п.л.

14. Деградационные процессы в России: стабильное и нестабильное общество// Неуёмная Россия. В 2 т. Т.1. – М.; Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2003. – С.277 – 283. – 0,4 п.л.

15. Деградация в общественном и личностном аспектах.- Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003. – 36 с. – 2,2 п.л.

16. Архаизация как форма социокультурной деградации. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003. – 24 с. (в соавт.) - 1,5 / 0,75

17. Самосознание деградирующего индивида. - Личность в историческом процессе: Сборник научных трудов кафедры философии, истории и политологии. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2003. – С.74-78. – 0,3 п.л.

18. Ценностная структура массового сознания молодёжи // Этнос и общечеловеческие ценности: Материалы межвузовской научно-практической конференции (22-23 мая 2003 г.) – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – С.79-83. – 0,3 п.л.

19. Политические лидеры и партии глазами современной российской молодёжи // Политические лидеры и партии глазами современной российской молодёжи: Материалы научно-практической конференции (13 апреля 2004 г.) – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – С.99-103. (в соавт.). - 0,6 / 0,3 п.л.

20. Культура безопасности// Современные проблемы национальной безопасности России: Материалы научной конференции (21 мая 2004 г.) – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – С.41-43. – 0,4 п.л.

21. Деградационные и кризисные процессы в культуре. - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2006 – 46 с. – 2,9 п.л.

22. Архаизация как социокультурный процесс// Русская культура в системе ценностных ориентаций современного глобализированного мира: Материалы международной научно-практической конференции ( ноябрь 2006 г.)- Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2007. – С.180-186. – 0,4 п.л.

23. Ценностные ориентиры российских предпринимателей// Россия и глобальные экономические процессы: инвестиционный климат и инновации: Сборник материалов международной научно-практической конференции ( 27 февраля 2007 г.). – Ростов-на- Дону: Ростовский международный институт экономики и управления, 2007. – С.67-69. – 0,4 п.л.

24. К вопросу о деградационных и архаизированных процессах в российской культуре на современном этапе// Обеспечение экономического роста России в условиях глобализации: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. – Ростов-на-Дону, Эверест, 2007. – С.7-11. – 0,3 п.л.

25. Динамика смыслов культуры. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2007. – 28 с. – 1 п.л.

26. Инновационный потенциал смыслов культуры //Наука, творчество, инновации, успех: Материалы международной научно-практической конференции (сентябрь 2007) - Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2008. – С.129-132. – 0,2 п.л.

27. Практикум по истории Отечества. - Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – 86 с. (в соавт.) - 2,5/ 0,8.

28. Практикум по политологии. - Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – 70 с. (в соавт.) - 2/ 0,6.