- Человек входит в мир культуры и «конструирует» индивидуальную культурную картину мира, исходя из собственного потока жизненных впечатлений, где рационально-логическое отношение к действительности играет далеко не первую роль. Смысл как организующая форма иерархии ценностей и предпочтений субъекта никогда не существует у него в чистом, отрефлексированном виде - но, прежде всего, в виде эмоционального образа, своего рода идеального прототипического способа деятельности, представленного в предметном виде, в том числе, в качестве символов. Жизненные цели человека «спрятаны» в глубине нерефлексируемых образов, эмоциональных желаний, эстетических предпочтений.
- В культурологии и философии культуры следует особо выделить понятие «смыслообраз», фиксирующее когнитивную представленность, бытийность смысла в реальном жизненном мире, обыденном сознании индивида, чьи представления об иерархии ценностей и идеалов может разительным образом отличаться от его интеллектуальных высказываний и умозаключений. Образы смыслов и направляют, и координируют жизнедеятельность как человеческого сообщества в целом, так и отдельных его представителей. Их монотонное единообразие и «одинаковость» - признак моностилистической, тоталитарной культуры, однако их принципиальная некогерентность, разновекторная направленность и антагонистичность - признак кризисного социума.
- Смысловая сфера культуры представляет собой систему, определяющую восприятие, понимание и истолкование ценностей, идеалов, значений и концептов, которые организуют и направляют человеческую деятельность. Смысловая сфера культуры является самовоспроизводящейся системой, которая дает возможность как обновления, так и репродуктивного воспроизводства культуры и наследования социальной памяти.
- Специфика того или иного исторического этапа развития культуры зависит не только от ценностно-содержательной картины мира, но и от структурно-иерархического «выстраивания» идеалов, мотивов, ориентаций индивида, организующих его поведение в социокультурном пространстве, от той «пирамиды» ценностей, которая существует в обществе и трансформируется в различных его сферах. Смысл в качестве содержательной формы является воплощением «механизма» динамики и статики культуры, ибо фиксирует, охватывает собой все уровни человеческой индивидуальности (от эмоционального переживания до высокой рефлексии и способности к осознанному поступку) и определяет в неявной форме характер взаимодействия людей и с этой точки зрения есть черта (или совокупность черт) любого культурного объекта.
- Исходя из того, что смысл во всех его проявлениях есть универсальная самоорганизационная форма культуры, то основной внутренней причиной его деградации, упрощения, дезорганизации и т.д. является нарастание противоречия между формой и содержанием культуры.
- Разрушение ценностной иерархии культуры является «ключом» к пониманию ее кризисной смысловой динамики. Смысл как форма в качестве устойчивого мотивационного и идентификационного комплекса позволяет людям входить в единое коммуникативное пространство, понимать друг друга и получать ожидаемую реакцию со стороны социума. Именно в смысле как культурной форме фиксируются диспозиция «высших» и «низших» ценностей, расшифровка которой позволяет понять скрытые от постороннего взгляда неявные и латентные закономерности человеческих интеракций.
- Следует иметь в виду, что динамика социального содержания жизненных процессов имеет важнейшее значение для выявления разрушения одних смыслов и возникновения новых смыслов культуры.
- Кризисная динамика смысловой сферы культуры связана с другой важной чертой смысла как культурной формы, заключающейся в том, что он очерчивает границы существования и развития культуры. Вне них - «культурный вакуум», отсутствие смысла, бессмылица, но не абсурд, который вполне может быть вписан в культуру (например, у Тертуллиана). Нормативная сфера культуры фиксирует определенные границы поведения, деятельности, выход за которые ввергает индивида в бессмыслицу. Культура изначально возникает как граница, запрет (табу), ее «расшатывание» начинается с устранения разграничения между одобряемым и неодобряемым обществом поведением (и действиями) индивида. Именно то, что признано в социуме как запрет, идентифицирует принадлежность к той или иной социокультурной группе через их представление о нежелательном и не-должном. Культурные ограничения стандартизируют поведение индивида, не дают ему возможности покинуть «поле культуры», минимизируя роль случайностей, субъективных мотивов.
- Кризисная динамика смысла ведет, прежде всего, к разрушению основы для взаимопонимания людей, каковое возможно только через поиск единых мотивов и целей в коммуникативном акте, очерченных смысловым полем культуры.
- Открытые и явные признаки кризиса и разрушения смысловой сферы культуры «подготавливаются» в ходе длительного, «незаметного для глаз», латентного процесса деградации.
- К специфическим чертам кризисной динамики смысловой сферы культуры относится ее длительный и стохастический характер. Изменения в смысловой сфере носят стохастический, прерывно-непрерывный характер, поэтому их обнаружение возможно только в определенные исторические периоды или во время «знаковых» событий.
- Общество, в котором существуют социальные механизмы продуцирования противостоящих друг другу культурных смыслов, различных вариантов иерархического упорядочивания ценностей, идеалов, символических ориентаций и предпочтений, находится в состоянии острого кризиса. В зависимости от того, что признается высшей ценностью в данной структуре, происходит ли отказ от универсальных, в определенной степени трансцендентальных культурных ориентиров, вся остальная система культурных концептов претерпевает существенные изменения.
- Деградация, архаизация, кризис смыслов являются модусами, формами социокультурной динамики, но, существуя как процессы, не являются элементами структуры смысловой сферы культуры.
- Деструкция смыслов культуры и их возрождение связаны, прежде всего, с индивидуальной духовной практикой, ибо социальный порядок и социальные институты, «ответственные» за сохранение и действенность ядра культуры, в условиях социетального кризиса оказываются разрушенными. Перед человеком вновь и вновь ставится проблема выбора и свобода его, как считал Э.Фромм, неотделима от индивидуальной ответственности. В разных исторических условиях субъектами «внесения» в мир новых культурных смыслов или их активного разрушения и деградации становятся представители разных социокультурных групп, разных социопсихологических типов.
- Понятия «кризис», «катастрофа» и «деградация» в значительной степени связаны друг с другом, тождественны, но и различаются, отличны друг от друга. С субъективной точки зрения катастрофа, как правило, воспринимается как нечто внешнее, внезапным и разрушительным образом влияющее на человека, его образ жизни. Деградация представляет собой процесс, связанный прежде всего с количественными изменениями, в ходе которого происходит деструкция в социальной, смысловой, ценностной сферах, образе жизни, экономической ситуации и т.д. Деградационные процессы, как правило, не рефлексируются, менее заметны для участников этих процессов, хотя потенциально они содержат в себе возможности катастрофических сдвигов. Катастрофа может поражать целые социальные институты (например, гибель государства в эпоху революции). Однако подобные катастрофические явления «подготовлены» длительными деградационными и кризисными процессами, происходящими в социальной, культурной, экономической жизни.
- Смыслосфера кризисного социума, «смутного времени» характеризуется одновременным существованием различных модусов кризисной динамики культурных смыслов.
- Кризисный процесс смысловой сферы культуры представляет собой понижение уровня сложности, развитости, системно-иерархической структурированности, полифункциональности исторически определенной смысловой системы в целом или отдельных её элементов. Это может привести к «смысловому вакууму», что означает не отсутствие культурных ценностей (общество вне культуры - нонсенс), а потерю членами данного сообщества смысла как достигнутой в данном обществе высшей формы организации культурных взаимодействий, общего поля культурного понимания, разрушение иерархии ценностей, потерю базовых идеалов. В результате возрождаются старые, давно пройденные в ходе исторического развития архаические смыслы культуры, т.е. примитивные, доцивилизационные формы, структурирующие иерархию ценностей и в результате этого изменяющие их значимость и содержание. Речь, таким образом, не идет о возрождении архаики в чистом виде, а об архаическом перекодировании существующих ориентаций и ценностей.
- Объективные смысловые элементы соединяются в единое целое, выполняя особую функцию при интерпретации смысла человеческой деятельности, ибо они существуют «заранее» в качестве интерпретативных схем. Не следует думать, что индивидуальные смыслы обладают внутренней согласованностью, системностью и каузальной взаимоувязкой. Индивид по разным смысловым схемам может оценивать факты из различных сфер своей жизни, в результате чего могут возникать выводы и утверждения, не совместимые друг с другом. Культурные смыслы, которые организуют и упорядочивают жизнедеятельность субъекта в различных сферах его социальности, могут строиться на достаточно разных основаниях. Эти индивидуальные смыслы «вовлекают» в свою сферу содержание, расположенное на различных «этажах» жизненного мира человека, и люди часто не осознают те модификации, которые возникают при переходе с одного уровня на другой. Логика субъективного смысла весьма далека от однозначной аристотелевской и, скорее, подчиняется законам вероятностной логики или логики дополнительности.
- Существует и пространство неактуализированных смыслов, находящихся в «запасниках» культуры. Этот невостребованный на данный исторический момент тезаурус культурных смыслов с течением времени не только накапливается, но и в кризисные эпохи интенсивно переструктурируется, переинтерпретируется и вводится в живой культурный оборот. Можно говорить о смысловых пространствах мифологии, религии, искусства, науки и т.п., в рамках которых действуют различные «наборы» смыслообразов, смысловых культурем, рефлексивных смыслов и т.д. Особое значение имеет художественная культура, где создаются особые культурные образования, так называемые имагиомы.
- Нечёткость, зыбкость и неотрефлексированность действующей в данном сообществе системы смыслов и смыслообразов позволяет каждому переинтерпретировать и обновлять ее (конечно, в определенных пределах и границах) в соответствии с личностными установками и индивидуальными особенностями, что является мощным источником обновления смысловой сферы культуры.
1. Смысловая динамика культуры в кризисном обществе. – М.: Соц-гуманит. знания, 2007 - 7 п.л.
2. Смысловая сфера культуры: проблемы кризисного развития. –Краснодар: издво Краснодарского госуд. аграрного ун-та, 2008. –10,7 п.л.
Статьи в журналах из списка ВАК
3.Концепт «предприниматель» в культурной картине мира современных россиян// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Основные аспекты философских и культорологических исследований. Спецвыпуск. 2007. – С. 60-63. – 0,5 п.л.
4.Динамика смысла как культурной формы// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 2. – С.119-122. – 0,4 п.л.
5.Кризисное общество и динамика «запретительной» сферы культуры// Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4 - С. 116-121. – 0,4 п.л.
6. Динамика смыслов культуры в кризисно-транзитивном социуме// Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4 - С. 103-110. (в соавт.) - 0,5/ 0,25.
7.Культура как активный фактор антикризисного развития.// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. – С.101-104. (в соавт.). – 0,25 п.л.
8.Смыслы культуры и кризис культуры// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. - С.104-107. – 0,25 п.л.
9. Кризисные и деградационные процессы в культуре: междисциплинарный подход// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 3. – 0,5 п.л.
10. Образность смысла и смысл образа в культуре//Культурная жизнь юга России. 2008. № 3. – 10,5с. – 0,45 п.л.
Статьи в журналах, научных сборниках и материалах конференций
11.Понятие социокультурной деградации// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 тт. Т.2.- Ростов-на-Дону, 2002. – С.315-316. – 0,1 п.л.
12.Проблемы социальной адаптации молодёжи в современных условиях//Молодёжь в современном российском обществе: Материалы научно-практической конференции (27 мая 2002 г.). – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003.- С.15-17. – 0,2 п.л.
13. Социологический портрет курса (по результатам социологического исследования).// Молодёжь в современном российском обществе: Материалы научно-практической конференции (27 мая 2002 г.). – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003.- С.25-27. (в соавт.) - 0,2 / 0, 1 п.л.
14. Деградационные процессы в России: стабильное и нестабильное общество// Неуёмная Россия. В 2 т. Т.1. – М.; Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2003. – С.277 – 283. – 0,4 п.л.
15. Деградация в общественном и личностном аспектах.- Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003. – 36 с. – 2,2 п.л.
16. Архаизация как форма социокультурной деградации. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003. – 24 с. (в соавт.) - 1,5 / 0,75
17. Самосознание деградирующего индивида. - Личность в историческом процессе: Сборник научных трудов кафедры философии, истории и политологии. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2003. – С.74-78. – 0,3 п.л.
18. Ценностная структура массового сознания молодёжи // Этнос и общечеловеческие ценности: Материалы межвузовской научно-практической конференции (22-23 мая 2003 г.) – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – С.79-83. – 0,3 п.л.
19. Политические лидеры и партии глазами современной российской молодёжи // Политические лидеры и партии глазами современной российской молодёжи: Материалы научно-практической конференции (13 апреля 2004 г.) – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – С.99-103. (в соавт.). - 0,6 / 0,3 п.л.
20. Культура безопасности// Современные проблемы национальной безопасности России: Материалы научной конференции (21 мая 2004 г.) – Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – С.41-43. – 0,4 п.л.
21. Деградационные и кризисные процессы в культуре. - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2006 – 46 с. – 2,9 п.л.
22. Архаизация как социокультурный процесс// Русская культура в системе ценностных ориентаций современного глобализированного мира: Материалы международной научно-практической конференции ( ноябрь 2006 г.)- Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2007. – С.180-186. – 0,4 п.л.
23. Ценностные ориентиры российских предпринимателей// Россия и глобальные экономические процессы: инвестиционный климат и инновации: Сборник материалов международной научно-практической конференции ( 27 февраля 2007 г.). – Ростов-на- Дону: Ростовский международный институт экономики и управления, 2007. – С.67-69. – 0,4 п.л.
24. К вопросу о деградационных и архаизированных процессах в российской культуре на современном этапе// Обеспечение экономического роста России в условиях глобализации: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. – Ростов-на-Дону, Эверест, 2007. – С.7-11. – 0,3 п.л.
25. Динамика смыслов культуры. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2007. – 28 с. – 1 п.л.
26. Инновационный потенциал смыслов культуры //Наука, творчество, инновации, успех: Материалы международной научно-практической конференции (сентябрь 2007) - Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2008. – С.129-132. – 0,2 п.л.
27. Практикум по истории Отечества. - Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – 86 с. (в соавт.) - 2,5/ 0,8.
28. Практикум по политологии. - Краснодар: Издательство Кубанского государственного аграрного университета, 2005. – 70 с. (в соавт.) - 2/ 0,6.