-
В течение XIX - начала XX века в России возникло и получило развитие вполне оригинальное и самостоятельное в рамках европейской философской традиции направление философии религии, использовавшее ряд подходов и процедур, которые впоследствии стали называться феноменологическими, но характеризующееся гораздо большим, чем классическая феноменология религии, восходящим к немецкой классике, историзмом. Оно стало основой для целого ряда более частных исследований по истории, психологии и социологии религии и, вследствие объективных исторических обстоятельств, далеко не реализовало вполне свой исследовательский потенциал.
-
Постепенное развитие концептуального и методологического аппарата философского изучения религии, привело к становлению (как правило на основе христианского платонизма) подходов, по многим параметрам близких к таким направлениям западной мысли, как философия жизни, философская феноменология, феноменология религии, философская герменевтика, психоанализ.
-
В XIX - начале XX в. в России шел интенсивный процесс становления философии религии как особой дисциплины, имела место преемственность в постановке вопросов и развитии или пересмотре основных идей, происходило накопление и уточнение философского знания о религии, развитие соответствующего терминологического аппарата.
-
Несмотря на отмеченные в работе элементы прерывности, присущие этому развитию, можно говорить о наличии воспроизводившейся на каждом его этапе совокупности основных черт, характеризующих как развивавшиеся в рамках этой традиции основные творческие позиции, так и собственно философскую мысль их представителей. Данные черты задают определенный устойчивый тип философии религии, который, при всем своем своеобразии, может рассматриваться как один из вариантов общеевропейской традиции философского изучения религии.
-
В рамках этой философии на протяжении XIX - начала XX века было осуществлено последовательное переосмысление как основных религиозных понятий и представлений, так и соответствующей этим понятиям и представлениям церковной практики. Истоком этого переосмысления было непосредственное и непроизвольное ощущение неэффективности и, в религиозном смысле, недостаточности и обмирщенности сложившейся интерпретации этих представлений и практик.
-
Русские мыслители подвергли радикальному пересмотру ряд существенных предпосылок философского и богословского рассмотрения религии, характерных, как для эпохи Просвещения, так и для более ранних эпох, прежде всего, Средневековья. Данный пересмотр коснулся главным образом, свойственным мысли этих эпох моментов чрезмерной рационализации религиозного опыта.
-
В основу этого переосмысления была положена реинтерпретированная определенным образом концепция естественной религии, отказ от жесткого противопоставления естественного и сверхъестественного, ставшие основой для новой интерпретации таких понятий как вера, откровение, догмат, религиозный опыт, миф, символ, аскеза и связанных с ними представлений о сущности и истории религии, месте христианства в этой истории, отношений веры и разума, религии и власти, религии и пола, религии и творчества, религии и атеизма и т.д.
1.Философское наследие И.В. Киреевского. Антропологический аспект. М., Изд-во ПСТГУ, 2007. 12 а.л.
2.Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. – 23,6 п.л.
Статьи и рецензии в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:
1.Проблема религиозного обращения в творчестве С.Л. Франка / Религиоведение. 2002, № 4. с. 39–51. — 1,1 п.л.
2.Философия религии Ю.Ф. Самарина / Религиоведение. 2004. № 2. С. 69–79. — 1 п.л.
3.Феномен религиозного обращения в античной философии / Религиоведение. 2006 № 1. С. 102–119. — 1,7 п.л.
4.Философия религии С.Л. Франка / Философские науки. № 3, 2007. С. 18–23. 0,25 а.л.
5.Философия религии раннего С.Л. Франка / Вестник Московского Государственного Университета. Сер. 7. Философия. № 5, 2007. С. 63–71. — 0,8 а.л.
6.Религиозный опыт, творчество и догмат в русской мысли начала XX века / Религиоведение. 2007, № 1. С. 128–142. — 1,25 а.л.
7.Философия религии В.С. Соловьева / Философские науки. № 11, 2007. С. 32¬–50. 1 а.л.
8.«Святое» в русской философской мысли и в западной феноменологии религии // Религиоведение. 2008. № 3. С. (в соавторстве с М.А. Пылаевым) — 0,9 п.л.
9.Проблемы философии религии в творчестве кн. С.Н. Трубецкого // Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. № 7/08. Сер. Философия. М., 2008. С. 151–164. — 0,9 п.л.
10.Новый замысел христианской философии // Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. № 7/08. Сер. Философия. М., 2008. С. 326–330. — 0,25 п.л.
Другие публикации:
1.Элементы психоанализа в философской публицистике С.Н. Булгакова. Тезисы / Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. М. 2001.
2.Элементы психоанализа в философской публицистике С.Н. Булгакова / Философия хозяйства, № 2, 2002. — 0,9 п.л.
3.Философия Ницше в интерпретации Л. Шестова. Проблема атеизма / Историко-философский ежегодник 2000. М., «Наука», 2002. С. 307–322. — 1,1 п.л.
4.Феномен религиозного обращения и его значение в истории русской мысли // История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып. 2, М, «Вузовская книга», 2003. С. 4-21. — 1 п.л.
5.[Статья в коллективном труде:] Западники // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М. Гардарики, 2004. С. 279–280. — 0,15 п.л.
6.[Статья в коллективном труде:] Славянофилы // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М. Гардарики, 2004. С. 773–774. — 0,2 п.л.
7.Концепт религиозного обращения в философии Вл. Соловьева / Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. № 2, 2004. С. 159–189. — 1,4 п.л.
8.Рефлексивные структуры религиозной традиции / Материалы XV ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. М., 2005. С. 164-169.
9.Славянофилы и И.В. Киреевский: становление исследовательских традиций / Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I-16-2006. С. 55-92. – 2,2 п.л.
10.[Рец. на:] Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 2005 // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I-16-2006. С. 171–175. — 0,25 п.л.
11.[Рец. на:] Фудель С.И. Собрание сочинений в 3-х т. М., 2005. Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I-16-2006. С. 175–178. — 0,2 п.л.
12.[Статьи в коллективном труде:] Андреев Д.Л.(45), Бакунин М.А.(89), Каппадокийцы (487-488), Карсавин Л.П.(494-495), Климент Александрийский(525-526), Лосский В.Н.(587), Лосский Н.О.(587-588), Обращение религиозное (714-715), Писарев Д.И.(763-764), Пифагореизм о религии (764), Религия и философия (901-903), Рикер П.(919), Самарин Ю.Ф. (947-948), Сократ (996), Трансцендирование (1076-1077), Трубецкой Е.Н. (1081-1082), Трубецкой С.Н. (1082), Флоровский Г.В.(1124), Шеллинг Ф.В.Й. (1197-1198), Шестов Л.И.(1198), Юркевич П.Д. (1237) // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: «Академический проект», 2006. — 2,1 п.л.
13.И.В. Киреевский и последующая русская философская традиция // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I-17-2006. С. 67–76. — 0,5 п.л.
14.[Рец. на:] Пылаев М.А. Западная феноменология религии. М., 2006 // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I:2(18). М., 2007. С. 179–183. — 0,25 п.л.
15.[Рец. на:] Марченко О.В. Григорий Сковорода и русская философская мысль XIX–XX веков. М., 2007 // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I:3(19). М., 2007. С. 160–164. — 0,25 п.л.
16.Вера и разум в философии религии Л.М. Лопатина // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Сер. Богословие. Философия. I:(4)20. М., 2007. С. 87–102. — 0,9 п.л.
17.Рецензия на книгу: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения // Религиоведение. 2007. № 4. С. 172–176. — 0,4 п.л.
18.Проблема атеизма в русской мысли к. XIX – нач. XX в. // Материалы XVIII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. М., 2008. С. 172–177. - 0,6 п.л.