-
Экономическая безопасность России, являясь частью национальной безопасности, представляет собой систему элементов, включая правопорядок, судебную защиту, экономическую свободу и другие, каждый из которых требует защиты, в том числе, посредством оперативно-розыскной деятельности, базируясь на научных основах.
-
Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения экономической безопасности России представляет собой систему, которая включает цель, ресурсы, необходимые для достижения цели, пути достижения цели, методы обоснования выбранного пути, что находит отражение при выработке соответствующей государственно-правовой формы реагирования на различные опасности.
-
Выбор оперативно-розыскной деятельности как средства адекватного реагирования на реальные угрозы экономической безопасности России обусловлен как характером опасности, одним из источников которой является организованная экономическая преступность, так и новым концептуальным подходом, базирующимся на современном восприятии оперативно-розыскной деятельности.
-
Новое восприятие оперативно-розыскной деятельности формируется путем смены оперативно-розыскной парадигмы, под которой понимается 13 сововокупность различных теорий, которые базируются на онтологических и гносеологических идеализациях и установках, распространенных в сыскном научном сообществе. Это позволяет на основе накопленных научных знаний изменить подход к пониманию оперативно-розыскной деятельности, рассматривая ее не как вспомогательную форму правоохранительной деятельности, а как самостоятельную деятельность правового характера, которая позволяет проводить скрытое расследование и масштабные операции стратегического характера.
-
Переход России к правовому государству, основанному на социальном капитале, предполагает отказ от тотального контроля над обществом, частью которого выступала оперативно-розыскная деятельность в рамках советской модели государственного устройства и выработку механизма скрытого контроля в криминальной среде. Принимая во внимание, что основным источником криминализации общественных отношений выступает организованная преступность, важной задачей выступает обеспечение действенного контроля посредством оперативно-розыскной деятельности с целью выработки оптимальной системы мер адекватного реагирования на эту угрозу, в частности на стратегическом уровне.
-
Стратегический уровень оперативно-розыскной деятельности предполагает обязательное включение аналитической составляющей, планирование и проведение широкомасштабных операций с привлечением сил и средств правоохранительных органов и спецслужб России с целью установления действенного контроля над организованной экономической преступностью. Стратегию контроля над организованной экономической преступностью целесообразно отразить на законодательном уровне. Предлагается это сделать в федеральном законе «О национальной безопасно-сти Российской Федерации».
-
В проекте федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации» соискатель предлагает конкретизировать угрозы национальной безопасности России, что позволит оперативным подразделениям направить свои усилии на сбор информации в отношении реальных опасностей, к которым относятся: ослабление законности и правопорядка; рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, нецелевое использование бюджетных средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина; нанесение ущерба экономической безопасности России, включая незаконное использование стратегических ресурсов страны; препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Россию, а также неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны.
-
Реализация подхода к оперативно-розыскной деятельности как к форме скрытого расследования потребует внесения изменений соответствующего характера в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ. В частности, предлагается дополнить перечень задач, решаемых в процессе оперативно-розыскной деятельности. С этой целью в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается после слов «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания», добавить фразу «свидетелей и имущества, добытого преступным путем». Статью 89 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Сведения, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, могут быть использованы в качестве доказательств». Соответствующие изменения потребуется внести и в статью 11 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности», изменив заголовок статьи и ее содержание. Так, предлагается назвать указанную статью «Использование сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскной деятельности».
-
Признание оперативно-розыскных мероприятий в качестве специальных методов расследования и сведений, полученных в результате их проведения как доказательств, в конечном итоге, позволит повысить уровень борьбы с организованной преступностью не только на национальном, но и на международном уровне, создав условия для эффективного международного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.
-
В рамках новой оперативно-розыскной парадигмы алгоритм функционирования оперативных подразделений должен позволять осуществлять подрыв экономических основ организованной преступности, в том числе путем поиска свидетелей и розыска имущества, полученного преступным путем. Как вариант соискатель предлагает рассмотреть вопрос о целесообразности создания на федеральном уровне самостоятельного правоприменительного органа, ответственного за обеспечение экономической безопасности России, наделенного правом осуществлять оперативно- розыскную деятельность для борьбы с организованной экономической преступностью, включая возможность его участия в международном сотрудничестве в этой сфере.
-
Усиление судебного контроля и прокурорского надзора за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, должно сочетаться с активным использованием оперативных экспериментов и специальных операций в оперативно-розыскной деятельности, включая использование фиктивных фирм для подрыва доверия внутри криминального сообщества. С этой целью в 15 перечень оперативно-розыскных мероприятий в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается включить п. 15 «Использование фиктивного юридического лица».
-
В рамках новой оперативно-розыскной парадигмы обеспечение экономической безопасности России предполагает возможность использования оперативно-розыскной деятельности для получения сведений о проявлениях организованной экономической преступности с целью последующего анализа новых тенденций в развитии организованной преступности, для выработки стратегических решений. Наряду с этим целесообразно рассматривать оперативно-розыскную деятельность уже не только как средство, обеспечивающее уголовно-процессуальную деятельность, но и как часть уголовного судопроизводства, которая может быть использована как при проведении скрытого расследования, так и для защиты участников уголовного судопроизводства.
1. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий /Отв. ред. А.Ю. Шумилов. — М.: Юрид. лит., 1994. —С. 102-108 (в соавт., доля авт. 0,2 п.л.). 47
2.Шарихин А.Е. Становление российской государственности: проблема перехода от безопасности экономики к экономической безопасности: Монография. — М: АНП ФСНП России, 2002. —187с.
3.Шарихин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении экономической безопасности России: проблемы и перспективы: Монография. — М.: Издательский домШумиловой И.И., 2006. —166 с.
Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК России
4.Шумилов А.Ю., Шарихин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность в России: к вопросу о природе и правовой основе //Труды Академии ФСБ России. — М., 1995, № 52. — С. 227-230 (доля авт. 0,4 п.л.).
5.Шарихин А.Е. К вопросу о юридическом мировоззрении: переход от борьбы с преступностью к контролю над ней //Государство и право. — 2003. — № 10. — С.12-14.
6.Шарихин А.Е. К вопросу о формах борьбы с преступностью в различных моделях государственного устройства //Российский следователь. 2006. — № 6. — С.49-50.
7. Шарихин А.Е. Стратегия борьбы с организованной экономической преступностью: от противодействия к контролю //Налоговая политика и практика. — 2006. — № 10. — С. 40- 43.
8.Шарихин А.Е. К вопросу о необходимости разработки федерального закона О национальной безопасности России //Вестник МВД России. — 2006. — № 6. — С.61-63.
9.Шарихин А.Е. К вопросу о новой стратегии борьбы с преступностью//Вестник МВД России. — 2006. — № 7. — С.80-81.
10. Шарихин А.Е. Обеспечение экономической безопасности: синергетический подход //Налоговая политика и практика. — 2006.— № 12. — С. 36-39.
11. Шарихин А.Е.О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией //Закон и право. — 2006. — № 12. — С. 14-15.
12. Шарихин А.Е. К вопросу о роли целеполагания в обеспечении экономической безопасности России //Черные дыры в Российском Законодательстве. — 2007. — № 1. — С.193-196.
Иные научные публикации
13. Шарихин А.Е. К вопросу о соотношении опознания и узнавания в криминалистической идентификации личности по признакам внешности //Криминалистические чтения: Сб. рефератов научных сообщений на теоретическом семинаре /Гамза В.А. ВШ. КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. — М., 1990. — Вып. 8. — С.115-123.
14. Шарихин А.Е. Психологические аспекты индивидуализации занятий по криминалистической идентификации личности по признакам внешности 48 //Актуальные проблемы индивидуализации обучения слушателей Материалы научно-методической конференции 06.02.91. ВШ КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского — М., 1991. —С.122-142.
15. Шарихин А.Е. Использование возможностей наружного наблюдения в оперативно-розыскном установлении личности в чрезвычайной обстановке //Проблемы борьбы контрразведки с подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств, зарубежных подрывных центров и антиконституционных элементов в чрезвычайной обстановке: Сб. научных статей ВШМБ РФ. СК-М. — М., 1992. — Вып. 1. — С. 141-156.
16. Шарихин А.Е. Исторический аспект организации взаимодействия правоохранительных органов различных стран в борьбе с преступностью (на примере создания Интерпола) //Вестник Академии ФСК РФ. — М., 1994. Вып. 3. — С. 213-218.
17. Шарихин А.Е. К вопросу об обязанностях органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность //Актуальные вопросы правового обеспечения государственной безопасности в современных условиях: Сб. научных статей /Сост. Ю.Е. Левев, И.Е. Сорокин. Академия МБ РФ СК-3. — М., 1994. — Вып. 6. —С.185-201.
18. Шумилов А.Ю., Шарихин А.Е. Комментируя законные правила содействия лиц государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность //Актуальные вопросы правового обеспечения государственной безопасности в современных условиях: Сб. научных статей /Сост. Ю.Е. Левев,И.Е. Сорокин. — М.: Академия МБ РФ, 1994. — Вып. 6. — С. 202-210.(доля
авт. 0,4 п.л.).
19. Шарихин А. Е. Безопасность как сфера деятельности и философская категория //Актуальные проблемы безопасности Российской Федерации: теория и учебный процесс: (сборник научных статей преподавателей и адъюнктов /Сост. А.Е. Шарихин Академия ФСК РФ. — М., 1994. Вып. № 5. —С. 20-47.
20. Шарихин А.Е. Безопасность Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы //Методологический подход к определению понятия «противник контрразведки» в современных условиях: Материалы межкафедрального научно-методического семинара /Академия ФСБ России. НКО. — М., 1996. —С. 71-96.
21. Шарихин А.Е. Безопасность к-ак философская категория //Безопасность. 1996. № 6. —С. 106-108.
22. Шарихин А.Е. Таможенная политика и модель безопасности Российской Федерации //Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики в России: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. — М.: РТА, 1996. —С.54-55.
23. Шарихин А. Е. Теория оперативно-розыскной деятельности как новое научное направление //Теория методология и практика таможенного дела: Сб. научных трудов. В 2-х ч. Ч. 2 /Под науч. ред. Н. М. Блинова. — М.: РИО РТА, 1996. —С.261-266.
49
24. Шарихин А.Е. Федеральная программа развития таможенной службы и рычаги ее реализации //Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр. В 2-х Ч.2 /Под науч. ред. Н. М. Блинова. — М., РИО РТА, 1997. — С. 285-289.
25. Шарихин А.Е. Идентификационная и правовая природа оперативного опознания //Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности и специальной дидактики: Сб. научных статей преподавателей кафедры и слушателей спецфакультета Академии ФСБ России, каф. № 61. — М., 1997. — Вып. 2. — С.115-123.
26. Шарихин А.Е. Эффект когнитивного диссонанса в процессе преподавания специальных дисциплин в современных условиях //Актуальные проблемы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: Сб. тезисов выступлений на конференции Академии ФСБ России, кафедра № 6. — М., 1997. —С.272-275.
27. Шарихин А.Е. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Сб. научных статей преподавателей кафедры № 61 и слушателей /Академия ФСБ России. — М., 1997. Вып. № 2. —С.147-155.
28. Шарихин А. Е. О выработке основ концептуального подхода к проблемам теории оперативно-розыскной деятельности //Проблемы формирования уголовно-розыскного права (актуальные вопросы регулирования
оперативно-розыскной, контрразведывательной, частной сыскной, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной деятельности): Вневедомственный сборник научных работ /Под общ. ред. докт. юрид. наук А. Ю. Шумилова. Вып. 1. — М., 1998. —С. 72-75.
29. Шарихин А.Е. О правовом государстве, экономической безопасности и оперативно-розыскной деятельности //Проблемы формирования уголовно-розыскного права: Вневедомственный сборник научных работ. — М., 1999. Вып. 2. —С.107-115.
30. Шарихин А.Е. Место оперативно-розыскной деятельности в обеспечении экономической безопасности: В сб. Роль федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации: Опыт работы территориальных органов ФСНП России /Материалы научно-практической конференции «Экономическая безопасность и роль
федеральных органов налоговой полиции в ее обеспечении». — М., 1999. — С.15-27.
31. Шарихин А.Е. Методологические проблемы экономической безопасности как структурного звена национальной безопасности России //Экономическая безопасность Российской Федерации и роль органов налоговой полиции в ее обеспечении: Материалы научно-практической конференции (18 ноября 1999 г.). — М.: ИПК АНП ФСНП России, 2000. —С.6-28.
32. Шарихин А.Е. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: некоторые нерешенные вопросы и перспективы //Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Актуальные вопросы обнаружения преступлений с помощью негласных возможностей). Вневедомственный сборник научных работ. — М., 2000. — Вып. 3. —С. 136-139.
33. Шарихин А.Е. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности: проблемы, тенденции и перспективы //Проблемы формирования уголовно-разыскного права. (Десять лет российскому оперативно-розыскному
закону): Вневедомственный сборник научных работ.— М., 2002.— Вып. 5. — С.131-135.
34. Шарихин А.Е., Шикунова О.Г. О концептуальном подходе к развитию федеральных органов налоговой полиции //Вестник Академии налоговой полиции — М. 2003. № 3. —С. 372-382 (доля авт. 0,2 п.л.).
35. Шарихин А.Е. От экстенсивной системы показателей оперативно-служебной деятельности налоговой полиции к оптимальной //Современные тенденции в обеспечении экономической безопасности и стратегия развития
органов противодействия налоговой преступности (опыт ФСНП России 2000 — 2002 гг.): Сборник материалов научно-практич. конф. (28 июня 2002 г.): В 2-х т. Т. 2. — М. Изд-во АЭБ МВД России, 2004. — С.225-233.
36. Шарихин А.Е. К вопросу о принципах уголовного судопроизводства в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации //Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практич. конф. (19—20 февр. 2004
г.). — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. — С. 236-237.
37. Шарихин А.Е. Организованная преступность и теневая юстиция как угрозы экономической безопасности страны //Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. —М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. — С.72-83.
38. Шарихин А.Е. Проблемы, тенденции и перспективы борьбы с организованной преступностью в России //Актуальные проблемы юридической науки и практики: Материалы междунар. научно-практич. конф. (26 февр. 2004 г.) — Орел: ОрловскийЮИ МВД России, 2004. № 6. —С.127-133.
39. Шарихин А.Е., Шикунова О.Г., Карпов А.А. К вопросу о формировании концепции противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем /Материалы международной научно-практической конференции. — М.: Московский университет МВД России, 2004. —С.100-110 (доля авт. 0,2 п. л.).
40. Шарихин А.Е. К вопросу о необходимости новой дисциплины «Основы экономической безопасности»//Безопасность бизнеса — 2006. — № 2. —С.2-3.
41. Шарихин А.Е. К вопросу о формировании стратегии борьбы с организованной экономической преступностью //Теория и практика борьбы с преступлениями в сфере экономики: Сборник статей /Под общ. науч. ред. А.Е. Шарихина. — М.: АЭБ МВД России, 2006. — С.16-28.
42. Шарихин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении экономической безопасности: новые горизонты //Оперативник (сыщик). — 2006.— № 4. — С.42-47.
43. Шарихин А.Е. Правовые аспекты безопасности субъектов экономической деятельности. Модуль 1. Общие положения. Формирование новой российской государственности и проблемы национальной безопасности. Рабочий учебник. — М.: РосНоу, 2006. — 61с.
44. Шарихин А.Е. Правовые аспекты безопасности субъектов экономической деятельности. Модуль 2. Стратегия обеспечения экономической безопасности: Рабочий учебник. — М.: РосНОУ, 2006. — 58 с.
45. Шарихин А.Е. Правовые аспекты безопасности субъектов экономической деятельности: Программа. — М.: РосНОУ, 2006. — 20 с.
Учебные и учебно-методические работы
46. Шарихин А. Е. Альбом схем к закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»: Наглядное пособие — М.: в/ч. 33965, 1996. — 16 с.
47. Шарихин А. Е. Альбом схем к лекциям по курсу «Оперативно-розыскная деятельность». — М.: РИО РТА, 1997. — 32 с.
48. Шарихин А.Е. Силы и средства государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России: Лекция — М.: РИО РТА, 1997. —32 с.
49. Шарихин А. Е. Программа курса «Правовые основы деятельности ФСНП России». — М.: Институт налоговой полиции Финансовой академии при Правительстве России, 1999. — 20 с.
50. Шарихин А.Е. Организация и методы проведения налоговых расследований в России: Учебная программа. — М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2000. — 23 с.
51. Шарихин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов налоговой полиции (правовые основы): Материалы к изучению курса /Под ред. А.Ю. Шумилова. — М.: Финансовая Академия при Правительстве Российской
Федерации, 2000. — 71 с.
52. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. ИНФРА — М, 2001. — С. 368-371, 375-379. (доля авт. — 0,5 п.л.)
53. Шарихин А.Е Обеспечение экономической безопасности России как система деятельности федеральных органов налоговой полиции. Учебное пособие. — М. АНП ФСНП России, 2002. — 198 с.
54. Шарипов С.А., Шарихин А.Е. Теория и практика обеспечения экономической и продовольственной безопасности: Учебное пособие. — Москва-Казань, 2003. — 308 с. (доля авт. 10 п.л.).
55. Шарихин А.Е., Шикунова О.Г., Шарипов С.А. и др. Экономическая безопасность России в XXI веке (методология, теория, практика, отечественный и зарубежный опыт): Учебное пособие. — Москва — Казань, 2004. — 575 с. (доля авт. 20 п.л.).
56. Шарихин А.Е., Шикунова О.Г, Бикулова Г.А. и др. Прокурорский надзор: Учебная программа. — М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2004. — 27 с. (доля авт. 0,5 п.л.).
57. Шарихин А.Е. Прокурорский надзор: Курс Лекций. — М.: АЭБ МВД России, 2006. — 226 с.