- Российский баптизм имел отечественные культурно-исторические предпосылки и вобрал в себя местные традиции народной религии и православного окружения. Социально-экономические условия для широкого распространения новой веры сложились в ходе земельной реформы 1861года, в процессе развития товарно-денежных отношений в аграрной сфере страны. Сочетание культурно-исторических предпосылок и социально-экономических условий, сложившихся во второй половине XIX века, в итоге дало жизнь российскому баптизму.
- В Волго-Вятском регионе социальной почвой для баптизма стали старообрядцы-беспоповцы и немоляки. Последние сыграли в регионе своеобразную роль южнорусского штундизма в плане зарождения первых баптистских общин. Немоляйство Волго-Вятского региона и южнорусский штундизм роднит многое: временные рамки возникновения, социально-экономические условия, отсюда следует, что эти явления весьма схожие. Первые представители евангельско-баптистского движения на территории Волго-Вятского региона отмечены во второй половине 60‑х годов XIX века, первые евангельские христиане появились в 1870-х годах, а первая баптистская община организовалась в начале 90-х годов XIX века. Первая в регионе община евангельских христиан, подавшая прошение властям в ноябре 1914 года, получила официальное разрешение на свою деятельность в феврале 1915 года.
- В российском баптизме в ходе его адаптации к новой социокультурной среде проявились существенные отличия от его западного варианта. В нём утвердилось единство веры и морали (Бог есть любовь). Данное положение существенно усилило традиционный нравственный ригоризм среди российских баптистов. Кальвинистская составляющая западного баптизма в России не получила развития, российские баптисты не связывали индивидуальное спасение с материальным успехом в обществе. В России приоритетное значение приобрела арминианская традиция, которая экономическую сторону жизни верующего как раз выводила за рамки религиозного мировоззрения. Российским баптистам в отличие от их западных единоверцев присущи общинный тип мышления, коллективизм, чувственные религиозные переживания.
- Процесс секуляризации в российском баптизме приобрел свои характерные черты. Влияние тенденций баптистского модернизма и фундаментализма в России всегда выглядело слабым. Процесс секуляризации в баптизме в сравнении с православной средой шел и идет относительно медленнее, что связано в первую очередь с нравственным ригоризмом, который постоянно проповедуется в баптистском окружении. Если среди православных есть немало верующих с низкой религиозной активностью, то среди баптистов таковых практически нет. Данная особенность объясняется строгим членством в баптистских общинах и постоянным контролем за рядовыми верующими со стороны руководства. В итоге евангельских христиан-баптистов можно условно разделить на две типологические группы: верующие с высокой и средней религиозной активностью.
- Российские баптисты при аполитичности и социальной инертности в прошлом всегда проявляли уважение к государственной власти и закону. Сегодня Российский союз ЕХБ является устоявшимся религиозным объединением, он открыт для всестороннего сотрудничества с государством, с другими религиозными организациями. Проводится широкая социальная и благотворительная работа среди различных слоев населения. Данная деятельность направлена прежде всего на людей, попавших в трудные жизненные ситуации.
- В современном российском протестантизме наблюдаются интеграционные межконфессиональные процессы: от первоначальной, довольно жесткой конкуренции, к межконфессиональному сотрудничеству сегодня. Данная тенденция особенно заметна среди общин, образовавшихся в постсоветское время. Баптистские организации подобного типа активно идут на сотрудничество с другими протестантскими объединениями в первую очередь в сфере благотворительной, социальной и реабилитационной деятельности.
- В российском баптизме сегодня всё интенсивнее идет сближение позиций модернизма и фундаментализма на базе неоевангелизма. Последний, представляющий умеренный вариант современного протестантского фундаментализма, он во многом отличается от прежнего радикального подхода, который утверждал явную замкнутость верующих в своем мире. В неоевангелизме заметно прослеживаются экуменические устремления, он перенимает многие черты модернизма, но сохраняет базовые догматические положения фундаментализма, причем акцент в вероучении всегда делается на общехристианских положениях, не вызывающих межконфессиональных споров.
- В России неоевангелизм приобретает сегодня местную специфику. На него заметное влияние оказывает православное окружение, активно идет поиск культурно-исторических параллелей между современным российским протестантизмом и русской духовной традицией. Российским баптистам присущ явный патриотизм, уважение к государственной власти. Можно признать, что в нашей стране сейчас формируется российский вариант неоевангелизма. В связи с этим не исключается в будущем и организационное сближение баптистских структур с другими протестантскими объединениями.
1. Ярыгин, Н. Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе [Текст] / Н. Н. Яры-гин. – М.: Академический проект, 2004. – 224 с. (12,0 п. л.)
Статьи в рекомендуемых ВАК изданиях
2. Ярыгин, Н. Н. Политические репрессии против верующих в Вятском крае [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Религия и право. – 2003. – № 2. – С. 24–26. (0,46 п. л.)
3. Ярыгин, Н. Н. Документы вятских архивов по истории евангельского движения [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Отечественные архивы. – 2003. – № 5. – С. 53–58. (0,4 п. л.)
4. Ярыгин, Н. Н. Религиозная ситуация в Волго-Вятском регионе [Текст] / Н. Н. Яры-гин // Религия и право. – 2005. – № 2. – С. 32–34. (0,42 п. л.)
5. Ярыгин, Н. Н. Протестантская этика и предпринимательство [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Религия и право. – 2007. – № 1. – С. 31–33. (0,27 п. л.)
6. Ярыгин, Н. Н. Религиозный портрет Волго-Вятского региона [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Религиоведение. – 2007. – № 3. – С. 153–160. (0,74 п. л.)
7. Ярыгин, Н. Н. Христианские ценности в современном мире [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 1. – С. 17–23. (0,73 п. л.)
8. Ярыгин, Н. Н. Религиозная терпимость в современной России: на материалах Волго-Вятского региона [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Религиоведение. – 2008. – № 2. – С. 149–158. (0,9 п. л.)
9. Ярыгин, Н. Н. Политика Советского государства в отношении верующих в послево-енный период [Электронный ресурс] / Н. Н. Ярыгин // Гуманитарные и социаль-ные науки. – 2008. – № 2. (0,58 п. л.) / Режим доступа: http://www.hses-online.ru
Другие публикации
10. Ярыгин, Н. Н. Вера как феномен познающего сознания [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Культура и творчество: тематический сборник. – Киров, 1993. – С. 106–118. (0,57 п. л.)
11. Ярыгин, Н. Н. Вера в познавательной деятельности человека [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Познание и его возможности: тезисы международной научно-методической конфе-ренции. Москва, 24–25 мая 1994 г.: тематический сборник. – М., 1994. – С. 174–177. (0,17 п. л.)
12. Ярыгин, Н. Н. Евангельские христиане Вятского края [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Вят-ская земля в прошлом и настоящем: материалы III научной конференции: межвузов-ский сборник. – Киров, 1995. Т. 1. – С. 141–143. (0,1 п. л.)
13. Ярыгин, Н. Н. Роль веры в познавательной деятельности человека [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Материалы III научной конференции: межвузовский сборник. – Киров, 1995. Т. 2. – С. 83–84. (0,08 п. л.)
14. Ярыгин, Н. Н. Возможна ли вера в научный метод [Текст] / Н. Н. Ярыгин // XI Международная конференция по логике, методологии и философии науки. Т. Х. Москва-Обнинск: тематический сборник. – М., 1995. – С. 114–116. (0,15 п. л.)
15. Ярыгин, Н. Н. Обыденное сознание и вера [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Сознание – ми-ровоззрение – мышление: тематический сборник научных статей. – Киров, 1996. – С. 9–17. (0,58 п. л.)
16. Ярыгин, Н. Н. К истории общин евангельских христиан Вятского края [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севе-ра: материалы Международной научной конференции: межвузовский сборник. Т. 1. – Киров, 1996. – С. 393–396. (0,25 п. л.)
17. Ярыгин, Н. Н. Архив УФСБ РФ по Кировской области как источник сведений о деятельности евангельских христиан Вятского края в 30–40-е годы [Текст] / Н. Н. Яры-гин // Из истории вятских спецслужб и полиции: материалы докладов и доклады науч-но-практической конференции: тематический сборник. – Киров, 1997. – С. 128–131. (0,2 п. л.)
18. Ярыгин, Н. Н. Власть и религиозное инакомыслие [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Власть и общество: история и современность: тематический сборник. – Киров, 1998. – С. 154–161. (0,45 п. л.)
19. Ярыгин, Н. Н. Инакомыслие в среде евангельских христиан Вятского края в 30–40-х годах [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппо-зиция и репрессии: материалы научной практической конференции: тематический сборник. – Пермь, 1998. – С. 28–30. (0,08 п. л.)
20. Хрестоматия по курсу «Религиоведение» [Текст] / Сост. Н. Н. Ярыгин. – Киров, 1998. – 103 с. (6,05 п. л.)
21. Ярыгин, Н. Н. Немцы-меннониты в Вятском крае [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию города Кирова): материалы Международной конференции. – Киров, 1999. – С. 291–294. (0,28 п. л.)
22. Ярыгин, Н. Н. Начиная с Трифона Вятского [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Энциклопедия Земли Вятской: В 10 т. Т. 9. Культура. Искусство. – Киров, 1999. – С. 566–569. (0,21 п. л.)
23. Ярыгин, Н. Н. Религиозные искания Вл. Соловьева [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Науч-ный вестник Кировского филиала МГЭИ № 4. – Киров, 2000. – С. 92–96. (0,24 п. л.)
24. Ярыгин, Н. Н. Протестантские церкви Вятского края [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Фiло-софiя, культура, життя: мiжвузiвський збiрник наукових пращь. Вiпуск № 9. – Днiпро-петровськ, 2000. – С. 261–275. (0,82 п. л.)
25. Ярыгин, Н. Н. Евангельское движение в Вятском крае: материалы к курсу «Рели-гиоведение» [Текст] / Н. Н. Ярыгин. – Киров, 2000. – 32 с. (1,86 п. л.)
26. Ярыгин, Н. Н. К истории движения евангельских христиан в Вятском крае [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Научный вестник КФ МГЭИ № 7. – Киров, 2001. – С. 96–100. (0,2 п. л.)
27. Ярыгин, Н. Н. Язычество и христианство: избранные лекции [Текст] / Н. Н. Яры-гин. – Киров, 2001. – 32 с. (1,86 п. л.)
28. Ярыгин, Н. Н. Интеграционные процессы в современном христианстве [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Проблемы русской философии на фоне информационной глобализации: материалы городской научной конференции преподавателей гуманитарных наук вузов г. Кирова. 5 декабря 2001 г. – Киров, 2002. – С. 23–25. (0,14 п. л.)
29. Ярыгин, Н. Н. Советское государство и религиозное инакомыслие в 1930–40-х гг. ХХ в. [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Из истории российских спецслужб: по материалам Вят-ского края. – Киров, 2002. – С. 55–57. (0,14 п. л.)
30. Ярыгин, Н. Н. Религиозное сознание: тотальность мышления или свобода выбора? [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Сознание – мировоззрение – мышление: сборник научных ста-тей. Вып. 7. – Киров, 2002. – С. 139–143. (0,3 п. л.)
31. Ярыгин, Н. Н. Нетрадиционные культы: учебно-методические материалы [Текст] / Н. Н. Ярыгин. – Киров, 2002. – 16 с. (1,64 п. л.)
32. Ярыгин, Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: материалы к курсу «Религиоведение» [Текст] / Н. Н. Ярыгин. – Киров, 2002. – 16 с. (0,93 п. л.)
33. Ярыгин, Н. Н. Логика. Религиоведение: учебно-методические материалы [Текст] / Н. Н. Ярыгин. – Киров, 2002. – 35 с. (2,8 п. л.)
34. Ярыгин, Н. Н. Язычество и христианство: избранные лекции [Текст] / Н. Н. Яры-гин. 2-я ред. – Киров, 2002. – 32 с. (1,86 п. л.)
35. Ярыгин, Н. Н. Религиозный компонент в мировоззрении студенческой молодежи [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диа-лог: материалы Российско-Белорусской научно-теоретической конференции (РФ, г. Киров, 2–4.04.2003). – Киров, 2003. – С. 502–503. (0,13 п. л.)
36. Ярыгин, Н. Н. Синтез веры и знания [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Третьей научно-практической конфе-ренции, посвященной памяти А. Ф. Лосева, проходившей 21–22 ноября 2002 г. в МПГУ. – М., 2003. – С. 38. (0,06 п. л.)
37. Ярыгин, Н. Н. К истории евангельского движения в Вятском крае [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Труды II Казанской научно-богословской конференции «"Конец миро-вой истории" и современное состояние общественного сознания». 25–26 октября 2002 г. – Казань, 2003. – С. 204–206. (0,08 п. л.)
38. Ярыгин, Н. Н. История и теория религии: курс лекций [Текст] / Н. Н. Ярыгин. – Ки-ров, 2004. – 127 с. (8,1 п. л.)
39. Ярыгин, Н. Н. К истории лютеран Вятской губернии [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Акту-альные проблемы гуманитарных и экономических наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 2. – Киров, 2005. – С. 84–86. (0,14 п. л.)
40. Ярыгин, Н. Н. Духовные основы предпринимательства [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24–28 мая 2005 г.). Т. 2. – М., 2005. – С. 673. (0,07 п. л.)
41. Ярыгин, Н. Н. Духовные основы семейных отношений [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Се-мья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. – Н. Новго-род, 2008. – С. 470–474. (0,2 п. л.)
42. Ярыгин, Н. Н. Эволюция российского баптизма как социокультурный диалог Рос-сии и Запада [Текст] / Н. Н. Ярыгин // Религия в российском пространстве: историче-ский, политический и социокультурный аспекты: материалы Первой всероссийской заочной конференции преподавателей религиоведения вузов, колледжей и школ / Под ред. Ю. Ф. Абрамова. – Иркутск, 2008. – С. 273–280. (0,28 п. л.)