- Культурфилософский подход к возрасту как ментальному феномену позволил автору обосновать бытийственную укорененность идеи возраста в культурном сознании. Онтология возраста выстроена с опорой на его ментальный хронотоп: структурирование времени жизни осуществляется посредством топологического членения на определенные возрасты - «отрезки» жизненного пути. Таким образом, в культурной идее возраста отрефлексирован способ наложения объективных пространственно-временных закономерностей на развертывание человеческой жизни. Подход к возрасту как ментальному продукту конвертации физических законов в «человекоразмерную» форму обеспечил выход за границы традиционных схем исследования возрастных феноменов и обусловил его понимание как антропного онтологического кода.
- Вариативность идеи возраста, определяющая историко- и этнокультурную специфику возрастной организации различных сообществ, привела диссертанта к выводу о принципиальной многомерности рассматриваемой идеи в культурном сознании. Атрибутивный характер вариативности выявлен автором в процессе многоаспектного классифицирования представлений о человеческом возрасте по ряду оснований: а) ведущему принципу дифференциации возрастов жизни; б) характеру их объединения; в) способу ментального вхождения субъекта культуры в возрастные миры; г) ценностной сбалансированности возрастов жизни. Формирование соответствующих классов представлений позволило подняться до общих культуроментальных схем: «идеальных» и «реальных» возрастных периодизаций; линейной, циклической и фрактальной моделей «сборки» возрастов жизни; деиксисной (субъектной) и интринзисной (объектной) ориентаций по отношению к ним; ценностного баланса и дисбаланса возрастов жизни.
- Автором впервые представлена концепция ментальных универсалий как ядерных структур культурного сознания, углубляющая понимание сущности универсалий в современном социогуманитарном знании. В ее русле ментальная универсалия определена как особый (ядерный) концепт культурного сознания, обладающий свойствами сложноструктурности, интегральности, динамичности, полифункциональности, благодаря которым обеспечивается смысловая целостность субъекта и мира. По убеждению диссертанта, эти свойства в полном объеме присущи культурному концепту «возраст»: он структурирует многие семантически близкие концепты («жизненный путь», «время жизни», «память» и др.), презентирует результаты биосоциокультурного развития субъекта, эволюционирует в культурном универсуме и отличается функциональным многообразием. На этом основании автор присвоил возрасту статус культурно обусловленной ментальной универсалии.
- Основным средством теоретической реконструкции универсалии возраста в исследовании выступил метод системного моделирования. В процессе его реализации диссертант интегрировал онтологические (системен объект моделирования) и эпистемологические (системна сама модель) интерпретации систем, а также продемонстрировал достоинства системной модели ментальных универсалий (многомерность, пластичность, открытость для альтернативных моделирующих логик). По авторскому замыслу, создание системной модели ментальной универсалии возраста включает следующие операции: введение «осевого» понятия «мир» (физический мир ↔ ментальный мир); установление связей между ментальными и методологическими универсалиями (возраст, мир, моделирование); использование многомерности универсалий в процессе моделирования (множественность моделей).
- С целью конкретизации намеченной стратегии диссертант постулировал принципы системного моделирования ментальных универсалий: а) онтический центризм (в культурном сознании наличествует некий онтический центр, состоящий из фундаментальных категорий миромоделирования; он специфично эксплицируется в каждой ментальной универсалии, в т. ч. универсалии возраста); б) модельный контекст («силовые линии» миромоделирующей деятельности субъекта культуры отражаются в ее теоретических и практикоориентированных моделях, что находит воплощение в триаде «культуроментальные модели возраста ↔ теоретические модели возраста как ментальной универсалии культурного сознания ↔ практические модели формирования ментального мира возраста»); в) модельный плюрализм (теоретико-практичес-кие модели в составе системной множественны: сначала формируется исходная культурфилософская модель возраста как ментальной универсалии, а затем на ее основе создаются производные полидисциплинарные модели, проявляющие объяснительный потенциал исходной).
- Системное моделирование универсалии возраста вывело на интегральное понятие «ментальный мир возраста», подчеркивающее целостность возрастоориентированных ментальных феноменов. С точки зрения автора, ментальный мир возраста выступает как онтологическая форма универсалии возраста в культурном сознании. Его миссия уникальна: это сфера своеобразной корректировки физического мира и «подгонки» под процесс развития человека, многоаспектного «промера» человеческой жизни в соотнесении с бытием мира. Культурфилософская модель ментального мира возраста, выстроенная диссертантом, учитывает эту многоаспектность благодаря использованию системы онтологических базисов (Субстрат, Пространство, Время, Энергия, Информация).
- Онтологические базисы миромоделирования в структуре ментального мира возраста представлены диссертантом виде его ментальных модусов. На основе авторской методики визуализации и вербализации миропорождающего концепта «возраст» был проведен параллельный эксперимент с использованием трех экспериментальных и контрольной групп (всего 169 чел.). Интерпретируя его результаты, автор исследования исходил из факта взаимодействия непосредственно-чувственного, отвлеченно-образного и абстрактно-понятийного уровней психического (триада «перцепт ↔ образ ↔ концепт»). Итоги его аналитико-интерпретативной работы с обширным эмпирическим материалом подвели к следующим соответствиям: Субстрат - возраст-граница; Пространство - возраст-маршрут; Время - возраст-объем; Энергия - возраст-шкала; Информация - возраст-порядок.
- Последовательно развивая свою концепцию, диссертант выделил три функциональных уровня ментального мира возраста в культурном сознании: а) перцептуальный микроуровень; б) образный мезоуровень; в) концептуальный макроуровень. Объединяясь, они обеспечивают ментальную полноту миромоделирующей деятельности субъекта культуры посредством универсалии возраста. При этом модус граница связан с родовой сущностью возраста - маркера биологических, социальных и культурных отличий индивидов, возникающих вследствие гетерохронии их развития. Возраст-маршрут отражает потребность в топологических ориентирах движения субъекта по жизненному пути, что ментально актуализирует возраст как период и возраст как число. В модусе возраста-объема воплощается стремление к накоплению жизненного опыта. Возраст-шкала обеспечивает его сравнение на уровне отдельных индивидов и их групп, а также оценку по ряду субъективных и объективных критериев. Возраст-порядок ментально примиряет субъекта культуры с изменчивостью его психотелесной сущности, необходимостью смены поколений.
- Синтез структурных и функциональных особенностей ментального мира возраста позволил создать его исходную структурно-функциональную модель с радиально-круговой формой представления. Функциональные уровни презентированы в ней тремя концентрически расширяющимися сферами (перцептосферой, имагосферой и концептосферой) с центром в виде архетипических ядерных структур. Слоисто-сферическое строение модели указывает на относительную самостоятельность и, вместе с тем, генетическое родство этих сфер. По отношению к ним ментальные модусы возраста (граница, маршрут, объем, шкала, порядок) выступают как скрепы. Они дугообразно пронизывают перцепто-, имаго- и концептосферу, задавая смысловые доминанты выстраивания ментального мира возраста в культурном сознании.
- Автор впервые верифицировал исходную культурфилософскую модель ментального мира возраста путем создания производных моделей, логически развивающих ее положения в различных дисциплинарных контекстах. В комплекс производных моделей вошли: а) философско-психологическая модель возраста - ментального «представителя» времени жизни (реинтерпретация постулатов «онтологии челове-ческого бытия» философа и психолога С. Л. Рубинштейна). Выявлена онтоло-гическая специфика идеи возраста в культурном сознании: именно она обнару-живает для субъекта культуры феномен его бытия как становления и способ-ствует пониманию времени человеческой жизни путем базисного замещения: время визуализируется в субстрате, мыслится как пространственноподобное, определяется через энергетический потенциал, наделяется информационной емкостью. Таким способом универсалия возраста обеспечивает ментальную целостность человека и мира; б) коммуникационная модель диалогического взаимодействия возрастных миров детства и взрослости как атрибута их со-бытия (концептуальный синтез базовых положений теории коммуникации и семиотики культуры). Обоснована биосоциокультурная со-бытийность детства и взрослости в коммуникативном универсуме. Детство - особый возрастной мир, вектор развития которого задается витальной необходимостью общения с взрослостью. Этот процесс предполагает постоянный взаимный перевод разновозрастных текстов, возможный при наличии общих онтологических структур, в частности, творческого хронотопа (М. М. Бахтин). Взаимодействие возрастных миров детства и взрослости в творческом хронотопе реализуется как диалог-игра, строящийся на свободном обмене игровыми схемами движения в творческом хронотопе, что предотвращает кризис детства; в) паремиологическая модель отношения к возрастам человеческой жизни в народной культуре (структурирование профильных паремий). Представлен оригинальный пословично-поговорочный текст «Возрасты жизни» из паремий, порожденных лингвокультурным сознанием русского народа. Структура текста задана ментальными модусами возраста (граница, маршрут, объем, шкала, порядок) и соответствующими базисами миромоделирования (Субстрат, Пространство, Время, Энергия, Информация). Для русской народной культуры характерно многоаспектное сопоставление возрастов жизни в сочетании с их диалектической оценкой, что приводит к амбивалентным представлениям о детстве, юности/молодости, зрелости, старости. Выстроенная диссертантом паремиологическая модель вскрывает их онтологические корни; г) геронтологическая модель возрастного мира старости как объекта ментальной негативизации/оптимизации (авторская концепция причин индивидуального и коллективного непринятия старости). Обнаружен регрессивный характер заключительного возраста жизни по отношению к онтологическим базисам миромоделирования, отражающийся в негативных ментальных модусах старости (Субстрат - смерть, Пространство - тупик, Время - проигрыш, Энергия - дефицит, Информация - монолог). Ментальное противостояние регрессивной старости порождает полярные ассоциации (жизнь, трансспектива, приобретение, запас, диалог). Их ментальное культивирование смягчает тенденции эйджизма, набирающие силу в современном обществе, что придает модели особую практическую значимость.
1. Елисеева, Ю. А. Мир образования ↔ образование мира: психолого-куль-турологический потенциал трансформации // Интеграция образования. – Саранск, 2006. – № 3 (44). – С. 78–79.
2. Елисеева, Ю. А. Образование и культура: материалы круглого стола [выступление] // Интеграция образования. – Саранск, 2006. – № 2 (43). – С. 181–186.
3. Елисеева, Ю. А. Проблема методологических универсалий в психологии культуры // Интеграция образования. – Саранск, 2006. – № 2 (43). – С. 26–31.
4. Елисеева, Ю. А. Системность как методологическая ценность постнеклас-сической психологии культуры // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3. Общественные науки. – Екатеринбург, 2007. – Вып. 2. – С. 94–102.
5. Елисеева, Ю. А. Ментальная универсалия возраста в культуре: онтологические смыслы // Обсерватория культуры. – М., 2008. – № 2. – С. 9–14.
6. Елисеева, Ю. А. Пословично-поговорочный текст «Возрасты жизни» как объект культурологического моделирования // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2008. – Вып. 8. – С. 156–160.
7. Елисеева, Ю. А. Система ментальных границ как фактор целостности регионального социума // Регионология. – Саранск, 2008. – № 2. – С. 324–326.
8. Елисеева, Ю. А. Феномен дискретизации ментального пространства-вре- мени субъекта культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М., 2008. – № 2. – С. 59–63.
Монографии:
9. Елисеева, Ю. А. Ментальный мир возраста: проблемы психолого-культуро-логического моделирования. – Саранск, 2007. – 136 с.
10. Елисеева, Ю. А. Возраст в культурном сознании: опыт системного моделирования. – Саранск, 2008. – 116 с.
11. Елисеева, Ю. А. Культуроментальный генезис идеи возраста // Филосо-фия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития : коллективная монография. – Воронеж, 2007. – Кн. 13. – Гл. XVIII. – С. 249–258.
12. Елисеева, Ю. А. Функциональные доминанты концепта «возраст» в универсуме культуры // Научные исследования: информация, анализ, прогноз : коллективная монография. – Воронеж, 2007. – Кн. 13. – Гл. XII. – С. 120–128.
13. Елисеева, Ю. А. Ментальный мир старости: культуролого-психологическая модель // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития : коллективная монография. – Воронеж, 2008. – Кн. 15. – Гл. ХV. – С. 197–206.
Прочие публикации:
14. Елисеева, Ю. А. Визуализация возраста как культуроментальный фе-номен // Философия. Наука. Культура : сб. ст. слушателей, соискателей каф. философии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2006. – С. 76–81.
15. Елисеева, Ю. А. Возраст как объект психолого-культурологического моделирования // Духовное развитие региона: состояние и перспективы : материалы регион. науч. конф., посвящ. памяти проф. А. Л. Киселева. – Саранск, 2006. – С. 210–215.
16. Елисеева, Ю. А. Коммуникативный универсум возраста // Язык и культу-ра: междисциплинарный подход : межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 2006. – С. 127–130.
17. Елисеева, Ю. А. Ментальный мир возраста в универсуме культуры: про-блема презентации. – М., 2006. – Рукоп. деп. в ИНИОН РАН № 60077 от 23.11.2006. – 21 с.
18. Елисеева, Ю. А. Ментальный мир возраста как образовательный концепт // Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саранск, 2006. – С. 26–29.
19. Елисеева, Ю. А. Мир возраста: региональный аспект // Проблемы разви-тия регионального социума : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Саранск, 2006. – Ч. 2. – С. 317–320.
20. Елисеева, Ю. А. Числовой модус возраста как культуроментальный об-раз // Феникс : ежегод. каф. культурологии МГУ им. Н. П. Огарёва. – Саранск, 2006. – С. 30–34.
21. Елисеева, Ю. А. Абдукция как инструмент синтеза гуманитарного зна-ния ХХI века // Единство гуманитарного знания: новый синтез : материалы ХIХ междунар. науч. конф. – М., 2007. – С. 137–139.
22. Елисеева, Ю. А. Возраст как объект культуроментального моделирования // Семиозис и культура : сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч. конф. «Национальный семиозис (дискурсы идентичности)». – Сыктывкар, 2007. – Вып. 3. – С. 125–132.
23. Елисеева, Ю. А. Возраст-объем и возраст-шкала как субконцепты концепта «возраст» в культурном сознании // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 2007. – Вып. 7. – С. 139–143.
24. Елисеева, Ю. А. Коммуникативный потенциал ментального мира воз-раста в библиотечном обслуживании // Вестн. Казанского гос. университета культуры и искусств. – Казань, 2007. – № 1. – С. 91–94.
25. Елисеева, Ю. А. Ментальная укорененность идеи возраста: культурная детерминация // Этнокультурное образование: опыт и перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Саранск, 2007. – С. 28–32.
26. Елисеева, Ю. А. Ментальные универсалии как фундамент этнокультур-ной политики // Эффективные модели и методы государственного и муниципального управления : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саранск, 2007. – С. 147–151.
27. Елисеева, Ю. А. Ментальный мир возраста как культурная ценность // Человек в современных философских концепциях : материалы 4 междунар. конф. : в 4 ч. – Волгоград, 2007. – Т. 2. – С. 636–640.
28. Елисеева, Ю. А. Ментальный мир возраста как психолого-культурологичес-кое понятие // Философия в ХХI веке : междунар. сб. науч. тр. – Воронеж, 2007. – С. 218–224.
29. Елисеева, Ю. А. Методологическая стратегия психолого-культурологи-ческого исследования представлений о возрасте // Методология гумани-тарного знания : материалы регион. науч.-практ. конф : в 3 ч. – Саранск, 2007. – Ч. 2. – С. 11–16.
30. Елисеева, Ю. А. Моделирование как культуроментальный процесс // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты : межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 2007. – Вып. VI. – С. 82–86.
31. Елисеева, Ю. А. Непринятие старости как культуроментальный феномен // Феникс 2007 : ежегод. каф. культурологии МГУ им. Н. П. Огарёва. – Саранск, 2007. – С. 35–39.
32. Елисеева, Ю. А. Принципы дифференциации возрастных миров в культурном сознании. – М., 2007. – Рукоп. деп. в ИНИОН РАН № 60257 от 09.04.2007. – 16 с.
33. Елисеева, Ю. А. Теоретико-методологические проблемы моделирования ментального мира возраста. – М., 2007. – Рукоп. деп. в ИНИОН РАН № 60255 от 09.04.2007. – 16 с.
34. Елисеева, Ю. А. Детство и взрослость как тексты культуры: коммуникационная модель // Семиозис и культура : сб. науч. ст. по материалам V Междунар. конф. «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (17–18 апр. 2008 г.). – Сыктывкар, 2008. – С. 256–261.
35. Елисеева, Ю. А. Культурология психического: от культурной к культуроментальной модели // Ценности современной науки и образования : материалы междунар. науч.-теорет. конф. (Киров, 3–4 апр. 2008 г.) : в 2 т. – Киров, 2008. – Т. 1. – С. 132–136.
36. Елисеева, Ю. А. Паремиологическое моделирование представлений о возрастах жизни. – М., 2008. – Рукоп. деп. в ИНИОН РАН № 60502 от 20.02.2008. – 23 с.