- Конкурирующие в корпусе современного социального знания дисциплинарные и претендующие на междисциплинарность многочисленные концепции глобализации и национализма характеризуются плюрализмом философских и методологических оснований, мешающим выявить теоретическую и историческую взаимосвязь, внутреннее единство и различия между этими понятиями и фиксируемыми ими социально-историческими феноменами. Установить эту диалектическую взаимосвязь можно за счет выхода в трансдисциплинарную область исследований - сферу неомарксистской версии социальной философии, и, шире, философии истории.
- В этом случае глобализация интерпретируется как мегатенденция к географическому распространению и поэтапному объединению цивилизационно, экономически, культурно, политически и иначе разделенного человечества в потенциально возможную глобальную (планетарную) общность, воплощенная в диалектике пространственно-временных перемещений, взаимодействий и трансформаций исторически конкретных антропосоциальных общностей (родов, племен, этносов и наций), политически оформленных в государства или их аналоги и культурно связанных в цивилизации.
- Формирование, трансформация и географическое распространение социальных общностей (социумов) имманентно глобализации человечества, выражая и значительную часть содержания, и субъектную составляющую этого процесса. В длительной исторической ретроспективе глобализация всегда выступала и как последовательность сменяющих друг друга стадий, и как совокупность сосуществующих и сменяющих друг друга исторических форм.
- Стадиям глобализации соответствуют превалирующие в тот или иной период времени формы социальных общностей, политически оформленных в «государства» и культурно связанных в «цивилизации», существование и доминирование которых, в первую очередь, обусловлено изменениями в способах и характере общественного производства материальных и духовных ценностей, уровня его технико-технологического развития. Поэтому «предысторию» глобализации можно датировать началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, начало ее первой стадии - Осевым временем, начало второй - ранним Новым временем, начало третьей - серединой 1970-х годов.
- Формирование наций и национализма имманентно второй стадии процесса глобализации, его западноевропейской и выросшей из нее евро-атлантической исторической форме глобализации. Начиная с 18 века, основными субъектами глобализации постепенно становятся ведущие европейские нации и национальные государства. Государственно-имперский «национализм» которых, в свою очередь, явился одной из последних в числе многих (исторических) форм выражения и движущих сил глобализации как мегатенденции к обретению историей качества всемирности и объединению человечества на основе западноевропейской модели развития, получившей название «вестернизации». «Вестернизация» как превращенная форма государственного национализма ведущих европейских держав, и государственный национализм как фактор и движущая сила глобализации человечества, с одной стороны, и этнический национализм и изоляционизм как контртенденции глобализации, с другой, - такова, по мнению автора, историческая диалектика глобализации и национализма в 18-м - первой половине 20 столетия.
- В главных чертах заявившая о себе в предшествующую эпоху колониальных и внутренних империй диалектика глобализации и национализма в наши дни сохраняется: современная неолиберальная глобализация в основном продолжает оставаться превращенной формой национализма стран «первого мира». Но взаимосвязь интегративных и дезинтегрирующих процессов заметно усложняется, перманентно провоцируя и рождая «национализмы» разного вида и толка, вступающих в причудливые симбиозы с самыми разными (вплоть до расистских, экстремистских и террористических), идеологиями и практиками, стимулирующими распад крупных полиэтнических государств на так называемые «квазигосударства», образование которых поддерживается многими ведущими державами.
- В свою очередь, националистическая контртенденция современной евро-атлантической (неолиберальной) глобализации стимулирует возможности появления новых форм глобализации на базе национальных программ модернизации и использования буддистских, конфуцианских, синтоистских и других «цивилизационных» ценностей. Разумеется, шансов «на равных» войти в глобальную экономику у подавляющего большинства стран «периферии» почти нет. Зато вполне реальны национальные формы глобализационных стратегий крупных индустриальных стран, - России, Китая, Индии и др., связанные с отказом слепо следовать рекомендациям МВФ, ВТО и других институтов международного неолиберализма.
1. Гранин Ю.Д. Марксизм: утопия или научный проект?// Философские науки,. 1991, №3 (1,0)
2. Гранин Ю.Г. Марксов проект глобального общественного переустройства: философско-социологический контекст.//Социологические исследования, 1991, №6 (1,0)
3. Гранин Ю.Г.Державные скрепы России //Социологические исследования, 1998, №3. (0,5).
4. Гранин Ю.Г. Экологическое сознание и власть // Высшее образование в России, 1999, №1. (1,0).
5 .Гранин Ю.Г. Россия в глобальном мире // Высшее образование в России» 1999, №5. (1,0).
6. Гранин Ю.Г. Цивилизация. Культура. Личность.// Вопросы Философии, 2000, №5. (0,5).
7. Гранин Ю.Г. Национальное государство и самоопределение наций //Свободная мысль-ХХI, 2003, №9 (1,0).
8. Гранин Ю.Г. Образование в контексте глобализации // Высшее образование в России, 2004, №12.(0,5).
9. Гранин Ю.Г. Глобализация и национальное образование // Социология, 2005, №3/4. (0,5).
10. Гранин Ю.Г. Энциклопедия – нациеобразующий ресурс // Высшее образование в России, 2005, №9.(0,3).
11. Гранин Ю.Г. Глобализация и национализм //Философские науки, 2006, №7. (1,0).
12.Гранин Ю.Г. Роль образования в формировании российской нации // Высшее образование в России, 2006, №10. (1,0).
13.Гранин Ю.Г. Глобализация и национальные формы глобализационных стратегий //Философские науки, 2007, № 9. (1,0).
14. Гранин Ю.Г. Что такое «глобализация»? // Высшее образование в России, 2007, №10.(0,5).
15. Гранин Ю.Г. «Глобализация» или «вестернизация»?// Вопросы философии, 2008, № 2.(1,0)
Монографии и брошюры
16. Гранин Ю.Г. Нации, национализм и федерализм. Опыт философско-методологического исследования. М.: Издательский дом «Эйдос», 2002. 260 с.(16,25)
17. Гранин Ю.Г. Этносы, национальное государство и формирование российской нации. Опыт философско-методологического исследования. М.: Институт философии РАН. 2007.167 с. (7,75)
Основные статьи в других научных изданиях
18.Гранин Ю.Д.О необходимости методологической рефлексии и уточнении социальной картины мира. // Особенности современной социальной картины мира.1990, Москва- Обнинск: АН СССР, (0,5)
19.Гранин Ю.Г. Тенденции и цикличность социальной истории.// Проблемы ноосферы и экобудущего. Материалы междисциплинарных дискуссий. Выпуск 1. М.: РАЕН, 1996. (0,2)
20.Гранин Ю.Г. Методология глобального социопрогнозирования: реалии, возможности, ограничения // Теория предвидения и будущее России. Материалы V Кондратьевских чтений. М.: ИЭ РАН, 1997. (0,5)
21. Гранин Ю.Г. В поисках межнационального согласия // Свободная мысль, 1992, №4, (1,0).
22. Гранин Ю.Г. США: «империя», избежавшая краха. // Свободная мысль, 1996, №12. (1,0).
23.Гранин Ю.Г. Стратегии рефлексии «глобального мира».// Свободная мысль, 1999, №5. (1,0).
24.Гранин Ю.Г. Что впереди? Мировая глобализация и Россия // Свободная мысль, 1999, №9. (1,0).
25.Гранин Ю.Г. Глобализация и Россия // Многомерный образ человека. М.: Наука, 2001.(1,0).
26.Гранин Ю.Г. Философско-методологические основания современной зарубежной этноконфликтологии //Философия. Наука. Культура. М.: Изд-во МГУ, 2003.(1,5).
27.Гранин Ю.Г Эволюция глобализации и национализм // Наука. Общество. Человек. М.: Наука. 2004. (0,5).
28.Гранин Ю.Г. Энциклопедизм и национализм // Многомерный образ человека. На пути к созданию единой науки о человеке. М.: Прогресс-Традиция, 2007. (0,5).
29.Гранин Ю.Г. Интеллигенция и национализм // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования.2007. М.: Институт философии РАН (1,0).