- Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринят комплексный историко-философский анализ христианского платонизма Максима Исповедника (VII в.). Учение Максима Исповедника представлено как этап непрерывного развития европейской философской мысли: изучено влияние на систему Максима предшествующих философских учений (от выявления прямых источников до осмысления воздействия общей традиции), а также рецепция его собственных построений последующими мыслителями латинского Средневековья. В работе выявлены и изучены особенности трансформации античной онтологической парадигмы в христианском платонизме Максима, включая переосмысление им таких базовых понятий как «природа», «сущность», «логос». Предложено новое понимание основных дефиниций Максима Исповедника; объяснена природа противоречий между исходными дефинициями, какими они предстают в работах античных философов, и таковыми в системе Максима Исповедника; показаны причины формального несовершенства разработанной им понятийной структуры. Получили историко-философское обоснование важные аспекты антропологии (разделение полов) и психологии (учение о произвольном выборе) Максима.
- В диссертации исследованы особенности универсального логического метода делений и последующих соединений в учении Максима Исповедника; особенности применения метода диэрезы в его антропологии и космологии, дана новая интерпретация «пяти универсальных делений» в учении Максима.
- В работе впервые рассмотрены связи и взаимовлияния между учениями таких христианских платоников как Максим Исповедник, пс.-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скифопольский, Иоанн Скотт Эриугена в их отношении к античным источникам. Применительно к эпистемологии и когнитивной психологии Максима изучена иерархия и типы описываемых Максимом когнитивных процедур; установлено их соответствие различным онтологическим уровням и «диалектическим» методам; очерчена и изучена единая традиции их интерпретации от Прокла и Аммония через пс.-Дионисия и Иоанна Скифопольского к Максиму Исповеднику и Иоанну Скотту. Впервые изучены особенности трансформации представлений Максима Исповедника в работах Иоанна Скотта Эриугены.
1. «Логос сущего у Максима Исповедника: проблемы интерпретации», Философские науки 9 (2007), с. 112-128.
2. «Онтология Макcима Исповедника: трансформация античной парадигмы», Вопросы философии 2 (2008), с. 161-166.
3. «Quod est super omne nomen et omne verbum: Иоанн Скотт о богопознании в Перифюсеон I», ИФЕ 2000 (М.: Наука, 2002), с. 61-65.
4. «Учение о первоначальных причинах и библейская экзегеза в Перифюсеон 545B–562B Иоанна Скотта», ИФЕ 2004 (М.: Наука, 2005), с. 33-39.
5. «Иоанн Скотт о творении из ничего и вечности творения в Слове Божием», ИФЕ 2006 (М.: Наука, 2006), с. 58-76.
6. «Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса», ИФЕ’ 96 (М.: Наука, 1997), с. 97-108.
7. «К переводу “Перифюсеон” II, 523D–545B Иоанна Скотта», ИФЕ 2003 (М.: Наука, 2004), с. 87-90.
8. «К публикации Гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна Эриугены», ИФЕ’ 94 (М.: Наука, 1995), с. 222-224.
9. «К публикации фрагментов из Отправных положений к умопостигаемому Порфирия», ИФЕ’95 (М.: Мартис, 1995), с. 231-233.
б) по специальности история
10. «Эсхатология Оригена и знание ее основ на латинском Западе IV–IX вв», Диалог со временем 6 (2001), с. 301-327.
11. «Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души», Диалог со временем 15 (2005), с. 37-50.
12. «Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы)», Диалог со временем 11 (2004), с. 293-343; 12 (2004), с. 243-271.
13. «Эпилог Aulae sidereae Иоанна Скотта (vv. 72-101) и предшествующая поэтическая традиция», Диалог со временем 1 (1999), с. 46-59.
в) переводы с латинского и древне-греческого языков
14. Иоанн Скотт. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна, пер. с лат. и прим. В.В. Петрова, ИФЕ’94 (М.: Наука, 1995), с. 224-248.
15. Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому. Положения 1–12, 16–17, 27–29, 32, 40 (фр.), пер. с др.-греч. и прим. В.В. Петрова, ИФЕ’ 95 (М.: Мартис, 1996), с. 233-247.
16. Фридугис. О тьме и ничто», пер. с лат. и прим. В.В. Петрова, ИФЕ’ 96 (М.: Наука, 1997), с. 108-115.
17. Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I (фр. 441A–446А; 462D–463C; 474B–500C), пер. с лат., прим. В.В. Петрова, Философия природы в античности и в средние века, ред. П. Гайденко и В. Петров (М.: Прогресс-Традиция, 2000), с. 480-529.
18. Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I (фр. 446A–474B; 500C–524B)», пер. с лат., прим. В.В. Петрова, ИФЕ 2000 (М.: Наука, 2002), с. 65-134.
19. Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. II (фр. 523D–545B)», пер. с лат., прим. В.В. Петрова, ИФЕ 2003 (М.: Наука, 2002), с. 91-121.
20. Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. II (фр. 545B–562B)», пер. с лат., прим. В.В. Петрова, ИФЕ 2004 (М.: Наука, 2005), с. 40-68.
21. Иоанн Скотт. Перифюсеон, Кн. II (фр. 562C–590D), пер. с лат., прим. В.В. Петрова, Точки / Puncta 1-2/6 (2006), с. 23-77.
II. МОНОГРАФИИ
22. Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на пролог евангелия от Иоанна (исследование и перевод) (М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1995), 352 с.
23. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века (М.: ИФ РАН, 2007), 200с.
III. ПУБЛИКАЦИИ В ПРОЧИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ ИЗДАНИЯХ
24. «Eriugena on the Spiritual Body», American Catholic Philosophical Quarterly 79, 4 (2005), 597-610.
25. «Theoriae of the Return in John Scottus’ Eschatology», History and Eschatology in John Scottus Eriugena and His Time. Proceedings of the 10th Conference of the SPES, Maynooth and Dublin, August 16-20, 2000, eds. J. McEvoy and M. Dunne (Leuven: University Press, 2002), p. 527-579.
26. “The De Templo of Bede as the Source of an Ideal Temple Description in Eriugena’s Aulae Sidereae”, Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 65,1 (1998), p. 97-106.
27. «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D — 1316A) Максима Исповедника», Богословские труды 40 (М., 2005), с. 47-73.
28. «О трудностях XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование», в сб. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров (М.: Прогресс-Традиция, 2005), с. 147-271.
29. «Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника», Точки / Puncta. Ежеквартальный журнал 3-4 [5] (М.: Институт св. Фомы, 2005), с. 7-25.
30. «О трудностях к Иоанну XXXVI (PG 91, 1304D–1316A) Максима Исповедника в контексте предшествующей философско-богословской традиции», XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, т. 1 (М.: Изд-во ПСТГУ, 2007), с. 99-109.
31. «Иоанн Скотт о несуществовании зла», Проблема зла и теодиции. Материалы международной конференции 6-9 июня 2005. под общ. ред. В.К. Шохина (М.: ИФРАН, 2006), с. 140-152.
32. «Когнитивная триада разумной души как образ божественной Троицы в Перифюсеон II, 562C–590D Иоанна Скотта», Точки / Puncta 1–2 [6] (2006), с. 7-22.
33. «Когнитивные способности и иерархия бытия в философии поздней античности и раннего средневековья», Точки / Puncta 1–2 (2007), с. 22-39.
34. «Учение о тонком теле души в эсхатологии Оригена и Дидима Александрийского», Богословская конференция Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, 14-17 ноября 2005 г. Материалы (М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2007), с. 266-278.
35. «Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души», Диалог со временем 15 (2005), с. 37-50.
36. «Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции», в сб. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров (М.: Прогресс-Традиция, 2005), с. 577-632.
37. «Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены», IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН), под ред. В.К. Шохина (М., 2002), с. 22-58.
38. «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», в сб. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы), общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров (М.: Прогресс-Традиция, 2005), с. 633-756.
39. «Иоанн Скотт Эриугена о духовном теле», Учение Церкви о человеке. Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви, Москва, 5-8 ноября, 2001 (М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2002), с. 211-239.
40. «Тело воскресения в богословии Эриугены», Точки / Puncta 1–2 [4] (2004), с. 6-35.
41. «Theologia naturalis в эсхатологии Иоана Скотта», Философия природы в античности и в средние века, ч. III, под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова (М.: ИФРАН, 2002), с. 206-269.
42. «Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта», Философия природы в античности и в средние века, ч. III, под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова (М.: ИФРАН, 2002), с. 270-308.
43. «Иоанн Скотт Эриугена», Новая философская энциклопедия в 4-х т., т. 2 (М.: Мысль, 2000-2001), с. 146.