- В соответствии с задачей формирования целостной концепции разума, предлагается его аналогово-цифровая концепция, сформулированная на основании разработок современной когнитологии[1]. Она объединяет понятийно-интеллектуальный и телесный аспекты разума и обеспечивает релевантный язык описания эволюции разума индивида. Концепция позволяет решать вопрос об отношении «телесного, материального» и «символического» как о взаимосвязи двух абстрактно-логических уровней единой способности человека к осознанию различий. С их помощью человек, будучи живым автономным индивидом и, одновременно, элементом социальной системы, конструирует в восприятии природно-материальный и социальный миры. Термин «разум» фиксирует единство осознания индивидом двух видов феноменов: конституируемых опосредованно, при помощи языка, когда восприятие находится в позиции понятийного интеллекта, и конституируемых непосредственно - в качестве осмысливаемых индивидом состояний его тела, когда восприятие находится в позиции осознания актуального бытия «здесь-и-сейчас».
- В рамках конструктивистского подхода в соответствии с аналогово-цифровой концепцией разума обосновывается представление об универсальности континуального, аналогового аспекта - естественного языка, что выражается в языковых формах (противоположных по способу передачи смысла «дискретным» логическим формам) - метафоры, мифа, сказки, притчи, пословицы, стихотворения; теоретического знания - аналоговый аспект выражается в понятиях, фиксирующих идею непрерывности[2]; познания как когнитивной деятельности - ее аналоговые формы: экзистенциальный выбор, принятие ответственности, осознание состояния тела как источника формирования дискурсивного смысла;коммуникации как инструмента конструирования интерсубъективной реальности - аналоговые феномены коммуникации: невербальные, телесно выраженные.
- Любой описываемый сознанием феномен реальности, таким образом, мыслится как результат конструирующей деятельности разума, включающей не только знаково-цифровой, дискретный, но и аналоговый, континуальный компоненты.
- На основании исследования социально-коммуникативной природы языка делается вывод о том, что знание, имеющее дискурсивное знаково-цифровое выражение, по определению предназначено для «другого» как обобщенного отражения множества индивидов, составляющих социум. Поэтому дискурсивная знаково-цифровая форма не может выражать предназначенное только «для внутреннего употребления» уникальное аутопоэтическое знание,[3] которым обладает каждый индивид.
- Наука, как и любой язык социальна в том смысле, что ориентирована на установление законов, имеющих всеобщий характер. Они проявляют свой смысл в сфере коммуникативного аспекта разума, с помощью которого взаимодействует и поддерживает свое существование система целого - социум. Цель поддержания существования человеческого сообщества во времени и пространстве социальна. Поэтому она является контекстом, ограничивающим содержание понятийного познания человека. Следовательно, эпистемология понятийного (научного) знания должна быть определена как социально ориентированная. Фокусом социального, в том числе, научного знания в структуре познающего субъекта является «я», «личность» как проекция системы социума на уровень индивида и центр коммуникативного разума человека. С помощью коммуникативного разума и позиции «личности» социум формирует, но, тем самым, ограничивает сферу познания индивидуального разума.
- На основании феноменологического анализа взаимосвязи структуры «я» (личности) и «времени» (как структуры сознания) в работе описаны две ключевые позиции, из которых индивид осуществляет познание: «наблюдателя» и «участника» актуального бытия (осознаваемого как «вот-бытие», Dasein М.Хайдеггера). «Личность» как фокус социального знания в структуре познающего субъекта-индивида является выражением экзистенциальной позиции «наблюдателя». Экзистенциальная позиция «участника» позволяет индивиду составлять с процессуальным аспектом бытия в конкретной ситуации единое целое - в сфере внутреннего, личного понимания этой ситуации. Это исключает рассмотрение ее в режиме линейного времени «наблюдения». Успешность развития ситуации становится условием успеха аутопоэзиса[4], то есть, самовоспроизводства самого индивида, и, следовательно, тем, за что он принимает «ответственность». Телесный (аналоговый) аспект разума осуществляет контакт с актуальной ситуацией на смысловом уровне контекста: реагируя изменением «состояния тела» и принятием решений. Понятийный интеллект осуществляет дискурсивное структурирование ситуации: описывает ее и на этой основе формулирует решения, тем самым встраивает индивида в социальное взаимодействие. Таким образом, позиции «участника» ситуации (события бытия) и «наблюдателя» дополняют друг друга, позволяя индивидуальному разуму осуществлять свои уникальные выборы и встраивать их в интерсубъективную коммуникацию.
- В работе сформировано представление о «выборе» и «ответственности» конкретного индивида как об экзистенциальных основаниях познавательного акта. Познающий разум индивида, действуя ответственно, активно поддерживает свой аутопоэзис и связанный с ним аутопоэзис природной, культурной среды обитания. Индивид как конкретное лицо ограничен историческими обстоятельствами своей жизни, но экзистенциально свободен в выборе: он всегда может выбрать ответственное отношение к миру как предмету познания[5]. Поэтому экзистенциальный выбор рассматривается как важнейшее условие эволюции индивидуального разума. Он является точкой, в которой индивид имеет возможность осознать себя свободным в любой момент своей жизни. Понимаемая таким образом свобода выбора определяет границы познавательной активности индивида как «атома жизни» и служит отправным пунктом формирования «воспринимаемой реальности».
- Экзистенциальный выбор определен в работе как эпистемологическая функция телесно воплощенного разума индивида. Понятийный (всеобщий) разум как способность к формированию теоретических конструкций (схем, технологий) не имеет критерия для совершения между ними практического выбора. В случае их логической непротиворечивости для понятийного интеллекта они равнозначны. Напротив, «тело» как проявление живого, осознающего свои состояния, аналогового аспекта разума конститутивно обладает способностью выбора. Потому что тело, в отличие от интеллекта, непосредственно осознает контекстуальную цель - сохранение жизни. Эпистемологически - оно представляет собой «тело выбора». Таким образом, осознание «состояния тела» является эпистемологическим механизмом ответственности как отправного пункта познания-конструирования реальности.
- В исследовании сформулирована идея эйдоса тела как совокупности оптимальных с точки зрения осуществления аутопоэзиса состояний, осознаваемых индивидом во внутреннем измерении своего восприятия - «вот-бытия» (Dasein, М.Хайдеггер). Эйдетические состояния тела (как «моего тела», «Leib» Э.Гуссерля) не могут быть описаны понятийным интеллектом так, чтобы описание послужило полезным знанием для «другого» («другого - я» Э.Гуссерля). Поскольку они не являются чем-то, что входит в восприятия индивида «извне» и за чем можно наблюдать с помощью понятийного интеллекта с общечеловеческой познавательной позиции. Они составляют абсолютную границу восприятия живого индивида, нередуцируемое к тексту осознание человеком индивидуальных пределов собственных состояний как вариаций состояния «мой жизни» (аутопоэзиса).
- Не являясь адекватно выразимой дискурсивно, эйдетика тела индивида имеет объективную, общую для человека структуру, поскольку тело ограничено специфической человеческой морфологией, а также материальностью универсума в целом.
- Осознание эйдоса тела представляет такое общее, универсальное положение разума человека, которое, тем не менее, достигается каждым индивидуально, в процессе исследования своих собственных оптимальных состояний. Освоение этих наилучших для жизни состояний позволяет индивиду полнее выразить смысл своего собственного уникального существования: в поступках, действиях, текстах.
- Эволюция разума индивида, с этой точки зрения, включает не только традиционное развитие понятийного интеллекта, но и - представляет собой индивидуальный недискурсивный процесс освоения эффективных с точки зрения аутопоэзиса состояний тела индивида; основана на осознанном использовании индивидом телесно аспекта своего разума; имеет целью закрепление эйдетических состояний тела в качестве единственно возможного контекста познавательной деятельности человека.
- Достижение стабильности эйдетических состояний тела синхронизирует процесс познания-конструирования реальности с аутопоэзисом индивида, а в масштабах сообщества делает познание созидательным на уровне его эпистемологии (цели и инструментов).
- В работе обосновывается представление об осознаваемом телесно трансцендентальном не-дискурсивном уровне порядка живого, познающего мир организма. Вывод является следствием признания идеи достижения индивидом эйдоса тела как наилучшего (с точки зрения выживания индивида и сообщества) контекста познавательной деятельности, синхронизирующего процессы познания и аутопоэзиса на уровне общих смыслов. Если тело как материально-выраженное, живое целое достигает осознания внутренних оптимальных условий аутопоэзиса, то оно тем самым, синхронизируется с природными процессами на уровне их актуализации «здесь-и-сейчас». Телесный аспект разума как источник спонтанных, не подготавливаемых понятийным интеллектом изменений, как источник нового знания, занимает центральную позицию в актуальном познании-конструировании реальности индивида. (Понятийный интеллект индивида при этом остается основным инструментом познания как социального процесса.) Эти изменения происходят синхронно с изменениями системы целого универсума как, в первую очередь, материального, воплощенного целого - природной среды обитания человека. Таким образом, мир как кибернетическая система обратных связей, охватывающих множество процессов, явлений, живых существ, выступает актуальным, постоянно обновляющимся и поэтому принципиально неописываемым порядком. Кибернетический порядок определяет состояние телесного аспекта разума индивида, который, в свою очередь, выполняя свою задачу воспроизводства жизни, влияет на этот порядок сам. Стремление существовать, сохраняя свою автономность живого организма, является частью этого порядка, проявляющегося, в данном случае, как свобода. Свобода определена как интенциональная основа аутопоэзиса: отсутствие внешних причин, заставляющих индивида стремиться к выражению своей уникальной позиции в бытии на уровне жизни.
- В рамках концепции телесного аспекта разума предлагается в качестве субъекта познания рассматривать эмпирического, живого «конкретного индивида», развивающего как дискурсивную социальную форму знания[6], так и индивидуальный телесный его аспект. Новый образ субъекта познания является результатом анализа современных эпистемологических тенденций. Во-первых, тенденций применения к исследованию познания междисциплинарных методологий, рассматривающих сложные саморегулирующиеся системы (кибернетического подхода, теории систем, синергетики[7]); во-вторых, тенденции нового понимания разума как не только понятийно-интеллектуального, но и телесного феномена, подготовленного феноменологией, экзистенциализмом, конструктивистским направлением философии, а также конструктивистской по духу методологией современной психологии и организационного консалтинга.
1. Пугачева Л.Г. Эволюция разума человека как эпистемологическая проблема – М.: КМК Scitntific Press, 2008. – 415 с. – 18 п.л.
2. Пугачева Л.Г. Эпистемология. Шесть философский эссе / Суриков К.А., Пугачева Л.Г. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 56с., 4 п.л.
3. Пугачева Л.Г. Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию / Суриков К.А., Пугачева Л.Г. – Саратов: «Научная книга», 2002. – 58 с., 2,2 п.л.
4. Пугачева Л.Г. Ум, в котором мы живем. Технологии навигации реального мира: эпистемология объективной реальности / Суриков К.А., Пугачева Л.Г. – М.: КомКнига, 2005. – 136 с., 8,5 п.л.
5. Пугачева Л.Г. Эволюция человека. Десять статей по эпистемологии восприятия / Суриков К.А., Пугачева Л.Г. – Саратов: «Научная книга», 2007. – 64 с. 2,5 п.л.
Публикации в научных сборниках, включенных в реестр ВАК:
6. Пугачева Л.Г. Эпистемология единой реальности: аналогово-цифровой подход // Саратов: Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И.Вавилова, 2005. – №3 – С.88-97
7. Пугачева Л.Г. Наука и эзотерика как виды познания: философский анализ // Саратов: Вестник саратовского госагроуниверситета им. Н.И.Вавилова, 2005. – №5 – С.68-74
8. Пугачева Л.Г. Специфика индивидуального познания и реальность // М.: Государственная служба, 2007. – №4 (48) – С.96-101
9. Пугачева Л.Г. Телесный аспект разума индивида и функция понимания // М.: Вестник Университета Российск. академии образов. 2008. – №1 – 121-125
10. Пугачева Л.Г. Телесный и теоретический аспекты разума индивида в становящейся реальности // М.: Вестник Университета Российск. акаде-мии образов. 2008 – №2. – С.27-37.
11. Пугачева Л.Г. Феноменология тела: осознание телесного состояния как личностное знание индивида // М.: Вестник Московск. государств. областного университета, 2008 – №2 – С.72-78
12. Пугачева Л.Г. Взаимосвязь «осознания» и «тела» в феноменологии (к вопросу об определении содержания понятий)// М.: Вестник Московск. государств. областного университета, 2008 – №3 – С. 51-57
13. Пугачева Л.Г. Эйдос тела как предел формирования реальности вос-приятия человека // М.: Вестник Российск. универс. дружбы народов, 2008 – №1– С. 55-63.
14. Пугачева Л.Г. Феномен границы как основание интенциональности разума и предметного восприятия реальности. // Вестник Саратовск. Государственн. университета. – Саратов, 2008 – №1– С. 22-31.
Статьи в научных изданиях:
15. Пугачева Л.Г. Пространственно-временная репрезентация и синхронистичность // Философская и правовая мысль – Саратов – СПб., 2001. – Вып.1 – С. 181-190
16. Пугачева Л.Г. Интерконтекстуальность мира как перспектива развития человека // Философия и психология власти: структура, личность, интерконтекстуальность / Л.Г. Пугачева, Т.Ю.Соловьева – Сарат., 2003. – С.3-20
17. Пугачева Л.Г. Феноменология власти: онтологические корни лидер-ства.// Философия и психология власти: структура, личность, интерконтекстуальность. – Саратов, 2003. – С.26-52
18. Пугачева Л.Г. Власть: онтико-онтологический подход // Философия и психология власти: структура, личность, интерконтекстуальность. – Саратов, 2003. – С.63-74
19. Пугачева Л.Г. Управление в социальной жизни: типы лидера — «ти-ран» и «камертон» // Управление осознанием: личность, социальность, бытие – Саратов, 2004. – С.55-63
20. Пугачева Л.Г. Эпистемология «Единой реальности».// «Философия и будущее цивилизации». Тезисы докладов и выступлений IV-го Российского философского конгресса – М., 2005. – Т.1 – С.141-142
21. Пугачева Л.Г. До-предикативный уровень знания и интенциональность тела в феноменологии восприятия // «Современная онтология II: Бытие как центральная проблема онтологии», материалы научной конференции в СПбГУ, июнь 2007 – СПб., 2007. – С.258 – 265.
22. Пугачева Л.Г. Эпистемология индивида в радикальном конструктивизме как предпосылка интеграции опыта Восточной и Западной философии // Четвертые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции в СПбГУ, февраль 2007 – СПб., 2007. – С.664-673
23. Пугачева Л.Г. Эпистемологические возможности эволюции человека // Парадигма: очерки философии и теории культуры – СПб., 2007. – Вып. 7 – С.221-235
24. Пугачева Л.Г. Интенциональность тела и невыразимый порядок бытия в феноменологии познания // Парадигма: очерки философии и теории культуры. – СПб., 2007. – Вып. 8 – С.51-72
25. Пугачева Л.Г. Ценностное сознание как контекст научно-методологического мышления.// Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России. Материалы IV международной научной конференции. – Курган, 2008. – С.15