Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ЖИВОГО: ИДЕЯ САМОПОДОБИЯ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция общего принципа живых систем исходит из единого понимания сущности жизни и интеллекта, структурная основа которого состоит в том, что идеальная форма (информация) и материальная (реализация информации в фенотипе) замкнулись друг на друга в кольцевую структуру, которая определяет воспроизводство и эволюцию живого. Под идеальной формой понимается семантика знаковых систем (отражения, информации), поэтому кольцевой принцип выступает как онтологическое и гносеологическое основание, определяя логику живого в виде понятий «самоцели», «причины самого себя». Логика кольцевой связи, в виде соотношения идеального и материального, составляет существо основополагающих понятий- «первоначал» в истории философии («души», «субстанции», «монады», «понятия»). Выявление структурного инварианта живого развивает новый фрактальный подход к осмыслению самоорганизации (аутопоэзиса) живого, формирует методологическую основу междисциплинарного синтеза философии, биологии и синергетики.
  2. Концепция общего паттерна живого исходит из принципа самоорганизации, диалектического «самораздвоения меры» (Г.Х.Шингарова), который состоит в раздвоении на противоположности, где идеальная форма (информация) и материальная, замыкаются друг на друга в кольцевую структуру, определяющую воспроизводство паттерна живого и эволюцию.
  3. Анализ принципа живого в философии Канта, Шеллинга, Гегеля показал, что он связан с раздвоением органического целого на противоположные формы, замкнутые друг на друга, где идеальная форма, через иную форму самой себя, воспроизводится и сохраняет себя. В современной теории живого принцип самоорганизации связывается с логикой кольцевой связи (М.Эйген), аутопоэзиса, раздвоением системы на фенотип и генотип, где информационная программа замыкается в кольцо со своим белковым продуктом, ферментативная активность которого направлена на сохранение и размножение программы.
  4. Концепция кольцевого паттерна самоорганизации как общего принципа жизни вносит вклад в становление глобального эволюционизма, выступая в качестве методологического основания междисциплинарной науки, объединяющей науки о природе и науки о духе, конкретизирует эволюционный механизм возникновения новых структур.
  5. Предложенная модель источника эволюционной изменчивости и пределов эволюции развивает новый подход к механизму эволюции в свете фрактальной методологии.
  6. Законы условно-рефлекторной деятельности, открытые И.П.Павловым, выступают в качестве нейрофизиологического механизма интеллекта, в равной степени они составляют природу знакового, информационного отражения.
  7. Методологический подход к пониманию природы гомеостаза привел к обоснованию концепции тканевого гомеостаза как основы возрастных заболеваний. В основе ее лежит представление о природе динамической устойчивости тканевого гомеостаза и его пределах (точки бифуркации) разрушения, поэтому ускорение ритма, динамики репопуляции в условиях хронической пролиферации, приводит к прогрессирующей эмбрионализации, которая снижает специализацию тканей, вызывая функциональную недостаточность. Развитие прогрессирующей эмбрионализации, разрушает обратную связь, осуществляемую кейлонами, контролирующими делений стволовых клеток. Анализ динамики тканевого гомеостаза в свете синергетического подхода к динамическим болезням раскрывает новое понимание механизма возрастной патологии.
Список опубликованных работ
1.Философские проблемы биологии и методологии познания. - М.:МГПУ,2007.-112с. -7п.л. Учебное пособие для аспирантов и студентов.

2.Парадигма жизни. К построению общей теории самоорганизации живых и социальных систем.-М.:Компания Спутник+,2004.-528с.-33п.л. Монография.

3.Общая теория рака: тканевый подход.- М.:Изд-во МГУ,1997.-252 с.- 16 п.л. Монография.

4.К вопросу об основании диалектики живых систем//Методологическое значение принципов материалистической диалектики.- М.: ИФРАН, 1982.- 0,7 п.л. Статья.

5.Диалектика материального и идеального//Актуальные проблемы методологии научного исследования.-М.:ИФРАН,1982.-0,5 п.л. Статья.

6.О генезисе понятия в философии Гегеля как принципе самодвижения и саморазвития//Методологическая функция материалистической диалектики.-М.:ИФРАН,1982. -0,6 п.л. Статья.

7.Закон отрицания отрицания и принцип обратной связи в органических системах//Материалистическая диалектика и современное научное познание.-М.:ИФРАН,1984.- 0,8 п.л. Статья.

8.Основной вопрос философии и проблема информации//Книга В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и современное естествознание.-М.:ИФРАН,1984.- 0,4 п.л. Статья.

9.Диалектика развития и проблема пределов в эволюции живых систем//Исследования по диалектике познания.-М.:ИФРАН,1985.- 0,8 п.л. Статья.

10.Поиск новых взаимоотношений организма и клетки в процессе трансформации//Проблема научного поиска.-М.:ИФРАН,1987. -1 п.л. Статья.

11.Тканевая модель канцерогенеза//Журнал «Экспериментальная онкология».- М.,1990.- 0,2 п. Статья.

12.Социально-гуманитарное образование: состояние, тенденции, перспективы//Вестник МГПУ,№1.-2002. 1п.л. Статья.

13.Когнитивное развитие как основание парадигмы ХХ1 века//Вестник МГПУ,№1,2002.-0,3п.л. Статья.

14.Природа понятия как принцип философской парадигмы//Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия.- Ростов н/Д, Изд-во СКНЦ ВШ,2002.- 0,1 п.л. Статья.

15.Природа и механизм рака//Вестник МГПУ,№1,2004.-1п.л. Статья.

16.Тканевая теория рака и сердечно-сосудистой патологии: на пути к единой парадигме//Наука и её методы накануне ХХ1столетия.-М.:РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004.- 1 п.л. Статья.

17.Разрушение тканей как общепатологический механизм сердечно-сосудистой патологии, рака, сахарного диабета//Журнал «Медицинские науки»,№3, 2005.-1п.л.

18.Опора на философский потенциал интеллекта как одна из задач реформ образования//Человек, образование, общество.- М.:Гуманитарий,2005.-1 п.л. Статья.

19.Фрактальная методология в социологии образования//Социология и общество.- М.,2006.-0,8п.л. Статья.

20.Когнитивный подход в системе образования//ХХ1 век: Проблема подготовки специалистов в системе педагогического образования.- М.:МГПУ,2007.-0,7 п.л. Статья.

21.Гносеология, или Теория познания//Дидактические материалы по философии.-М.:МГПУ,2004.-0,7 п.л. Статья.

22.Проблема сознания//Дидактические материалы по философии.-М.:МГПУ,2004.-0,7п.л. Статья.

23.Модель глобализации человечества в трудах Вл.Соловьева//Мировоззренческий потенциал русской философии.-М.:МГПУ,2005.-0,8 п.л. Статья.

24.Русская культура как цивилизационный проект России ХХ1 в. В трудах Д.С.Лихачева//Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачева.- М.:МГПУ,2007.- 0,7 п.л. Статья.

25.Когнитивное основание парадигмы образования ХХ1 века//Философско-социологические аспекты образования начала ХХ1 века.- М.: МГПУ, 2003.-0,7п.л. Статья.

26.Принцип жизни в философии и синергетике//Социально-гуманитарные знания.-2007.-№12.- 0,8 п.л. Статья.

27.Когнитивная составляющая модели образования ХХ1 века//Право и образование.-2008, №3.- 1 п.л. Статья.

28.Тканевая патология в свете идей самоорганизации//Естественные и технические науки.-2008,№1.- 0,8 п.л. Статья.

29.Методологические проблемы общей патологии//Естественные и технические науки.-2008, №2.- 0,7 п.л. Статья.

30.Методология синергетического подхода к теории эволюции//Социология образования.-2008.- №6.- 1п.л.- С. 74- 81.

31.Основной вопрос философии в свете идей самоорганизации//Социально-гуманитарные знания.-2008.-№4. –С.501-509. – 0,8 п.л. Статья.