-
Особенность философско-антропологического подхода к изучению русской традиции просвещения заключается в том, что он является комплексным методом изучения человека, его социальных проявлений. При этом отечественная философская традиция исходит из того, что одним из важнейших социальных проявлений человека выступает сфера просвещения.
-
Специфика русской традиции просвещения, коренящейся в православной версии «метафизики света», состоит в акцентировании онтологических аспектов. Просвещение в России интерпретируется не только в качестве знания и переживания, но и как категория бытия.
-
На протяжении всей своей истории отечественная традиция просвещения выполняла и продолжает выполнять важнейшую социальную функцию - выработку и обоснование образовательных идеалов. Данная традиция оказала сильное воздействие на формирование ментальности русского человека.
-
Важнейшей характеристикой русской идеи просвещения оказывается неразрывная связь теоретических и духовно-практических аспектов, причем любая попытка обособить эти сферы друг от друга воспринимается в ее рамках резко критически.
-
Философско-антропологическим основанием русской традиции просвещения выступает стремление к целостности в понимании человека, проявляющееся на разных уровнях - онтологическом, экзистенциальном, этическом, эстетическом.
-
Традиция просвещения в Древней Руси, которая в силу целого ряда причин формировалась под определяющим воздействием религиозных факторов, способствовала специфическому истолкованию бытия человека. Древнерусские книжники понимали человека как целостное существо, причем их учение противостояло различным версиям дуализма в понимании человеческого существа.
-
В XVIII столетии начинается переход отечественной традиции от теологического к собственно философскому обоснованию просвещения. Массированная рецепция западных учений в этот период не смогла полностью заместить русскую традицию просвещения. Наиболее ярко данное обстоятельство проявилось в философско-антропологических воззрениях отечественных мыслителей, характеризовавшихся стремлением к целостному восприятию человека, неразрывностью теоретических и духовно-практических аспектов его существования. Целостность в истолковании человека, характерная для русской философии и в эпоху Просвещения, противостояла дуализму западных концепций, разрывавших теоретические и нравственные аспекты просвещения.
-
Центральное значение славянофильской интерпретации отечественной традиции просвещения (концепции И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова) заключалась в философском осмыслении ее онтологического характера. Важнейшее значение в работах славянофилов имело выявление религиозных, социально-философских и философско-антропологических отличий русского и западного типов просвещения. Представители славянофильства выдвинули задачу сохранения и творческого развития национальных духовных ценностей. Главной задачей русской философии славянофилы считали выражение всей полноты человеческой личности (в единстве волевых, нравственно-этических, эстетических и т.п. аспектов), что служило философско-антропологическим основанием развитой ими концепции просвещения.
-
На основе теоретических разработок предшественников во второй половине XIX века в России активно формируется оригинальная традиция философии образования. В ее основе лежало стремление к синтезу естественнонаучных, религиозных и собственно философских положений. Важнейшее значение имеют как теоретические разработки мыслителей этого периода, так и попытки их практической реализации. Философско-антропологическими основаниями этой традиции является понимание человека в качестве цельного существа (учения почвенников и поздних славянофилов, концепция национального образования, толстовская теория свободного образования, философия понимания и просвещения В.В. Розанова и др.).
-
Отечественное просвещение советского периода своеобразно синтезировало традиционные и новаторские аспекты. Его теоретической базой послужил русский вариант марксизма, имеющий ряд точек отличия от западного марксизма (центральным моментом отечественной версии было единство диамата и истмата, свидетельствующее об укорененности данной версии в национальной философской традиции - типологическое родство с метафизикой всеединства, космизмом). Можно утверждать, что в данный период сформировалось ряд течений, подводивших под концепцию просвещения серьезные философско-антропологические основания (Э.В. Ильенков и его школа, аксиологическое направление и т.д.).
-
Состояние современного мира, в том числе и в сфере образования, характеризуется многочисленными кризисными явлениями. Это связано с утратой традиционных ценностных ориентиров и антропологической идентичности. В данной связи необходим компаративистский анализ западного и отечественного подходов к решению проблем современности, равно как и углубленное понимание философско-антропологических оснований данных традиций, что позволит преодолеть кризисные моменты современного мира, в том числе и в сфере просвещения.
1.Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания русской традиции просвещения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008 (февраль) (16,5 п.л.).
2.Кожурин А.Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005 (11,5 п.л.).
Учебные пособия:
3.Кожурин А.Я., Кучина Л.И., Ушакова Н.И. Проблемы культуры в русской философии второй половины XIX – начала XX века. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001 (5,6 п.л./ 3 п.л.).
4.Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Европейские культурфилософские концепции XIX-XX веков. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 (8,3 п.л./ 5 п.л.).
5.Кожурин А.Я. Основные направления развития русской философии в XX веке // Введение в философию. Ч.I. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003 (1,5 п.л.).
6.Кожурин А.Я., Кучина Л.И.Проблема человека в философии XIX-XX веков. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005 (10 п.л./ 6 п.л.).
Статьи из журналов, включенных в список ВАК:
7.Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Проблемы науки и образования в социальной философии Л.Н. Толстого // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2004. № 3 (39) (1п.л./ 0,5 п.л.).
8.Кожурин А.Я. Тема «сверхчеловека» в контексте философских исканий XIX – начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. №5 (10): Общественные и гуманитарные науки (философия) (1п.л.).
9.Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Истоки русской традиции просвещения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2005. № 4 (44) (1,2п.л./ 0.6 п.л.).
10.Кожурин А.Я. Человек и просвещение в философии советского периода // Вестник молодых ученых. 2005. №7. Серия: культурология и искусствоведение. 2005. №2 (0,6 п.л.).
11.Кожурин А.Я. Конфликт принципов «труда» и «рождения» в философии XIX-XX веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. №5 (11): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право) (0,7 п.л.).
12.Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Феномен человека в культуре русского Просвещения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2006. № 4 (48) (1,2п.л./ 0,6 п.л.).
13.Кожурин А.Я. Религиозные основания просвещения в Московской Руси (XIV-XVI века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №10 (56): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право) (май) (0,75п.л.)
Статьи:
14.Кожурин А.Я. Человек в «сумерках просвещения» // Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы». Раздел II. СПб., Изд-во РХГИ, 1995 (0,1 п.л.).
15.Кожурин А.Я. Федоровский космизм – один из вариантов завершения европейской метафизики // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы международной научной конференции. СПб., Изд-во «Нестор», 1999 (0,25 п.л.).
16.Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Проблема телесности в философии Ф. Ницше и В.В. Розанова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1999. № 4 (20) (0,7 п.л./ 0,4 п.л.).
17.Кожурин А.Я. Парадоксы просвещения (Кант–Розанов–современность) // Отчет о НИР «Исследование гуманистических оснований содержания профессионального педагогического образования». Депонирован во ВНТИЦ. Инвентарный № 02.200.205727 (0,6 п.л.).
18.Кожурин А.Я. Человек и христианство (религиозно-антропологические воззрения К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова) // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000 (0,2 п.л.).
19. Кожурин А.Я. «Гений-ребенок» (В.В. Розанов как выразитель национального архетипа «детскости») // Отечественная философия детства. Тезисы докладов и сообщений VIII международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и детство». СПб., Изд-во СПбГТУ, 2001 (0,2 п.л.).
20.Кожурин А.Я. Животное, человеческое и божественное в розановской неомифологии // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001 (0,25 п.л.).
21.Кожурин А.Я. Тема человека в полемике К.Н. Леонтьева с «розовым христианством» // Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб., Изд-во РХГИ, 2001 (1 п.л.).
22.Кожурин А.Я. Социально-антропологическая катастрофа как «апокалипсис» // Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2002 (0,3 п.л.).
23.Кожурин А.Я. Формирование дискурсов о человеке в европейской философии XIX века // Философский век. Альманах. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19-21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург. Часть 2. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002 (0,5 п.л.).
24. Кожурин А.Я. «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки (некоторые аспекты проблемы) // Философия образования и творчество. СПб., Изд-во РХГИ, 2002 (0,8 п.л.).
25.Кожурин А.Я. Две традиции в истории европейской науки и образования // Там же (0,2 п.л.).
26.Кожурин А.Я. Жизненные и литературные путешествия графа Ф.В. Ростопчина // Культурное пространство путешествий. Тезисы форума. СПб., Центр изучения культуры, 2003 (0,3 п.л.).
27.Кожурин А.Я. Европейский нигилизм и права будущих поколений // Философия детства и социокультурное творчество. Материалы X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2003 (0,6 п.л.).
28.Кожурин А.Я. История философии как философия истории: Хайдеггеровская концепция европейской метафизики // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Часть 2. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2003 (0,6 п.л.).
29.Кожурин А.Я. Взаимодействие власти и науки в федоровской «Философии общего дела» // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. Материалы всероссийской конференции, посвященной 10-летнему юбилею факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., Изд-во РХГИ, 2003 (0,75 п.л.).
30.Кожурин А.Я. Традиция и принципы Просвещения // Инновации в образовании. Сборник материалов конференции. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2003 (0,6 п.л.).
31.Кожурин А.Я. Антропология Владимира Соловьева в контексте философии XIX века // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева: Материалы международной конференции (14-15 февраля 2003 г.). СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2003 (0,4 п.л.).
32.Кожурин А.Я. Человек и власть (интерпретация проблематики властных отношений в творчестве Ницше и его последователей) // Философия образования и мир детства. Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2004 (0,7 п.л.).
33.Кожурин А.Я. Интерпретация телесности в творчестве петербургских философов «Серебряного века» // Петербург на философской карте мира: Сборник научных статей. Выпуск 3. СПб., Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, 2004 (0,4 п.л.).
34.Кожурин А.Я. Русский энциклопедист (метафизические основания концепции П.А. Флоренского) // Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2004 (0,6 п.л.).
35.Кожурин А.Я. Столкновение принципов «труда» и «рождения» в рамках новоевропейской культуры // Философия человека и современный мир. СПб., Изд-во РХГА, 2004 (1,25 п.л.).
36.Кожурин А.Я. Славянофильская концепция просвещения // Философский век. Альманах. Вып. 28. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Т.1. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005 (1п.л.).
37.Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания просвещения // Философия человека и современное образование: Сборник статей. СПб., Изд-во РХГА, 2006 (0,8 п.л.).
38.Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания образования в трудах русских религиозных мыслителей XX века // Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса. Материалы XIII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». СПб., Астерион, 2006 (0,7 п.л.).
39.Кожурин А.Я. Философия понимания и просвещения (некоторые аспекты раннего творчества В.В. Розанова) // Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006 (1 п.л.).
40.Кожурин А.Я. Консерваторы в истории русского просвещения XIX – начала XX века // Детство в глобальном информационном пространстве. Материалы международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». СПб., Изд-во Политехнического университета, 2007 (1,25 п.л.).
41.Кожурин А.Я. Проблема философского обоснования образования в работах русских неокантианцев и феноменологов // Международные организации в России и проблемы культурной интеграции. Материалы международной конференции, 16-17 июня 2006, Санкт-Петербург. Т.II. СПб., 2007 (0,75 п.л.).
42.Кожурин А.Я. Новоевропейский дискурс о живом и глобальные проблемы современности // Философский век. Альманах. Вып.33. Карл Линней в России. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2007 (0,8 п.л.).