Научная тема: «ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2008
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Особенность философско-антропологического подхода к изучению русской традиции просвещения заключается в том, что он является комплексным методом изучения человека, его социальных проявлений. При этом отечественная философская традиция исходит из того, что одним из важнейших социальных проявлений человека выступает сфера просвещения.
  2. Специфика русской традиции просвещения, коренящейся в православной версии «метафизики света», состоит в акцентировании онтологических аспектов. Просвещение в России интерпретируется не только в качестве знания и переживания, но и как категория бытия.
  3. На протяжении всей своей истории отечественная традиция просвещения выполняла и продолжает выполнять важнейшую социальную функцию - выработку и обоснование образовательных идеалов. Данная традиция оказала сильное воздействие на формирование ментальности русского человека.
  4. Важнейшей характеристикой русской идеи просвещения оказывается неразрывная связь теоретических и духовно-практических аспектов, причем любая попытка обособить эти сферы друг от друга воспринимается в ее рамках резко критически.
  5. Философско-антропологическим основанием русской традиции просвещения выступает стремление к целостности в понимании человека, проявляющееся на разных уровнях - онтологическом, экзистенциальном, этическом, эстетическом.
  6. Традиция просвещения в Древней Руси, которая в силу целого ряда причин формировалась под определяющим воздействием религиозных факторов, способствовала специфическому истолкованию бытия человека. Древнерусские книжники понимали человека как целостное существо, причем их учение противостояло различным версиям дуализма в понимании человеческого существа.
  7. В XVIII столетии начинается переход отечественной традиции от теологического к собственно философскому обоснованию просвещения. Массированная рецепция западных учений в этот период не смогла полностью заместить русскую традицию просвещения. Наиболее ярко данное обстоятельство проявилось в философско-антропологических воззрениях отечественных мыслителей, характеризовавшихся стремлением к целостному восприятию человека, неразрывностью теоретических и духовно-практических аспектов его существования. Целостность в истолковании человека, характерная для русской философии и в эпоху Просвещения, противостояла дуализму западных концепций, разрывавших теоретические и нравственные аспекты просвещения.
  8. Центральное значение славянофильской интерпретации отечественной традиции просвещения (концепции И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова) заключалась в философском осмыслении ее онтологического характера. Важнейшее значение в работах славянофилов имело выявление религиозных, социально-философских и философско-антропологических отличий русского и западного типов просвещения. Представители славянофильства выдвинули задачу сохранения и творческого развития национальных духовных ценностей. Главной задачей русской философии славянофилы считали выражение всей полноты человеческой личности (в единстве волевых, нравственно-этических, эстетических и т.п. аспектов), что служило философско-антропологическим основанием развитой ими концепции просвещения.
  9. На основе теоретических разработок предшественников во второй половине XIX века в России активно формируется оригинальная традиция философии образования. В ее основе лежало стремление к синтезу естественнонаучных, религиозных и собственно философских положений. Важнейшее значение имеют как теоретические разработки мыслителей этого периода, так и попытки их практической реализации. Философско-антропологическими основаниями этой традиции является понимание человека в качестве цельного существа (учения почвенников и поздних славянофилов, концепция национального образования, толстовская теория свободного образования, философия понимания и просвещения В.В. Розанова и др.).
  10. Отечественное просвещение советского периода своеобразно синтезировало традиционные и новаторские аспекты. Его теоретической базой послужил русский вариант марксизма, имеющий ряд точек отличия от западного марксизма (центральным моментом отечественной версии было единство диамата и истмата, свидетельствующее об укорененности данной версии в национальной философской традиции - типологическое родство с метафизикой всеединства, космизмом). Можно утверждать, что в данный период сформировалось ряд течений, подводивших под концепцию просвещения серьезные философско-антропологические основания (Э.В. Ильенков и его школа, аксиологическое направление и т.д.).
  11. Состояние современного мира, в том числе и в сфере образования, характеризуется многочисленными кризисными явлениями. Это связано с утратой традиционных ценностных ориентиров и антропологической идентичности. В данной связи необходим компаративистский анализ западного и отечественного подходов к решению проблем современности, равно как и углубленное понимание философско-антропологических оснований данных традиций, что позволит преодолеть кризисные моменты современного мира, в том числе и в сфере просвещения.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания русской традиции просвещения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008 (февраль) (16,5 п.л.).

2.Кожурин А.Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005 (11,5 п.л.).

Учебные пособия:

3.Кожурин А.Я., Кучина Л.И., Ушакова Н.И. Проблемы культуры в русской философии второй половины XIX – начала XX века. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001 (5,6 п.л./ 3 п.л.).

4.Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Европейские культурфилософские концепции XIX-XX веков. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 (8,3 п.л./ 5 п.л.).

5.Кожурин А.Я. Основные направления развития русской философии в XX веке // Введение в философию. Ч.I. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003 (1,5 п.л.).

6.Кожурин А.Я., Кучина Л.И.Проблема человека в философии XIX-XX веков. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005 (10 п.л./ 6 п.л.).

Статьи из журналов, включенных в список ВАК:

7.Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Проблемы науки и образования в социальной философии Л.Н. Толстого // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2004. № 3 (39) (1п.л./ 0,5 п.л.).

8.Кожурин А.Я. Тема «сверхчеловека» в контексте философских исканий XIX – начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. №5 (10): Общественные и гуманитарные науки (философия) (1п.л.).

9.Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Истоки русской традиции просвещения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2005. № 4 (44) (1,2п.л./ 0.6 п.л.).

10.Кожурин А.Я. Человек и просвещение в философии советского периода // Вестник молодых ученых. 2005. №7. Серия: культурология и искусствоведение. 2005. №2 (0,6 п.л.).

11.Кожурин А.Я. Конфликт принципов «труда» и «рождения» в философии XIX-XX веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. №5 (11): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право) (0,7 п.л.).

12.Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Феномен человека в культуре русского Просвещения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2006. № 4 (48) (1,2п.л./ 0,6 п.л.).

13.Кожурин А.Я. Религиозные основания просвещения в Московской Руси (XIV-XVI века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №10 (56): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право) (май) (0,75п.л.)

Статьи:

14.Кожурин А.Я. Человек в «сумерках просвещения» // Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы». Раздел II. СПб., Изд-во РХГИ, 1995 (0,1 п.л.).

15.Кожурин А.Я. Федоровский космизм – один из вариантов завершения европейской метафизики // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы международной научной конференции. СПб., Изд-во «Нестор», 1999 (0,25 п.л.).

16.Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Проблема телесности в философии Ф. Ницше и В.В. Розанова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1999. № 4 (20) (0,7 п.л./ 0,4 п.л.).

17.Кожурин А.Я. Парадоксы просвещения (Кант–Розанов–современность) // Отчет о НИР «Исследование гуманистических оснований содержания профессионального педагогического образования». Депонирован во ВНТИЦ. Инвентарный № 02.200.205727 (0,6 п.л.).

18.Кожурин А.Я. Человек и христианство (религиозно-антропологические воззрения К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова) // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000 (0,2 п.л.).

19. Кожурин А.Я. «Гений-ребенок» (В.В. Розанов как выразитель национального архетипа «детскости») // Отечественная философия детства. Тезисы докладов и сообщений VIII международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и детство». СПб., Изд-во СПбГТУ, 2001 (0,2 п.л.).

20.Кожурин А.Я. Животное, человеческое и божественное в розановской неомифологии // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001 (0,25 п.л.).

21.Кожурин А.Я. Тема человека в полемике К.Н. Леонтьева с «розовым христианством» // Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб., Изд-во РХГИ, 2001 (1 п.л.).

22.Кожурин А.Я. Социально-антропологическая катастрофа как «апокалипсис» // Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2002 (0,3 п.л.).

23.Кожурин А.Я. Формирование дискурсов о человеке в европейской философии XIX века // Философский век. Альманах. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19-21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург. Часть 2. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002 (0,5 п.л.).

24. Кожурин А.Я. «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки (некоторые аспекты проблемы) // Философия образования и творчество. СПб., Изд-во РХГИ, 2002 (0,8 п.л.).

25.Кожурин А.Я. Две традиции в истории европейской науки и образования // Там же (0,2 п.л.).

26.Кожурин А.Я. Жизненные и литературные путешествия графа Ф.В. Ростопчина // Культурное пространство путешествий. Тезисы форума. СПб., Центр изучения культуры, 2003 (0,3 п.л.).

27.Кожурин А.Я. Европейский нигилизм и права будущих поколений // Философия детства и социокультурное творчество. Материалы X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2003 (0,6 п.л.).

28.Кожурин А.Я. История философии как философия истории: Хайдеггеровская концепция европейской метафизики // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Часть 2. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2003 (0,6 п.л.).

29.Кожурин А.Я. Взаимодействие власти и науки в федоровской «Философии общего дела» // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. Материалы всероссийской конференции, посвященной 10-летнему юбилею факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., Изд-во РХГИ, 2003 (0,75 п.л.).

30.Кожурин А.Я. Традиция и принципы Просвещения // Инновации в образовании. Сборник материалов конференции. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2003 (0,6 п.л.).

31.Кожурин А.Я. Антропология Владимира Соловьева в контексте философии XIX века // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева: Материалы международной конференции (14-15 февраля 2003 г.). СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2003 (0,4 п.л.).

32.Кожурин А.Я. Человек и власть (интерпретация проблематики властных отношений в творчестве Ницше и его последователей) // Философия образования и мир детства. Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб., Изд-во СПбГПУ, 2004 (0,7 п.л.).

33.Кожурин А.Я. Интерпретация телесности в творчестве петербургских философов «Серебряного века» // Петербург на философской карте мира: Сборник научных статей. Выпуск 3. СПб., Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, 2004 (0,4 п.л.).

34.Кожурин А.Я. Русский энциклопедист (метафизические основания концепции П.А. Флоренского) // Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2004 (0,6 п.л.).

35.Кожурин А.Я. Столкновение принципов «труда» и «рождения» в рамках новоевропейской культуры // Философия человека и современный мир. СПб., Изд-во РХГА, 2004 (1,25 п.л.).

36.Кожурин А.Я. Славянофильская концепция просвещения // Философский век. Альманах. Вып. 28. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Т.1. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005 (1п.л.).

37.Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания просвещения // Философия человека и современное образование: Сборник статей. СПб., Изд-во РХГА, 2006 (0,8 п.л.).

38.Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания образования в трудах русских религиозных мыслителей XX века // Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса. Материалы XIII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». СПб., Астерион, 2006 (0,7 п.л.).

39.Кожурин А.Я. Философия понимания и просвещения (некоторые аспекты раннего творчества В.В. Розанова) // Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006 (1 п.л.).

40.Кожурин А.Я. Консерваторы в истории русского просвещения XIX – начала XX века // Детство в глобальном информационном пространстве. Материалы международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». СПб., Изд-во Политехнического университета, 2007 (1,25 п.л.).

41.Кожурин А.Я. Проблема философского обоснования образования в работах русских неокантианцев и феноменологов // Международные организации в России и проблемы культурной интеграции. Материалы международной конференции, 16-17 июня 2006, Санкт-Петербург. Т.II. СПб., 2007 (0,75 п.л.).

42.Кожурин А.Я. Новоевропейский дискурс о живом и глобальные проблемы современности // Философский век. Альманах. Вып.33. Карл Линней в России. СПб., Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2007 (0,8 п.л.).