- Формирование «христианской глобалистики» начинается в 70-е годы ХХ века. Представляя вначале совокупность совершенно не связанных между собой теорий, к концу столетия она выступает как целостное самостоятельное направление в изучении и трактовке глобальных проблем. Базируясь на общих христианских принципах, самые различные христианские концепции тесно взаимосвязаны между собой и выражают единую сущность. Сводя причины всех глобальных бедствий к "первородному греху ", соответственно и выход из этой ситуации, они видят только в распространении и укреплении христианской веры.
- Русская православная церковь значительно раньше других христианских конфессий выступила с активных миротворческих позиций. Включившись в экуменическое движение, иерархи православия начали отстаивать миролюбивые позиции в противовес большинству протестантских церквей. Итогом этой борьбы стала выработка "православной мирологии" ("богословия мира"), которая ориентирована на более последовательное миротворчество, ибо отстаивает необходимость союза "крещенных" и "некрещеных", а "сотрудничество в деле укрепления мира распространяет на всех ближних", расширяет понятие "ближних" до "всех жителей планеты, жаждущих мира".
- Основным отличием экологической концепции Русской православной церкви является ее формирование в иной политической системе, что и обусловило ее большую конкретность и практическую направленность. Не ограничиваясь абстрактным сведением причин экологического кризиса к "первородному греху", богословы связывают их с "духовным оскудением человека", "отходом от христианских принципов", "изменением религиозных верований". Соответственно и пути выхода из этого кризиса предлагаются в рамках религиозной морали с допущением ограниченного использования новейших достижений НТР под "контролем веры".
- Русская православная церковь раньше других христианских конфессий обратила внимание на связь социальных аспектов научно-технической революции с экологическими проблемами. Действуя в жестких условиях реального социализма, иерархи православия активно разрабатывали проекты "духовного оздоровления" для преодоления негативных экологических последствий научно-технической революции.
- Переориентация католической "теологии мира" от откровенной апологетики войны до идей миротворчества связана с "новым курсом", определенным II Ватиканским Собором. В современных условиях миротворчество разрабатывается в основных взаимосвязанных направлениях: "философия мира" и "теология мира", отвергающей войны как средство решения политических вопросов, но при условии первенства религии.
- Католическая "экотеология" является одним из наименее разработанных направлений "католической глобалистики". Подвергнув в 60-70-е гг. ХХ в. резкой критике научно-технический прогресс, католические мыслители не смогли предложить оригинальную экологическую концепцию. Наибольшее развитие "экотеология" католицизма получила в трудах папы Иоанна Павла II, который вслед за иерархами православия отметил огромное значение международного сотрудничества в решении проблем экологии, а также поддержал их инициативу о внесении "права на охрану окружающей среды" в перечень основных прав человека.
- Особое место в социальном учении католицизма занимает "теология науки и техники", которая развивалась от признания науки служанкой религии до теории "конвергенции" науки и веры в ХХ в. В современном научно-техническом прогрессе теоретики католицизма выделяют две составляющие "социотехническую" и "католическую"; при этом ведущая роль принадлежит "католической", которая направлена на "формирование целостного религиозного видения мира".
- Будучи основателями экуменического движения, протестантские церкви большинство своих социальных разработок корректировали в соответствии с установками Всемирного Совета Церквей. Сложности формирования протестантской "мирологии" во многом обусловлены противоречиями в развитии экуменизма. В итоге большинство современных теологов выступает за развитие сотрудничества между народами, формирование "культуры мира" путем "морального разоружения", которое предполагает "формирование новой ментальности" и объединение человечества на основе ценностей христианской нравственности.
- Экологические воззрения представителей протестантских церквей отличаются большим разнообразием. Опираясь на ряд новейших исследований в сфере западной философии и социологии, теоретики протестантизма пытаются придать "наукообразность" своим разработкам. Идеи "пределов роста" и "самоподдерживающегося общества" на деле сведены к разработке принципов "нового христианского аскетизма", "новой жизненной этики", "отказу от роскоши и возврату к простой жизни", что якобы поможет восстановить экологическое равновесие.
- Протестантские церкви при анализе социальных аспектов научно-технической революции пытаются соединить традиционные христианские догматы с современными достижениями как общественных, так и естественных наук. Разрабатывая идею достижения "нового качества жизни", теологи ориентируются на создание "стабильного общества социальной справедливости" на основе "религиозной надежды", направленной на "царство Божие".
1.Круглова, Г. А. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности и их место в христианстве / Г. А. Круглова. – Минск: БГУ. – 2003. – 135 с.
2.Круглова, Г. А. Христианская глобалистика / Г. А. Круглова. – Минск: БГУ. – 2008. – 199 с.
Депонированные монографии
3.Круглова, Г. А. Основные аспекты взаимодействия общества и природы в марксистской и религиозной философии / Г. А. Круглова.– Москва, 1989. – 162 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР, 16.10.89 г., № 39761.
4.Круглова, Г. А. Экологическое сознание: научный и религиозный подходы / Г. А. Круглова.– Москва, 1991. –110 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР, 24.10.91, № 45482.
5.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы современности. / Г. А. Круглова. – Москва, 1992. – 173 с. – Деп. в ИНИОН РАН 30.09.92, № 47091.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией России
6.Круглова, Г. А. Теоретико-философские основы христианской глобалистики / Г. А. Круглова // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина, серия Философия : научный журнал. – Санкт-Петербург, 2007. – № 3 (6). – C. 151-158.
7.Круглова, Г. А. Социально-философские концепции глобальных проблем современности в учениях христианских церквей: общность и различия / Г. А. Круглова // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина, серия Философия : научный журнал. – Санкт-Петербург, 2007. – № 4 (8). – С. 110-118.
8.Круглова, Г. А. Христианские экологические концепции / Г. А. Круглова // Свободная мысль. – 2008. – № 1 (1584). – С. 105-114.
9.Круглова, Г. А. Католическая глобалистика / Г. А. Круглова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2. – С.163-171.
10.Круглова, Г. А. Экологические концепции христианства / Г. А. Круглова // Философия права : научно-теоретический журнал. – 2008. – № 1 (26). – С. 95-98.
11.Круглова, Г. А. Философский анализ основных концепций христианской глобалистики / Г. А. Круглова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 7. Философия. Социология и социальная технология. – 2008. – № 1(8). – С.182-186.
12.Круглова, Г. А. Протестантская глобалистика / Г. А. Круглова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 3. – С.159-168.
13.Круглова, Г. А. Социальная сущность научно-технической революции в концепциях христианской глобалистики / Г. А. Круглова // Философия права: научно-теоретический журнал. – 2008. - № 3. – С.87-91.
14.Круглова, Г. А. Проблемы войны и мира в трактовке христианских церквей / Г. А. Круглова // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина, серия Философия: научный журнал. – Санкт- Петербург, 2008. – № 1(10). - С.151-158.
Статьи в научных журналах, сборниках научных трудов, энциклопедиях
15.Круглова, Г. А. Два падыхода да праблемы "Чалавек і прырода"/Г. А. Круглова // Народная асвета. – 1985. – № 6. – С. 17-20.
16.Круглова, Г. А. Критика религиозно-идеалистических концепций взаимоотношения общества и природы / Г. А. Круглова // Вестник БГУ им. В.И.Ленина. Сер. 3. – 1986. – № 2. – С. 47-50.
17.-.Круглова, Г. А. Сущность богословского толкования экологических проблем / Г. А. Круглова // Научный атеизм и атеистическое воспитание : сборник статей. – Минск : Беларусь, 1989. – С. 16-27.
18.Круглова, Г А. Экология и политика / Г. А. Круглова // Вестник БГУ. Сер. 3. – 1995. – № 3. – С. 10-14.
19.Круглова, Г. А. Роль личности в условиях обострения глобальных проблем / Г. А. Круглова // Роль субъективного фактора в развитии науки и техники : материалы республиканской научно-практической конференции. – Минск, 2000. – С. 88-92.
20.Круглова, Г. А. Христианские концепции об основных этапах взаимодействия общества и природы / Г. А. Круглова // Христианские ценности в современной культуре : к 2000-летию христианства : материалы международной научной конференции, 20.12.2000 г. – Минск, 2000. – С. 94-97.
21.Круглова, Г. А. Духовно-ценностные ориентиры христианства в оценке глобальных проблем современности / Г. А. Круглова // Проблемы интеграции науки, техники, производства в современном обществе. – Минск, 2001. – С. 231-235.
22.Круглова, Г. А. Отношение христианской церкви к научно-техническому прогрессу / Г. А. Круглова // Проблемы интеграции науки, техники, производства в современном обществе. – Минск, 2001. – С. 235-238.
23.Круглова, Г. А. Римский клуб / Г. А. Круглова // Новейший философский словарь. – Минск : Интер-прессервис, 2001. – С. 833-839.
24.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы в современной политике / Г. А. Круглова // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2001. – № 3. – С. 63-67.
25.Круглова, Г. А. Христианская глобалистика / Г. А. Круглова // Всемирная энциклопедия. Философия XX век. – Москва, 2002. – С. 889-891.
26.Круглова, Г. А. Политика и религия / Г. А. Круглова // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2003. – № 3. – С. 79-84.
27.Круглова, Г. А. Православная "мирология"/ Г. А. Круглова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2003. – № 3. – С. 87-99.
28.Круглова, Г. А. Римский клуб / Г. А. Круглова // Новейший философский словарь. – изд. 3-е, испр. – Минск : Книжный дом, 2003. – С. 833-839.
29.Круглова, Г. А. Биосфера / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 33.
30.Круглова, Г. А. Географическая среда. Геополитика / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 63.
31.Круглова, Г. А. Глобализация. Глобалистика. Глобальные проблемы современности / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 66.
32.Круглова, Г. А. Демографические проблемы / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 79.
33.Круглова, Г. А. Качество жизни / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 127.
34.Круглова, Г. А. Космизм / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 139.
35.Круглова, Г. А. Римский клуб / Г. А. Круглова // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 247.
36.Круглова, Г. А. Экологические проблемы. Экология // Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. – С. 323.
37.Круглова, Г. А. Римский клуб / Г. А. Круглова // Социология : энциклопедия. – Минск : Книжный дом, 2003. – С. 859-864.
38.Круглова, Г. А. Социально-политические аспекты православной концепции глобальных проблем современности / Г. А. Круглова // Общество. Экономика. Право : сборник научных трудов 2002-2003. – Минск, 2003. – С. 124-132.
39.Круглова, Г. А. Особенности православной концепции экологии /
Г. А. Круглова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2004. – №1. – .
С.114-127.
40.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы современности в "Основах социальной концепции Русской православной церкви" / Г. А. Круглова // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2004. – №3. – С. 61-66.
41.Круглова, Г. А. Социально-политические аспекты "католической" глобалистики / Г. А. Круглова // Вестник Калининградского юридического института МВД РФ. – Калининград, 2004. – Вып. 5.– С. 200-208.
42.Круглова, Г. А. Христианские концепции глобальных проблем современности в преподавании дисциплин гуманитарного профиля / Г. А. Круглова // Вышэйшая школа. – 2004. – № 3. – С. 31-34.
43.Круглова, Г. А. Современный подход православия к глобальным проблемам современности / Г. А. Круглова // Вестник Калининградского юридического института МВД РФ. – Калининград, 2004. – Вып. 6.– С. 194-200.
44.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы в трактовке католических и протестантских богословов / Г. А. Круглова // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2005. –№ 1. – С. 52-56.
45.Круглова, Г. А. Проблемы войны и мира в понимании христианства / Г. А. Круглова // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2005. –№ 2. – С. 68-74.
46.Круглова, Г. А. НТР у асноўных канцэпцыях "хрыcцiянскай глабалiстыкi"/ Г. А. Круглова // Веснiк БДПУ iмя М.Танка. – 2005. –№ 2. – С. 52-64.
47.Круглова, Г. А. "Странные войны" в современных концепциях войны и мира / Г. А. Круглова // Вестник Могилевского гос. ун-та им. А.Кулешова. – 2005. – № 2. – С. 31-36.
48.Круглова, Г. А. Христианская трактовка проблем социальной экологии / Г. А. Круглова // Философия. Культура. Общество : сборник трудов молодых ученых и аспирантов : в 2 ч. – Минск : РИВШ, 2005. – Ч. 1. – С. 43-50.
49.Круглова, Г. А. Основные концепции и подходы "христианской глобалистики" / Г. А. Круглова // "Ноумен": сборник трудов молодых ученых и аспирантов. – Минск, 2005. – С. 15-22.
50.Круглова, Г. А. Христианская глобалистика / Г. А. Круглова // Религия: энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2007. – С. 899-901.
51.Круглова, Г. А. Православная мирология. / Г. А. Круглова // Религия: энциклопедия. – Минск : Книжный дом, 2007. – С. 678-681.
52.Круглова, Г. А. Православная экология / Г. А. Круглова // Религия : энциклопедия. – Минск : Книжный дом, 2007. – С. 682-
53.Круглова, Г. А. Философское понимание основных концепций “христианской глобалистики”. Церковь перед вызовом глобальной цивилизации / Г. А. Круглова // Материалы XIII Кирилло-Мефодиевских чтений, 24-25 мая 2007г. – Минск, 2007. – С.125-129.
54.Круглова, Г. А. Христианская глобалистика в диалоге культур / Г. А. Круглова // Диалог культур – 2008 : новый имидж России : сборник научных статей к VII Международной научно-практической конференции / науч. ред. И. В. Радиков. –– Санкт- Петербург, 2008. – С. 70-74.
Учебники, учебные и учебно-методические пособия
55.Круглова, Г. А. Общественные организации и общественные движения / Г. А. Круглова, В. В. Ровдо // Учебно-методическое пособие по политологии : в 2-х ч. / отв. ред. П. П. Дронь [и др.]. – Минск, 1990. – Ч.1. – С. 94-103.
56.Круглова, Г. А. Политология : курс лекций : в 2-х ч./ Г. А. Круглова. – Минск : БГУ, 1994. – 379 с.
57.Круглова, Г. А. Политология : учеб. пособие / Г. А. Круглова. – Минск : ЗАО "Веды", 1997. – 259 с.
58.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы современности / Г. А. Круглова // Человек и общество : справочное пособие / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 1998. – Гл. 16. – С. 196-206.
59.Круглова, Г. А. Футурологические прогнозы будущего развития / Г. А. Круглова // Человек и общество : справочное пособие / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 1998. – Гл. 36. – С. 318-321.
60.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы современности // Человек и общество : справочное пособие / С. В. Решетников [и др.] ; под ред. С. В. Решетникова [и др.] – Минск, 1999. – Гл. 16. – С. 189-197.
61.Круглова, Г. А. Футурологические прогнозы будущего развития // Человек и общество : справочное пособие / С. В. Решетников [и др.] ; под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 1999. – Гл. 36. – С. 302-305.
62.Круглова, Г. А. Система международных отношений / Г. А. Круглова, С. В. Решетников // Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 1999. – С. 398-412.
63.Круглова, Г. А. Политика и глобальные проблемы современности / Г. А. Круглова // Политология : учебник для вузов / под ред.
С. В. Решетникова. – Минск, 1999. – С. 413-428.
64.Круглова, Г. А. Система международных отношений / Г. А. Круглова, С. В. Решетников // Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 2001. – С. 398-412.
65.Круглова, Г. А. Политика и глобальные проблемы современности / Г. А. Круглова // Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 2001. – С. 413-428.
66.Круглова, Г. А. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности : учеб.-метод. пособие / Г. А. Круглова. – Минск, 2001. – 27 с.
67.Круглова, Г. А. Глобальные проблемы современности / Г. А. Круглова // Человек и общество : учебное пособие / под ред. С. В. Решетникова, Я. С. Яскевич. – Минск, 2001. –Гл.17. –С. 232-240.
68.Круглова, Г. А. Футурологические прогнозы будущего развития / Г. А. Круглова // Человек и общество : учебное пособие / под ред. С. В. Решетникова, Я. С. Яскевич. – Минск, 2001. –Гл.37 – С. 345-354.
69.Круглова Г.А.Христианская глобалистика: генезис и основные концепции: Учебное пособие. – Минск: ГИУСТ БГУ,2007. – 127с.
Депонированные статьи
70.Круглова, Г. А. Место экологических проблем в современной идеологической борьбе / Г. А. Круглова. – Москва, 1986. – 32 с. –Деп. в ИНИОН АН СССР, 14.04.86 г., № 24841
71.Круглова, Г. А. Методологическая несостоятельность религиозно-идеалистических концепций взаимодействия общества и природы / Г. А. Круглова. – Москва, 1986. – 38 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР, 14.04.86 г., № 24842.
72.Круглова, Г. А. Особенности экологического образования и воспитания студентов / Г. А. Круглова. // Возрастание роли народного образования как важнейшего фактора общественного прогресса. – Москва, 1991. – 20 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР, 20.02.91, № 43968.