-
В идее вечного возвращения определяющим выступает представление о вечности. В связи с мифорелигиозной реальностью, фиксируемой в категории «вечность», формируется конструктивная сторона мифологической идеи вечного возвращения, которая проявляется в периодическом возвращении сущего к Вечности, зафиксированном в пренатальном, сакральном начале культуры как источнике полноты бытия и универсального блага. Деструктивная сторона идеи вечного возвращения возникает вне сферы трансцендентной реальности и утверждается в ряде вариаций, утративших истинный смысл целеполагания. Благодаря категории «вечность» идея вечного возвращения, изначально оформившаяся в мифе, в последующем не только сохраняет мифопоэтические основания, но и обнаруживает в своем содержании метафизические оттенки. Синтез мифопоэтических оснований идеи вечного возвращения и ее метафизического содержания обусловливает заданность культуротворчества, а также формирует его трансцендентальный смысл.
-
Идея вечного возвращения определяет циклическую природу мифа, которая является следствием корреляции ее сверхъестественной (сакральной) и естественной (профанной) пространственно-временных сфер. Теснейшее взаимодействие сакральной и профанной сфер приводит к воспроизводству отдельных вариаций повседневного бытия в пространственно-временном измерении мифа. Благодаря тесной связи с ритуалом, который выступает действенной стороной мифа, последний выполняет важнейшую функцию, связанную с идеальным восстановлением единства и упорядоченности мира, поддержанием стабильности во Вселенной. Мифоритуальный комплекс временно устраняет возникший разрыв («грехопадение») между человеком и божественным миром, упраздняет привычный в своей конечности социально-культурный порядок и возвращает человека к Вечности. Идея вечного возвращения выступает своего рода матрицей мифа, формирует его устойчивые основания, способность к воспроизводству, а также статус неизменного присутствия в различных культурно-исторических типах.
-
Идея вечного возвращения легла в основу синкретизма архаической культуры. Она сформировала логику мифа, на основании которой архаическая картина мира строится исходя из принципа «все есть все» или «все во всем». Это объясняет природу происхождения вещей из различных субстанциальных форм мифа и последующего в них возвращения. Феномен оборотнического всеприсутствия формирует у человека способность к идентификации себя с другими людьми, животными, растениями, неодушевленными предметами, а также различными природными явлениями. Идея вечного возвращения органично связана с феноменом метаморфозы и во многом определяет ее смысловую направленность и возможности в рамках мифологического «пространства-времени».
-
Идея вечного возвращения определяет направленность античной культуры, семантическую основу которой образует система мифолого-религиозных представлений. В античности формируется неоднозначное отношение к вечному возвращению как феномену, содержащему элементы конструктивной и деструктивной направленности, что является следствием оппозиции «миф - логос». Идея вечного возвращения, будучи субстратом космоцентризма античной культуры, заявляет о себе в контексте натурфилософских воззрений, мифологической истории и мифологемы судьбы.
-
В контексте христианской культурно-исторической парадигмы Средневековья формируется отношение к языческой идее вечного возвращения как одному из вариантов бессмысленного коловращения, внешнего принуждения, раскрывающегося через телесные формы. В рамках христианской эсхатологии как учении о последних вещах, конечной судьбе мира и человека эта исходная посылка приводит к замене языческой идеи вечного возвращения и «растворения» в Космосе христианской идеей возвращения в Вечность. В культуре Возрождения идея вечного возвращения заключает в себе элементы античной и христианской традиций, в своем единстве образующих культурно-историческую парадигму - «антропоцентризм». Возрожденческий антропоцентризм предполагает возвращение к исконной основе человека, базирующейся на светской и религиозной ориентации культуры.
-
В культуре Нового времени мифологическая идея вечного возвращения переживает десакрализацию, в силу чего перестает ограничиваться рамками традиционного мифа. Несмотря на то, что в представлениях о новоевропейской и современной культуре доминирует идея прогресса, соотношение идеи вечного возвращения и идеи прогресса не сводится к противостоянию, а обретает форму взаимополагания и взаимопроникновения. Взаимопроникновение идеи вечного возвращения и идеи прогресса спроецировано и на возможности мифологической истории, что находит выражение в историческом учении Дж. Вико, Г. Гегеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также в утопических проектах построения идеального общества. В новоевропейской литературе (Э. Гофман, Н. Гоголь, Т. Манн, Ф. Кафка, Дж. Джойс) используются традиционные мифологические сюжеты для самостоятельного литературного мифотворчества. В культурологических и философских концепциях (С. Киркегор, Ф. Ницше, Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, М. Хайдеггер, Ж. Делез) идея вечного возвращения утрачивает свой изначально универсальный, вселенский характер, распространяясь лишь на отдельные стороны культурного и религиозного опыта. В учении представителей различных культурологических и философских направлений содержится целый ряд схожих интенций, способных в большей или меньшей степени прояснить гетерогенную природу идеи вечного возвращения, а также выявить ее метафизические основания.
-
В волшебной сказке идея вечного возвращения непосредственно связана с феноменом исходной недостачи витальных благ, подчиненных единому ритму «приобретение - потеря». Она объективируется в сказочных предметах, к которым относятся живая и мертвая вода, молодильные яблоки, яйцо, скатерть-самобранка, рог изобилия, и других предметах, воплощающих извечные этнокультурные архетипы. Общим для этих архетипических предметов является их принадлежность к сакральному миру безграничных потенций. Они заключают в себе сверхъестественную силу, позволяющую возвратить человека к жизни, даровать ему вечную молодость, а также благодаря своим репродуктивным способностям обеспечить его неиссякаемым материальным благом.
-
Представляющие этническую культуру восточных славян календарно-обрядовые праздники благодаря фундирующей их содержание мифологической идее вечного возвращения воссоздают пограничную ситуацию, где порядок рождается из беспорядка, хаос и космос, жизнь и смерть оказываются в едином витальном пространстве. Посредством повторяющегося обрядового действа человек временно преодолевает конечность бытия, вновь утверждается в самом себе и возвращается к истоку для нового начинания. В итоге мы имеем дело с мифологической идеей вечного возвращения, представленной через круговорот жизни и смерти, в своей основе определяющей своеобразие календарно-обрядовой культуры.
-
Мифологическая идея вечного возвращения оказала влияние на современную культуру посредством включения ее в художественную традицию. Она получила оригинальное воплощение в противостоянии элементов «рациональных» и «иррациональных» (аполлонизм - дионисизм), раскрывшихся в неизменных экзистенциальных ориентациях мифа и генетически связанных с ним эмоционально-художественных формах культуры. В связи с этим мифологическая идея вечного возвращения способна выступить исходным принципом формирования отдельных видов искусства, а также стилей художественной культуры.
-
Мифологическая идея вечного возвращения органично вошла в содержание современного экологического сознания, в частности, его обыденного уровня, основанного на идее природных циклов. Тем не менее современная экологическая культура лишилась прежде установившейся гармонии между человеком и природой, основанной на антропоморфном сопричастии. Отсюда возникла потребность как в обращении к прежним формам экологической культуры, так и их реминисценциям благодаря творческой деятельности современного человечества.
1Мартысюк, П.Г. Феномен восполнения утраченных благ как источник формирования этнокультурных архетипов восточно-славянской культуры / П. Г. Мартысюк // Вопросы культурологии. – М., 2007. – № 8 . – С.65 – 68.
2Мартысюк, П.Г. Этнокультурные архетипы восточнославянской культуры как объективированная форма вечного возвращения // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание; № 2, 2007. — Режим доступа: http://www.nauka.reos.ru/2007/2/23 Мартысюк Павел Григорьевич статья.pdf, свободный — Загл. с экрана.
3Мартысюк, П. Г. Мифологические основания культуротворчества / П. Г. Мартысюк // Вопросы культурологии. – М., 2007. – № 12 . – С.75 – 77.
4Мартысюк, П. Г. Проблема жизни и смерти в календарно-обрядовых праздниках восточных славян / П. Г. Мартысюк // Вопросы культурологии. – М., 2008. – № 1 . – С. 17 – 27.
5Мартысюк, П. Г. Место мифа в экологической культуре / П. Г. Мартысюк // Вестник МГУКИ. – М., 2007. - № 6. – С. 15 – 19.
6Мартысюк, П. Г. Идея вечного возвращения в сакральной культуре / П. Г. Мартысюк // Вестник МГУКИ. – М., 2008. - № 1. – С. 32 – 37.
Монографии
1.Мартысюк, П. Г. Идея прогресса в европейской культуре : становление и эволюция : монография / П. Г. Мартысюк ; ред. А. И. Верёвкина. – Минск : Акад. МВД РБ, 1998. – 111 с.
2.Мартысюк, П.Г. Мифологическая идея вечного возвращения в культуре / П. Г. Мартысюк ; ред. Н. В. Супрунчук. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2004. – 288 с.
Научные статьи в рецензируемых журналах
1.Мартысюк, П. Г. О некоторых направлениях воспитания духовности личности / П. Г. Мартысюк, Г. Г. Романович // Сац.-пед. работа. – 1997. – № 3. – С. 11–15.
2.Мартысюк, П. Г. Патриотизм и духовность : сопоставительный анализ / П. Г. Мартысюк, Г. Г. Романович // Сац.-пед. работа. – 1999. – № 2. – С.2–8.
3.Мартысюк, П. Г. Тема человека в культурологическом учении Ф.Ницше/ П. Г. Мартысюк // Вестн. Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2000. – № 2. – С.179–182.
4.Мартысюк, П. Г. Нравственная свобода в контексте права / П. Г. Мартысюк, О. И. Адамюк // Вестн. Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2002.– № 1. – С.184–187.
5.Мартысюк, П. Г. О нравственных проблемах социального управления / П. Г. Мартысюк // Вестн. Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2002. – № 1. – С. 175–178.
6.Мартысюк, П. Г. Деструктивизм духовности в контексте современной культуры / П. Г. Мартысюк // Вестн. Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2003. – № 2. – С.80–82.
7.Мартысюк, П. Г. Идея вечного возвращения и христианство / П. Г. Мартысюк // Теократия. – 2003. – № 1. – С.86–106.
8.Мартысюк, П. Г. Тема мифа в современной культуре / П. Г. Мартысюк // Вестн. Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2003. – № 1. – С.148–151.
9.Мартысюк, П. Г. Идея вечного возвращения в контексте корреляции естественной и сверхъестественной сфер мифа / П. Г. Мартысюк // Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2004. – № 1. – С.182–185.
10.Мартысюк, П. Г. Идея патриотизма в контексте мифотворчества / П. Г. Мартысюк // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2004. – № 2. – С.21–25.
11.Мартысюк, П. Г. Миф как характерная черта детского сознания / П. Г. Мартысюк // Праблемы выхавання. – 2004. – № 2. – С.69–74.
12.Мартысюк, П. Г. О характерных особенностях мифологического времени и простран-ства / П. Г. Мартысюк // Теократия. – 2004. – № 1. – С.78–90.
13.Мартысюк, П. Г. Фольклор как важнейший элемент духовного воспитания личности / П. Г. Мартысюк // Вестн. Акад. М-ва внутр. дел Pесп. Беларусь. – 2004. – № 2.– С.18–20.
14.Мартысюк, П. Г. Идея вечного возвращения в музыке / П. Г. Мартысюк// Музык. i тэатр. мастацтва : праблемы выкладання. – 2005. – № 1. – С.19–20.
15.Мартысюк, П. Г. Мифологическая метаморфоза в контексте идей вечного возвращения / П. Г. Мартысюк // Маст. адукацыя i культура. – 2005. – № 2. – С.14–17.
16.Мартысюк, П. Г. Тэма жыцця i смерцi ý аграрных святах усходнiх славян/ П. Г. Мартысюк // Беларус. гiст. часоп. – 2005. – № 4. – С.37–42.
17.Мартысюк, П. Г. Идея вечного возвращения как феномен культуры / П. Г. Мартысюк // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2007. – № 1. – С.10–17.
18.Мартысюк, П. Г. Мифологема начала в культуре Авангарда / П. Г. Мартысюк // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2007. – № 3. – С.37–42.
Научные статьи в научных сборниках
1Мартысюк, П. Г. Идея прогресса : пути философского самоопределения / П. Г. Мартысюк // Философия : проблемы преподавания : науч.-метод. сб. / Респ. ин-т высш. шк. Белорус. гос. ун-та ; под. ред. Г. Я. Миненкова. – Минск, 1997. – Вып. 2 : Проблема построения образовательных стандартов. – С.62–65.
2Мартысюк, П. Г. Об особенностях сознания ребенка : диалог с детством / П. Г. Мартысюк // Инновационная деятельность в общеобразовательной школе : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т ; под ред. А. С. Новика. – Минск, 1999. – С. 147–150.
3Мартысюк, П. Г. Идея вечного возвращения в святоотеческом наследии / П. Г. Мартысюк // Фiлософiя. Культура жiття. – Дніпропетровск, 2003. – Вiп. 23. – С.68–84.
Материалы научных конференций
Мартысюк, П. Г. Диалектика общественного прогресса и культура как одна из проблем философии Гегеля / П. Г. Мартысюк // Человек. Техника. Экология : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 9–21 апр. 1995 г. / Акад. аграр. наук Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. ин-т механизации сел. хоз-ва. – Минск, 1995. – С.205–209.
1Мартысюк, П. Г. Проблема соотношения государства и личности в социальной философии Вл. Соловьева / П. Г. Мартысюк // Возрастание социальных функций науки и техники в современном обществе : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 22–25 апр. 1997 г. / Акад. аграр. наук Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. ин-т механизации сел. хоз-ва. – Mинск, 1997. – С.127–130.
2Мартысюк, П. Г. Проблема прогресса в европейской культуре : на примере философии Освальда Шпенглера / П. Г. Мартысюк // Возрастание социальных функций науки и техники в современном обществе : материалы респ. научн.-практ. конф., Минск, 22–24 апр. 1998 г. / Акад. аграр. наук Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. ин-т механизации сел. хоз-ва. – Минск, 1998. – С. 280–284.
3Мартысюк, П. Г. Проблема смысла жизни в философских концепциях С. Франка и М. Хайдеггера / П. Г. Мартысюк // Философы XX века : Семен Франк : материалы респ. чтений, Минск, 22–24 апр. 1998 г. / Респ. ин-т высш. шк. Белорус. гос. ун-та ; сост. B. C. Вязовкин. – Минск, 1998. – С.79–82.
4Мартысюк, П. Г Формирование и развитие духовных потребностей личности / П. Г. Мартысюк, Г. Г. Романович // Современные проблемы духовного развития личности : материалы респ. науч.-практ. конф. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; под общ. ред. А. А. Гримоть. – Минск, 1998. – С.138–141.
5Мартысюк, П. Г. Культуротворчество : истоки самоопределения / П. Г. Мартысюк // Самоценность детст¬ва и детская культура : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 22–23 апр. 1999 г. / Мин. Дворец детей и молодежи. – Минск, 1999. – С.53–57.
6Мартысюк, П. Г. Влияние этических норм на управленческие процессы в обществе / П. Г. Мартысюк // Проблемы организации управления в современном обществе : теория и практика : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 28–30 апр. 1999 г. / Акад. аграр. наук Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. ин-т механизации сел. хоз-ва. – Минск, 1999. – С.62–65.
7Мартысюк, П. Г. Миф в культурно–историческом процессе / П. Г. Мартысюк // Теоретико-методологические проблемы исторического познания : материалы междунар. науч. конф., Минск, 1–2 февр. 2001 г. : в 2 т. / Респ. ин-т высш. шк. Белорус. гос. ун-та. – Минск, 2001. – Т. 1. – С.57–59.
8Мартысюк, П. Г. Проблема взаимовлияния этических норм и управленческих процес-сов в обществе / П. Г. Мартысюк // Проблемы интеграции науки, техники, производства в современном обществе : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 16–19 мая 2001 г. / Акад. аграр. наук Респ. Беларусь, Белорус. науч.-исслед. ин-т механизации сел. хоз-ва. – Минск, 2001. – С.244–247.
9Мартысюк, П. Г. Миф. Вера. Этнос / П. Г. Мартысюк, Э. К. Дорошевич // Этносоциальные и конфессиональные процессы в трансформирующемся обществе : материалы междунар. науч. конф., Гродно, 15–16 нояб. 2001 г. : в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т. – Гродно, 2001. – Ч. 2. – С.29–31.
10Мартысюк, П. Г. Диалектика мифа в контексте культурологии А. Ф. Лосева / П. Г. Мартысюк // Философы XX века : материалы респ. чтений-6, Минск, 18 янв. 2001 г. / Респ. ин-т высш. шк. Белорус. гос. ун-та ; сост. В. С. Вязовкин. – Минск, 2002. – С.14–17.
11Мартысюк, П. Г. Основные проблемы преподавания культуры в Академии МВД Республики Беларусь / П. Г. Мартысюк // Сацыяльна-гуманiтарныя навукi ý сiстэме вышэйшай школы : матэрыялы навук. - метад. канф., Мiнск, 5–6 лют. 2002 г. / Беларус. дзярж. ун-т культуры. – Мiнск, 2003. – С.133–136.
12Мартысюк, П. Г. Идея человека в культурологическом учении М. Шелера / П. Г. Мартысюк // Философы XX века : Макс Шелер : материалы респ. чтений-7, Минск, 16 янв. 2003 г. / Респ. ин-т высш. шк. Белорус. гос. ун-та ; сост. B. C. Вязовкин. – Минск, 2003. – С.36–38.
13Мартысюк, П. Г. Народный эпос как источник формирования патриотизма у курсантов Академии МВД Республики Беларусь / П. Г. Мартысюк // Проблемы развития образования, юридической науки и практики : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летию Акад. МВД Респ. Беларусь, Минск, 24–25 марта 2003 г. / под ред. И. И. Басецкого. – Минск, 2003. – С.156– 157.
14Мартысюк, П. Г. Миф как явление культуры / П. Г. Мартысюк, Э. К. Дорошевич // Прырода, чалавек, культура : праблемы гармонii : матэрыялы навук. канф., Мiнск, 25–26 сак. 2003 г. : у 2 ч. / Беларус. дзярж. ун-т культуры. – Мiнск, 2003. – Ч. 2. – С.55–63.
15Мартысюк, П. Г. Традиционная и нетрадиционная духовность в контексте культурного самоопределения личности / П. Г. Мартысюк // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 5-6 июня 2003 г. / Гродн. гос. ун-т. – Гродно, 2003. – С.374–377.
16Мартысюк, П. Г. Диалектика религии и культуры в контексте трансформационного общества / П. Г. Мартысюк // Мiжкультурны дыялог у Беларусi : нацыянальна-культурнае i духоýнае развiццё ва умовах глабалiзацыi : па матэрыялах мiжнар. навук.-практ. канф., Мiнск, 10–12 снеж. 2003 г. / пад рэд. Л. Уладыкоýскай-Канаплянiк. – Мiнcк, 2004. – С.219–224.
Учебные пособия
1Мартысюк, П. Г. Правовая этика : учеб. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Веды, 1999. – 70 с.
2Мартысюк, П. Г. Юридическая этика : учеб. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Веды, 2000. – 45 c.
3Мартысюк, П. Г. Этика : учеб. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2001. – 83 с.
Учебно-методические материалы
1Мартысюк, П. Г. Культурология : учеб. программа / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2000. – 50 с.
2Мартысюк, П. Г. Эстетика : учеб. программа / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2000. – 20 с.
3Мартысюк, П. Г. Этика : учеб. программа / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2000. – 24 с.
4Мартысюк, П. Г. Культурология : учеб.-метод. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2000. – 30 с.
5Мартысюк, П. Г. Эстетика : учеб.-метод. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2000. – 12 с.
6Мартысюк, П. Г. Этика : учеб.-метод. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2000. – 15 с.
7Мартысюк, П. Г. Культурология : учеб.-метод. пособие / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2001. – 16 с.
8Мартысюк, П. Г Культурология : учеб.-метод. пособие / П. Г. Мартысюк, С. В. Масленченко. – Минск : Акад. МВД РБ, 2003. – 40 с.
9Мартысюк, П. Г. Культурология : учеб.-метод. пособие / П. Г. Мартысюк, С. В. Масленченко. – Минск : Акад. МВД РБ, 2004. – 54 с.
10Мартысюк, П. Г. Культура первобытного общества : лекция / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2002. – 16 с.
11Мартысюк, П. Г. Культура эпохи Возрождения : лекция / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2002. – 20 с.
12Мартысюк, П. Г. Миф в культуре : лекция / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2002. – 16 с.
13Мартысюк, П. Г. Средневековая культура : лекция / П. Г. Мартысюк. – Минск : Акад. МВД РБ, 2002. – 20 с.