- Модернизационное развитие России выступает целью нового этапа социально-экономических реформ. Но этот путь развития не определяет будущность страны с абсолютной неизбежностью объективно-спонтанного движения, он всего лишь «возможен», «потенциален» для России. Результат зависит от целенаправленных, сознательных усилий всего общества по реализации определенного проекта социально-экономического развития. Одним из наиболее крупноформатных проектов, предлагаемых к реализации в России, является включение в универсальное сообщество, основанное на принципах свободы личности, демократии и либерализма, научного и культурного прогресса, повсеместного распространения частной собственности и рыночной модели экономики. Социальная история современности представляет собой становление и поэтапное воплощение этого проекта, кризисы его реализации, борьбу за его принципы, отказ от тех или иных его положений. Реализация данного проекта получила название модернизации. Но эта модель не является унифицированной, однозначной в своем применении, пригодной для реализации в любой стране. Современные экономико-философские исследования позволяют специфицировать модернизационный проект с учетом идейных, аксиологических, ценностно-нормативных структур и компонентов общественного сознания и заявить о возможности и необходимости создания собственного модернизационного проекта для России в начале XXI в.
- Экономическая философия представляет собой область осмысления экономической жизни общества, хозяйственной деятельности человека. Экономическая философия на современном этапе ее развития рассмотрена как особая форма общественного сознания, представляет собой отношение к жизни в рамках существующей картины мира, доминирующих в обществе норм, традиций, ценностей, предрассудков, или альтернативных моделей. Метанаучность экономической философии на современном этапе ее развития - в ее обращении к ценностному осмыслению бытия, научность - в восстановлении диалектического подхода на методологическом и парадигмальном уровне. Содержательный комплекс экономической философии - это природа, основания, закономерности, процессы, исторические тенденции хозяйства и экономики, а система ее понятий выступает как особые коды, которые дают ключ к пониманию экономической (хозяйственной) жизни, задают способы ориентации среди многообразных явлений, процессов, способствуют осознанию многообразных проявлений общественной жизни.
- Обоснован эвристический потенциал историко-аксиологического подхода к анализу экономико-философских идей модернизационного проектирования в России, а вытекающий из него метод есть развитие и конкретизация в плоскости социльной философии и аксиологии гегелевский феноменологии. Этот метод анализа проблемы с учетом индивидуальных сознаний и мотиваций, а также закономерностей и факторов изменения окружающего мира служит для выявления ретроспективы философско-экономических и аксиологических аспектов проблем с целью проектирования общественного развития. Историко-аксиологический метод предназначен для исследования обобщенных и устойчивых представлений о предпочитаемых материальных и духовных благах как обобщенных общественных образах и личностных представлениях, характерных для конкретных эпох, а также для анализа их изменений и тенденций развития. Одним из вариантов анализа исторической практики и определения основ нового проекта является рассмотрение на основе историко-аксиологического метода исторической ситуации в контексте побудительных причин поведения социальных субъектов, которые изучаются как диалектическое единичное, и формирования благодаря резонансу их действий новой общественной практики, новых общих проектных идей социально-экономического развития.
- Экономико-философское обоснование выбора модернизационного проекта развития России требует конструирования аксиопространства на основе многомерной реконструкции понятия «ценность». Методологический принцип реконструкции - конструирование общего пространства разных определений как диалога ценностей. Обозначенное и маркированное оппозициями аксиологическое пространство обнаруживает свою многомерность и позволяет существовать различным способам ценностной интерпретации. Через оппозиции ценностных определений возможно показать укорененность многих экономико-философских положений в аксиосфере, а также оформление экономико-философского дискурса как формирование ценностных оснований социального конструирования новой общественной реальности. Проекция на социально-политическую реальность устанавливает связи некоей ценностной системы, как формы должного в экономической деятельности, и требований социально-политической организации, как идеала социально-политического устройства (либерального, коммунитарного, социалистического и т.д.).
- Модернизация, как цель и вариант развития, есть выбор модели нормативного порядка, который будет положен в основу проекта социально-экономического реформирования. Реальный нормативный порядок складывается спонтанно в процессе повседневных бытовых и деловых взаимодействий. Нормативный порядок как целевой конструкт общественных преобразований является результатом научного производства, идеологической борьбы и философских штудий. Точность, непротиворечивость, свобода от ценностных суждений, объективная предметность определяют конкурентоспособность этой формы знания о мире, преимущества науки перед любыми другими. Преимущества идейного фактора - в ясном осознании цели преобразований и корреляции с социально-классовым идеалом как проекцией социальных интересов. Взятая в историческом периоде ни одна из этих форм не имела значительного преимущества в общественном сознании. Динамика предпочтений носила волнообразный характер и связывалась с недиалектической абсолютизацией одной из форм. Анализ процессов социальной конкуренции научных и идейных социально-философских воззрений показал, что на протяжении последних столетий явственно прослеживается тенденция - элиминация аксиологического мотива теоретического обоснования, стремление строить аргументацию по принципу свободы от ценностных суждений с последующей идеологизацией результатов. Экономическая философия выступает формой снятия указанного противоречия, в процессе философско-экономического теоретизирования происходит не только конструирование социально-экономического идеала, но и вырабатываются оценочные критерии для выявления степени соответствия реальных действий экономических агентов идеальным экономическим системам, а также возможные пути достижения идеала на практике и практические рекомендации для оптимального достижения целей, определяемых идеалом.
- Успех проведения модернистского проекта связан с учетом и реализацией многих факторов политического, экономического и социокультурного характера в их взаимодействии. Социально-философское рассмотрение факторов модернизационного развития и выбора проекта развития России возможно на основе трехкомпонентной теоретико-методологической модели конструирования выбора пути модернизационного развития России, учитывающей единство и взаимную обусловленность условий и положений 1) российской реальности, 2) современной экономической философии и 3) модернизационного проекта.
- Механизм политического воплощения проекта включает убедительное социальное обоснование и апологию положений проекта, их партийно-политическую идентификацию и инструментализацию и выработку механизмов включения в политическую работу экономически и политически сильных групп. В рамках экономической философии разрабатываются такие способы социальной апологетики модернистского проекта как обращение к идее всеобщего блага, к признаваемому данной группой или всем обществом социальному или нравственному идеалу, подчеркивание объективизма (а иногда и ссылки на телеологизм) исторического процесса, указание на соответствие «магистральному» пути развития или же акцентирование национальной самобытности, указание на прогрессивный класс, выступающий движущей силой и источником преобразований, мотивация сострадания и указание на необходимость решения проблем бедствующего слоя, класса, группы или всего общества и др.
- Процесс политической инструментализации экономико-философских идей включает превращение их в идеологическую доктрину и экономическую платформу политической партии - основного организующего фактора современной политики и основной формы связи между гражданским обществом, где происходит обсуждение идей, и правительственными институтами, ответственными за реализацию экономической политики. Особенности российской политико-партийной инструментализации экономико-философских идей следующие: путаница и полный произвол политической маркировки партий, произвольные, не обусловленные доктринально модификации идеологических программ современных российских партий, отход от доктринального самоопределения партии, кросс-партийные ценностные воззрения избирателей, превращение партий в структурно-функциональное образование, существование рассогласования между идеологическими представлениями электората и экономическими программами партий, устойчивость двухвекторности партийной идеологии (к социализму и к капитализму) и тяготение к вертикальному взаимодействию с государственными структурами и т.д.
- Преобладание мобилизационных методов и механизмов управления российским государством определяет такую особенность российской элиты, как ее политизированность, тяготение к авторитаризму, абсолютизация собственных интересов, неспособность достичь согласия по основным вопросам экономической политики. Указанные особенности обусловили слабость «субъектных» характеристик российской элиты: отсутствие стремления к производству и защите собственного модернистского проекта, готовность следовать решениям сильной фигуры, отказ от публичной политики, основанной на прозрачных правилах и процедурах, и от политической конкуренции проектов экономического развития, перенос ответственности на Президента, политико-административный центр российского общества.
- Проблемой институционального обеспечения модернизации развития России является следующее. Во-первых, за время реформ не созданы институциональные формы общественного обсуждения философско-экономических идей, как целевого конструкта общественных преобразований, в результате - политизация и сведение участия в институциональном строительстве только к партийным формам, идейно-идентификационных установок партий - к личности лидера, а деятельности партий - к участию в выборах. Во-вторых, существует слабая зависимость процесса и результатов институционального строительства от общественного мнения, большее значение имеет способность узких групп реализовывать собственные интересы. В-третьих, сформировались институциональные модели, не предполагающие выдвижение и обсуждение новых идейных проектов, ориентированных на реализацию политико-экономических установок властвующего субъекта.
- Когнитивная компонента успешной социально-экономической стереотипизации требует рационального обсуждения идей, а также организационного пространства. Наиболее адекватные формы общественного обсуждения предоставляет гражданское общество. Общественный выбор обеспечивается таким институтом гражданского общества, как общественное мнение. Этот институт гарантирует стабильное функционирование механизма перманентного реагирования на социально значимые проблемы и формирования устойчивых, адекватно отражающих социально-экономические и политические условия деятельности, стереотипов. Механизм этот заключается в формировании оценок и вынесении суждений по социально-значимым проблемам заинтересованными слоями населения, а также в коррекции социального поведения различных слоев общества. При определенных условиях общественное мнение способно стать институциональным методом как формирования целей, выработки программ, диагностики общественных трансформаций и корректировки реформирующего воздействия, так и когнитивного элемента трансформации социально-экономических стереотипов общества. Условием является становление организационных форм общественного обсуждения и участия.
- Кризис легитимации модернистского проекта связан с существованием люфта между нормативным и модальным уровнем модернизационного проекта. Расхождения между модальным и нормативным уровнем определяется не столько социокультурными традициями двоемыслия, сколько кризисом социальных ожиданий в процессе рыночной адаптации. Принятие нормативного порядка обществом обозначает организацию взаимодействий индивидов и групп, которые ориентируются на общие нормы и правила и ожидают, что их потребности и интересы будут удовлетворены в рамках этих правил и норм. Формирование нормативного порядка, отличающегося от модального - приспособительная реакция в неблагоприятных условиях рыночной адаптации, определяется возможностью сближения модального и нормативного по мере развития рыночных реформ и коррекции модернизационного проекта в ходе его легитимации.
1.Молчанов К.В. Тенденции развития институциональной системы рыночной экономики в России // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. – 2006. – № 10. – 1,0 п. л.
2. Молчанов К.В. Производство институциональной системы: сознательная деятельность и спонтанность социального развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007.– № 4. – 0,9 п. л.
3. Бондаренко О.В., Молчанов К.В. Социальные установки и экономические стереотипы общественного сознания // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007.– № 4. – 0,63 п. л. (0,5 п. л.).
4.Молчанов К.В. Идейное обоснование и выбор проекта экономической модернизации России // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007.– № 5. – 0,6 п. л.
5.Бондаренко О.В., Молчанов К.В. Связь экономических идей и социальных идеалов в экономико-философских концепциях // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007.– № 5. – 0,6 п.л. (0,45 п.л.).
6.Молчанов К.В. Экономико-философское видение социального порядка // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. –№ 1. – 0,5 п.л.
7.Чуланов В.А., Молчанов К.В. Принятие общественным сознанием целей и средств модернизационного проекта // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008.– № 1. – 0,6 п.л. (0,45 п. л.)
Монографии
8.Молчанов К.В. Что делать? – (некоторые аспекты феноменологии идеи и иности прогресса). Краткое изложение. – М.: Изд-во «Реглант», 2004. – 5,4 п.л.
9.Молчанов К.В. Практика институциональной модернизации российского общества 90-х гг. (начала эволюционного анализа). - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. - 4,5 п. л.
10.Молчанов К.В. Современная экономическая философия и обоснование нового модернизационного проекта развития России. - М.: Изд-во «Кредо», 2006. - 10,9 п. л.
11.Молчанов К.В. Экономико-философские идеи в модернизирующейся России. - Ростов н/Д: Изд-во «Логос», 2007. - 17,9 п.л.
12.Молчанов К.В. Политическая экономия и экономическая наука. Ч. 1. Современная политическая экономия: новая общественная формация и прибавочная стоимость в ее диалектическом развитии. – М.: Издательский дом «Грааль», 2001. – 5,0 п. л.
13.Молчанов К.В. Новый подход. Предопределенность современного рассмотрения политической экономии. – М.: Издательский дом «Грааль», 2001. – 7,0 п. л.
14.Молчанов К.В. «Капитал» Маркса, вся логика Гегеля и современная политическая экономия. О «Капитале» Маркса, Логике Гегеля, их ленинских исследованиях и общей топологии. – М.: Изд-во «Край Родной», 2001. – 6,0 п. л.
15.Молчанов К.В. Феноменология капитализма. – М.: Изд-во «КРАЙ», 2002. – 11,0 п. л.
Брошюры
16.Молчанов К.В. С чего следует начинать сызнова науку. – М.: Изд-во «Реглант», 2003. – 2,3 п.л.
17.Молчанов К.В. Социальная структура и стратификация как объект социально-экономического анализа. – Ростов н/Д: Изд-во «Логос», 2003. – 1,6 п. л.
18.Молчанов К.В. Особенности экономического поведения и социального восприятия разностатусных групп в российском обществе. – Ростов н/Д: Изд-во «Логос», 2004 – 2,1 п. л.
Статьи
19.Молчанов К.В. Философия хозяйства – объективность перехода от формирования современной и будущей политической экономии / Философия хозяйства. – 2001.– № 3. – 0,5 п. л.
20.Молчанов К.В. К современной политической экономии (о цикле авторских политэкономических очерков) / Философия хозяйства. – 2001. –№ 2. – 0,7 п. л.
21.Молчанов К.В. О философско-экономических основах современной теории социально-экономического развития // От Сциллы к Харибде: Актуальный опыт России / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, Н.П. Ващекина, Е.С. Зотовой: В 2х т., Т. 2. – М.-Волгоград, Изд-во Волгоградского государственного университета, 2002. – 1,5 п. л.
22.Молчанов К.В. Общественно-институциональный аспект «времен перемен» // Экономическая теория в XXI веке – 9: Глобальное и национальное в экономике / Под. ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой: в 2-х т., Т. 2. – М.: Изд-во «Экономистъ», 2004. – 0,45п.л.
23.Молчанов К.В. О философско-экономических основах и форме современной определенной теории социально-экономического развития. Моменты формирования современной базы исследований / Философские исследования. – 2002.–№ 1. – 1,5 п. л.
24.Молчанов К.В. Начала или моменты актуализации единства сознания и бытия в процессе воспроизведения философии Гегеля / Философские исследования. – 2002.– № 3-4. – 0,5 п. л.
25.Молчанов К.В. Актуализация четвертого направления политической экономии и его теории – теории иного капиталистического развития. / Философия хозяйства. – 2002,– № 6. – 0,45 п. л.
26.Молчанов К.В. Предпочтительность иного капиталистического пути развития для России // Неуемная Россия / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой: в 2-х т., Т. 1. – М.-Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2003. – 0,4 п. л.
27.Молчанов К.В. Трансцендентный опыт или о первом моменте трансцендентного познания / Философские исследования. – 2003. № 1. – 0,6 п. л.
28.Молчанов К.В. Качество трансцендентного опыта / Философские исследования. – 2003. –№ 2. – 0,5 п. л.
29.Молчанов К.В. Метафизика социализма, или диалектическое обоснование современной политической экономии / Философия хозяйства. – 2003. № 2. – 0,45 п. л.
30.Молчанов К.В. Трансцендентное познание и его значение / Философские исследования. – 2004. –№ 1. – 0,5 п. л.
31.Молчанов К.В. Различенная философская основа: воспроизведение философии Гегеля и два из ее собственных моментов / Философские исследования. – 2004.– № 2. – 0,9 п. л.
32.Молчанов К.В. Третий из собственных моментов воспроизведения философии Гегеля или одно из отличий потаенной диалектики и известной логики / Философские исследования. – 2005. –№ 1. – 0,8 п. л.
33.Молчанов К.В. Философия сама и в непосредственности бытия / Философские исследования. – 2005. –№ 2. – 1,0 п. л.
34.Молчанов К.В. Новая экономическая философия и ее социальная субъектность // Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2006. –№ 5. - 0,9 п. л.
35.Молчанов К.В. Переход к практической философии хозяйства / Философия хозяйства (к 65-летию Ю.М. Осипова). Под ред. Е.С. Зотовой. – М.-Екатеринбург: Изд-во УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2006. – 0,3 п. л.
36.Молчанов К.В. Опыт возвышающегося рассудка философии в бытии / Философские исследования. – 2006. –№ 1. – 1,0 п. л.
37.Молчанов К.В. Сферы и этапы развития философии в бытии. И Новейшая философия / Философские исследования. - 2006. № 3-4. – 1,0 п. л.
38.Молчанов К.В. Проблемы осмысления развития институциональной системы рыночного общества в России / Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2006. –№ 6. - 0,5 п. л.
39.Молчанов К.В. Философия. Диалектическая философия. Новейшая философия / Философские исследования. - 2007.– № 1. - 0,9 п. л.
40.Молчанов К.В. К вопросу о структурности методов диалектической философии // Философские исследования. - 2007. –№ 3-4. – 0,9 п. л.