- В работе осуществлено исследование конструирования особого типа дискурса - гендерного дискурса, характеризующего типичные формы социальной коммуникации представителей различных полов. Поскольку они дифференцируются в различных сферах социальной жизни, проведено исследование общения двух полов в отдельных аспектах институционального дискурса: правового, экономического, идеологического, педагогического, социокультурного.
- В рамках исследования социокультурного аспекта гендерного дискурса: а) выявлено, что мужчина и женщина изначально асимметричны и в связи с тем, что существует поливариантность поведенческих практик и стереотипов, полная симметрия невозможна. Гендерная асимметрия является предпосылкой как позитивных гендерных отношений, ведущих к гендерному партнерству, так и негативных, которые реализуются в гендерной эклектике, приводящей современные отношения между полами к гендерной дисгармонии; б) теоретическая мысль прошлого характеризовала естественный диморфизм полов через противопоставление мужских и женских качеств, при превалировании мужских. В историко-философском наследии выявляются три основных подхода к анализу эмоционально-чувственных отношений: классический, неклассический и постнеклассический; в) в истории развития общества выделяются три социокультурных конструкта: 1) патриархат (традиционное общество, в нем превалировали патриархальные (маскулинные) стереотипы; 2) переходный период с разложением патриархальной традиции и возникновения фемининного стереотипа в культуре и 3) современный социокультурный конструкт, в котором происходит, с одной стороны, смешение стереотипов, полоролевых моделей и гендерных идентификационных сценариев, что ведет к формированию негативного эклектического стереотипа в отношениях между полами, а с другой стороны, формированию позитивного партнерского стереотипа. Данным социокультурным конструктам соответствуют различные виды маскулинности и фемининности: доминантная, подчиненная и несостоявшаяся, они реализовывались в разной последовательности и с разной степенью влияния одновременно. Данный факт также способствует становлению современной гендерной дисгармонии.
- Совеременной социальной науке необходимо преодолеть классическую фрагментарность и константность в определении мужского и женского, преодолеть эклектику (смешение) в характеристиках полов неклассической науки, попытаться найти выход из сложившейся ситуации в гендерных отношениях, которая отражается в постнеклассической науке через осмысление причин гендерной дисгармонии, проблем в половой идентификации, социализации, межличностных, социально-экономических и других отношениях.
- В рамках исследования экономического аспекта гендерного дискурса выявлено, что наблюдается расширение гендерной проблематики по мере прохождения от классики (маргинальный статус женщин в экономической сфере) к неклассике (-ущемляющее положение женщин в домохозяйстве; - необходимость оплачиваемой занятости, как важного условия для достижения равенства; - сходство полов, равенство социальных и экономических прав мужчин и женщин; - вовлечение женщин в занятость на недискриминационных основаниях, снятие институциональных барьеров для получения общего и профессионального образования, обеспечение равенства возможностей; - гендерное неравенство и асимметрия на рынке труда, дискриминация, сегрегация; - гендерный разрыв в оплате труда; - «конфликт времени» и двойной занятости женщин; - внутрисемейное распределение доходов) и к постнеклассике (- неоплачиваемый труд в рамках неформальной занятости, в рамках домохозяйства, а также исключения данного вида труда из оценки величины ВВП; - вовлечение женщины в неоплачиваемый сектор труда при увеличении их производительной нагрузки, не происходит снижение трудовой нагрузки в неоплачиваемом секторе, но сокращается время отдыха и повышается интенсивность труда; - с процессом глобализации углубляется гендерное неравенство; феминизация бедности и отстраненность женщин от контроля над капиталом и ресурсами; - гибкие режимы труда и нестабильная занятость;- устойчивое отставание женщин в оплате труда в связи с низкой производительностью).
- Основные тенденции современного экономического кризиса повлияли на гендерные отношения и способствовали развитию гендерной дисгармонии, которая проявляется в подорванной экономической позиции мужчин как основных кормильцев в семье, в возросшей экономической активности женщин и, как следствие, подвергнутых существенной эрозии традиционных гендерных ролей. При этом гендерное распределение «естественных» социальных ролей оказывает влияние на распределение труда и механизм принятия решений и доходов в домохозяйстве.
- На рынке труда выявляются тенденции, способствующие развитию дисбаланса в гендерных отношениях: - необеспечение социальной и правовой защиты и гарантии прав трудящихся, отсутствие страхования производственной деятельности, пенсионных услуг в неформальном трудовом секторе; - экономия на налогах, отчисления в фонды социального страхования с помощью начисления и выплаты минимальной зарплаты; - жесткая горизонтальная сегрегация, где происходит выполнение разных видов «мужских» и «женских» работ, и вертикальная сегрегация, где происходит выполнение разных функций; - преобладание на рынке труда латентных процессов над открытыми, что приводит к скрытой безработице и скрытой занятости, которая не контролируется; - нарушение социально-трудовых прав; - интенсификация женского труда сказывается на: увеличении продолжительности рабочего дня, более высоких нагрузках, напряжении ритма работы в ночные смены или в ранние утренние часы, растущих требованиях к квалификации и уровню образования, усилении контроля над трудовым процессом со стороны работодателя, совмещении нескольких видов работ одним человеком, создании рабочих мест с нечетко прописанными обязанностями.
- Данные современные тенденции на рынке труда разрушают гендерные отношения и не приводят к возникновению и укреплению в обществе партнерских отношений. Необходимо изменять данные негативные тенденции, чтобы появлялось больше возможностей, способствующих становлению партнерства в данных отношениях на рынке труда.
- Реализация партнерства в домохозяйственных отношениях должна обеспечиваться через равное распределение внутрисемейных властных полномочий, главенство в семье не должно определяться экономическим вкладом супругов; - частичная или полная занятость мужчин и женщин, как в общественном производстве, так и в домашнем труде в равной мере; - карьера должна быть ценностью как для женщины, так и для мужчины; - повышение доходов женщины должно способствовать продуктивным расходам домохозяйств; - облегчение налогового бремени для женщин, воспитывающих без отца своих детей; - повышение индивидуального, а не семейного (патриархальная семья) уровня принятия решения; - размывание постулата о специализации в браке (снижение объема домашнего труда, активность вне дома, общий рост занятости, регулирование уровня рождаемости); - повышение социального статуса в обществе женщины-матери; - уменьшение строгого разделения в товарной и не товарной сферах.
- В рамках исследования правового аспекта гендерного дискурса выявлено, что центральными темами являлись до начала ХХ века: тема правовой защиты мужской власти, мужского правового превосходства над женским полом и тема гендерного правового равенства, которая в силу известных причин в классической традиции только декларативно заявлялась, но не могла реализоваться в полной мере и получила свою реализацию только в неклассической традиции и социально-политической и правовой практике в ХХ веке. Данные тенденции повлияли на становление современных правовых отношений между полами и способствовали распространению дисбаланса в этих отношениях.
- Гендерная асимметрия является предпосылкой распространения дисгармонии в разных социальных плоскостях и, в частности, в правовом поле. Правовая эклектика проявляется в реализации правовых норм на практике, где одни нормы смешиваются с другими и противоречат друг другу, при этом ущемляя права одного из полов. Возникает тенденция к тому, что правовые нормы смешиваются с социокультурными и моральными нормами, что ведет к преломлению конституционного принципа равенства и к гендерной дисгармонии в России в начале ХХI века, в результате которой гендерная правовая ментальность не совпадает с гендерной правовой реальностью.
- Проведенный анализ идеологического аспекта гендерного дискурса начала XXI века в России показывает, что на данном этапе необходим поиск современной российской, общенациональной идеологии, которая могла бы укорениться в менталитете россиян. Анализ взаимосвязи различных идеологий и культуры позволяет утверждать, что любая идеология только тогда может выполнять свою позитивную функцию, когда она опирается на ценности определенной культуры. В противном случае она не получает социальной поддержки и уходит в небытие.
- Позитивным решением для преодоления гендерной дисгармонии в России можно считать разработку и распространение современного гендерного идеологического конструкта. С его помощью можно достичь гендерной толерантности, диалогичности, двусубъектности в отношениях двух полов.
- В рамках исследования идеологического аспекта гендерного дискурса выявлено, что в процессе социализационного пути каждый мужчина и каждая женщина проходят доидеологический этап их социализации (до совершеннолетия) и послеидеологический этап. На этом пути в нескольких направлениях (правовое, экономическое, религиозное) формируются ценностные ориентации, усвоение норм и их оценка, и только в дальнейшем происходит изменение внешнего поведения человека, приобретение определенных навыков.
- Обновление специализированных научно-технических знаний и навыков происходит быстрее, чем смена важнейших ценностных ориентаций и верований. Для современного мира характерна поливариантность культур и гендерной социализации: а) патриархальная культура и социализация характеризуется отсутствием осознанности, значимых перемен, чувством преемственности жизни, автоматическим усвоением поведенческих реакций, отвечающих всем стандартам этой культуры; б) модернистская культура и социализация характеризуется такой преобладающей моделью поведения, как принятие новых норм поведения, активностью и самостоятельностью в женском поведении, взрослые могут учиться у детей, дети пытаются вырабатывать свой стиль поведения, отличный от поведения их родителей, конфликтом поколений, большой социальной мобильностью; в) современная культура и гендерная социализация характеризуется тем, что будущее для обоих полов непрогнозируемо, им нельзя управлять, отсутствием взаимопонимания между родителями и детьми; - оба пола вырастают в совершенно ином мире, отличном от мира, в котором росли их родители. Также характерна поливариантность выделенных нами стереотипов гендерных отношений (патриархальные, фемининные, партнерские и эклектические), нет четкого превалирования каких-либо стереотипов и, наоборот, часто происходит их смешение.
- На основе анализа идеологического аспекта гендерного дискурса выделяются несколько гендерных идеологем и гендерных идеологических конструктов, с помощью которых издревле пытались урегулировать отношения между полами: концепция традиционных (патриархальных) отношений; концепция формального равенства («двойных стандартов»), гендерное равенство, концепция эгалитарных отношений, концепция андрогинии. Некоторые из этих концепций повторились в отдельных положениях классических идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократии, марксизма). На наш взгляд, все данные концепции дают односторонний взгляд на отношения между полами и только концепция гендерного партнерства наиболее приемлема в современном обществе в начале ХХI века.
- В результате исследования гендерного дискурса предлагается новый современный гендерный идеологический конструкт - гендерное партнерство. Необходимость его распространения, как самого приемлемого будущего идеала отношений между полами очевидна, потому что современные гендерные отношения в настоящий момент являются дисгармоничными. Смешение ролей, стереотипов, правовых норм с социокультурными и моральными нормами приводит к несовпадению гендерной ментальности и гендерной реальности и мешает становлению гендерного партнертсва.
1.Надолинская Л.Н. «Трансформация гендерных отношений: социокультурный анализ». Ростов-на-Дону. 2007. 15,12 п.л.
2.Надолинская Л.Н. «Конструирование гендерного партнерства». Ростов-на-Дону. 2007. 8,4 п.л.
Статьи в специализированных журналах ВАК
3.Надолинская Л.Н. Гендер как социокультурный феномен / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2004, № 1. 0,5 п.л.
4.Надолинская Л.Н. Половая дифференциация в живой природе и у человека / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2004, № 2. 0,5 п.л.
5.Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Педагогика. Москва. 2004, № 5. 0,5 п.л.
6.Надолинская Л.Н. Конструкция правового гендерного равенства: генезис, сущность и трансформация / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2006, № 9. 0,5 п.л.
7.Надолинская Л.Н. Социокультурные гендерные конструкты / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2006, № 10. 0,5 п.л.
8.Надолинская Л.Н. Гендерная идеология: социально-философский анализ / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2006, № 11. 0,5 п.л.
9.Надолинская Л.Н. Основные подходы к исследованию гендерных идеологических конструктов / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2007. № . 4. 0,5 п.л.
10. Надолинская Л.Н. Современный идеологический гендерный конструкт/ Гуманитарные и социально-экономические науки.
Ростов-на-Дону. 2007. № 5. 0,5 п.л.
11. Надолинская Л.Н. Экономические аспекты исследования домохозяйства в рамках гендерного дискурса / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2008. № 2. 0,5 п.л.
12. Надолинская Л.Н. Конструирование гендерного дискурса / Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. 2008. № 3. 0,5 п.л.
Главы в коллективных монографиях
13. Надолинская Л.Н. Гендерные отношения в семье: домашнее хозяйство / Коллективная монография: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Книга 3. Воронеж. 2004. 0,5 п.л.
14.Надолинская Л.Н. Гендерные аспекты социального партнерства / Коллективная монография: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Книга 4. Воронеж. 2005. 0,5 п.л.
15. Надолинская Л.Н. Классические и неклассические подходы в исследовании ментальных характеристик, места и роли в обществе мужчины и женщины / Коллективная монография: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Книга 5. Воронеж. 2005. 0,5 п.л.
16. Надолинская Л.Н. Гендерная социализация – важный ключ к решению проблемы гендера / Коллективная монография: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Книга 7. Воронеж. 2005. 0,5 п.л.
17.Надолинская Л.Н. Гендерное измерение религии / Коллективная монография: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Книга 8. Воронеж. 2006. 0,5 п.л.
18. Надолинская Л.Н. Правовое гендерное равенство как основа гендерного партнерства / Коллективная монография: Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Книга 10. Воронеж. 2006. 0,5 п.л.
Статьи и тезисы докладов
19. Надолинская Л.Н. Философия любви и концепция нравственного значения Эроса Владимира Соловьева / Тезисы. Всероссийская конференция «Восток. Запад. Россия ». Ростов-на-Дону, 1993. 0,1 п.л.
20. Надолинская Л.Н. Платоновская концепция любви в рамках историко-философских традиций / Тезисы. Научно-теоретическая конференция, посвященная памяти А.Ф. Лосева. Ростов-на-Дону, 1998. 0,1 п.л.
21. Надолинская Л.Н. Цикличность развития человеческой любви / Тезисы. VI Международная конференция «Циклы природы и общества». Ставрополь, 1998. 0,1 п.л.
22. Надолинская Л.Н. Любовь в современных межличностных отношениях / Тезисы. Всероссийская научно-методическая конференция «Образовательные учреждения нового типа в реформировании системы общего образования». Таганрог, 1998. 0,1 п.л.
23. Надолинская Л.Н. Русская религиозная традиция в анализе понятия «любовь» / Тезисы. Международная научно-практическая конференция «Человек в пространстве культуры». Ростов-на-Дону, 1998. 0,1 п.л.
24. Надолинская Л.Н. О роли индивидуальности в любовных отношениях / Тезисы. Научно-теоретическая конференция, посвященная памяти А.Ф. Лосева. Ростов-на-Дону, 1999. 0,1 п.л.
25. Надолинская Л.Н. Классические и неклассические аспекты исследования любви и стереотипов любовных отношений / Тезисы. Научно-теоретическая конференция, посвященная памяти А.Ф. Лосева. Ростов-на-Дону, 2000. 0,1 п.л.
26. Надолинская Л.Н. Культурные стереотипы любовных отношений: историческая трансформация / Тезисы. Международная научно-практическая конференция «Строительство - 2001». Ростов-на-Дону, 2001. 0,1 п.л.
27. Надолинская Л.Н. К вопросу о некоторых проблемах в поло-ролевой идентификации детей / Тезисы. Х Годичное собрание Южного отделения РАО, ХХII региональные психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона». Сочи, 2003. 0,1 п.л.
28. Надолинская Л.Н. Эклектическая модель социального взаимодействия общественной и частной сфер жизни мужчин и женщин / Тезисы. 9 Международная конференция «Математические модели физических процессов». Таганрог, 2003. 0,1 п.л.
29. Надолинская Л.Н. Любовные отношения как один из основных видов межличностных отношений / Известия Высших Учебных Заведений. Северо – Кавказский регион. Общественные науки. 2004, № 2. 0,5 п.л.
30. Надолинская Л.Н. Гендерная социализация: модели и агенты / Тезисы. 10 Международная конференция «Математические модели физических процессов». Таганрог, 2004. 0,1 п.л.
31. Надолинская Л.Н. Изменение эмоционально-чувственной составляющей отношений мужчины и женщины на рубеже тысячелетий / Статья. Международный сборник научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий». Выпуск 24. Воронеж. 2004. 0, 3 п.л.
32. Надолинская Л.Н. Модели ментальных характеристик пола в классическом, неклассическом и постнеклассическом подходах / Тезисы. 11 Международная конференция «Математические модели физических процессов». Таганрог, 2005. 0,1 п.л.
33. Надолинская Л.Н. Гендерное партнерство / Статья. Гендерные чтения «Женщина и мужчина в транзитивном обществе». Ростов-на-Дону, 2005. 0,5 п.л.
34. Надолинская Л.Н. Правовая эклектика: гендерный аспект / Статья. Гендерные чтения «Гендерная повседневность». Ростов-на-Дону, 2006.
0,5 п.л.
35. Надолинская Л.Н. Проявление различных типов сексуальной идентичности в гендерной повседневности / Статья. Гендерные чтения «Гендерная повседневность». Ростов-на-Дону, 2006. 0,7 п.л.
36. Надолинская Л.Н. К вопросу о разнообразных моделях маскулинности и фемининности в социокультурном поле / Тезисы. Международная научно-техническая конференция «Математические модели и алгоритмы для имитации физических процессов». Том 2. Таганрог, 2006. 0,1 п.л.
37. Надолинская Л.Н. Гендерные идеологические конструкты / Статья. I Международные гендерные чтения «Гендерное пространство: методы исследования, управления, проектирования». Ростов-на-Дону, 2007.
0,5 п.л.
38. Надолинская Л.Н. Гендерное партнерство – гендерная идеология XXI века / Статья. Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. Таганрог. 2006, № 2. 0,5 п.л.
39. Надолинская Л.Н. Гендерные отношения на рынке труда: современная тенденция / Статья. Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. Таганрог. 2007, № 2. 0,5 п.л.