- Эстетическое начало всегда присутствовало в содержании и форме философских текстов, превращая философию в искусство мысли, в страсть и восторг от мысли, косвенно доказывая эстетическую природу бытия. Эстетизация неклассического и постнеклассического философского дискурса свидетельствует о том, что «историческое событие бытия» (М.Хайдеггер) в современности носит эстетический характер. Современная эстетика в этих обстоятельствах обретает статус онтологической дисциплины и возможность исследования природы человека как существа, способного Быть.
- Оборотной стороной эстетической природы бытия выступает бытийственная природа эстетического. Эстетические феномены в этом отношении двойственны, они обладают и физической и метафизической природой. Актуальность прекрасного, чувственным аналогом которого на уровне сущего выступает красота, проявляется в том, что оно способно соединять бытие и мир, проводя абсолюты (веру и любовь, добро и истину) в повседневную жизнь человека, воссоединяя Sein и da-sein.
- Такое соединение возможно, поскольку сам способ бытия человека в мире содержит в себе сильную эстетическую компоненту, что выражено в известной формуле М.Хайдеггера «Поэтически живет человек». В какие бы сложные перипетии драматической истории современности ни попадал человек, потенциально он сохраняет в себе способность строить жизнь по законам художественного произведения. Несмотря на то, что человек современный нередко путает красоту и красивость, эстетику и эстетизм, а иногда даже прекрасное и безобразное, разрушая и уничтожая поэзию в мире и в себе, он может быть оправдан. Антроподицея также имеет эстетический характер: это оправдание человека красотой, которую он сам создает, хранит и просто носит в своем человеческом облике и лике.
- Эстетический поворот бытия к человеку осуществляется в условиях глобализации как современного этапа развития цивилизации в форме индивидуализированного общества. Складывается ситуация всевластия мировых капиталов и финансов, движение которых проявляется на уровне социальной реальности в виде максимально широкого распространения товарно-денежных отношений и их глубочайшего внедрения в структуры внутреннего мира человека. Хроническое перепроизводство продуктов человеческого труда и явлений культуры в товарной форме обусловливает развитие процесса эстетизации всей общественной жизни. Общество живет в условиях господства «эстетической прибавочной стоимости знака», бесконечно превышающей прибавочную стоимость всей совокупности производимых товаров.
- Эстетизация всей общественной и приватной жизни выступает в этих условиях как социальная форма существования эстетического. Ее социальный смысл - проведение власти мировых капиталов и финансов на уровень повседневной жизни людей. Это новый современный вариант захвата человека властными отношениями, тип власти, социально организованной по принципу соблазна. Соблазн оказывается настолько всеобщим механизмом власти, что субъект «умирает» потому, что полностью соблазнен объектом, принимает законы его существования, совпадает, сливается с ним и растворяется в нем. Возможно, именно поэтому наступает ужас тотальной эстетизации. «Своеволие эстетического» превращается в его агрессию. Агрессия эстетического - реальное основание «негативной эстетики», не только в теории или профессиональном художественном творчестве, но и в повседневной практической жизни людей.
- Амбивалентность эстетизации проявляется в том, что внутри данного процесса зарождаются своеобразные социальные способы культурной сопротивляемости человека натиску эстетической агрессии. Эстетизация порождает механизмы отъятия человеком у властных отношений и возвращения себе собственной природы и сущности. Такими механизмами поведения современного человека являются трансгрессия, интерпассивность, нарративность (создание рассказовых структур).
- В современном индивидуализированном мире приватные пространства человеческой жизни играют роль того «умного места», в котором зарождается культурное сопротивление человека эстетизации как форме властных отношений. «Эстетика малых форм» человеческой жизни, представленная в социальных вещах (дом, лицо, гость, трапеза, путешествие), задает необходимые условия для возвращения эстетическому началу человеческой жизни его онтологического потенциала.
- Метафизические чувства выступают в качестве своеобразного культурного инструмента современного человека, помогающего дифференцировать эстетизированное как властное отношение и эстетизированное как путь возврата человеку его живой бытийственной природы. Эстетизированным феноменам возвращается их онтологическое эстетическое содержание, в котором спасается жизнь. Вместе с этим, эстетическое начало, как и раньше, спасает человека для жизни. В этом метафизическом качестве эстетическое начало пронизывает все элементы социально-эстетического феномена, определяя характер динамики современного общества в целом. Механизм социальных изменений современного мира порождается внутренней логикой развития художественно-эстетического начала в человеке и становится аналогичным механизму развития культуры в целом.
1. Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического (опыт оправдания красотой) / Т.М. Шатунова. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. – 154 с. – 9,7 п.л.
2. Шатунова Т.М., Терещенко Н.А. Постмодерн как ситуация философствования / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова. – СПб.: Алетейя, 2003. – 192 с. – 10 п.л. (Шатунова Т.М.: главы «Проблема субъекта в постмодернистском дискурсе»; «Онтология текста», «Искусство в философско-эстетическом дискурсе постмодерна»; разделы «Введение», «Проблемы и парадоксы постмодернистской мысли», «Заключение», «Приложение» – в соавт. с Терещенко Н.А.) – 10 (5,6) п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
3. Шатунова Т.М. «Актуальность прекрасного» как проблема современной онтологии культуры // Вопросы культурологии. – 2007. – № 8. – С. 21-26. – 0,9 п.л.
4. Шатунова Т.М. Эстетизация пространства современного философского знания // Вестник Тамб. ун-та. – Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56). – С. 44-51. – 0,7 п.л.
5. Шатунова Т.М. Метафора картины мира в анализе феномена эстетизации. // Философские науки. – 2007. – №10. – С. 105-125. – 0,95 п.л.
6. Шатунова Т.М. Социально-эстетическая онтология современности: эстетизация и глобализация / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 149. – Книга 5. – Серия Гуманитарные науки. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. – С. 166-180. – 1 п.л.
Публикации в других научных изданиях:
7. Шатунова Т.М. От чего мы уходим? Анатомия социализма в стиле «ретро» / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 137. Экономика. Философия. – Казань: Унипресс, 1999. – С. 203-222. – 1,2 п.л.
8. Шатунова Т.М. Красота в категориях модальности (опыт эстетической онтологии) / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 146. – Философские науки. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – С. 88-107. – 1,2 п.л.
9. Шатунова Т.М. «Эстетические конфигурации онтологии социального» / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанск. гос. ун-та. Том 148, Серия Гуманитарные науки. Книга 1. – Казань, 2006. – С. 194-208. – 1,1 п.л.
10. Шатунова Т.М. Культурно-эстетический характер динамики современного общества / Т.М. Шатунова // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность. Материалы международной научной конференции (Казань, 23-25 мая 2006 г.). – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. – С. 183-189. – 0,7 п.л.
11. Шатунова Т.М. Проблема культурно-исторического возраста / Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. // Социальное знание: формации и интерпретации / Материалы международной научной конференции. Часть 1. – Казань: Форт-Диалог, 1996. – С. 87 – 98. – 0,5 п.л.
12. Шатунова Т.М. О совмещении смысловых пространств человеческого бытия в границах современности / Т.М. Шатунова // Человек и смысл его бытия. – Казань, КГУ, 1996. – С. 13-15. – 0,15 п.л.
13. Шатунова Т.М. От модерна к постмодерну: социокультурные и экономические аспекты / Т.М. Шатунова. // Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности: материалы международной конференции. – М: АО Машмир, 1997. – С. 124 – 134. – 0,5 п.л.
14. Шатунова Т.М. Эйнштейн, играющий на скрипке, или эстетика в современном вузовском образовательном процессе / Т.М. Шатунова / Образование как пространство и время человеческого бытия. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. – С. 171-181. – 0,5 п.л.
15. Шатунова Т.М. Герменевтика субъекта: университетский вариант / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова// Образование в зеркале философии. Материалы межвузовской научной конференции. – Казань: Менеджмент, 1998. – С. 44-50. – 0,25 п.л.
16. Шатунова Т.М. Эстетизация приватных пространств: абсурд эстетики или эстетика абсурда? / Шатунова Т.М., Терещенко Н.А. // Перспективы развития современного общества: Материалы Всероссийской научной конференции (Казань, 10-11 дек. 2003 г.). Часть 5. – Казань. – Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. – 2004. – С. 25-31. – 0,25 п.л.
17. Шатунова Т.М. Работа над ошибками. / Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. // Современные проблемы развития методики преподавания экономики и философии в системе высшего образования. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. – С. 92-97. – 0,25 п.л.
18. Шатунова Т.М. Человек без общества / Шатунова Т.М., Терещенко Н.А. // Современная социально-экономическая среда: человеческое измерение. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – С. 282-286. – 0,2 п.л.
19. Шатунова Т.М. Философия в ситуации глобального вызова / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова // Человек перед лицом глобального вызова: сб. ст. – Казань, Менеджмент, 2006. – С. 3-6. – 0,2 п.л.
20. Шатунова Т.М. Универсалии в пространстве диалога эстетизированных культур. / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова / Sociobiology of Ritual and Group Identity: A Homology of Animal Human Behaviour. Concepts of Human and Behaviour Patterns in the Cultures of the East and the West: Interdisciplinary Approach. Abstracts of papers presented at the Annual Meeting of the European Sociobiological Society and the Satellite Meeting (Moscow, 31 May – 4 June, 1998). – Moscow: Russian State University for Humanities, 1998. – p. 55-57. – 0,15 п.л.
21. Шатунова Т.М. Как возможна современная философская антропология? / Т.М. Шатунова // Философская антропология: Предмет, содержание и функциональная направленность. Материалы межвузовской научной конференции. – Казань: Изд-во «Менеджмент» Высшей школы управления и бизнеса Казанского государственного университета. – 2001. – С. 5-8. – 0,1 п.л.
22. Шатунова Т.М. Социальная философия как предпосылка онтологизации современного эстетического дискурса. / Т.М. Шатунова // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т. 3: философия истории, социальная философия, философия и проблемы глобализации, философия хозяйства, политическая философия, философская антропология, философия права, философия религии. – Ростов нД. – Изд-во СКНЦ ВШ. – 2002. – С. 166-167. – 0,1 п.л.
23. Шатунова Т.М. В поисках утраченного бытия (Как возможна онтология постмодерна) / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова // Проблема соотношения бытия и небытия /По материалам всероссийского семинара. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2004. – С. 48-51. – 0,1 п.л.
24. Шатунова Т.М. О естественности искусственного / Н.А. Терещенко, Т.М. Шатунова // Материалы Международной конференции ЧЕЛОВЕК – КУЛЬТУРА – ОБЩЕСТВО. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. (Том II) – М.: Изд-во «Современные тетради», 2002. – С. 113-115. – 0,05 п.л.
25. Шатунова Т.М. Антропологический минимум цивилизации / Т.М. Шатунова // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.4. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 138-139. – 0,05 п.л.