Научная тема: «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 09.00.13
Год: 2008
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Процесс антропогенеза, понимаемый в качестве составной части биологической эволюции, требует дополнения и рассмотрения его как самостоятельного процесса возникновения, закрепления и синтеза таких основополагающих элементов «антропной реальности» культуры, как пространство и время. Возникновение и становление пространственных и временных ориентаций является важной составной частью генезиса человека и культуры. Пространственно-временной континуум - это место человеческого бытия и не тождественно естественной среде, подобной окружающей среде животных. Мир человека является социокультурной реальностью, в которой природа «перекодирована» знаками социума и предстает как место труда, познания и общения, а также как объект индивидуального восприятия.
  2. Становление форм этого восприятия связано с изменениями закрепленных в культуре способов конструирования человека, в число которых входят такие привычные способы действия, как правила приготовления и употребления пищи, использование одежды и организация жилища. Регламентация человеческого поведения устанавливает режимы времени и формы организации пространства. Такое понимание предъявляет человека как исторически изменчивую форму, которая является не только биологической и онтологической реальностью, но и социокультурной конструкцией, реализуемой в повседневных практиках жизни. В силу этого исследование человека с необходимостью предполагает обращение к социокультурным механизмам его становления, которые осуществляются как эволюция социальной организации, повседневных практик и технологий воспитания.
  3. Процесс социокультурного становления человека осуществляется посредством усложнения «телесной матрицы» хабитуса - психосоматического единства человеческих качеств и функций, определяющих своеобразие культурного бытия человека, его способа существования и опыта деятельности. Телесность человека является единством биологических и социокультурных функций, и определяет своеобразие исторических и региональных типов культуры. Именно такая интерпретация телесности позволяет сделать ее предметом комплексного, интегрального изучения человека и объединить результаты исследований естественных и гуманитарных наук.
  4. Повседневность является не только вещной средой обитания человека, закрепляющей обретенные им формы телесности, но и средоточием социокультурной эволюции. Изменения повседневных практик, не являясь целенаправленным и сознательно запланированным процессом, приводят к формированию специфичных для каждой культуры человеческих качеств и способностей. В первую очередь это необходимо учитывать при решении проблем межкультурной коммуникации и модернизации, так как одной из главных причин сопротивления социокультурным новациям является консерватизм повседневных привычек и предпочтений, отменить которые посредством апелляции к разуму практически невозможно, и для их изменения необходима длительная культурная работа.
  5. Основанием культурного бытия человека являются не столько рационально-теоретические проекты обустройства жизни и производства артефактов, сколько «бессознательные» дисциплинарные механизмы функционирования социокультурных установлений. К таким механизмам относятся техники тела как совокупность повседневных телесных практик, чаще всего остающихся незамеченными вследствие автоматического воспроизводства. Техники тела выполняют функцию аккумулятора социальных воздействий на индивида и оказываются гораздо более эффективными, чем действия, направленные непосредственно к сознанию. Являясь опосредованными, они оказывают на сознание не информирующее, а формирующее действие.
  6. Традиционные практики воспитания являются важнейшими элементами производства и воспроизводства человека и должны сохраняться в «высоких» культурах современности. Несмотря на невозможность их полной рационализации и превращения в целенаправленную и «прозрачную» технологию конструирования человека, они обеспечивают координацию филогенетических и онтогенетических процессов социокультурной эволюции, преемственность и устойчивость культуры. Традиционные формы жизни являются предметом онтологической антропологии, которая, собственно, и задает основания оценки общества и культуры с человеческой точки зрения.
Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК:

1.Социальные механизмы антропогенеза // Философия в Петербурге. Приложение к журналу «Философские науки», М., 2004. – 0,9 п.л.

2.«Антропная» реальность культуры // Вестник СПбГУ, 2004, серия 6, выпуск 5. – 1 п.л.

3.Человек цивилизованный: привычки, ритуал и традиция // Вестник СПбГУ, 2007. Серия 6, выпуск 1. – 0,9 п.л.

4.Коммунальность и коммуникация // Вестник СПбГУ, 2007. Серия 6, выпуск 3. – 0,7 п.л.

Монографии:

5.Социокультурные механизмы становления человека: антропотехники и ан-тропотехнологии. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. 13,25 п.л.

Статьи в иных изданиях:

6.К проблеме «детской культуры» в современном обществе // Ребенок в современном мире. Материалы II международной конференции. СПб., 1994. – 0,1 п.л.

7.Проблема синтеза религиозного и философского опыта в ХХ веке // Секуляризационные процессы и христианская цивилизация. Материалы международной конференции. СПб., 1995. – 0,1 п.л.

8.Место сакрального в культуре постмодерна // Сакральное в культуре. Материалы III международных религиоведческих чтений. СПб., 1995. – 0,2 п.л.

9.Призвание и- или образование // Материалы III международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996. – 0,1 п.л.

10.А. Арто: отказаться от слова // Антонен Арто и современная культура. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1996. – 0,3 п.л.

11.Субъект философии: возможна ли реконструкция? // Философия ХХ века: школы и концепции. Материалы научной конференции. СПб., 2000. – 0,2 п.л.

12.Миф в психоанализе // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск № 8. СПб., 2001. – 0,3 п.л.

13.Археология субъекта: по ту сторону принципа пользы // Управление: интеллект и субъективность. Материалы межвузовского научного семинара. СПб., 2002. – 0,3 п.л.

14.Философия воспитания: интенциональный и функциональный подход // Философия детства и социокультурное творчество. Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». 16-18 апреля 2003. Т. 25. – 0,4 п.л.

15.Homo soveticus в сетях повседневности // Материалы международной конференции в СПб., 24-25 февраля 2005г. «Человек постсоветского пространства», СПб. филос. общество, 2005. с. 471-477. – 0,3 п.л.

16.Пределы коммуникации: антропологический взгляд // Сборник материалов конференции в СПб., 25 ноября 2005г. «Коммуникативные процессы – традиции и инновации, технологии, тенденции». СПбГУГА, 2006. – 0,3 п.л.