- Понятие «национальный менталитет» выражает способность людей аккумулировать и передавать национальные культурные ценности и этнические стереотипы. Каждый представитель того или иного этноса: мыслит, переживает, общается и действует сообразно национальному менталитету и этнокультурной среде. Национальный менталитет обладает большей по сравнению с другими антропо- и социокультурными явлениями консервативностью и устойчивостью, мало изменчив.
- Ментальность функционирует в сфере индивидуального (личностного) сознания, она обусловлена спецификой деятельности человека, поэтому естественно входит в круг проблем философской антропологии.
- Философия культуры и культурантропология дают нам возможности научно-методологического характера при исследовании национально-специфического, этнокультурного, в том числе и в вопросах ментальности русского человека как феномена отечественной национальной культуры.
- Формирование ментальности русского человека происходило под влиянием следующих факторов: места развития русского этноса; геополитического положения России как пограничной страны и локальной культуры; православной религии и культуры, языка, которые объединили Киевскую Русь и Россию в евразийскую цивилизацию.
- Жизнь русских людей на Дальнем Востоке в полиэтнических условиях и межконфессиональных контактах способствовала формированию целого ряда ментальных особенностей.
1. Еромасова, А. А. Историко-философское содержание понятий «национальная культура» и «ментальность» / А. А. Еромасова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Сер.: Истор. науки. «Волжский рубеж». – 2006. – Т. 12. – № 2 (17). – С. 24–32 (0,6. п. л.).
2. Еромасова, А. А. Исторические особенности коллективного сознания русского севера / А. Г. Давыденкова, А. А. Еромасова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Сер.: Истор. науки. «Волжский рубеж». – 2006. – Т. 12. – № 2 (17). – С. 32–38 (0.4. п.л.).
3. Еромасова, А. А. Система ценностных ориентаций в структуре ментальности / А. А. Еромасова // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). – 2006. – 11(2). – С.199-201(0,5 п.л.).
Монографии и научные статьи
4.Еромасова, А. А. Российская ментальность в контексте этнокультурных особенностей: Монография / А. А. Еромасова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 11,3 п. л. – 300 экз. – ISBN 5-8290-0532-8.
5.Еромасова, А.А. Культурантропологические основания регионального образования / А.А. Еромасова // XI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007. – С.203–206 (0,2 п. л.).
6.Еромасова, А.А. Структура самосознания личности в контексте философии / А. А. Еромасова // Культура и образование в XXI веке: история и тенденции развития 7-9 фев. 2007 г.: материалы междунар. науч.-практич. конф. – СПб.: СПбГАУ, 2007. – С.35 – 43 (0,5 п.л.).
7.Еромасова, А. А. К вопросу о феноменологии русской ментальности / А.А. Еромасова // Философия ХХI века: материалы междунар. конф. 30 мая – 1 июня 2006 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – С. 181–183 (0,2 п. л.).
8. Еромасова, А. А. Национально-региональный компонент в системе подготовки специалиста-педагога и его влияние на формирование российского менталитета // ХХХVII науч.-практич. конф. преподавателей, сотрудников, аспирантов. – Южно-Сахалинск: Изд-воСахалинского гос. ун-та, 2006. – С. 101–105 (0,3 п. л.).
9. Еромасова, А. А. Ментальность в культуре межэтнических коммуникаций / А. А. Еромасова // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: материалы Второго междунар. симпозиума 18-19 мая 2006 г. – В 2 т./ под ред. Ю. М. Сердюкова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. ун-та путей сообщения, 2006. Т.2. – С.95 – 97 (0.3 п. л.).
10.Еромасова, А. А. Национальная и региональная психология: определение понятия / А. А. Еромасова // Учен. зап. Сахалинского гос. ун-та: сб. науч. ст. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2006. – С. 230–232 (0,4 п. л.).
11. Еромасова, А. А. Кризис духовности семьи в современном обществе / А. А. Еромасова // Подготовка и переподготовка учителя начальных классов в условиях модернизации образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практич. конф. 23–24 апр. 2006 г. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2006. – С. 43–48 (0,4 п. л.).
12. Еромасова, А. А. Этническая ментальность как проблема развития личности // Язык, культура, образование в современном мире. Педагогика. Психология. Методика преподавания: материалы междунар. науч.-практич. конф. (Пермь, 8–9 ноября 2006 г.). – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2006. – Ч. II. С. 11–13 (0,2 п. л.).
13.Еромасова, А. А. Духовные основы личности студента / А. А. Еромасова // Православие в прошлом и будущем России: материалы межрегиональной науч.-практич. конф.. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2006. – С. 163–167 (0,3 п. л.).
14. Еромасова, А. А. Русское неокантианство в систематике духовных ценностей / А. Г. Давыденкова, А. А. Еромасова // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха: сб. науч. ст. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – С. 14–21 (0,5 п. л.).
15. Еромасова, А. А. Учёт ментальных особенностей в реализации национально-регионального компонента вуза / А. А. Еромасова // «Классический университет в российском образовательном пространстве (К 90-летию Пермского гос. ун-та): материалы междунар. науч.-метод. конф. (Пермь, Перм. гос. ун-т 11–14 окт. 2006 г.). – Пермь, 2006. – С. 236–237 (0,2 п. л.).
16. Еромасова, А. А. К проблеме русской ментальности // Вишняковские чтения: междунар. науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. – С.103-109(0,4 п. л.).
17. Еромасова, А. А. Культура как фактор безопасности личности / А. А. Еромасова // Качество жизни как цель и условие интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе: междунар. науч.-практич. конф. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2005. – С. 176–178 (0,2 п. л.).
18. Еромасова, А. А. Семейные ритуалы и их влияние на сплоченность семьи в транскультурных браках / А. А. Еромасова // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: материалы междунар. науч.-практич. конф. памяти профессора, член-корр. АПСН П.И. Петренко 26–27 окт. 2005 г. – Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2005. – С. 142–143 (0,3 п. л.).
19.Еромасова, А. А. Психолого-педагогический анализ познавательной деятельности студентов в вузе в разных моделях обучения / А. А. Еромасова // Сахалинское образование – ХХI век. – Научно-методический журнал. – 2004. – № 3. – С.34–35 (0,25 п. л.).
20.Еромасова, А. А. Психологическое обеспечение жизнедеятельности человека: этнопсихологический аспект / А. А. Еромасова // Психологические проблемы бытия в современном обществе. Психологическое обеспечение различных сфер деятельности: материалы науч.-практич. конф. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос.ун-та, 2003. – С. 130–131 (0,1 п. л.).
21.Еромасова, А. А. Этничность как предмет психологического исследования / А. А. Еромасова // Учен. зап. СахГУ: Сб. науч. ст. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2003. – Вып. III. – С. 114–115 (0,25 п. л.).
22.Еромасова, А. А. Сущность и критерии психического здоровья человека // Материалы региональной науч.-практич конф. (Южно-Сахалинск, 16–17 мая 2002 г.). – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос.ун-та, 2003. – С. 82–83 (0,1 п. л.).
23. Еромасова, А. А. Аддиктивное поведение как социальная проблема / А. А. Еромасова // Пед. образование в классическом ун-те: материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2003. – С. 95–104 (0,7 п. л.).
24. Еромасова, А. А. К вопросу о содержании дневника наблюдений «Семейная книга» / А. А. Еромасова // Пед. образование в классическом ун-те: материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2003. – С. 104–107 (0,3 п. л.).
25. Еромасова, А. А. Межэтническое взаимодействие в условиях смешанного проживания / А. А. Еромасова // Ежегодник Рос. психол. об-ва: материалы 3-го Всерос. психол. съезда 25-28 июня. – В 8 т. – Т.3. – СПб.: СПбГУ, 2003. – С.282 – 284 (0,3 п.л.).
26. Еромасова, А. А. Этнопсихологический аспект в подготовке будущих специалистов СахГУ / А. А. Еромасова // Пед. образование в классическом ун-те: материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2003. – С. 107–110 (0,3 п. л.).
27. Еромасова, А. А. Психологическое обеспечение жизнедеятельности человека: этнопсихологический аспект / А. А. Еромасова // Социально-теоретический альманах «Россия в глобальном мире». – СПб.: Нестор, 2003. – № 4. – С. 234–240 (0,5 п. л.).
28. Еромасова, А. А. Здоровьесберегающие технологии обучения в системе общего и профессионального образования / А. А. Еромасова // Материалы региональной науч.-практич. конф. (Южно-Сахалинск, 16–17 мая 2002 г.) – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2003. – С. 82–83 (0,1 п. л.)
29. Еромасова, А. А. Концепции личностно-ориентированного образования и новые педагогические технологии / А. А. Еромасова // Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе: материалы науч. конф. (апр. 2002 г.). – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос.ун-та, 2002. – Вып. 1. – С. 3–5 (0,2 п. л.).
30. Еромасова, А. А. Этнопсихологические основы обучения и воспитания / А. А. Еромасова // Психологическая служба в обществе: Проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на Амуре гос. пед. ун-та, 2002. – С. 84–89 (0,4 п. л.).
31. Еромасова, А. А. Индивидуальная успешность личности и образ успеха в студенческом возрасте / А. А. Еромасова // Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге ХХI века: материалы междунар. конф. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 1999. – Ч. II. – С. 36–37 (0,1 п. л.).
32. Еромасова, А. А. Дезадаптация человека как проблема развития личности: этнопсихологический аспект / А. А. Еромасова // Психологическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации: материалы междунар. конф. – М.: Изд-во РГГУ, 1999. – С. 12–18 (0,5 п. л.).
Тезисы докладов и сообщений
33. Еромасова, А. А. Психология личностно-ориентированного обучения к методике преподавания нового курса психологии в средних специальных учебных заведениях / А. А. Еромасова // Дифференциация и индивидуализация обучения, воспитания как условие знания, как условие развития личности: тез. докл. Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. – Биробиджан: изд-во Биробиджанского гос. пед. ин-та, 1994. – С. 17–18 (0,1 п. л.).
34. Еромасова, А. А. О некоторых подходах по обучению и воспитанию в вузе / А. А. Еромасова // Психодидактика высшего и среднего образования: тезисы четвертой Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. – Барнаул: Изд-во Барнаульского гос.пед. ун-та, 2002. – С. 20–21 (0,1 п. л.).
35. Еромасова, А. А. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в вузе / А. А. Еромасова // Внутривузовская система управления подготовкой специалистов в Дальневосточном регионе: тез. докл.региональной науч.-практич. конф. 21–22 янв. 2004 г. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахал. обл. Ин-та усовершенствования учителей, 2004. – С. 75–76 (0,1 п. л.).