- В процессе познания мира формируются две концептуально-когнитивные формы его постижения: «модель восприятия мира» и «картина мира». Они взаимосвязаны в единую систему, являются той формой, через которую и посредством которых человек «встраивается» или «вживается» в существующий мир. Картина мира исторически представлена сложной многоуровневой структурой. Каждый из ее уровней имеет автономную форму детерминации.
- Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место в окружающем мире. В общественном сознании исторически складывались и постепенно изменялись разные картины мира, которые человек воспринимал как то, что есть на самом деле. Принятое в среде философов-профессионалов понятие «картина мира» выражает образно-понятийную копию Вселенной. Она возникает на основе определенного мировоззрения, является духовным образованием, служит важным средством управления человеческой деятельности, помогает человеку ориентироваться в реальной жизни.
- Мифы являются исторически первым типом мировосприятия. Они отражали и реальные, и иллюзорные модели жизни человека, социума, Вселенной. До появления научных представлений о природе люди задумывались об окружающем их мире, его строении и происхождении. Мифологическая картина мира связана с непосредственной (визуальной) наглядностью, парцептивно-эмоциональным механизмом формирования картины окружающего мира. В ней разум оставался подчиненным чувственно-образному восприятию, отсутствовало логико-понятийное освоение причинно-следственных связей. Она обладала универсальными параметрами, имела всеобщий смысл и в духовной, и в практической жизни человека. В этой картине мира воссоздавалась вся полнота жизни людей со всеми ее ценностями, поддерживались, санкционировались определенные нормы поведения и соблюдалась эффективность ритуала. На основе коллективного опыта, небогатой исторической памяти она упорядочивала образ жизни людей. Они убеждались в полезности мифов, так как мифологическое сознание выполняло функцию интеграции наших предков в определенный коллектив, с его помощью пытались объяснить повседневные жизненные проблемы.
- Космогонические мифы определяли структуру религиозно-мифологической картины мира, описывали возникновение и существование пространственно-временных свойств Вселенной, ее функции, взаимосвязанность с человеческой деятельностью. Мифы творения - это мифы о порождении всех тех объектов, из которых состоит мир. Объяснение перехода от первоначального хаоса к упорядоченному Космосу выступало в качестве основной цели мифов. В модели строения мира образ мирового дерева выступал в качестве универсального символа, объединяющего все сферы Мироздания.
- Космогония, являющаяся ядром мифологической системы чувашей, претерпела длительную историческую эволюцию, основные этапы которой связаны с трансформацией идеи возникновения мира, Вселенной. Во-первых, космогонические мифы повествуют о возникновении того, чего раньше не было; во-вторых, особое внимание уделяется внесению упорядоченности в природную среду; в-третьих, миф обязательно предполагает введение обрядов, поддерживающих установленные порядки между людьми. Руководствуясь мифоязыческим мировосприятием, предки чувашского народа смысл жизни согласовывали в гармонии с Космосом. Космогонические представления являлись универсальной знаковой системой, организующей традиционные общественные отношения, материальную и духовную культуру народа. Чувашские узоры, орнамент, жилище, двор, киреметище связаны с мифологической моделью мира.
- В результате анализа и обобщения теоретических исследований по проблеме формирования картины мира выяснилось, что мифоязыческая картина мира, сочетая логико-понятийное и эмоционально-образное начала познания, в силу указанных особенностей не имеет аналога. Она является универсальной картиной мира, охватывая аспекты религиозной, духовной, социально-психологической картин мира. В мифоязыческой картине мира чувашского народа можно обнаружить общекультурные закономерности. Эта картина мира включала в себя богатое культурно-символическое содержание и огромный комплекс первобытных верований и обрядов. Она возникла в результате культурно-исторической эволюции, преемственности мифологической картины мира разных исторических эпох, на основе единства природных и социально-исторических компонентов, опосредованных этнокультурным воздействием. Ей присущи традиции и обряды, которые являлись средством объективизации религиозно-мифологических представлений. Они выполняли регулятивные функции в жизнедеятельности чувашского этноса. Мифоязыческая картина мира повлияла на их духовный мир, социальную организацию и образ жизни. Ей присущи социально-психологические аспекты механизма внушений, мотивации, установок в регулировании деятельности человека.
- Культы выступали в качестве идеальной формы осмысления жизненных проблем и способа их закрепления в материально-социальной реальности и в образе жизни людей. Действие культов не ограничивалось сферой сакрального и природного, а также распространялось и на социальную реальность и определяло человеческую повседневность. Система культов в мифоязыческом миропонимании в качестве нравственных правил активно включалась в регулирование общественных процессов на основе традиций и ритуалов. Согласно языческим воззрениям чувашей, люди взаимосвязаны со всеми видимыми и невидимыми мирами Вселенной. Они обращались к другим уровням бытия, т.е. сверхъестественного и божественного, с желанием с помощью культов вносить те или иные изменения как в свой мир, так и в другие миры. Большинство языческих культов связано с поклонением самой природе, природным явлениям, Богу, божествам, добрым и злым духам, Киремети, предкам и т.п.
1. Матвеев, Г. М. Социальные функции семейных традиций и обрядов в образе жизни наших предков / Г. М. Матвеев // Семья в России. – М. – 2004. – № 3. – С. 126-143.
2. Матвеев, Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира / Г. М. Матвеев // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С. 54-65.
3. Матвеев, Г. М. Культ Киреметя в мифоязыческом сознании чувашского народа / Г. М. Матвеев // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2005. – № 1. – С. 110-118.
4. Матвеев, Г. М. Семейные праздники и традиции в образе жизни наших предков / Г. М. Матвеев // Семья в России. – М. – 2005. – № 2. – С. 51-67.
5. Матвеев, Г. М. Мифологическая модель мира / Г. М. Матвеев // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2006. – № 6. – С. 206-214.
Публикации научных изданий
6. Матвеев, Г. М. Мифоязыческая картина мира чувашского народа : монография / Г. М. Матвеев; Чуваш. гос. ун-т. – Чебоксары, 2004. – 248 с. – ISBN 5-7677-0755-3.
7. Матвеев, Г. М. Мифоязыческая картина мира этноса (на примере мифов и языческой религии чувашского народа) : монография / Г. М. Матвеев; Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2005. – 380 с. – ISBN 5-94808-213-Х.
8. Матвеев, Г. М. Религиозно-мифологическое мировоззрение : конспект лекций / Г. М. Матвеев; Чуваш. гос. ун-т. – Чебоксары, 2002. – 44 с.
9. Матвеев, Г. М. Мифоязыческая картина мира : конспект лекций / Г. М. Матвеев; Чуваш. гос. ун-т. – Чебоксары, 2003. – 100 с.
10. Матвеев, Г. М. Языческие верования, традиции, обряды и образ жизни наших предков / Г. М. Матвеев. – Чебоксары, 2003. – 88 с.
11. Матвеев, Г. М. Система культов и обрядов в мифоязыческом мировоззрении и образе жизни наших предков : конспект лекций / Г. М. Матвеев. – Чебоксары, 2004. – 72 с.
12. Матвеев, Г. М. Мифологическая картина мира / Г. М. Матвеев // Духовная сфера общества : материалы науч. конф. по итогам НИР за 2003 г. / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 19-32. – ISBN 5-94-808-150-8.
13. Матвеев, Г. М. Модель восприятия мира / Г. М. Матвеев // Духовная сфера общества : материалы науч. конф. по итогам НИР за 2004 г. / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2005. – С. 82-93. – ISBN 5-94-808-225-3.
14. Матвеев, Г. М. Мифологическая картина строения мира / Г. М. Матвеев // Актуальные проблемы гуманитарных наук на рубеже XX-XXI веков (Образ современности, действительность, перспективы) : cб. докл. – Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 2005. – С. 119-134. – ISBN 5-7677-0854-1.
15. Матвеев, Г. М. Культурное обслуживание и некоторые вопросы совершенствования образа жизни сельского населения / Г. М. Матвеев // Вопросы совершенствования социалистического образа жизни в Чувашской АССР. – Чебоксары, 1986. – С. 66-73.
16. Матвеев, Г. М. Место и роль традиций в социалистическом образе жизни / Г. М. Матвеев // Методологические направления формирования научного мировоззрения : межвуз. сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. ун-т, 1988. – С. 75-82.
17. Матвеев, Г. М. Роль традиций в регулировании образа жизни человека / Г. М. Матвеев // Роль научного мировоззрения в активизации человеческого фактора : тез. докл. всесоюзной науч. конф. Чебоксары, 23-26 мая 1990 г. Часть II. – Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 1990. – C. 67-68.
18. Матвеев, Г. М. Философия. Ч. I / Г. М. Матвеев, А. Г. Матвеев. – Чебоксары, 1998. – 150 с.
19. Матвеев, Г. М. Философия. Ч. II / Г. М. Матвеев, А. Г. Матвеев. – СПб: Политехника, 1999. – 186 с. – ISBN 5-7325-0247-5.
20. Матвеев, Г. М. Философия : конспект лекций / Г. М. Матвеев, А. Г. Матвеев; Чуваш. гос. ун-т. – Чебоксары, 1999. – 136 с.
21. Матвеев, Г. М. История философии : конспект лекций / Г. М. Матвеев, А. Г. Матвеев; Чуваш. гос. ун-т. – Чебоксары, 2001. – 176 с.
22. Матвеев, Г. М. Предварительные материалы изучения летнего бюджета времени членов колхоза «Красное Сормово» / Г. М. Матвеев // Ученые зап. НИИ при СМ ЧАССР. Вып. 40. – Чебоксары, 1968. – С. 290-299.
23. Матвеев, Г. М. Использование трудящимися внерабочего времени в условиях пятидневной рабочей недели / Г. М. Матвеев // Ученые зап. НИИ при СМ ЧАССР. Вып. 52. – Чебоксары, 1970. – С. 241-257.
24. Матвеев, Г.М. Развитие личности в условиях строительства комму-низма : сб. ст. / Г. М. Матвеев. – Чебоксары, 1970. – 20 с.
25. Матвеев, Г. М. Использование свободного времени трудящихся для их духовного обогащения / Г. М. Матвеев // Проблемы свободного времени и организация досуга трудящихся : сб. ст. – Чебоксары, 1971. – 5 с.
26. Матвеев, Г. М. Об общем и особенном в строительстве и развитии социализма / Г. М. Матвеев // Блокнот агитатора. – 1972. – № 2. – 5 с.
27. Матвеев, Г. М. Историческое значение опыта строительства социа-лизма в нашей стране / Г. М. Матвеев // Ялав (Знамя). – 1972. – № 12. – 10 с.
28. Матвеев, Г. М. Свободное время / Г. М. Матвеев // Ялав (Знамя). – 1975. – № 6. – 10 с.
29. Матвеев, Г. М. Использование свободного времени для развития личности / Г. М. Матвеев. – Чебоксары, 1975. – 15 с. – (Серия «Знание»).
30. Матвеев, Г. М. Развитой социализм и некоторые проблемы повышения социальной активности трудящихся / Г. М. Матвеев // Повышение творческой активности трудящихся в условиях развитого социализма : сб. ст. – Чебоксары, 1973. – 20 с.
31. Матвеев, Г. М. Свободное время и развитие личности студента / Г. М. Матвеев // Формирование научного мировоззрения : сб. ст. Вып. 4. – Чебоксары, 1978. – 15 с.
32. Матвеев, Г. М. Бюджет времени и быт сельских тружеников Чувашской АССР / Г. М. Матвеев // Современные этнические процессы в Чувашской АССР. Вып. 4. – Чебоксары, 1979. – С. 44-66.
33. Матвеев, Г. М. Социалистический образ жизни / Г. М. Матвеев // Ялав (Знамя). – 1978. – № 10. – 10 с.
34. Матвеев, Г. М. Общество и личность / Г. М. Матвеев. – Южно-Сахалинск, 1982. – 20 с. – (Серия «Знание»).
35. Матвеев, Г. М. Свободное время и образ жизни колхозников (по материалам Чувашской АССР) / Г. М. Матвеев // Культурное строительство в Чувашской АССР на этапе развитого социализма. – Чебоксары, 1985. – С. 138-153.
36. Матвеев, Г. М. И. Я. Яковлев – представитель философии жизни чувашского народа / Г. М. Матвеев // И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества : Тез. докл. междунар. науч. конф. Чебоксары, 24 апреля 1998 г. – Чебоксары, 1998. – С. 273-275.
37. Матвеев, Г. М., Матвеев А. Г. Мировоззрение И. Я. Яковлева / Г. М. Матвеев, А. Г. Матвеев // Дело его жизни. – Чебоксары-Ульяновск, 1998. – С. 41-50.
38. Матвеев, Г. М. Философия жизни и национальное самосознание в мировоззрении И. Я. Яковлева / Г. М. Матвеев // И. Я. Яковлев – «патриарх» чувашского народа : тез. докл. конф. – Чебоксары, 1998. – С. 6-10.
39. Матвеев, Г. М. Диалектическое мышление в деятельности предпри-нимателя / Г. М. Матвеев // Село – объект национального проекта. Прошлое, настоящее и будущее российского села : сб. докл. – Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 2007. – С. 42-49. ISBN 978-5-7677-1073-7.