- Авторская концепция совершенствования организационных и правовых основ развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД, представляющая собой систему взглядов на уточненные стратегические (развитие целостной системы непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающей потребности ОВД в кадрах, соответствующих современным и прогнозируемым условиям среды их функционирования) и оперативные цели (непрерывное удовлетворение государственных потребностей кадрового корпуса особого вида правоохранительной службы в квалифицированных специалистах различного уровня и профиля подготовки для служб и подразделений ОВД, способных решать сложные профессиональные проблемы) данной системы; формы и методы ее дальнейшего развития (разработка механизмов управления, адекватных решаемым задачам; совершенствование содержания и технологий всех этапов непрерывной профессиональной подготовки кадров; дальнейшая реструктуризация системы образовательных учреждений и др.); направления совершенствования ресурсного (информационного, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения; нормативно-право-вого обеспечения (расширение функциональной полноты законодательного регулирования управленческих и образовательных отношений, устранение несогласованностей и противоречий между отдельными нормативно-правовыми актами и нормами и др.), совершенствование системы контрольно-надзорной деятельности (рационализация системы контрольно-надзорной деятельности за подготовкой кадров ОВД во всех ее звеньях, на всех ее участках и направлениях), а также оценки эффективности (внедрение механизма обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов для ОВД, ориентированного на оценку основных элементов деятельности ведомственных образовательных учреждений).
- Логико-историческая реконструкция генезиса, формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД как объекта познания и управления. Проводимые в данной сфере исследования и принимаемые решения преимущественно ориентированы на интеграцию организационных и правовых основ профессионально-целевых аспектов проблемы. В современных условиях важное значение приобретает анализ данной проблемы с междисциплинарных позиций, обусловленных повышением роли и функционального значения профессиональной подготовки кадров ОВД во всех сферах государственного управления и жизнедеятельности общества. Существенным научным итогом проведенного исследования является трактовка проблемы развития профессиональной подготовки кадров ОВД как выходящей за рамки отдельных отраслей научного знания, способствующей развитию такого научного направления, как организация профессиональной подготовки кадров.
- Обоснование необходимости учета исторического опыта в процессе оптимизации современной системы профессиональной подготовки кадров ОВД. Проведенный системно-исторический анализ ее эволюции позволил показать динамику потребностей российского общества в профессиональной подготовке кадров ОВД на различных этапах его существования, предложить авторскую классификацию (периодизацию) ее генезиса, становления и последовательного развития. Изучение этого опыта, наряду со знаниями о социально-экономи-ческой среде функционирования, о характере и особенностях взаимодействия с этой средой, является необходимым условием соблюдения преемственности, обоснованности, репрезентативности, жизненной потребности в оптимизации системы профессиональной подготовки кадров ОВД.
- Аргументация направлений совершенствования стратегии кадровой политики МВД России в современных условиях, ориентированной на формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса ОВД, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым условиям среды их функционирования. Это требует выработки научно-обоснованной стратегической программы действий по модернизации современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ОВД, выступающей важной составляющей единой кадровой политики МВД России. Она должна базироваться на положениях нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов государственной образовательной политики, федеральных долгосрочных и среднесрочных программ развития образования в России, в том числе Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации, учитывающей специфику ведомственной образовательной политики, а также необходимых при этом ресурсах и затратах.
- Предложения по оптимизации существующей системы профессиональной подготовки кадров ОВД. Выявленный комплекс организационно-правовых проблем в исследуемой сфере (несбалансированность организационных возможностей системы профессиональной подготовки и потребностей правоохранительной практики, недостатки в системе планирования и прогнозирования потребностей в кадрах, несовершенство систем гражданского и ведомственного контроля за ее деятельностью, ненадлежащее ресурсное и нормативно-правовое обеспечение, отсутствие эффективных методов и технологий оценки результатов функционирования), позволяет к ним отнести: дальнейшее проведение научно-обоснованной реструктуризации сети образовательных учреждений МВД России; совершенствование правового регулирования деятельности и организционно-штатного построения данной системы применительно к новым условиям функционирования; выработку механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней профессионального образования (обновление реализуемых ГОСов, уточнение специализаций подготовки, создание нового поколения методических и дидактических материалов и т.д.); разработку и внедрение в практику четкой системы обратной связи и контроля за качеством ведомственного профессионального образования со стороны практических подразделений органов внутренних дел.
- Обоснование направлений совершенствования ресурсного обеспечения системы профессиональной подготовки кадров ОВД в сложившихся условиях функционирования, предполагающие: пересмотр существующих и разработку новых табелей положенности для всех типов и видов учебных заведений МВД России учебно-лабораторными, административно-хозяйственными и жилыми помещениями (общежитиями), тирами, загородными лагерями и т.д.; техническими средствами обучения; военно-учебным имуществом, лабораторным и спортивным оборудованием; транспортом; организационной техникой и иным имуществом, включая появившиеся в последнее время в данной системе новые виды образовательных учреждений - университеты, институты, суворовские училища; выработку механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов, с соблюдением при этом не только научно-обоснованных нормативов материально-технического обеспечения, ориентированного на критерии государственной аккредитации и аттестации, используемые Рособрнадзором при экспертизе показателей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, но и четкого обеспечения их соответствия в деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД.
- Предложения по выработке подходов, направленных на совершенствование оценки эффективности функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД. По мнению автора, для получения достоверных данных эта оценка должна осуществляться комплексно с учетом результатов основных элементов деятельности образовательных учреждений МВД России, определяющих качество подготовки специалистов для ОВД, с применением интегральных показателей в единстве их целеполагания, организации и функционирования по достижению фокусированного полезного результата - подготовленных специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации. Сформулированы авторские предложения по внедрению в деятельность образовательных учреждений МВД России механизма определения качества профессиональной подготовки кадров, состоящего из многокомпонентной системы управления качеством.
- Направления оптимизации правовых основ деятельности системы профессиональной подготовки кадров в ОВД, которые должны ориентироваться на взаимосвязанную систему понятий теории права. С целью исключения разночтений и обеспечения однозначных толкований, применяемых терминов в сфере профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел предлагаются следующие авторские научные конструкции: «правовое регулирование профессиональной подготовки кадров в ОВД Российской Федерации», «предмет правового регулирования» и «механизм правового регулирования» в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД». Кроме того, с целью определения юридической природы, характера, пределов и функций правового регулирования профессиональной подготовки кадров в системе МВД России автором на эмпирической стадии познания внесены изменения в их характеристики. Как элементы научного аппарата они представляют часть базы правовых знаний для изучения и совершенствования предмета исследования в качестве системного явления.
- Предложения по совершенствованию отдельных положений Федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О милиции» в целях расширения функциональной полноты законодательного регулирования управленческих и образовательных отношений в системе профессиональной подготовки кадров ОВД; о внесении изменений и дополнений в Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», направленные на разрешение юридических коллизий между отдельными нормами, правовыми институтами и нормативно-правовыми актами различных отраслей права, регулирующих общественные отношения в данной области, устранение их пробельности; а также о разработке в системе МВД России нормативных правовых актов, регламентирующих наиболее важные аспекты деятельности ведомственных ссузов и вузов с учетом специфики их переменного и постоянного состава, на которых распространяется и статус государственных служащих особого вида правоохранительной службы, и общегражданский статус участников образовательного процесса.
1. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: Монография. – Домодедово: СПИЭБ, 2005. – 22,0 п.л.
2. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: Монография. – М.: Ависта консалтинг, 2007. - 11,5 п.л.
Учебники и учебные пособия:
3. Веремеенко И.И., Килясханов И.Ш., Кобозев А.А. и др. Управление деятельностью служб общественной безопасности: Учебник для слушателей Академии управления МВД России / Под ред. Ю.Н. Ольховникова, Ф.Е. Колонтаевского. Ч. 1. – М.: Академия управления МВД России, 2000. – 16,3 п.л./1,2 п.л.
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
4. Кобозев А.А. Приоритетные направления совершенствования системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях // Современное управление. 2004. № 11. - 1,0 п.л.
5. Кобозев А.А. Генезис юридического образования и его значение в подготовке кадров правоохранительных органов // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1. - 0,8 п.л.
6. Кобозев А.А. Социальное назначение и сущность профессиональной подготовки в системе МВД России // Право и образование. 2005. № 4. – 0,7 п.л.
7. Кобозев А.А. Организационно-правовые проблемы становления подготовки кадров полиции в Российской империи // История государства и права. 2005. № 5. – 0,3 п.л.
8. Кобозев А.А. Профессиональная подготовка полицейских кадров в период образования и становления МВД Российской империи // История государства и права. 2006. № 5. – 0,5 п.л.
9. Кобозев А.А. Система подготовки кадров полиции и милиции России // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 2. – 0,5 п.л.
10. Кобозев А.А. Правовое регулирование профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел: понятие, сфера, механизм // Право и образование. 2006. № 4. – 1,3 п.л.
11. Кобозев А.А. Роль профессиональной подготовки кадров в реформировании полиции России // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 4. – 0,6 п.л.
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
12. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел (учебные материалы для чтения лекции и проведения семинарского занятия): Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей школы педагогического мастерства за 1995-1997 гг. – М.: Академия управления МВД России, 1997. – 1,4 п.л.
13. Кобозев А.А. Становление и проблемы дальнейшего развития Колледжей милиции московского региона // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (18 ноября 1999 года). – Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. – 0,5 п.л.
14. Кобозев А.А., Котельников В.П. Защита от несанкционированного доступа ресурсов и информации во внутренней сети Колледжа милиции при МЮИ МВД России: проблемы и пути решения // Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников МВД в области информационной безопасности: Сборник материалов научно-методической конференции (25 ноября 1999 года). – Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. – 0,3 п.л. (авторство не разделено).
15. Кобозев А.А. Проблемные вопросы преподавания дисциплины «Административное право России» в образовательных учреждениях МВД России // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской научн.-практ. конференции (28 ноября 2001 года). Вып 1. – Домодедово: ВИПК МВД России. 2002. – 0,4 п.л.
16. Кобозев А.А., Васюкова О.В. Некоторые актуальные вопросы совершенствования кадрового обеспечения дежурных частей горрайорганов внутренних дел в современных условиях // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции (28 ноября 2001 года). Вып. 2. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 0,4 п.л. (авторство не разделено).
17. Кобозев А.А. Об итогах учебно-методической работы Колледжа милиции при Московском юридическом институте МВД России в 1-ом семестре 2001/2002 учебного года и задачах по совершенствованию учебного процесса в свете перехода на новый образовательный стандарт по специальности 0203 // Проблемы совершенствования подготовки сотрудников ОВД: Материалы совместного учеб.-метод. сбора преподавателей ВИПК МВД России и Колледжа милиции ГУВД г. Москвы. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 1,3 п.л.
18. Киселев Б.А., Кобозев А.А. К вопросу о дальнейшем развитии системы профессионального образования МВД России // Проблемы совершенствования подготовки сотрудников ОВД: Материалы совместного учеб.-метод. сбора преподавателей ВИПК МВД России и Колледжа милиции ГУВД г. Москвы. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 0,5 п.л. (авторство не разделено).
19. Киселев Б.А., Кобозев А.А. Колледжи и лицеи милиции: проблемы становления и развития // Профессионал: Популярно-правовой альманах МВД России. 2003. № 5. – 0,4 п.л. (авторство не разделено).
20. Кобозев А.А. К вопросу о роли гражданского контроля в системе подготовки кадров органов внутренних дел // Гражданский контроль за органами внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики: Сборник статей. – М.: Академия управления МВД России, 2004. – 0,2 п.л.
21. Кобозев А.А. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования системы ранней профориентации молодежи на службу в органах внутренних дел Российской Федерации // Труды ВИПК МВД России: Вып. 3: Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции (16 декабря 2003 г.) / Под науч. ред. В.В. Мотина. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. – 0,2 п.л.
22. Кобозев А.А. Молодежная политика Российской Федерации в сфере подготовки кадров органов внутренних дел: формирование и развитие // Молодежная политика Российской Федерации и правоохранительные органы: Сборник статей. - М.: Академия управления МВД России, 2004. – 0,4 п.л.
23. Кобозев А.А. Организационно-правовые проблемы деятельности колледжей милиции московского региона // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: Сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (8 июня 2004 г.). – М.: Академия управления МВД России, 2004. – 0,3 п.л.
24. Кобозев А.А. Сущность профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Проблемы совершенствования образования в негосударственных ВУЗах: Материалы межвузовской научно-практи-ческой конференции (22 апреля 2004 г.) / Под ред. Н.Б. Бирюковой. – Домодедово: СПИЭБ, 2004. – 0,5 п.л.
25. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы // Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации: Доклады и сообщения V Междунар. конф. Москва, 14 апреля 2005 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой - М.: РГГУ, 2005. – 0,4 п.л.
26. Кобозев А.А. О современном состоянии и необходимости дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров органов внутренних дел // Труды ВИПК МВД России: Вып. 9: Актуальные проблемы кадрового обеспечения и управления персоналом ОВД: Материалы межвузовской научно-практичес-кой конференции (23 ноября 2004 г.) / Под общ. ред. В.В. Мотина; Сост. М.А. Акимова, Л.К. Пирогова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. – 0,3 п.л.
27. Кобозев А.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации и система профессиональной подготовки руководящих кадров МВД России // Юриспруденция: Научное издание. 2006. № 8. – 0,8 п.л.
28. Кобозев А.А. Формирование и развитие системы профессиональной подготовки кадров полиции и милиции России // Новые методики подготовки кадров полиции/милиции: Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.). - М.: Московский ун-т МВД России, изд-во «Щит-М», 2006. – 0,3 п.л.
29. Кобозев А.А. Профессионально-ориентированное обучение курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России по противодействию межнациональным конфликтам: проблемы и пути их решения // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия: Материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции в Академии управления МВД России 16 июня 2006 г. – М.: Академия управления МВД России – Тверь: ООО Издат-во «Триада», 2006. - 0,4 п.л.
30. Кобозев А.А. Организационно-управленческие функции системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации: сущность и содержание // Труды ВИПК МВД России: Вып. 13: Актуальные проблемы кадрового обеспечения и управления персоналом органов внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции (24 ноября 2005 г.) / Под общ. ред. проф. В.В. Мотина; Сост. М.А. Акимова, Л.К. Пирогова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. – 0,8 п.л.
31. Кобозев А.А. Научное обеспечение профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России // Труды ВИПК МВД России: Вып. 12: Актуальные проблемы организации научной деятельности образовательных учреждений дополнительного профессионального образования: Материалы международной конференции (20 октября 2005 г.) / Под общ. ред. В.В. Мотина. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. – 0,3 п.л.
32. Кобозев А.А. Стратегические приоритеты развития системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двенадцатой всеросс. научн.-метод. конф. (15-16 февраля 2007 г.). – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2007. – 0,3 п.л.
33. Кобозев А.А. Законодательное регулирование профессиональной подготовки кадров ОВД Российской Федерации // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Материалы международной научно-практической конференции (23 ноября 2006 г.). - Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. – 0,2 п.л.
34. Кобозев А.А. Системный подход к оптимизации профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Материалы международной научно-практической конференции (23 ноября 2006 г.). - Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. – 0, 4 п.л.