Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2008
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработана теоретическая база государственного финансового менеджмента на основе концепции менеджеризма, теории государственных активов, пассивов и финансовых рисков, в частности: -обоснована объективная необходимость (причины, условия) перехода к управлению государственными финансами на основе принципов (концепции) менеджеризма; дана сравнительная характеристика административной и менеджеристской моделей государственного управления и доказано преимущество последней в управлении государственными финансами в условиях рыночной экономики; -раскрыты теоретические основы (понятие, содержание и т.д.) государственных активов и пассивов, а также особенности управления ими на базе специального баланса; предложена развернутая форма модели (вариант) баланса государственных активов и пассивов, приближенная по содержанию к бухгалтерскому балансу организации; -обобщены, систематизированы и дополнены теоретические основы государственных финансовых рисков, в том числе, выделены специфические черты, дана уточненная классификация и определены особенности управления этими рисками.
  2. Комплексно раскрыты экономическое содержание, методологические основы построения и подходы к формированию и развитию системы государственного финансового менеджмента в России, в том числе: -дана развернутая содержательная и поэлементная характеристика государственного финансового менеджмента как системы управления финансовыми потоками, основанной на использовании научно обоснованных менеджеристских подходов (приемов) и принятии эффективных решений в области управления государственными активами, пассивами и финансовыми рисками на уровне макроэкономики; определены субъекты, объекты, цели, задачи и состав системы государственного финансового менеджмента по звеньям финансовой системы страны; -предложены и обоснованы методологическиеразработки, направленные на формирование и развитие государственного финансового менеджмента как целостной системы, в частности: организационная структура субъектов управления государственными финансами, учитывающая переход на выполнение ими менеджерских функций; дополнительные принципы и алгоритмпринятия эффективных решений в процессе государственного финансового прогнозирования и планирования; система государственного финансового регулирования, ориентированная на качество государственных расходов, эффективность и достаточность финансовых ресурсов; направления повышения результативности государственного финансового контроля (развитие внутреннего финансового контроля, расширения сферы финансового аудита, аудита эффективности и аудита целесообразности расходов, разработка государственных стандартов финансового контроля); -для целей финансового менеджмента разработана и апробирована на примере России авторская модель комплексной оценки состояния государственных финансов, включающая систему показателей ликвидности и платежеспособности, а также финансовой устойчивости государства.
  3. Обобщены и уточнены методологические основы и определены стратегические направления развития в России бюджетного менеджмента как важнейшего элемента системы государственного финансового менеджмента, а именно: -уточнено содержание (сущность, субъекты, объекты и т.д.) бюджетного менеджмента как системы управления бюджетными потоками; предложен и раскрыт алгоритм принятия управленческих решений в виде последовательных этапов, сгруппированных в три блока (стратегический, оперативный, оценочный); выделены и обоснованы принципы бюджетного менеджмента; -определены условия повышения качества и эффективности бюджетного планирования расходов на основе развития программно-целевого метода планирования; -уточнены и систематизированы показатели результативности и эффективности расходования бюджетных средств и разработана система показателей оценки эффективности расходного бюджетного менеджмента, отражающая степень выполнения запланированных задач и результатов управления исходящими бюджетными потоками.
  4. Разработан комплекс методологических, методических и стратегических подходов и направлений развития государственного налогового менеджмента в России, в частности: -определено содержание, цели и задачи государственного налогового менеджмента, а также его функциональных элементов (организации управления налоговым процессом, налоговых планирования, регулирования и контроля); обоснован авторский подход к использованию на макроуровне показателей налогоемкости экономики и налогоемкости бюджета, и предложено снижение величины налогоемкости экономики до расчетного налогового оптимума (даны конкретные его параметры); -предложен алгоритм принятия решений в рамках государственного текущего и стратегического налогового планирования; сделан вывод о том, что плановые показатели налоговых доходов в основном изначально занижены; -разработана модель бюджета государственного налогового менеджмента, отражающая основные результаты и эффективность управления налогами, включающаяв себя следующие разделы: налоговые доходы (дополнительные поступления налогов за счет проведения мероприятий налогового менеджмента), налоговые расходы (дополнительные расходы, связанные с проведением мероприятий налогового менеджмента), налоговую прибыль или убыток (разница между налоговыми доходами и расходами) и направления вложения налоговой прибыли; -обобщены и систематизированы основные пути налогового реформирования, направленные на упрощение налоговой системы и повышение эффективности налогового контроля; определены и рассчитаны стратегические резервы роста налогового потенциала России, без увеличения налогового бремени (налоговые поступления в результате легализации теневого сектора экономики, доходы, не поступившие в связи с уклонением от уплаты налогов, налоговые поступления в виде задолженности по налогам и сборам).
  5. Определены методологические и организационные подходы, а также стратегические направления развития менеджмента неналоговых доходов российского бюджета, а именно: -раскрыто содержание менеджмента неналоговых доходов как системы управления потоками неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия решений в области управления государственными неналоговыми активами, пассивами и рисками; обосновано деление неналоговых доходов российского бюджета на две группы (условные и чистые), что обеспечит гибкий и эффективный выбор методов и инструментов управления ими, дана их характеристика; сформулированы принципы управления неналоговыми доходами; -разработана и предложена к практическому применению методология расчета показателей эффективности управления неналоговыми доходами государства с целью проведения мониторинга и повышения их значимости в доходах российского бюджета; -разработана модель управления доходами от государственных активов, в основе которой лежит разделение их на две группы: невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и муниципального имущества, от приватизации) и возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивидендов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.); обоснована возможность и пути роста неналоговых доходов за счет задействования дополнительных резервов.
  6. Систематизированы, дополнены, уточнены и сведены в единый комплекс методологические подходы, стратегические направления и механизмы эффективного управления государственными финансовыми резервами в России, в том числе: -раскрыто экономическое содержание и предназначение финансовых резервов государства как составной части государственных финансовых ресурсов, выведенной из текущей деятельности и управляемой обособленно от средств бюджета с целью страхования, обеспечения финансовой устойчивости экономики при неблагоприятных внутренних или внешних условиях; предложены принципы формирования и использования государственных финансовых резервов: непревышения предельных размеров, сохранности и преумножения, эффективности использования, в том числе на финансирование чрезвычайных расходов и (или) приоритетных инвестиционных проектов; -проведена комплексная систематизация видов государственных финансовых резервов по различным признакам (целевой направленности, форме образования и использования, уровню власти и управления, источнику формирования, назначению или основной цели, управляющему органу); выделены особенности и проблемы управления резервными фондами исполнительных органов власти; обоснован отказ от их использования на финансирование текущих функций государства; -разработаны методы эффективного управления валютными резервами, включающие в себя методику принятия управленческих решений по трем направлениям оптимизации: определение оптимально требуемой величины валютных резервов, оптимизация структуры валют, эффективность инвестирования валютных резервов; рассчитана величина оптимального размера валютных резервов в России на основе различных критериев; разработана оптимальная структура резервов по видам валют и срочности с соблюдением соответствия структуры резервов валютной структуре внешнего долга; -разработана модель управления нефтегазовыми доходами с выделением долгосрочной цели и алгоритма принятия решений по трем направлениям: формирование, инвестирование, расходование; предложена инвестиционная стратегия управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния в зависимости от целей их деятельности; разработаны варианты использования средств этих фондов в рамках единой концепции управления резервными фондами.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия и брошюры:

1. Ермакова Е.А., Иванова К.М. Государственный финансовый менедж-мент: управление доходами. Саратов: Изд центр СГСЭУ, 2006. – 11 п.л. (8 печ. л. авторских)

2. Ермакова Е.А. Теория и методология государственного налогового менеджмента. Саратов: Изд центр СГСЭУ, 2007. – 10 печ.л.

3. Ермакова Е.А. Основы государственного финансового менеджмента в России Саратов: Изд центр СГСЭУ, 2008. – 15 п.л.

4. Ермакова Е.А., Ефимова С.Б., Филимонов Д.В., Хачатрян А.Г.. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. Саратов Издат центр СГСЭУ. 2004. – 11 п.л. (3,5 авторские)

5. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие /Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАТА. 2004. – 19 п.л. (3,5 пл. авторские)

6. Ермакова Е.А. Налогово-бюджетная система: Учебное пособие в 2-х частях. Саратов Издат центр СГСЭУ. 2006. – 24 п.л.

7. Ермакова Е.А., Барулин С.В. Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега-Л. 2008. – 17 п.л. (10 п.л. - авторские)

Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК:

8. Ермакова Е.А. Финансовая система России в условиях глобализации //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. №15. - 0,5 п.л.

9. Ермакова Е.А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета //Финансы и кредит. 2006. №23. - 0,8 п.л.

10. Ермакова Е.А. Инвестиционный фонд РФ: основы организации и управления //Финансы и кредит. 2006. №20. - 0,6 п.л.

11. Ермакова Е.А., Семенова Г.А. Государственный финансовый менедж-мент в системе дополнительного профессионального образования //Дополнительное профессиональное образование. 2006. №11. - 0,6 п.л. (0,4 п.л. авторские)

12. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России //Финансы и кредит. 2007. №3.- 1,0 п.л.

13. Ермакова Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента //Финансы и кредит 2007 №8. - 0,5 п.л.

14. Ермакова Е.А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. №17. - 0,5 п.л.

15. Ермакова Е.А. Инновационные процессы в управлении финансовыми потоками государства. //Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований по результатам работы круглого стола "Инновационная стратегия развития российской экономики: финансовые, банковские и валютные аспекты" 22 марта 2007 года - 0,5 п.л.

16. Ермакова Е.А. Проблемы управления валютными резервами государства //Финансы и кредит. 2008. №4. - 0,5 п.л.

17. Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его эффективность в совре-менной России //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. №1. - 0,5 п.л.

18. Ермакова Е.А. Методология оценки состояния и устойчивости государственных финансов //Финансы и кредит. 2008. №27. - 0,6 п.л.

Статьи и тезисы докладов в других изданиях:

19. Ермакова Е.А. Влияние налогов на формирование финансовой базы регионов. /Финансовый механизм пореформенной России: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2000. - 0.4 п.л.

20. Ермакова Е.А. Роль банковского сектора в укреплении финансового потенциала региона. /Банковская конкуренция: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2000. - 0,2 п.л.

21. Ермакова Е.А. Финансовый потенциал региона - основа финансирова-ния социальной сферы. /Проблемы социального управления: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2001. - 0,2 п.л.

22. Ермакова Е.А. Региональные возможности инвестиционной деятельности. /Реформы и укрепление государственности в России: Сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001. - 0,4 п.л.

23. Ермакова Е.А., Черкасов В.Е. Финансовый потенциал региона: пути укрепления //Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. №1. - 0,5 п.л. (0,3 п.л. авторские)

24. Ермакова Е.А. Региональные доходы: эффективность формирования, использования и контроля. //Поволжский гуманитарный журнал. 2001. №2. http://www.ssea.runnet.ru/journal/html. - 1,0 п.л.

25. Ермакова Е.А. Влияние глобализации в современных рыночных условиях России на региональные финансы. /Процессы глобализации современной экономики: Тез.докл.науч.-практич.конф. Саратов:СГСЭУ, 2003. - 0,5 п.л.

26. Ермакова Е.А. Финансовый потенциал региона: особенности его фор-мирования в России. /Финансовый потенциал: механизмы его реализации: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2003. - 1,2 п.л.

27. Ермакова Е.А. Финансы в условиях реформирования межбюджетных отношений в РФ. /Финансы, налоги и кредит: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2003. - 0,5 п.л.

28. Ермакова Е.А. Вопросы разграничения полномочий между уровнями государственной власти и их влияние на финансовый потенциал региона. /Финансовый механизм и его правовое регулирование: Материалы итогов международной научно-практической конференции. Саратов:СГСЭУ, 2003. -0,5п.л.

29. Ермакова Е.А. Теоретические и методические основы сводного финансового баланса региона и его роль в формировании финансового потенциала /Финансы в рыночной экономике: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2004. - 1,5п.л.

30. Ермакова Е.А. Организация государственного финансового менеджмента в России /Роль высших учебных заведений в инновационном развитии экономики регионов: материалы Международной научно-практической конференции "Финансово-кредитная политика и ее роль в стимулировании экономического роста в РФ", Самара, 10-12 октября 2006 г. /Отв. Ред. А.П. Жабин, Е.В. Зарова. Самара: Самар.гос.экон.ун-т, 2006. - 0,6 п.л

31. Ермакова Е.А. Управление финансовыми резервами государства в це-лях стимулирования экономического роста в современной России /Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом: Материалы итогов международной научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2006. - 0,2 п.л.

32. Ермакова Е.А. Государство и бизнес: проблемы привлечения финансовых ресурсов и управление ими /Управление финансами в малом и среднем бизнесе. Ростов н/Д Феникс, 2006. - 0,5 п.л.

33. Ермакова Е.А. Управление государственными финансами России /Финансы, денежное обращение и кредит: Альманах. Саратов: СГСЭУ, 2006. - 0,5 п.л.

34. Ермакова Е.А. Проблемы управления налоговыми доходами в современной России /Государственная финансовая политика и регионы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Изд-во Казанского государственного финансово-экономического института, 2006. - 0,2 п.л.

35. Ермакова Е.А. Потенциальные налоговые доходы государства и управление ими. /Финансовые проблемы обеспечения устойчивого экономического роста современной российской экономики: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. 04-05 октября 2006г. /Под ред. Л.П. Кроливецкой. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2006. - 0,2 п.л.

36. Ермакова Е.А. Бюджетирование,ориентированное на результат в системе управления бюджетом /Финансы, налоги, кредит: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2006. - 0,5 п.л. (0,3 п.л. авторские)

37. Ермакова Е.А. Корпоративный налоговый менеджмент в системе управления организацией /Управление современной организацией: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2006. - 0,3 п.л.

38. Ермакова Е.А. Проблемы формирования налоговых доходов субъектов РФ /Финансы, налоги, кредит: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Саратов: СГСЭУ, 2006. - 0,6 п.л. в соавторстве (0,3 п.л. авторские)

39. Ермакова Е.А. Эффективность финансового планирования в россий-ских условиях /Методологическое, методическое и нормативно-правовое обеспечение совершенствования бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях в условиях реформирования бюджетной сферы РФ: Материалы круглого стола. г. Волжский, 13 декабря 2006г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. - 0,5 п.л.

40. Ермакова Е.А. Основы государственного финансового менеджмента /Финансы, кредит и международные экономические отношения в ХХI веке: Материалы 2-й международной научной конференции. 29-30 марта 2007 года: Сборник докладов. Т 1 /Под ред. В.Е. Леонтьева, Н.П. Радковской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,3 п.л.

41. Ермакова Е.А. Управление бюджетом в практике современной России //Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов по итогам научно-исследовательской работы СГСЭУ в 2006 г. Саратов: СГСЭУ, 2007. - 0,4 п.л.

42. Ермакова Е.А. Специфика российской бюджетной реформы в практике бюджетного менеджмента /Финансы, денежное обращение и кредит: Альманах. Выпуск 2. Саратов Издат центр СГСЭУ, 2007. - 0,5 п.л.

43. Ермакова Е.А. Проблемы обеспеченности регионов доходными источниками /Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Труды Седьмой научно-практической конференции. 30 мая - 1 июня 2007г. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - 0,63 п.л.

44. Ермакова Е.А. Государственное финансовое планирование в современной России. /Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. 18 апреля 2008г. Саратов: Издат.центр СГАП, 2008. - 0,4 п.л.

45. Ермакова Е.А. Концепция развития бюджетного менеджмента в России /Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов по итогам НИР в 2007г. Саратов: СГСЭУ, 2008.-0,2п.л.