- Современная концепция развития инфраструктуры рынка транспортных услуг (РТУ) должна основываться на маркетинговом исследовании транспортных систем, их функций, характеристик и потенциальных возможностей на основе адаптационных возможностей к условиям жизнеобеспечения человека и меняющимся социально-экономическим реалиям. Адаптация транспортной инфраструктуры - организационно-технические, экономические и управленческие процессы, направленные на гармонизацию взаимоотношений транспорта с окружающей природной и социально-экономической средой и способствующие приспособлению внутренней инфраструктуры РТУ к особенностям и потребностям этого рынка.
- Достижение конкурентного преимущества транспортной инфраструктуры поддерживается системой маркетингового обеспечения, которая представляет комплекс взаимодействия рыночных отношений и информационных потоков, включающий выявление и использование производственных и организационных резервов предприятий транспортной инфраструктуры и связывающий их с рынками сбыта продукции и услуг.
- Интеграционный подход к маркетинговому обеспечению конкурентоспособности включает в себя совокупность принципов, методов и форм интеграционного взаимодействия. Одним из основных принципов маркетингового обеспечения интеграционных структур является принцип специализации, который заключается в сосредоточении деятельности отдельных организаций (предприятий) транспортной системы на одном технологическом процессе выполнения присущих им функций.
- К основным задачам маркетингового обеспечения транспортно- информационной службы могут быть отнесены: мониторинг динамики и конъюнктуры РТУ; формирование модели потребительских ожиданий; условия формирование «идеальной» модели продукции; сбор и обработка информации о конкурентах и товарах-аналогах, имеющих место на РТУ; разработка бизнес-планов для предприятий транспортной инфраструктуры; информационное обеспечение (ИО) их рекламной деятельности; предложения по совершенствованию продукции и ее ассортименту; динамика объемов производства и организация системы товародвижения на РТУ; разработка предложений по сервисному обеспечению пользователей производимой продукции и услуг.
- Маркетинговая деятельность, как важнейшая функция в управлении транспортной инфраструктурой, должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение предприятий и организаций, функционирующих на РТУ с учетом состояния внутренней и внешней среды их функционирования. С этих позиций маркетинговая деятельность транспортных предприятий и организаций предполагает проведение исследований РТУ и разработку программы продвижения транспортных услуг, которая используется в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребительских предпочтений клиентов.
- Маркетинговая стратегия развития инфраструктуры на РТУ должна опираться на развитие международных транспортных коридоров, функционирование которых способствует преодолению организационной раздробленности транспортных систем, путем создания в их сетях интермодальных и мультимодальных комплексов как узлов распределения и перераспределения грузопотоков, что позволит обеспечить конкурентоспособное экономическое развитие территорий и устойчивый рост экономики.
- Существенной чертой транспортной инфраструктуры как системы является ее постоянное развитие и совершенстование от этапа к этапу. В процессе развития РТУ происходит все большее сближение государственных, коллективных, частных и личных интересов, что проявляется в форме оптимизации пропорций между децентрализацией и централизацией транспортного процесса.
- Учитывая важность интеграции российских рынков в мировые (РТУ - здесь не исключение), необходимо создание региональных транспортно-распределительных систем с развитой рыночной инфраструктурой, что позволит на основе кооперации усилий исполнительной власти, производителей, оптово-посреднических организаций значительно сократить издержки, связанные с распределением товаров внутри и между регионами России, создать единое информационное пространство и оперативно производить мониторинг сложившихся экономических взаимоотношений между регионами, увеличить уровень занятости и благосостояния населения.
- С помощью транспортной инфраструктуры в пространстве перемещаются не просто материальные ценности и люди, а объекты, несущие информацию, реализующие при перемещении разнообразные коммуникационные связи, укрепляющие коммерческие, институциональные, социальные и другие отношения, как на внутренних, так и на международных рынках. Одной из целевых задач управления транспортной инфраструктурой является не производство, а развитие среды обитания и деятельности людей, использующих транспорт для самоорганизации, взаимосвязи и взаимодействия общества с окружающей средой. Экономическая политика развития транспортной инфраструктуры должна быть направлена на минимизацию различий в персональной территориальной мобильности субъектов хозяйствования, что возможно только при формировании и углублении рыночных отношений в сфере транспортных услуг.
1.Морозова И.А. Маркетинговая составляющая региональной транспортной системы (Текст) / И.А. Морозова, Е.А. Мансков //Известия ВолГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)» / ВолГТУ. – Волгоград, 2006. – Вып.4.- 0,4/0,3 п.л.
2.Морозова И.А. Проблема повышения конкурентоспособности транспортной системы России и ее интеграции в международную транспортную систему (Текст)/ И.А. Морозова //Известия ВолГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»/ ВолГТУ. – Волгоград, 2006. – Вып.5. – 0,5 п.л.
3.Морозова И.А. Основные направления модернизации транспортной инфраструктуры Южного федерального округа (Текст) / И.А.Морозова// Региональная экономика. – 2007. - № 4. - 0,8п.л.
4.Морозова И.А., Приходько И.А. Качество услуг железнодорожных перевозок как основа их конкурентоспособности (Текст) / И.А. Морозова, И.А. Приходько // Региональная экономика. – Москва – 2007. - №16. -0,7/0,5 п.л.
5.Морозова И.А. Повышение инвестиционной привлекательности транспортной инфраструктуры посредством механизмов государственно-частного партнерства (Текст) / И.А. Морозова //Известия ВолГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»/ ВолГТУ. – Волгоград, 2006. – Вып.6. – 0,5 п.л.
6. Морозова И.А. Исследование методов определения эффективности транспортной инфраструктуры (Текст)/ И.А. Морозова //Известия ВолГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»/ ВолГТУ. – Волгоград, 2006. – Вып.4. – 0,4 п.л.
7.Морозова И.А. Мультимодальные логистические комплексы как инструмент интеграционной транспортной стратегии (Текст) / И.А.Морозова // Предпринимательство. – 2006. - №6. – 0,4 п.л.
8..Морозова И.А. Автомобильный транспорт как элемент рыночной инфраструктуры региона: проблемы функционирования и развития (Текст) / И.А. Морозова // Вестник АГТУ. Астрахань, 2006. – Вып.6. - 0,4 п.л.
9.Морозова И.А. Проблемы управления социально-экономическими процессами (человеческим развитием) региона (Текст) / И.А.Морозова // Регионология. – 2005.- №2. – 0,5п.л.
10.Морозова И.А. Региональная неравномерность процессов формирования рыночной инфраструктуры (Текст) / И.А.Морозова, В.В.Агафонова //Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Актуальные проблемы экономики и права»: сбор. науч. статей / Самара. – 2006. – 0,8/ 0,4 п.л.
11.Морозова И.А., Марусинина Е.Ю. Интеллектуальный капитал в современном обществе (Текст) / И.А.Морозова, Е.Ю.Марусинина// Предпринимательство. - 2006. - №5 - 0,4 п.л./ 0,2 п.л.
12.Морозова И.А., Елсукова Ю.Ю. Роль образовательного потенциала в достижении конкурентных преимуществ (Текст) / И.А.Морозова, Ю.Ю, Елсукова // Предпринимательство. - 2006. - №5. - 0,5 п.л./0,3 п.л.
13.Митрофанова И.В., Морозова И.А. Основные характеристики и атрибутивные свойства экономического пространства (Текст) / И.В. Митрофанова, И.А. Морозова // Региональная экономика. – Москва. – 2008. - № -1/ 0,5п.л.
Монографии, препринты
14 Морозова И.А. Разработка и реализация стратегии развития транспортной инфраструктуры на основе маркетинговых инструментов (Текст): монография / И.А. Морозова. – М:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 13 п.л.
15. Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты / отв. ред. О.В.Иншаков; ЮНЦ РАН. – М.: Наука, 2008.- 19/1,2п.л
16. Морозова И.А. Обеспечение экономического роста в Северо-Кавказском регионе на основе создания трансконтинентальных МТК и повышение его роли в приграничном сотрудничестве РФ с сопредельными государствами на период 2006-2010гг.: Концепция (Тест): (препринт) / И.А. Морозова: редсовет: Л.А.Аносова (и др.); редкол.: О.В. Иншаков (гл.ред) (и др.); ЮНЦ РАН, ВолГУ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 2,8/0,3п.л.
17. Модернизация Юга России на базе МТК: проблемы, приоритеты, проекты (Текст): монография / ЮНЦ РАН; под ред. д.э.н. О.В. Иншакова. – Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2007. – 18,6 /1,2п.л. (гл 2.3, 2.4, 2.5)
18. Маркетинг. Отраслевой подход (Текст): учебное пособие/ под. ред. д..э.н., проф. Л.С. Шаховской, - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. – 25,2/1 п.л.
19. Морозова И.А. Пассажирский автотранспорт в системе рыночной инфраструктуры региона: проблемы, цели, механизмы (Текст) / И.А. Морозова. – Волгоград: Изд-во Сарпа, 2003. – 10 п.л.
20. Морозова И.А. Методы оценки экономической эффективности социальных инвестиций (Текст): препринт / И.А.Морозова, Г.С.Горгуль. – Волгоград: Изд-во Сарпа, 2005. – 4,2/2,2 п.л.
21. Морозова И.А. Инвестиционные процессы в сфере воспроизводства человеческого капитала (Текст): монография / И.А.Морозова. – Волгоград: Изд-во Станица, 2006.– 13,3 п.л.
22. Морозова И.А., Елсукова Ю.Ю. Развитие образовательного потенциала как основа повышения конкурентоспособности предприятия (Текст): монография / И.А. Морозова, Ю.Ю. Елсукова. – Волгоград: Станица-2, 2007. – 13,02п.л./10п.л.