- Определены базовые концепции выбора стратегий развития субъектов хозяйствования с учетом целей их развития, стадий жизненного цикла бизнес-процессов, организационно-технических и социально-экономических особенностей:- предложены методы обоснования конкурентных преимуществ предметно-специализированных организаций;- обоснована методология и принципы рыночного позиционирования предприятия при выборе разных типов стратегии развития;- разработана концепция следящей стратегии опережающего качества, базирующаяся на продуктовых и функциональных стратегиях, характерных для предметно специализированных предприятий;- введено понятие результативности стратегии развития организации и раскрыты особенности её оценки с учетом синергетического эффекта от использования различных методов обеспечения реализации стратегии.
- Разработаны принципиальные позиции продуктовой и функциональной стратегий развития предприятия:- определена взаимосвязь стратегии развития предприятия и мероприятий по реализации тотальной системы управления качеством (качество продукции и стандарты качества менеджмента) на соответствие стандартам ISO 9000;- определены условия и этапы подготовки организации для обеспечения соответствия требованиям международных стандартов качества, определяющих ее конкурентные преимущества;- раскрыта особенность разработки стратегии «опережающего» качества;- разработана методика обоснования рациональных затрат на повышение качества продукции и контроль за их результативностью, включая систему ранжирования приоритетных направлений инвестирования производства, обеспечивающих своевременную реализацию стратегии и экономический эффект от их реализации.
- Разработана концепция контроля за реализацией стратегии и обеспечением ее результативности:- предложена система целевых бюджетов, раскрыта их роль при разработке и реализации стратегии;- предложена методика контроля и анализа движения добавленной стоимости (цепочка добавленной стоимости);- обоснована система мероприятий «бережливого производства» как основного метода реализации стратегии, оценена возможность и этапы их внедрения и влияние на своевременность и полноту реализации стратегии.
- Для совершенствования системы стратегического управления разработаны методологические и организационные аспекты постановки стратегического управленческого учета на предприятии:- предложены объекты стратегического и оперативного управленческого учета, гармонизирующиеся с функциями и уровнями управления конкретного субъекта хозяйствования, и определено их отражение в сбалансированной системе показателей;- обоснована организационно-методическая основа управленческого учета на основе анализа общей стратегии развития предприятия, организации производственного менеджмента с учетом структуры бизнес-процессов, продуктовых стратегий и логистики материально-вещественных ресурсов;- определены процедуры и этапы организации управленческого учета по центрам ответственности с ориентацией организационно-производственной структуры предприятия и «цепочки» приращения стоимости бизнеса.
- Для совершенствования информационного обеспечения стратегических управленческих решений: - раскрыты гносеологические истоки формирования сбалансированной системы показателей, отражающей ресурсный, временной и структурный срез организации бизнес-процессов;- показано влияние на систему сбалансированных показателей внутренних факторов производства и предложены методы оценки проект-стратегий, временной и ресурсной сбалансированности предлагаемой системы показателей;- сформирована пространственно-временная система показателей, отражающая специфику стратегии развития, организационную структуру бизнес-процессов и стадии жизненного цикла предприятия.
- Предложена концепция стратегического анализа как основного метода обоснования стратегии развития предприятия:- обоснована концепция стратегического анализа и предложен комплекс традиционных и специальных методов стратегического анализа, адаптированных к структуре бизнес-процессов организации и сформированы основы методики стратегического анализа, включая анализ внешней среды и внутренних факторов развития производства;- определена взаимосвязь системы стратегического и оперативного анализа, обеспечивающая контроль за реализацией стратегии.
- Для организации контроля и обеспечения своевременной организации стратегии:- обоснована система бюджетирования, позволяющая учесть ранжирование отдельных проектов, их финансового и ресурсного обеспечения;- предложена система корректировок бюджетов на основе выявления устойчивых отклонений от намеченного уровня показателей;- разработан механизм отбора дополнительных проектов, направленных на обеспечение реализации стратегии.
1. Методология и основы методики стратегического анализа в коммерческой организации, Москва: МГНС, 2002, 11, 25 п.л.
2. Методология стратегического анализа машиностроительных производственных комплексов России. Сочи, НОЦ Российской академии образования, 2005, 23 п.л.
3. Практика внедрения бюджетного управления на промышленных предприятиях машиностроительного комплекса России, Москва: Оргсервис, 2000, 2005, 10, 25 п.л.
4. Отдельные методологические аспекты анализа рыночного позиционирования коммерческой организации, Тольятти: «Кассандра», 2006, 7,0 п.л.
5. Практика внедрения «Бережливого производства» на промышленных предприятиях машиностроительного комплекса России, Москва: Финансы и статистика, 2006, 13,72 п.л.
6. Методология разработки и реализации стратегии развития коммерческой организации, Самара: Издательство Самарского аэрокосмического университета, 2007, 35,25 п.л.
Статьи в журналах, одобренных ВАК для публикации результатов научных исследований:
1. Концепция анализа затрат и выгод от управления качеством промышленных предприятий (на примере ОАО «АВТОВАЗ»), статья, ж. «Аудит и финансовый анализ», № 3, 2006, 0,96 п.л.
2. Бюджетная структура и взаимодействие бюджетов на промышленных предприятиях России (на примере ЗАО «Мотор-Супер»), статья, ж. «Аудит и финансовый анализ», № 1, 2008, 3,13 п.л.
3. Способы и методы экономической оценки новых технологий в стратегическом анализе предприятия, статья, Вестник Самарской экономической академии, № 3, Самара, СГЭА, 2004, 1, 01 п.л.
4. Внедрение сбалансированной системы показателей на российских промышленных предприятиях на примере ЗАО «Мотор-Супер», ж. «Аудит и финансовый анализ», Москва, № 4, 2005, 3, 06 п.л.
5. Стратегический анализ внешней среды предприятий автомобильного сектора экономики России (на примере ОАО «АВТОВАЗ»), статья, Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2005, 0,92 п.л.
6. Модели процессов трансфертного ценообразования при производстве автокомплектов, статья, Известия Самарского научного центра Российской академии наук, специальный выпуск «Экономика и управление организациями и регионами, Самара, 2006, 0,15 п.л.
7. Показатели эффективности при моделировании управления инновациями на предприятии, статья, Известия Самарского научного центра Российской академии наук, специальный выпуск «Экономика и управление организациями и регионами, Самара, 2006, 0,05 п.л.
8. Рыночное позиционирование предприятия, статья, ж. «Аудит и финансовый анализ», Москва, № 3, 2007, 1,44 п.л.
9. Методы оценки эффективности инновационных решений в текущем и стратегическом анализе, статья, ж. «Вестник Государственного университета- ГУУ», № 8-18, 2008, 0,6 п.л.
10. Система управленческого учета в стратегическом управлении, статья, ж. «Управленческий учет», №7, 2008, 0,4 п.л.
11. Принципы и инструментарии «Бережливого производства», статья, Вестник Самарского государственного экономического университета», Самара, СГЭА, 2008, 1,5 п.л.