- На основе анализа многочисленных источников научной литературы и нормативных правовых актов автором установлено, что права ребенка как ценность и юридическая категория в России оформились лишь в 90-х г.г. минувшего столетия. В досоветский период ее развития ребенок был объектом родительской власти, в советской России - объектом государственной политики. И только после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, закрепившей его в качестве субъекта прав, в нашей стране начался процесс приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в данной области.
- Диссертант предлагает для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения им возраста 18 лет, использовать универсальную категорию «ребенок» (во множественном числе «дети»). Употребляемые в российском законодательстве категории «малолетний» и «новорожденный», «ребенок до 1 года», «ребенок до 5 лет», «подросток», «несовершеннолетний» и другие охватываются этим общим понятием «ребенок».
- По мнению соискателя, положения ст. 17 Конституции РФ позволяют сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений. В таком контексте под правовым статусом ребенка автор понимает совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным (родовым) и индивидуальным правовыми статусами. Выделяя традиционно общий (конституционный) статус ребенка, мы тем не менее видим его известную условность из-за отождествления конституционных прав взрослых граждан и детей (в Конституции РФ практически отсутствуют, за некоторым исключением, нормы о правах ребенка), поэтому полагаем, что корректнее было бы говорить о конституционных основах прав ребенка в России.
- Права ребенка определяются в диссертации как права человека применительно к детям. Понимая, что такое краткое определение не раскрывает всей сущности прав детей, достоинство данной формулировки автор видит в том, что она позволяет признаки, характерные для субъективных прав личности вообще, перенести на признаки прав ребенка с учетом его возрастного фактора - несовершеннолетия.
- Дефиниция термина «защита прав» также отсутствует в российском законодательстве, хотя оно использует его довольно часто. Диссертант понимает под защитой прав ребенка комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации его субъективных прав, включающую судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав.
- Соискатель определяет правовую политику в области прав детей и их защиты как научно обоснованную, нормативно закрепленную и последовательно осуществляемую деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав детей. По мнению автора, в цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях должны решаться государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.
- В условиях отсутствия в России специального ФЗ «О правах ребенка» (а ребенок - существо специфическое и в материальном, и в процессуальном плане) необходим специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав и их защиты - ФЗ «О правах ребенка». В результате анализа отраслевого законодательства, закрепляющего права ребенка и их защиту в России, представляется чрезвычайно важным: в формате конституционного права - разработать и закрепить четкие правовые гарантии, обеспечивающие защиту права детей на жизнь (в связи с вооруженными конфликтами, террористическими актами); защиту от злоупотребления свободой массовой информации, наносящей вред несовершеннолетним; государственную поддержку молодежных и детских объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, на сегодняшний день выпавших из объектов государственной поддержки; в семейном праве - во-первых, единообразно решить на федеральном уровне вопрос о минимальном возрасте для вступления в брак при наличии особых обстоятельств лицам, не достигшим брачного возраста (сегодня этот вопрос по-разному решается в законодательстве субъектов), и во-вторых, изменить редакцию ст. 152 СК РФ, определив федеральное финансирование оплаты труда приемных родителей и льгот приемным семьям; в гражданском праве - изменить редакцию ст. 27 ГК РФ, указав, что занятию предпринимательской деятельностью должна предшествовать процедура эмансипации; в трудовом праве - в современной общественной ситуации, характеризуемой незанятостью огромной массы подростков, тщетно пытающихся трудоустроиться, практически решить вопрос о квотировании для них рабочих мест в организациях всех правовых форм и форм собственности; в уголовном праве - в связи с дискутируемым в обществе вопросом о понижении порога юридической ответственности считаем нецелесообразным принятие соответствующих поправок в УК РФ; в уголовно-процессуальном праве - ст. 5 УПК РФ следует дополнить, поскольку в уголовном процессе несовершеннолетние могут участвовать и в качестве свидетелей. Кроме того, все еще действует Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., морально устаревшее и не отражающее реалий фактического правового статуса современных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому совершенно очевидна потребность в ускорении принятия ФЗ «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел - основного субъекта правовой защиты прав ребенка по линии милиции общественной безопасности регулируется Инструкцией по организации работы ПДН ОВД, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, которая не содержит обособленной нормы о функциях ПДН. Необходимо поэтому разработать новый статутный нормативный акт по линии МВД - Положение о милиции общественной безопасности, в котором ликвидировать указанный изъян. Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 г. Однако до сих пор, к сожалению, она не ратифицировала ни один из договоров Совета Европы, касающихся проблем ребенка. Полагаем, что последовательная ратификация стандартов Совета Европы в области прав ребенка должна стать одним из приоритетов российской политики в ближайшее время. Диссертант вносит и другие законодательные предложения в п. 9, 13, 14 положений, вынесенных на защиту.
- В исследовании доказывается, что ювенальное право - это комплексная отрасль современного российского законодательства как совокупность нормативных правовых актов, относящихся к одному предмету правового регулирования - отношения с участием детей.
- Обосновывается положение о необходимости создания ювенальной юстиции как подсистемы общего правосудия, как наиболее эффективной формы судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. А для этого следует принять пакет законов по ювенальной юстиции (ФКЗ «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов, ФКЗ «О ювенальных судах в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции»).
- По мнению автора, действие Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 г.г. как плана намеченной деятельности для всех заинтересованных органов власти необходимо продлить, усилив ее социально-экономическую составляющую в свете программных положений, содержащихся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г.
- Диссертант полагает, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Другими словами, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка. При этом социальная защита - это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих детям условия для преодоления трудной жизненной ситуации. А понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами.
- Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм. Сложность проблемы здесь состоит, во-первых, в том, что нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Вторая проблема заключается в отсутствии взаимодействия между органами, призванными защищать права ребенка, в том, что не удается объединить звенья единого механизма защиты в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.
- Координирующим органом, по нашему мнению, могла бы стать Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а контролирующими институтами - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные Уполномоченные в каждом ее субъекте, о необходимости учреждения должностей которых мы говорим далеко не первыми. В таком случае необходимо принятие соответствующего федерального закона. Не лишними оказались бы и специальные независимые центры общественного контроля за обеспечением прав ребенка в регионах и федеральный Общественный совет при Президенте РФ по проблемам детства.
- Позитивно оценивая деятельность неправительственных правозащитных организаций по защите прав ребенка, мы считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениям из-за отсутствия качественно новой парадигмы отношения государства к правозащитным организациям, предполагающей стабильные и профессионально построенные правовые механизмы сотрудничества. А для этого необходимо принятие ФЗ «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными правозащитными организациями».
- Обучать школьников правам человека и правам ребенка, как этого требует жизнь, должны выпускники педагогических вузов, колледжей и училищ с привлечением юридических кадров. А будущие учителя права человека и права ребенка не изучают. Поэтому необходимо ввести в учебные планы школы и профессиональных педагогических и юридических образовательных учреждений курсы «Права человека» и «Права ребенка», внеся коррективы в действующий ГОСТ.
- Проведенный нами анализ имлементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. как основного международного документа в исследуемой области позволяет сделать следующие выводы: имплементация конвенционных норм в России осуществляется не через непосредственное действие, а посредством трансформации норм Конвенции в нормы российского законодательства, т. е. осуществлением внутригосударственных российских норм во исполнение международно-правовых; на сегодняшний день российское законодательство в основном соответствует базовым стандартам Конвенции о правах ребенка. Конечно, при этом имеется еще достаточно «ниш для заполнения», для приведения российского законодательства в полное соответствие с требованиями Конвенции; механизм обеспечения прав ребенка не всегда регламентирован российским законодательством в том объеме и с той тщательностью, которые предполагаются исходя из понятия его «особой» защиты.
1. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект)/Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005. (21,0 п. л.). Рецензия: Борисова Н.Е. // Государство и право. 2006. №7. С. 123 – 124.
2. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность/ Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2006. (23,0 п. л.). Рецензия: Глухарева Л.И. Социально–правовая энциклопедия защиты прав детства // Современное право. 2006. №6. С. 95 – 98.
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах, определённых Высшей аттестационной комиссией
3. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. №8. (0,75 п. л.).
4. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. 2006. №6. (0,85 п. л.).
5. Абрамов В.И. Ребенок: понятие и его законодательное закрепление // Право и государство: теория и практика. 2005. № 8. (0,6 п. л.).
6. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в деятельности неправительственных правозащитных организаций // Право и государство: теория и практика. 2006. №7. (0,8 п. л.).
7. Абрамов В.И. Ювенальное право: отрасль права или отрасль законодательства? // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2005. № 3. (0,5 п. л.).
8. Абрамов В.И. Механизм защиты прав ребенка в России // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2006. №2. (0,5 п. л.).
9. Абрамов В.И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. 2004. №11. (0,4 п. л.).
10. Абрамов В.И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. №9. (0,4 п. л.).
11. Абрамов В.И. Роль Президента Российской Федерации в механизме защиты прав ребенка // Современное право. 2006. №9. (0,35 п. л.).
12. Абрамов В.И. Законодательное закрепление прав ребенка в современной России // Закон и право. 2004. №9. (0,5 п. л.).
13. Абрамов В.И. Парламентская форма защиты прав ребенка в Российской Федерации // Закон и право. 2006. №5. (0,3 п. л.).
14. Абрамов В.И. Правовое закрепление прав детей и гарантий их осуществления // Международное публичное и частное право. 2004. № 4. (0,75 п.л.).
15. Абрамов В.И. Международная защита прав ребенка // Международное публичное и частное право. 2006. № 3. (0,75 п. л.).
16. Абрамов В.И. Создание ювенальной юстиции как насущная задача современной правовой политики России // Правовая политика и правовая жизнь (Саратов – Москва). 2005. №4. (0,95 п. л.).
Материалы всероссийских конференций и симпозиумов
17. Абрамов В.И. Изучение в школе прав ребенка // Проблемы социализации в нестабильном обществе: Материалы всероссийского научно- практического симпозиума, ч.1. Пенза: ПГПУ, 1995. (0,15 п. л.).
18. Абрамов В.И. Непрерывное правовое образование школьников // Региональные программы развития образовательных систем: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза: ИУУ,1992. (0,15 п. л.).
19. Абрамов В.И. Проблемы соблюдения прав ребенка в системе образования Российской Федерации // Общество. Государство. Личность: Сборник материалов всероссийской научно- практической конференции. Пенза: ПГУАС, 2004. (0,45 п. л.).
20. Абрамов В.И. Регулирование отношений в сфере детства в России в дореволюционный период // Труды всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, современность, перспективы». Пенза: ПГПУ, 2005. (0,4 п. л.).
21. Абрамов В.И. Ребенок как специальный субъект права // Труды всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика». Пенза: ПГПУ, 2006. (0, 25 п. л.).
Другие статьи в журналах, сборниках, материалы выступлений на научных конференциях
22. Абрамов В.И. Правовая политика современной России в области защиты прав ребенка // Правовая политика: от концепции к реальности: Материалы «круглого стола»/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2004. (0,2 п. л.).
23. Абрамов В.И. О создании в России ювенальной юстиции // Научный вестник юридического факультета МИЭМП. Вып. 2. / Под ред. И.И. Столярова. М.: МИЭМП, 2005. (0,9 п. л.).
24. Абрамов В.И. Система прав и свобод личности во Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Конституции РФ 1993г. // Труды СГУ. Вып. 34. ПФ СГИ. Проблемы гуманитарных наук. Дистанционное обучение: региональные вопросы. М.: СГУ, 2001. (0,8 п. л.).
25. Абрамов В.И. Во имя счастливого детства // Политический собеседник (Пенза). 1991. №4. (0,3 п. л.).
26. Абрамов В.И. Правовой нигилизм и пути его преодоления // Актуальные проблемы современной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов (ПГПУ им.Белинского). Пенза: ПГПУ,2001. (0,3 п. л.).
27. Абрамов В.И. О гарантиях прав ребенка // Философия и история образования: проблемы гуманизации: Межвузовский сборник научных трудов (ПГПУ им. Белинского). Пенза: ПГПУ,2002. (0,75 п. л.).
28. Абрамов В.И. Что понимается под правами и свободами человека и гражданина: юридическое и педагогическое осмысление // Теоретические и прикладные проблемы модернизации отечественного образования: Межвузовский сборник научных трудов (ПГПУ им. Белинского). Пенза:ПГПУ,2003. (0,4 п. л.).
29. Абрамов В.И. Правовой нигилизм в современном российском обществе // Научные труды ПФ МНЭПУ. Вып. 3. Пенза: изд-во ЦНТИ, 2001. (0,3 п. л.).
30. Абрамов В.И. Правовая политика современной России в сфере защиты прав детей // Совершенствование экономических, правовых и социальных механизмов рыночных отношений: Сборник научных трудов ПФ МИЭМП. Пенза: инф.-изд. центр ПГУ, 2004. (0,4 п. л.).
31. Абрамов В.И. Правовое закрепление прав ребенка и их защита // Совершенствование экономических, правовых и социальных механизмов рыночных отношений: Сборник научных трудов ПФ МИЭМП. Пенза: инф.-изд.центр ПГУ, 2004. (0,4 п. л.).
32. Абрамов В.И. Особенности ребенка как специального субъекта права // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: Сборник научных трудов ПФ МИЭМП. Пенза: инф.-изд. центр ПГУ, 2005. (0,3 п. л.).
33. Абрамов В.И. О правовом статусе ребенка // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: Сборник научных трудов ПФ МИЭМП. Пенза: инф.-изд. центр ПГУ, 2005. (0,35 п. л.).
34. Абрамов В.И. Правовое регулирование положения детей в России в советский период // Основные проблемы гуманитарного знания: Сборник научных трудов. Вып. 4. Пенза: ПГУАС, 2005. (0,9 п. л.).
35. Абрамов В.И. Президент Российской Федерации как гарант прав ребенка // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: Сборник научных трудов ПФ МИЭМП. Пенза: инф.-изд. центр ПГУ, 2006. (0,4 п. л.).
36. Абрамов В.И. Защита прав ребенка Федеральным Собранием Российской Федерации // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: Сборник научных трудов ПФ МИЭМП. Пенза: инф.-изд. центр ПГУ, 2006. (0,4 п. л.).
37. Абрамов В.И. Защита прав ребенка // Общество и личность: историко-правовые аспекты взаимодействия. Актуальные проблемы науки и образования: Сборник статей. Пенза: ПФ МОСУ, 2004. (0,4 п. л.).
38. Абрамов В.И. Средства судебной защиты прав ребенка // Общество и личность: историко-правовые аспекты взаимодействия. Актуальные проблемы науки и образования: Сборник статей. Пенза: ПФ МОСУ, 2004. (0,3 п. л.).
39. Абрамов В.И. Права ребенка в системе прав человека // Общество и личность: историко-правовые аспекты взаимодействия: Сборник статей. Пенза: ПФ МОСУ, 2006. (0,7 п. л.).
40. Абрамов В. И. О методике изучения в школе прав ребенка // Вуз и школа: новые направления взаимодействия: Материалы региональной научно-практической конференции, ч.2. Пенза: ПГПУ,1995. (0,1 п. л.).
41. Абрамов В.И. Правовая культура современных подростков // Материалы областной научно-практической конференции «Дети Пензенской области». Пенза: Правительство области, 2001. (0,35 п. л.).
42. Абрамов В.И. Социально-правовая защита детства // Социальная среда и воспитание школьников: проблемы, поиски, опыт: Материалы 1-й научно-практической конференции. Пенза: ГНМЦ,1995. (0,25 п. л.).
43. Абрамов В.И., Дадаев Е.В. Дети в современном мире: права и положение // Человек и его права в современном мире: Материалы научной конференции. Пенза: ПФ МНЭПУ, 1998. (0,7 п. л.). (Авт. текст – 0,5 п. л.).
Учебные и учебно-методические пособия, брошюры
44. Абрамов В.И. Права ребенка: Учебное пособие. Пенза: ПГПИ, 1994. (4,3 п. л.). (2-е издание – Пенза: ПФ МНЭПУ, 1998).
45. Абрамов В.И. Изучение прав детей: Учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПИ,1993. (3,2 п. л.).
46. Абрамов В.И. Теория государства и права: Учебно- методическое пособие по подготовке и написанию курсовой работы. Москва – Пенза: ПФ МОСУ, 2002. (2,7 п. л.).
47. Абрамов В.И. Правовое воспитание школьников: Материал в помощь лектору и организаторам правовоспитательной работы с учащимися. Пенза: Знание, 1990. (1,5 п. л.).