- Сформулирован понятийный аппарат потенциала высшего профессионального образования как совокупности ресурсов для выполнения социальных, культурно-воспитательных, профессионально-трудовых и научно-инновационных функций, необходимых для развития национальной экономики и социальной сферы, и дана его структуризация, сочетающая выделение составных частей потенциала высшего профессионального образования (информационного, кадрового, материально-технического и финансового потенциалов) с последующим вычленением управленческого, воспроизводственного и результативного уровней. Определена структура образовательного потенциала как совокупности потенциалов вузов и образовательного потенциала населения, что позволяет учесть как производственную, так и потребительскую стороны образования как общественного блага. Обоснована необходимость применения информационно-аналитического инструментария, базирующегося на комплексной системе показателей оценки образовательного потенциала.
- Раскрыты ценностные особенности высшего образования как общественного блага и противоречия процесса расширения его доступности, дана аналитическая характеристика как позитивных, так и негативных аспектов превращения высшей школы в массовый тип учебного заведения. Показано положительное влияние таких факторов, как изменение сети образовательных учреждений, совершенствование форм подготовки и модернизация ее структуры, рост квалификации профессорско-преподавательского состава, повышение престижности у населения высшего профессионального образования, увеличение масштабов подготовки за счет внебюджетных средств, рост числа специалистов в расчете на 10 тыс. человек населения. Негативные тенденции проявляются в неразвитости материально-технической базы высшей школы, низком уровне оплаты труда и социальном обеспечении работников системы образования.
- Определены предпосылки вхождения российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство, предложены методические подходы к оценке влияния образовательного потенциала населения на возможность получения работы и методика исчисления показателей образовательных достижений населения. Систематизированы подходы к оценке образовательного потенциала с учетом возможностей использования отраслевых показателей сферы образования, общеэкономических показателей и данных Системы национальных счетов (СНС). Обоснована целесообразность практического применения СНС для аналитической оценки движения финансовых потоков и их влияния на управление формированием и использованием образовательного потенциала на федеральном и региональном уровнях.
- Обоснованы предложения по развитию и уточнению методики прогнозирования спроса на услуги высшего образования и прогнозной оценки потенциала высшего профессионального образования, позволяющие использовать опыт разработки методических указаний и подходов к опреде лению потребности в специалистах, накопленный в условиях плановой эко номики, в современной практике прогнозирования подготовки специали стов. В частности, доказывается его пригодность при прогнозных оценках потребности в квалифицированных кадрах для преимущественно нерыноч ного (в т.ч. государственного) сектора экономики. Обоснована целесообраз ность главного направления совершенствования методической работы в об ласти прогнозирования развития высшего образования в условиях домини рования частнопредпринимательского, рыночного сектора экономики с учетом материалов и результатов маркетинговых исследований рынка труда специалистов. Одновременно доказывается необходимость поэтапного определения социальных потребностей населения в образовательных услугах на основе обобщенной информации о предпочтениях абитуриентов и данных рынка образовательных услуг с привлечением материалов многофакторного моделирования, метода аналогий по данным страноведческих сопоставлений о структурных сдвигах в уровне образования населения.
- Предложена программа мониторинга потенциала высшего профессионального образования, содержащая подходы к разработке, организационно-методические и расчетно-практические аспекты формирования инструментария и уточнена структура его информационного обеспечения, включающая аналитическую базу мониторинга и методические рекомендации по разработке интегрального индикатора. Это создает предпосылки для обоснования разделов и мер по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и соответствующих федеральных и региональных целевых программ, определения перспектив развития высшей школы, обеспечивающих модернизацию российской системы образования.
- Даны рекомендации по совершенствованию системы многоканального финансирования системы высшего профессионального образования на основе определения перспектив развития кредитования и государственного субсидирования потребителей образовательных услуг посредством предлагаемого создания централизованного фонда студенческого кредитования. Обосновывается необходимость расширения внебюджетного финансирования вузов путем создания фондов целевого капитала и предложены меры по повышению эффективности их использования.
- Определены формы маркетинговой поддержки в современной системе управления качеством образовательного потенциала и разработаны пути повышения его качества посредством определения направлений оценки содержания образования, аспектов обучения и воспитания, уровня образования личности. Обоснована методика изучения влияния перекрестной оценки качества образовательных услуг со стороны работодателей и выпускников вузов на последующее трудоустройство специалистов. В контексте измерения качества образовательного потенциала классического университета предложены дополнительные составляющие критериев российского рейтинга университетов, обеспечивающие принципы множественности и комплексности оценки их деятельности.
1.Потенциал высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы исследования. – М.: Издательство ТЕИС, Эко¬номический факультет МГУ, 2008. – 15,5 п.л.
2.Теоретико-методологические проблемы сферы услуг в системе высшего профессионального образования. – М.: Издательство МЭСИ, 2001. – 6,0 п.л.
3.Методологические вопросы экономических измерений в сфере ус¬луг (на примере подотрасли «Высшее профессиональное образование). – М.: Издательство ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 2001. – 8,0 п.л.
4.Качественные характеристики уровня образования населения Рос¬сии и зарубежных стран /Под общей ред. д.т.н., проф. Н.А.Селезневой и д.т.н., проф. И.И.Дзегеленка. – М.: Исследовательский центр проблем ка¬чества подготовки специалистов, 2001. – 4,3 п.л.
5.Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономиче¬ских вузов /Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г.Тяглова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 20,0 п.л. (в соавт., авт. – 0,9 п.л.)
6.Динамика современного высшего образования. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. – 19,8 п.л.
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК (10,1 п.л.)
7.Совершенствование информационного обеспечения оценки потен-циала высшего профессионального образования //Аудит и финансовый анализ, 2008, № 4. – 1,5 п.л.
8.Методические подходы к оценке потенциала высшего профессио-нального образования (начало) //Вестник Университета (Государствен-ный университет управления), 2008, № 4 (14). – 0,7 п.л.
9.Методические подходы к оценке потенциала высшего профессио-нального образования (окончание) //Вестник Университета (Государст-венный университет управления), 2008, № 5 (15). – 0,8 п.л.
10.Финансирование высшего профессионального образования //Аудит и финансовый анализ, 2008, № 1. – 1,6 п.л.
11.К вопросу о разработке концепции образовательного кредитования //Российское предпринимательство, 2007, № 11, выпуск 1. – 0,4 п.л.
12.Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием //Вопросы ста¬тистики, 2002, № 11. – 1,0 п.л.
13.Зарубежная практика финансирования вузов (с использованием информационных материалов ОЭСР) //Открытое образование, 2002, № 4. – 0,8 п.л.
14.Научный базис и информационные ресурсы сферы высшего про¬фессионального образования //Вопросы статистики, 2001, № 12. – 1,0 п.л.
15.Статистика высшего профессионального образования как само-стоятельная подотрасль статистической науки и практики //Известия выс¬ших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – Ростов-на-Дону, 2000, № 4. – 1,0 п.л.
16.Статистика высшего профессионального образования как само-стоятельная подотрасль статистики //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – Ростов-на-Дону, 2000, . – 1,0 п.л.
17.Развитие высшего профессионального образования на региональ¬ ном уровне //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский ре¬ гион. Общественные науки. – Ростов-на-Дону, 1997, № 4. – 0,6 п.л. (в со- авт., авт. – 0,3 п.л.)
Статьи в журналах и сборниках (16,3 п.л.)
18.Сущность и специфика потенциала высшего профессионального образования //Материалы международной научной конференции «Инно-вационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции» (23-25 апреля 2008 г.). – М.: Издательство МАКС Пресс, Эко¬номический факультет МГУ, 2008, Том 2. – 0,8 п.л.
19.Оценка социальной потребности населения в получении высшего профессионального образования //Социальная функция государства в эко¬номике XXI века: Материалы конференции экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова 21 ноября 2007 г. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 0,75 п.л.
20.Обоснование изменений спроса на специалистов с высшим про-фессиональным образованием //Проблемы повышения конкурентоспособ¬ности трудовых ресурсов: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции, г. Бийск, 7-8 декабря 2006 г. – Бийск: БТИ АлтГТУ, 2006. – 0,4 п.л.
21.Развитие информационно-справочной системы оценки потенциала вузов //Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения-2006» «Социальные аспекты формирования человеческого капитала» (17-27 ап¬реля 2006 г.). – М.: Издательство МАКС Пресс, Экономический факультет МГУ, 2006. – 0,4 п.л.
22.Обновление системы образования – путь к сохранению самобыт-ности российского общества //Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта. – М., СПб: Издательст¬во «Моби Дик», 2006. – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.)
23.Становление системы образовательного кредитования в России с учетом международного опыта //Материалы международной научно-практической конференции «Россия и интернационализация высшего об¬разования». – М.: Экономический факультет МГУ; ТЭИС, 2005. – 0,4 п.л.
24.Мониторинг подготовки научно-педагогических кадров //Актуальные экономические проблемы российской высшей школы /Под ред. Е.Н.Жильцова, С.И.Голоуховой, В.П.Панкратовой. – М.: Издательст¬ во ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 2005. – 0,4 п.л.
25.Динамика потребностей населения в высшем профессиональном образовании как фактор развития конкурентоспособности трудовых ре¬сурсов //Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресур¬сов: Материалы второй Всероссийской научно-практической конферен¬ции, г. Бийск, 30 сентября – 1 октября 2004 г. – Бийск: БТИ АлтГТУ, 2004. Часть 2. – 0,5 п.л.
26.Методические основы расчета структурных изменений среднего уровня высшего профессионального образования населения в регионах //Социальная сфера в рыночных условиях /Под ред. Е.Н.Жильцова и П.Н.Ломанова. – М.: Издательство ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 2004. – 0,5 п.л.
27.Формирование аналитической системы показателей и индикаторов для характеристики образовательного потенциала вузов //Материалы науч¬ной конференции «Ломоносовские чтения-2003». – М.: Издательство ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 2003. – 0,35 п.л.
28.Оценка качества образовательного пространства //Материалы все¬российской конференции «Проблемы научно-методического и организаци¬онного обеспечения единого образовательного пространства» (25-26 ок¬тября 2001 г.). - М.: Издательство МЭСИ, НИИВО, 2001. – 0,35 п.л.
29.Состояние и проблемы высшего профессионального образования в трансформирующемся обществе //Проблемы сферы образования в совре¬менной России: Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001. – 1,5 п.л.
30.Актуальные вопросы статистического изучения финансово- экономического механизма высшей школы //Материалы научно- практического семинара «Экономика и финансы в открытом образовании» (19 апреля 2001 г.). - М.: Издательство МЭСИ, 2001. – 0,5 п.л.
31.Совершенствование методологических основ определения потреб¬ностей в специалистах в условиях переходной экономики //Университетское образование: Университеты в формировании специали¬ста XXI века/ Вестник Пермского университета. Выпуск 4. – Пермь: ПГУ, 2000. – 1,15 п.л.
32.Организационно-методический подход к определению потребно¬стей населения в высшем профессиональном образовании как необходи¬мый элемент маркетинговой деятельности вузов //Материалы всероссий¬ской конференции «Проблемы нормативно-правового обеспечения откры¬того образования» (31 января – 01 февраля 2001 г.). – М.: Издательство МЭСИ, 2001. – 0,45 п.л.
33.К вопросу о стратегических целях развития отечественной систе¬ мы образования в контексте национальной безопасности России //Материалы всероссийской конференции «Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования» (31 января – 01 февраля 2001 г.). – М.: Издательство МЭСИ, 2001. – 0,35 п.л.
34.Финансирование высших учебных заведений и предоставление образовательных трансфертов в странах ОЭСР //Финансовые исследова-ния. – Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2000. – № 1. – 0,5 п.л.
35.Современные общемировые проблемы и тенденции развития обра¬зования //Вестник Академии. - Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2000. – № 2(12). – 0,7 п.л.
36.Актуальные вопросы совершенствования государственной поли-тики в сфере образования //Материалы научно-практического семинара «Нормативно-правовое обеспечение открытого образования» (19 октября 2000 г.). – М.: Издательство МЭСИ, 2000. – 0,4 п.л.
37.Использование статистического инструментария при проведении маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг //Материалы научно-практического семинара «Маркетинг в открытом образовании» (21 сентября 2000 г.). – М.: Издательство МЭСИ, 2000. – 0,4 п.л.
38.Современное состояние и тенденции развития негосударственных вузов в России //Экономические проблемы России и региона: Ученые за¬писки института национальной и мировой экономики. Выпуск 5. – Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2000. – 0,45 п.л.
39.Закономерности и особенности функционирования региональной системы высшего профессионального образования //Материалы межрегио¬нального научно-практического семинара «Социально–экономическое раз¬витие регионов в переходный период» (5 апреля 2000 г.). - Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2000. – 0,5 п.л.
40.Направления реформирования статистики высшего образования //Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном рос¬ сийском обществе /Под ред. М.Б.Бергельсон. – Серия «Новая перспектива», вып. XV. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 1,15 п.л.
41.Состояние и пути реформирования системы финансирования выс¬ шей школы //Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения: Ученые записки финансового института. Выпуск 5. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. – 0,55 п.л.
42.О совершенствовании информационного обеспечения системы высшего образования //Наука, коммуникативные процессы в образователь¬ ном пространстве. Материалы Международного Конгресса «Новые техно¬ логии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» (Новосибирск, 23-26 ноября 1999 г.). – Новосибирск. ЮНЕСКО. Серия «Экология челове¬ ка». Том 5, часть 3, 1999. – 0,65 п.л.
43.Сущность и организационно-методический подход к проведению мониторинга сферы высшего профессионального образования //Проблемы учета, аудита и статистики в условиях рынка: Ученые записки учетно-экономического института. Выпуск 3. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. – 0,6 п.л.
44.Развитие методологических основ функционирования региональ¬ной системы высшей школы //Проблемы федеральной и региональной эко¬номики: Ученые записки научно-исследовательского института региональ¬ной и муниципальной экономики. Выпуск 3. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. – 0,45 п.л.
45.Использование выборочного метода при изучении потребности населения в высшем образовании //Проблемы федеральной и региональной экономики: Ученые записки научно-исследовательского института регио¬нальной и муниципальной экономики. Выпуск 2. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998. – 0,6 п.л.
46.Возможности использования материалов переписи населения для статистического изучения уровня общего и профессионального образова¬ния //Проблемы федеральной и региональной экономики: Ученые записки научно-исследовательского института региональной и муниципальной экономики. Выпуск 1. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1997. – 0,35 п.л.
47.Некоторые вопросы изучения потребности в специалистах и спро¬са на высшее образование //Проблемы учета, аудита и статистики в усло¬виях рынка: Ученые записки учетно-экономического факультета. Выпуск 1. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1995. – 0,5 п.л.