- Структурированы социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования человеческого капитала индивида.
-
Охарактеризована категория «знание» как экономический ресурс и как общественное благо; выявлена тенденция развития социально-экономических отношений в условиях экономики знаний.
-
На основе четырехсекторной модели выявлены закономерности развития человеческого трудового ресурса в процессе трансформации социально-экономической системы.
-
Введено понятие «профессиональное образовательное поле» как совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе оказания профессиональных образовательных услуг.
- Выявлены источники трансформации профессионального образовательного поля, в качестве которых выступают новационные образовательные услуги
-
Раскрыта экономическая природа образовательной услуги, выступающей в роли долгосрочной инвестиции в человеческий капитал, аргументирован инновационный характер данных инвестиций.
-
Разработана абстрактно-логическая модель соотношения спроса и предложения специалистов, востребованных в условиях экономики знаний, в рамках которой показана закономерность воспроизводства несбалансированности между образовательным полем и рынком труда.
- Обоснована возможность применения синергетического подхода для изучения высшего профессионального образования как открытой и нелинейной системы в условиях экономики знаний
- Введена система дифференциации интересов микро- и макро - субъектов профессионального образовательного поля, удовлетворяемые в рамках концепции опережающего маркетинга
- Введено понятие венчурной образовательной услуги, определены участники венчурного образовательного рынка и социально-экономические отношения, возникающие между ними
-
Выявлены особенности влияния факторов культурного, социального, личного и психологического порядка на поведение потребителя, на основании чего приведена классификация потребителей образовательных услуг.
- Построена мультиатрибутивная модель образовательной услуги как объекта образовательного маркетинга. Выявлены особенности трансформации модели при переходе от индустриального к информационному обществу
- В рамках концепции опережающего маркетинга определены интересы и потребности основных субъектов профессионального образовательного поля. Предложена модель данных, формирующая базу для осуществления прогнозов в рамках единого информационного пространства.
1.Толстяков, Р.Р. Основные факторы формирования информационной экономики/Р.Р.Толстяков// Материалы V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права». Москва: МГАПИ, 2002. - п.л.0,3.
2.Толстяков, Р.Р. Роль информации как категории в процессе становления информационного общества/ Р.Р.Толстяков //Материалы II международной научно-практической конференции «Реформирование системы управления на современном предприятии», Пенза: ПГСХА, 2002. - п.л. 0,1.
3.Толстяков, Р.Р. Экономика информационного общества/ Р.Р.Толстяков //Материалы всероссийской научно-технической конференции «Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий», Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2002. - п.л.0,25.
4.Толстяков, Р.Р. Качество условий труда и жизнедеятельности человека в информационной экономике производства/ Р.Р.Толстяков // Материалы I международной научно-практической конференции «Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы»,Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - п.л. 0,3.
5.Толстяков, Р.Р. Маркетинговые взаимодействия на рынке труда и образования производства/ Р.Р.Толстяков // Материалы 3-ей Международной научно-практическая конференции «Проблемы рынка труда занятости: пути их решения», Тамбов: Из-во «Тамбовпринт», 2007. - п.л.0,3.
6.Толстяков, Р.Р. Маркетинговые инновации на рынке образовательных услуг производства/ Р.Р.Толстяков // Материалы международной научно-практической конференции «Интеграция отраслей науки и образования в рамках инновационных процессов», Липецк: «Вольное экономическое общество России», 2007. - п.л. 0,75.
7.Толстяков, Р.Р. Концепция опережающего маркетинга образовательных услуг/ Р.Р.Толстяков // Материалы международной конференции «Международное сотрудничество в образовании и науке»,СПб: Изд-во Санкт-Петербургского политех. уни-та, 2008. - п.л 0,4.
8.Толстяков Р.Р., Модели формирования потребительской ценности учебным учреждением/ Р.Р. Толстяков// Материалы 4-й международной научно-практической конференции «Глобальный научный потенциал» Тамбов, 2008. - п.л 0,5.
9.Толстяков, Р.Р. Удовлетворение социально-экономических интересов субъектов опережающего маркетинга образовательных услуг/ Р.Р. Толстяков// Материалы 3-ей международной научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И.Вернадского»,Тамбов, 2008. - п.л. 0,5.
10.Толстяков, Р.Р. Трансформация социально-экономических отношений в рамках концепции опережающего маркетинга/Р.Р. Толстяков//Материалы международной научно-практической конференции «Инновационная составляющая стратегии социально-экономического развития региона»,Липецк, 2008. - п.л. 0,9.
11.Толстяков, Р.Р. Системный подход к оценке характеристик потребителей образовательных процессов и услуг/ Р.Р.Толстяков // Вопросы современной науки и практики Университет им. В.И.Вернадского №1(11), Тамбов, 2008. - п.л. 0,8.
12.Толстяков, Р.Р. Маркетинговые факторы принятия решения о выборе образовательной услуги и учебного учреждения/ Р.Р.Толстяков // Вопросы современной науки и практики Университет им. В.И.Вернадского №2(12), Тамбов, 2008.- п.л. 0,8.
13.Толстяков, Р.Р. Системный подход к определению инновационной образовательной услуги/ Р.Р.Толстяков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып.8(64). Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008 - п.л. 0,75.
14.Толстяков, Р.Р. Влияние факторов маркетинговой микросреды на конкурентоспособность образовательного учреждения/ Р.Р.Толстяков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып.9(65). Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008 - п.л. 0,65.
15.Толстяков, Р.Р. Определение объекта образовательного маркетинга/ Р.Р.Толстяков //Экономика и управление №4. СПб: Издательство СПбАУЭ, 2008 - п.л. 0,7.
16.Толстяков, Р.Р. Социально-экономические отношения субъектов образовательного рынка, возникающие в процессе оказания венчурной образовательной услуги/ Р.Р.Толстяков // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова №3, Кострома,2008 - п.л. 0,7.
Монографии
1.Толстяков, Р.Р. Соотношение экономики знаний и информационного общества / Р.Р. Толстяков// Тамбов: Изд-во Першина Р.В.,2005. - п.л. 6.
2.Толстяков, Р.Р. Маркетинг образовательных услуг в формировании и развитии информационного общества/ Р.Р.Толстяков // Тамбов: Изд-во Першина Р.В.,2007. - п.л. 8,8.
3.Толстяков, Р.Р. Предпосылки возникновения новой концепции маркетинга в условиях трансформации социально-экономических отношений/Р.Р.Толстяков//Тамбов: Изд-во Першина Р.В.,2008. - п.л. 12,5.
4.Толстяков, Р.Р. Трансформация социально-экономических интересов потребителей образовательных услуг/ Р.Р.Толстяков // Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина,2008. - п.л. 7,5.
Кроме того, некоторые вопросы диссертационного исследования нашли отражение в других публикациях:
1.Толстяков, Р.Р. Информационная экономика – экономика постиндустриального общества /Р.Р. Толстяков// Труды ТГТУ: Сборник научных статей молодых ученых и студентов. Вып. 12. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - п.л.0,25.
2.Толстяков, Р.Р. Рынок информационного общества/ Р.Р.Толстяков // Системы управления и информационные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. - п.л. 0,3.
3.Толстяков, Р.Р. Роль человека в формировании информационной парадигмы экономической теории/ Р.Р.Толстяков // Научные труды ДонНТУ. Серия "Экономическая. Донецк, 2003. - п.л. 0,25.
4.Толстяков, Р.Р. Анализ эволюции информации, как фактора производства/ Р.Р.Толстяков // Информационные технологии моделирования и управления: Международный сб. научных трудов. Вып.17./ Под ред. д.т.н. проф. О.Я. Кравца,Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2004. - п.л. 0.3.
5.Толстяков, Р.Р. Маркетинговые стратегии в образовании производства/ Р.Р.Толстяков // Вопросы современной науки и практики Университет им. В.И.Вернадского №4(10), Тамбов, 2007. - п.л.0,3.
6.Кацук, О.А. Концепция опережающего маркетинга профессиональных образовательных услуг: потребность и общие черты/О.А.Кацук, Р.Р.Толстяков// Международный журнал, социально-экономические явления и процессы №2, Тамбов, 2007. - п.л. 0,3 (авт.0,2).
7.Толстяков, Р.Р. Взаимосвязь субъектов рынка образовательных услуг производства/ Р.Р.Толстяков // Материалы заочной научно-практической конференции «Принципы управления социально-экономическим развитием России на современном этапе», Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина 2007. - п.л. 0,35.
8.Толстяков, Р.Р. Трансформации в рамках инновационного процесса/ Р.Р. Толстяков// Саяпинские чтения, гл. редактор В.М.Юрьев. Выпуск 1. Тамбов: Изд.дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. - п.л. 0,9.
9.Толстяков, Р.Р. Экономическая природа образовательных услуг / О.А.Кацук, Р.Р. Толстяков// Саяпинские чтения, гл. редактор В.М.Юрьев. Выпуск 1. Тамбов: Изд.дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. - п.л. 0,5 (авт.0,4).
10.Толстяков, Р.Р. Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей образовательных услуг инновационных вузов Тамбовской области/Р.Р. Толстяков, П.Ю. Иванов// Сборник научных трудов, студентов, аспирантов и преподавателей академии экономики и предпринимательства ТГУ им. Г.Р.Держвина/ О.А.Кацук, редактор.- Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2008. - п.л. 0,5 (авт. 0,4).
11.Толстяков, Р.Р. Актуальность существующих образовательных услуг в условиях информационного общества/ Р.Р. Толстяков // Материалы конференции профессиональное направленное обучение русскому языку для иностранных граждан, Москва, МАДИ (ГТУ), 2008. - 0,4 п.л.
12.Толстяков, Р.Р. Особенности реализации человеческого образовательного и трудового потенциала в условиях в новых условиях/ Р.Р. Толстяков// Ученые записки регионального отделения Вольного экономического общества России. Том 11, Выпуск 1, Тамбов 2008. – п.л. 0,3.
13.Толстяков, Р.Р. Модель покупательского поведения на рынке образовательных услуг/ Р.Р. Толстяков// Экономический вестник: проблемы, теория, практика. №7, 2008 / Липецкое региональное отделение общественной организации "Вольное экономическое общество России". - Тамбов: Бирюкова М.А. 2008. - п.л. 0,9.