- Предложено рассматривать экономическую эффективность как основополагающую экономическую категорию, которая применяется для характеристики успешности функционирования отдельных экономических субъектов, отраслевых рынков и национальной экономики в целом и которая определяется через соотношение «выгоды-потери». Это позволяет выработать концептуальный методологический подход к оценке эффективности, основанный на показателе добавленной стоимости как едином измерителе выгоды для всех уровней экономических отношений.
- Предложено при исследовании эффективности деятельности фирмы применять категорию «эффективность в предпринимательстве», которая представляет собой совокупность коммерческой и экономической эффективности предпринимательства. Доказано, что коммерческая эффективность представляет собой качественную характеристику эффективности менеджмента; ее содержанием является рациональность использования ресурсов для создания добавленной стоимости, достаточной, чтобы достигнуть намеченных целей развития организационной системы. Экономическая эффективность предпринимательства определена как экономическая выгода от участия в бизнесе с учетом риска, то есть как соотношение экономической выгоды и издержек лиц, заинтересованных в результатах деятельности экономического субъекта. Данный институциональный подход позволяет отделить экономического субъекта и его менеджмент от учредителей (держателей капитала), дифференцировать экономические цели заинтересованных лиц и формулировать различные критерии эффективности в зависимости от этих целей.
- Предложена классификация характеристик успешности, к которым отнесены, наряду с эффективностью, также результативность и интенсивность как факторы ее достижения. Это позволяет выявить взаимосвязи между данными характеристиками и разработать методологический инструментарий управления эффективностью.
- Доказано, что в качестве основы для оценки эффективности деятельности экономического субъекта необходимо применять показатели результативности его текущей, финансовой, инвестиционной деятельности. Это дает возможность осуществлять процедуры сбора информации для расчета показателей результативности по разным направлениям и достигать заданных критериев эффективности, применяя различные управленческие воздействия на величины результатов и затрат.
- Предложена система показателей результативности менеджмента по отдельным направлениям (текущей, финансовой, инвестиционной), обобщающих показателей, а также экономических показателей результативности экономического субъекта как участника национальной экономики на основе показателя добавленной стоимости. Это позволяет получить разностороннюю информацию о деятельности экономического субъекта, как внутреннюю, так и внешнюю, применить общенациональные экономические ориентиры для оценки эффективности деятельности организации, величины его вклада в национальную экономику.
- Предложено в качестве планово-аналитического инструментария для управления эффективностью применить технологию корпоративного бюджетирования. Данный подход обеспечивает менеджмент системой критериев оценки эффективности экономического субъекта в соответствии со сформулированной стратегией его развития.
- Предложены принципы организации информационного пространства, позволяющие получить универсальную информацию для управления результативностью и достижения эффективности деятельности экономических субъектов на основе критериев, заложенных в их экономических стратегиях.
- Предложен и апробирован методологический инструментарий измерения результативности и оценки эффективности организаций издательско-полиграфического бизнеса, наиболее полно учитывающий специфику их деятельности.
2.Показатели оценки эффективности деятельности экономического субъекта и методы их анализа //Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – №.4. – 2005. – 1 п.л.
3.Исследование взаимосвязи показателей успешности – путь к достижению эффективной деятельности организации //Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – №.4. – 2006. – 1 п.л.
4.Показатели экономической эффективности в управлении издательско-полиграфическим бизнесом. // Региональная экономика: теория и практика. – №4. – 2007. – 0,8 п.л.
5.Управление бизнесом: цели деятельности, показатели и критерии эффективности //Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – №.2. – 2007. – 0,8 п.л.
6.Управление бизнесом: оценка эффективности текущей деятельности организации //Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – №.1. – 2008. – 0,7 п.л.
7.Эффективность бизнеса: проблемы управления доходностью экономического субъекта //Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – №.1. – 2008. – 0,6 п.л. (в соавторстве) (0,4)
Монографии
1.Резервы полиграфических предприятий (в соавторстве). М.: Книга, 1985. – 4,2 п.л. (2,1 п.л.)
2.Оценка эффективности деятельности организации: монография. – М.МГУП, 2004 – 5,46 п.л.
3.Добавленная стоимость и оценка эффективности деятельности предприятия государственного сектора экономики: монография (в соавторстве). – М.: МГУП, 2006 г. – 13,02 п.л. (6,51 п.л.)
Отраслевые методические материалы
1.Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности – М.: НИЦ «Экономика», 2003. – 3 п.л. (в соавторстве) (0,6)
2.Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях – М.: НИЦ «Экономика», 2003. – 4 п.л. (в соавторстве) (0,8)
Статьи в межведомственных сборниках научных трудов, материалы и тезисы докладов на научных конференциях
1.Формирование расходов по обслуживанию производства и управлению в условиях АСУ. // В сб.: «Проблемы повышения экономической эффективности полиграфического производства»: Междуведомственный сборник научных трудов. – М.: Изд-во МПИ, 1980 г., с. 85-99 (0,9 п.л.)
2.Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению полиграфическими предприятиями. // В сб.: «Внутрипроизводственные резервы полиграфической промышленности и пути их использования»: Междуведомственный сборник научных трудов. – М.: Изд-во МПИ, 1981 г., с. 74-82 (0,6 п.л.)
3.Проблемы рационального использования производственного и научно-технического потенциала полиграфической промышленности. // В сб.: «Проблемы экономии ресурсов полиграфических предприятий»: Междуведомственный сборник научных трудов. - М.: Изд-во МПИ, 1985.- С. 25-29 (0,2 п.л.)
4.Анализ использования производственного и научно-технического потенциала полиграфических предприятий. // В сб.: «Интенсификация полиграфического производства (пути и методы)»: Междуведомственный сборник научных трудов. - М.: Изд-во МПИ, 1986. – С. (0,3 п.л.) (в соавторстве)
5.Резервы улучшения использования производственного и научно-технического потенциала в новых условиях хозяйствования. // В сб.: «Проблемы совершенствования организации, планирования и экономического анализа полиграфического производства в условиях АСУ»: Междуведомственный сборник научных трудов. - М.: Изд-во МПИ, 1987. – С. 11-14 (0,3 п.л.)
6.Анализ уровня и эффективности использования трудового потенциала на полиграфических предприятиях. // В сб.: «Проблемы повышения экономической эффективности полиграфического производства»: Междуведомственный сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1988 г. 0,7 п.л. (в соавторстве) (0,5 п.л.)
7.Оценка производственного потенциала предприятия по данным бухгалтерской отчетности. //В сб.: «Деятельность полиграфических предприятий и издательств в условиях рыночной экономики»: Междуведомственный сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1994 г., 0,5 п.л. (в соавторстве) (0,4 п.л.)
8.Особенности финансового анализа деятельности предприятий в современных условиях. // В сб.: «Формирование рыночных отношений в системе книгоиздания»: Междуведомственный сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. (0,4 п.л.)
9.Международные стандарты учета об оценке результатов работы предприятия// Новые условия хозяйствования в книгоиздании: Междуведомственный сборник научных трудов. – М.: Издательство МГАП «Мир книги», 1997. – с. 125 – 130 (0,3 п.л.)
10.Эффективность деятельности предприятия в условиях рынка: //Тезисы докладов 37-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников. – М.: МГУП, 1997 г. (0,1 п.л.)
11.Методологические подходы к оценке эффективности деятельности полиграфических предприятий // Материалы Юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ – МГАП – МГУП». – Ч.2. – М.: Издательство МГУП, 2000. (0,2 п.л.)
12.Структурная модель экономического потенциала предприятия // Материалы 41 научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников. – Ч.2. - М.: МГУП, 2001. – С. 166-167 (0,1 п.л.)
13.О значении анализа как функции управления социально-экономической системой. // В сб. «Ш международная конференция «Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества». – М.: МФПА, 2007 (в соавторстве) (0,4 п.л.)
14.Вопросы управления эффективностью бизнеса: показатели успешности. // В сб. «Ш международная конференция «Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества». – М.: МФПА, 2007 (0,4 п.л.)
Статьи в других изданиях
1.Анализ уровня организации управления и управленческих расходов. // Полиграфия. – № 5. – 1982. (0,2 п.л.)
2.Анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы. // Полиграфия. – 1984. – № 12. – С. 21-22 (в соавторстве) (0,1 п.л.)
3.Аренда: теория и практика // Полиграфия. – 1989. – № 7. – С. 10-11 (0,2)
4.Внутрипроизводственные резервы роста выпуска и реализации продукции. // Полиграфия. – № 9. – 1983. (в соавторстве) (0,15 п.л.)
5.Коллективный подряд в ремонтном цехе. // Полиграфия. – № 5. – 1990. (0,25 п.л.)
6.Круглый стол «Планирование и учет затрат в издательствах и на полиграфических предприятиях». // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2002. – №12 (48). 0,5 п.л. (в соавторстве) (0,4 п.л.)
7.Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) /В сб.: Себестоимость продукции, работ, услуг. Выбор оптимального варианта, пути снижения. //Библиотечка «Российской газеты». – Вып. 5. – 2003 г. 0,8 п.л.
8.Новый порядок оценки стоимости чистых активов. //Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – № 6/54. – 2003. (0,75 п.л.)
9.Оценка эффективности деятельности экономического субъекта: ключевые понятия // Вестник МГУП. – № 2. – 2005. – 1,5 п.л.
10.О новых отраслевых документах по планированию и учету затрат. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – № 8 (44). – 2002. 0,3 п.л. (в соавторстве) (0,15 п.л.)
11.Разработка бизнес-плана. //Справочник руководителя образовательного учреждения. – №3 – 2002. (1,2 п.л.)
12.Расчет стоимости чистых активов: современный подход. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – №5 (41). – 2002. (0,75 п.л.)
13.Себестоимость продаж полиграфического предприятия: вопросы планирования, бухгалтерского учета и калькулирования. //Полиграфист. – № 2(5). – 2003. (1,2 п.л.)
14.Сравнительный анализ прибыли и рентабельности – важный инструмент хозяйствования. // Полиграфия. – № 9. – 1982. (в соавторстве) (0,15 п.л.)
15.Сравнительный анализ прибыли и рентабельности – важный инструмент хозяйствования. // Полиграфия. – № 10. – 1982. – (в соавторстве) (0,15 п.л.)
16.Управление бизнесом полиграфического предприятия: оценка эффективности. // Полиграфист. – №2. – 2007 (1 п.л.)
17.Формирование выручки от продаж в издательстве: гражданско-правовые аспекты, особенности учета и налогообложения // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – №5. – 2003. 0,3 п.л. (в соавторстве) (0,15 п.л.)
18.Формирование выручки от продаж в издательстве: гражданско-правовые аспекты, особенности учета и налогообложения // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – №7. – 2003. 0,4 п.л. (в соавторстве) (0,2 п.л.)
19.Формирование выручки от продаж в издательстве: гражданско-правовые аспекты, особенности учета и налогообложения // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – №.9 (57) – 2003. 0,5 п.л. (в соавторстве) (0,25 п.л.)
20.Экономическая эффективность в издательско-полиграфическом бизнесе // Вестник МГУП. – № 7. – 2005. – 1 п.л.