- Предложено авторское определение понятия «научно-инновационная политика», которая определена как стратегия развития научно-инновационной сферы, представляющая собой комплекс мер и механизмов различной направленности, формирующих государственные и рыночные условия ее эффективности и интегрирующих разработку, производство и внедрение инноваций в единый инновационный процесс. В работе уточнены термины: «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к современному этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики России. В диссертации инновация рассматривается как новая ценность, полученная в результате применения новшества, созданного на основе научной идеи для удовлетворения потребностей как отдельных потребителей, так и общества в целом, конечным результатом использования которой является социальный эффект и экономический результат (прибыль). Под инновационной деятельностью автором понимается деятельность, целенаправленная на реализацию в общественной практике инновации, т. е. изготовление и применение новшества, созданного на основе научного знания. Инновационный процесс - совокупность действий (работ), связанных с организацией и осуществлением инновационной деятельности, и направленных на разработку новшеств и осуществление инноваций.
- Сформулированы методологические основы формирования научно-инновационного потенциала и основных элементов научно-инновационной инфраструктуры с учетом региональной специфики. При этом научно-инновационный потенциал региона трактуется как совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов региона обеспечить разработку, создание, восприятие и диффузию инноваций. Под региональной научно-инновационной инфраструктурой нами понимается совокупность хозяйствующих организаций и некоммерческих учреждений, обеспечивающих реализацию организационо-экономического механизма инновационной деятельности, способствующих преобразованию научных знаний в инновации, включая коммерциализацию научных исследований и разработок.
- На основе диагностики научно-инновационной сферы региона (Республики Северная Осетия - Алания) проведена аналитическая оценка конкурентных преимуществ и недостатков, сдерживающих его инновационное развитие. К основным конкурентным преимуществам могут быть отнесены: кадровая составляющая научного потенциала, сформированная сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, формирующаяся рыночная инфраструктура инновационной деятельности и другие. Основные недостатки: свертывание наукоемких видов деятельности, сокращение объемов производства наукоемкой инновационной продукции, отсутствие механизмов комбинирования рыночного и государственного регулирования процессов разработки и освоения инноваций и обеспечения прогрессивной технологической трансформации экономики региона и другие.
- Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в научно-инновационной сфере регионов России и рассмотрены первоочередные направления поддержки инновационного предпринимательства, применяемые в инновационно-развитых странах и регионах. К числу сдерживающих факторов относится полное или частичное отсутствие: поддержки региональных научных центров, инфраструктуры инновационной деятельности, программ развития малого инновационного предпринимательства, маркетинга инновационных программ и проектов, механизма поддержки инновационных альянсов в рамках региона или на межрегиональном уровне и другие факторы.
- Определены основные направления модернизации государственной поддержки и стимулирования научно-инновационной политики региона. На федеральном уровне: законотворческая деятельность, поддержка инновационных проектов, имеющих стратегическое для страны значение, долевое финансирование региональных научно-инновационных проектов, создание и финансирование деятельности государственных органов поддержки научно-инновационной деятельности и другие. На региональном уровне: стратегическое и оперативное управление научно-инновационной сферой, финансирование региональных научно-инновационных проектов, поддержка «местных» инновационно-активных предприятий, привлечение внутренних и внешних инвестиций в инновационные проекты, налаживание внутренней и внешней кооперации и другие.
- Предложены методические подходы к реализации региональных программ и проектов научно-инновационной политики. В работе обосновывается мнение, что реализация региональной научно-инновационной политики осуществляется через программы и проекты, направленные на повышение потенциала приоритетных для региона инновационных направлений, привлечение внутренних и внешних инвесторов, формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности и другие.
- Рекомендованы основные направления совершенствования механизма формирования и реализации научно-инновационной политики региона. В диссертации показано, что к числу важнейших направлений совершенствования механизма научно-инновационной политики в регионе должны быть отнесены: проектирование и развитие региональной научно-инновационной инфраструктуры; разграничение полномочий в сфере научно-инновационного развития между федеральным центром, федеральными округами, регионами, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами региона и их ассоциациями; совершенствование финансирования научно-инновационного развития; организация инновационного процесса в регионе на программно-целевой основе; организация маркетингового сопровождения инновационных программ и проектов.
1. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне. – Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2008. – 12,5 п.л.
2.Проблемы и перспективы роста инновационно-промышленного потенциала региона. – М.: ТЕИС. 2008. – 4,5 п.л.
3.Диагностика научно-инновационного потенциала региона (на примере Республики Северная Осетия – Алания). – Владикавказ: Изд-во ВИУ. 2007. – 5 п.л.
Статьи в изданиях, включенных в утвержденный ВАК России Перечень ведущих научных журналов и изданий, в которых могут быть опубликованы научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук:
4.Управление персоналом в сфере науки // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, М.: 2007, №4. – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,4 п.л.).
5.Управление формированием научно-инновационной инфраструктуры на региональном уровне // М.: Вестник Университета, 2008, №6 (44). – 0,5 п.л.
6.Социальная значимость современного инновационного процесса // М.: Социальная политика и социальное партнерство, 2008, №7 – 0,5 п.л.
7.Организационно-экономические основы формирования регионального уровня инновационной политики // М.: Региональная экономика: теория и практика, 2008, №20 – 1,0 п.л.
8. Малое предпринимательство как фактор развития инновационного сектора региональной экономики // М.: Экономические науки, 2008, №6. – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,3 п.л.).
9.Научно-инновационная диагностика региона (на примере Республики Северная Осетия – Алания) // М.: Региональная экономика: теория и практика, 2008, №21 – 0,7 п.л.
10.Инновационная инфраструктура как фактор формирования и реализации научно-инновационной политики региона // М.: Экономические науки, 2008, №7– 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,3 п.л.).
11.Роль человеческого фактора в развитии инновационной экономики // М.: Социальная политика и социальное партнерство, 2008, №10 – 0,5 п.л.
12.Предпринимательство как фактор развития научно-инновационной сферы региона // М.: Экономика и управление собственностью, 2008, №9 – 0,5 п.л.
13.Регионализация научно-инновационной политики // Минск.: Новая экономика, 2008, №5-6. – 0,5 п.л.
14.Формы организации научно-инновационной деятельности в образовательной сфере // М.: Уровень жизни населения регионов России, 2008, № 8 – 0,5 п.л.
15.Инновационные менеджеры как организаторы инновационного процесса // М.: Уровень жизни населения регионов России, 2008, № 9 – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,4 п.л.).
16.Региональная инновационная система как элемент организационно-экономического механизма инновационной политики // М.: Проблемы управления здравоохранением, 2008, №3. – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,3 п.л.).
Статьи в журналах, сборниках:
17.Формирование кадрового потенциала в регионе в условиях перехода к рынку // Сб-к статей «Хозрасчетные формы хозяйствования и управление экономикой предприятия». Владикавказ. Изд-во СОГУ. 1990. – 0,3 п.л.
18.Некоторые проблемы формирования научно-кадрового потенциала в высшей школе в условиях рынка // Рукопись депонирована в ИНИОН РАН, № 49435 от 4.07.1993 г. – 0,7 п.л.
19.Маркетинговое исследование – основа организации бизнеса и формирования спроса // Сб-к тезисов докладов конференции по итогам НИР кафедры международных экономических отношений 1999-2000 гг. Владикавказ.Изд-во СОГУ. 2001. – 0,2 п.л.
20.Информационная составляющая маркетинговых исследований // Материалы международной конференции: «Информационные технологии и системы: Наука и практика». Владикавказ. 2002. – 0,2 п.л.
21.Маркетинговое исследование – основа организации бизнеса и формирования покупательского спроса // Проблемы развития международных экономических взаимосвязей. Сб-к научных трудов. Владикавказ. Изд-во СОГУ. 2003. – 0,8 п.л.
22.Маркетинговое исследование рынка образовательных услуг республики Северная Осетия – Алания // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2004, №11-12.– 1,5 п.л.
23.Маркетинговый подход к деятельности вуза в условиях современной экономики // Сб-к научных трудов: «История и философия культуры: актуальные проблемы. Выпуск 7». Владикавказ. Изд-во СОГУ. 2004. – 1,5 п.л.
24.Практическое применение методологии маркетингового исследования // Сб-к научных трудов «Маркетинг: стратегические приоритеты развития РСО-Алания». Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2004. – 1,0 п.л.
25.Некоторые аспекты влияния Болонского процесса на стратегию развития российских вузов // Материалы международной научно-практической конференции «Россия и интернационализация высшего образования». М.: ТЕИС. 2005. – 0,4 п.л.
26.Стратегия вуза: маркетинговый аспект // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2005, №16.– 0,9 п.л.
27.Маркетинговая составляющая современного инновационного процесса // Сб-к научных трудов: «Актуальные проблемы экономического развития современной России». Владикавказ. Изд-во СОГУ. 2005. – 1,0 п.л.
28.Маркетинг: экономическая эффективность и налоги // Сб-к научных трудов: «Налоговый механизм регулирования экономического роста». Владикавказ. Изд-во СОГУ. 2005. – 0,3 п.л.
29.Маркетинг – философия и инструментарий предпринимательства // Сб-к научных трудов: «Актуальные проблемы экономического развития современной россии». Владикавказ. Из-во СОГУ. 2005. – 0,8 п.л. (в соавт., авт. – 0,5 п.л.).
30.Некоторые проблемы современного состояния вузовского сектора науки // Сб-к научных трудов «История и философия культуры: актуальные проблемы. Выпуск 8». Владикавказ. Изд-во СОГУ. 2005. – 0,8 п.л.
31.Инновационные маркетинговые технологии в России // Мобильный маркетинг, 2006, №2. – 0,1 п.л.
32.Инновационный характер науки в вузах // Социальные аспекты формирования человеческого капитала / Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения – 2006», М.: МАКС Пресс, 2006.- 0,2 п.л.
33.Инновационный маркетинг – шанс стать лидером рынка // Маркетинг PRO, 2006, №7. – 0,2 п.л.
34.Пути становления региональных инновационных систем в России // Сб-к тезисов и докладов молодых ученых / М.: ТЕИС, 2007. – 0,4 п.л.
35.Региональные проблемы развития инновационной деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «Инно-вационная стратегия российской экономики». М.: МЭФИ,2007.– 1,0 п.л.
36.Региональная инновационная политика как элемент государственной инновационной политики России // Материалы второй международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы» / г. Пинск, Беларусь, 2008. – 0,1 п.л.
37.Кадровая составляющая современного инновационного процесса // Материалы международной конференции «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции» /М.: МАКС Пресс, 2008. – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,4 п.л.).
38.Факторы, определяющие возможность использования инновационного потенциала региона //Экономическая активность: проблемы и методы обеспечения / Сб-к научных трудов. Владикавказ. Изд-во СОГУ. 2008 – 0,5 п.л.
39.Экономика России в постиндустриальную эпоху. Смена Парадигмы // Национальная модель развития экономики России / Материалы VIII Чаяновских чтений, Москва, 2008. – 0,2 п.л. (в соавт., авт. – 0,1 п.л.).
40.Налоговые рычаги стимулирования инновационного процесса в регионах // Экономика, налоги, право. М.: 2008, №1. – 0,6 п.л.
41.Современные приоритеты формирования региональной инновационной системы // Материалы международной университетской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономической науки». Ярославль. 2008. – 0,2 п.л.
42.Разработка стратегического плана развития предприятия на основе маркетингового анализа // Материалы международной университетской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономической науки». Ярославль. 2008. – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.).
43.Роль и место крупных корпораций в современном инновационном процессе // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2008, № 25. – 0,7 п.л.