Научная тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, МОДЕЛИ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Систематизированы теоретические подходы к трактовке экономическо­го поведения. Сделан вывод о том, что наиболее полно проанализировать дан­ную категорию можно с помощью модели ограниченной рациональности Г. Саймона, институциональной и марксисткой моделей. Также сделан вывод о том, что прямой переход от индивидуальных моделей поведения к коллектив­ным невозможен. Предложено авторское определение категории «экономиче­ское поведение государства», которое представляет собой совокупность дейст­вий государства в отношении экономических процессов и явлений, в основе ко­торой находятся существующий тип общественного устройства и легитимное право принуждения.
  2. Дополнена классификация идеальных типов поведения М. Вебера: опи­сан ценностно-удовлетворительный тип поведения, предполагающий использо­вание условий и средств для достижения заданных извне целей; при этом эко­номический субъект, не имея возможности принять единственно верное реше­ние, ставит себе удовлетворительную, а не оптимальную задачу выбора из це­лого ряда возможных решений.
  3. Аргументировано, что наиболее существенное в экономическом пове­дении государства состоит в следующем, во-первых, современное государство находится не за пределами рынка или над рынком, а органично в него встроено. Методологически важно позиционировать государство в качестве одного из рыночных игроков, который реализует свои интересы, но при этом отвечает за реализацию интересов общества в целом. Во-вторых, поведение государства, как и других экономических субъектов, характеризуется цикличностью и может быть прибыльным, равновесным или убыточным в зависимости от характера достигнутого результата. В-третьих, если государство опирается на систему го­сударственного регулирования экономики (ГРЭ), то фирма - на условия кон­тракта, а домашнее хозяйство - на потребительский выбор. Причем система ГРЭ играет особую роль, т.к. она способна не допустить оппортунистическое поведение агентов или, во всяком случае, сократить издержки оппортунизма, формулируя цели и стратегию социально-экономического развития.
  4. Из многообразия проявлений экономического поведения государства выделены различные основания классификации его форм и видов: по целям и способам формирования и использования доходов, по масштабам и объектам государственной собственности, по способам и характеристикам удовлетворе­ния потребностей государства, по степени активности в экономике, по степени риска и по степени инновационности.
  5. Рассмотрены факторы экономического поведения государства, такие как отношения распределения, экономическая власть и экономическая культу­ра. Показано, что названные факторы не единственные, но они в большой сте­пени содействуют созданию механизма, благодаря которому частные издержки и доходы приводятся в соответствие с социальными, включая организационные издержки и доходы лиц, принимающих решения. Эти же факторы не позволяют результатам экономического процесса систематически отклоняться от предпоч­тений избирателей и определяют оптимальный объем предоставления общест­венных благ.
  6. Обоснованы экономические границы регулирующей деятельности го­сударства, которые не могут быть неизменными и одинаковыми для разных ус­ловий и времени. И поведение, и границы государства складываются в резуль­тате политических решений, зависящих от многочисленных объективных и субъективных факторов (уровней развития экономики и общества, структуры и динамики производства, механизма распределения доходов, экономической власти, экономической культуры, представлений политиков, предпринимателей и граждан, участвующих в политическом процессе); в результате установления определенных рамочных условий и целей государства. Показано, что размер государственного регулирования может увеличиваться вплоть до огосударст­вления каждый раз, когда рынок несостоятелен (в принципе всегда). И ограни­чивать государственное регулирование вплоть до разгосударствления можно каждый раз, когда несостоятельно государство (в принципе всегда). Причем масштабы государственного и частного секторов изменяются поочередно, по­этому рассматривать изменения каждого сектора в отдельности не имеет смыс­ла.
  7. Предложено авторское определение категории «смешанная экономи­ка»: в отличие от распространенных представлений характеристика данного типа социально-экономического устройства не сводится к сочетанию различ­ных форм собственности и методов регулирования экономики (рыночного и го­сударственного). Существенно и то, что она, состоя из разных укладов, образу­ет единый организм с единой целью развития, предполагающей социальную его ориентацию. Показано, что формулирование такой цели и ее достижение не­возможно без активной роли государства.
  8. Раскрыты характерные черты национальных моделей экономического поведения государства. С одной стороны, все государства используют одинако­вые инструменты государственного регулирования экономики, что позволяет говорить об определенной унификации моделей экономической политики и о разработке единых критериев оценки ее эффективности. А с другой стороны, на выбор модели экономического поведения государства влияет множество фак­торов, что не позволяет создать универсальную модель такого поведения. Та­ким образом, в качестве базы концепции экономической политики государства предложено использовать общие характеристики экономического поведения государства при постоянном учете характерных национальных особенностей (исторические традиции и тип культуры, уровень технологического и социаль­но-экономического развития, степень экономической активности правительст­ва, позиции субъектов принятия политических решений).
  9. Выявлены особенности экономического поведения государства в пери­ од реформирования России, к числу которых относятся: линия на установление монополии частной собственности; абсолютизация принципов либерализма; отказ от государственного регулирования многих социально-экономических процессов; отсутствие социальной ориентации и адекватных действий по пре­ дотвращению снижения, а затем и по обеспечению повышения жизненного уровня основной массы населения, сокращения крупномасштабного разрыва между богатыми и бедными социальными группами; откладывание на после­ дующие времена формирование благоприятных условий хозяйствования (как правовых, так и институциональных) для всех экономических субъектов; уси­ ление сырьевого крена в экономике; низкая степень личной ответственности за результаты экономической политики государства и рациональности поведения в период трансформации; наличие оппортунистического поведения.
  10. Предложена и обоснована модель экономического поведения государ­ ства в РФ, отражающая координацию действий государства с другими эконо­ мическими субъектами и включающая четыре экзогенных фактора (население, природа, политика и международная конъюнктура) и группу эндогенных фак­ торов, взаимодействие между которыми может быть и односторонним, и дву­ сторонним (занятость, инвестиции, потребление, выпуск). Разработана система взаимосвязанных критериев и показателей эффективности данной модели. Так, критерию «цели и способы формирования и использования доходов государст­ ва» соответствуют показатели темпов роста и структура ВВП и удельного веса видов экономической деятельности в ВВП, «социальная ориентированность» - уровень реальных доходов населения, доходность государственных социальных внебюджетных фондов, «социальная ответственность» - величина налоговых изъятий у фирм и домашних хозяйств в госбюджетной системе и размер полу­ чаемых этими хозяйствами выплат, «способ удовлетворения потребностей го­ сударства» - объемы промышленного производства и его структура, «актив­ ность» - доли налоговых и неналоговых доходов госбюджета, величина инве­ стиций в экономику, количество вновь созданных рабочих мест, «риск» - размер госсектора и резервных фондов, «инновационность» - расходы государства на НИОКР, степень освоения новых технологий и доля в ВВП высокотехноло­гичной продукции. Отмечено, что каждый из критериев раскрывается с помо­щью целой группы показателей, наиболее значимые из которых приведены в предлагаемой системе. Причем разные критерии могут иметь общие показатели
Список опубликованных работ
Монографии

1.Малых О.Е. Модель экономического поведения государства.- Уфа: БГУ, 2006. - 12,1 п.л.

2.Малых О.Е. Роль государственного регулирования в развитии нацио¬нальных экономик.- Уфа: БГУ, 2006. – 15,6 п.л.

Статьи в ведущих научных журналах, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

3.Малых О.Е. Власть государства и корпораций – важнейший фактор экономического поведения // Экономика и управление. - 2007. - № 3. 1,0 п.л.

4.Малых О.Е. Рациональность и оптимизация экономического поведения // Государственная служба. - 2007. - № 3. - 0,4 п.л.

5.Малых О.Е. Критерии эффективности экономической политики госу-дарства // Государственная служба. - 2007. - № 4 . - 0,4 п.л.

6.Малых О.Е. Социально-экономические аспекты взаимодействия орга¬нов власти РФ и ее субъектов // Вестник ИНЖЭКОНА. - 2007. - № 3. - 0,5 п.л.

7.Малых О.Е. Возможности регулирования и оплаты трудовых рисков госбюджетом и страховыми компаниями // Экономика и управление. - 2007. -№ 4. 0,5 п.л.

8.Малых О.Е. Экономическое поведение как научная категория // Эконо¬мические науки. - 2007. - № 11. - 0,5 п.л.

9.Малых О.Е. Особенности государства как субъекта хозяйственной дея¬тельности и его экономическое поведение // Экономические науки. - 2007. - № 12. - 0,5 п.л.

Статьи в других научных сборниках и научно-практических журналах

10.Роль предпринимательства в формировании системы распределитель¬ных отношений переходной экономики России // Теория и практика предпри¬нимательства: Межвуз. сб./ Моск. гос. ун-т – М., 1998.- Вып.2 - 0,5 п.л.

11.Политика доходов как социальная составляющая экономических ре¬форм // Проблемы и перспективы современных технологий сервиса: Межвуз. сб./ Уфим. технолог. ин-т сервиса – Уфа, 1998. - 0,5 п.л.

12.Заработная плата как элемент структуры доходов населения // Моло¬дые ученые – новому тысячелетию: Сб. науч. ст. респ. науч.-практ. конф. моло¬дых ученых/ Уфим. технолог. ин-т сервиса - Уфа, 2000. - 0,5 п.л.

13.Проблема оценки эффективности политики доходов // Социально-экономические проблемы переходного периода: Сб. науч. ст. респ. науч.-практ. конф./ Баш. гос. ун-т - Уфа, 2000. - 0,5 п.л.

14.Трудовая мотивация как основа формирования модели экономическо¬го поведения // Динамика мотивации труда в условиях трансформации россий¬ского общества: Материалы респ. науч.-практ. конф./ Ин-т соц.-эконом. исслед. Уфим.науч.центра РАН - Уфа, 2001. - 0,5 п.л.

15.Региональная политика доходов // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Тр. 3-й Междунар. науч.-практ. конф. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.- 0,5 п.л.

16.Проблема оптимизации модели государственного управления эконо¬микой // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Сб. тр. рос. на-уч.-метод. конф. с международ. участием. Ч.2. Уфа: УГАТУ, 2001.- 0,5 п.л.

17.Неоконсервативная теория и модель социально-ориентированного рыночного хозяйства // Вестник Уфим. технолог. ин-та сервиса.- 2001. - №2.-С.31.- 0,5 п.л.

18.Государственное регулирование муниципального бюджета: мировой опыт // Экономическая теория: современные тенденции развития, проблемы реализации парадигм в экономической политике государства: Сб. тр. рос. науч.-метод. конф.- Уфа: БАГСУ, 2003.- 1,0 п.л.

19.Формирование доходной части бюджета муниципального образования // Воспроизводственный потенциал региона: Тр. 2-ой Междунар. науч.-практ. конф.- Уфа: Баш. гос. ун-т , 2004 - 0,5 п.л.

20.Значение экономической теории власти для формирования эффектив¬ной модели местного самоуправления в России // Реформа местного само¬управления в РФ и РБ: приоритеты, механизмы и этапы осуществления: Тр. респ. науч.-практ. конф. - Уфа: БАГСУ, 2004 - 0,5 п.л.

21.Границы эффективного государства / Государство в трансформацион¬ный период: Коллективная монография. - Уфа: БАГСУ, 2004.- 0,7 п.л.

22.Необходимость и основные направления реформирования механизма формирования доходов населения // Стратегия социально-экономического раз¬вития РБ: Тр. респ. науч.-практ. конф. - Уфа: БАГСУ, 2004.- 0,6 п.л.

23.Экономические аспекты реализации властных потенциалов в системе государственного управления // Конституционно-правовое развитие РБ в усло¬виях реформы политической системы РФ: Тр. респ. науч.-практ. конф. - Уфа: БАГСУ, 2005.- 0,9 п.л.

24.Малых О.Е. Доходы: структура, источники и механизм реформирова¬ния.- Уфа: БАГСУ, 2005. - 6,2 п.л.

25.К вопросу о реализации экономической политики в России // Государ¬ственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Тр. 5-й Междунар. на-уч.-практ. конф. - М.: Изд-во МГУ, 2007.- 0,5 п.л.