- Развит теоретический аппарат обеспечения качества аудиторских услуг, в частности: -определено и раскрыто социально-экономическое содержание понятий «аудиторская услуга», «качество аудиторской услуги», которые рассматриваются в контексте обеспечения качества аудиторских услуг; качество аудиторской услуги проявляется в совокупности теоретических, методологических и организационных свойств услуги, способных удовлетворять потребности заинтересованных пользователей и повышать доверие к аудитору; -доказано, что условия обеспечения качества аудиторских услуг (общеэкономические, условия аудиторской деятельности, региональные, внутрифирменные условия) оказывают решающее воздействие на те факторы (теоретического, методологического, организационного характера), которые непосредственно изменяют свойства аудиторских услуг, и создают услуги необходимого качества; -предложена и теоретически обоснована система обеспечения качества и система управления качеством аудиторских услуг на основе органического сочетания и реализации элементов регулирования аудиторской деятельности, постоянного, планомерного процесса воздействия на всех уровнях управления (федеральном, региональном, профессиональном, корпоративном) на факторы, определяющие качество, и условия обеспечения качества аудиторских услуг в целях повышения качества услуг.
- Разработано организационное обеспечение качества аудиторских услуг в частности: -определен характер и выявлены тенденции развития рынка аудиторских услуг, в частности, концентрация аудиторского бизнеса, формирования внутренних сетей, освоение новых видов услуг, интеграция с международным аудитом; установлено, что сложившаяся система регулирования аудиторской деятельности не соответствует потребностям и тенденциям развития рынка аудиторских услуг, характеру развития экономики; -обобщен международный опыт регулирования аудиторской деятельности; выявлены основные черты модели регулирования аудита, сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой, в частности, регулирование со стороны государственных органов является довольно сильным, общественное регулирование со стороны профессиональных организаций является подзаконным, его роль меньше, но весьма существенна; -разработана вербальная модель регулирования аудиторской деятельности, раскрывающая интересы различных его участников - федерального органа, профессиональных аудиторских объединений, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, пользователей; показана необходимость реструктуризации регулирования в целях организационного и методологического обеспечения деятельности, повышения эффективности и качества регулирования рынка аудиторских услуг; -обоснована многоуровневая система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, включающая уровень профессиональных аудиторских объединений и уровень органов государственной власти субъектов РФ в качестве самостоятельных уровней, которые заполняются нормативно-правовыми актами их компетенции по вопросам аудита, что позволяет повысить их роль и значение в регулировании деятельности; -предложена и обоснована организация внутрифирменной системы управления качеством аудиторских услуг, которая представляет способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений аудиторской организации, направлена на регулирование всех этапов жизненного цикла аудиторской услуги в целях получения конкурентных преимуществ качества на рынке при минимальных затратах.
- Разработано методологическое обеспечение качества аудиторских услуг, в частности: -научно обоснован концептуальный подход к формированию национальных стандартов аудита; определены направления развития федеральных правил (стандартов) и методологические подходы к разработке внутренних стандартов аудита; с учетом международного опыта и российской специфики деятельности предложена классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности по десяти группам; -разработана методология формирования внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности, в частности, определены и идентифицированы предмет и метод, логика и методика разработки; предложена классификация внутрифирменных стандартов аудита по пяти группам; показано, что в условиях расширения и экстенсивного роста аудиторского бизнеса, разработка внутрифирменных стандартов аудита является фактором интенсификации деятельности и повышения качества аудиторских услуг; -разработана методология управления качеством аудиторских услуг; показано, что в условиях реструктуризации регулирования аудиторской деятельности, управление качеством аудиторских услуг должно осуществляться, прежде всего, на уровне аудиторской организации; внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности рассматриваются в качестве организационной и методологической базы управления качеством; -определен и идентифицирован показатель интегральное качество аудиторских услуг, отражающий эффективность деятельности и управления качеством аудиторских услуг, включая политику и процедуры контроля качества в аудиторской организации; разработана модель комплексной оценки качества аудиторских услуг, на основе частных количественных и качественных показателей эффективности деятельности аудиторской организации.
1.Регулирование рынка аудиторских услуг в России (теория, методология, практика). –СПГИ: Изд-во СПГИ, 2006 г. -10,0 п.л.
2.Обеспечение качества аудиторских услуг (теория, методология, организация). –СПГИ: Изд-во СПГИ, 2008 г. -10,0 п.л.
3.Внутрифирменные стандарты аудита. –СПГИ: Изд-во СПГИ, 2006 г. -10,5 п.л.
4.Международные стандарты аудита. –СПГИ: Изд-во СПГИ, 2004 г. -3,0 п.л.
5.Бюджетная система РФ. –СПГИ: Изд-во СПГИ, 2008 г. -11,2 п.л.
Статьи в периодических научных изданиях, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук
1.Концепция развития аудиторских стандартов. // Стандарты и качество, 2006 г., №6. –с.44-45. -0,5 п.л.
2. Управление качеством финансового аудита. // Стандарты и качество, 2006 г., №9. –с.80-83. -0,5 п.л.
3. Реформа аудиторской деятельности в России. // Стандарты и качество, 2006 г., №11. –с.38-40. -0,5 п.л.
4. Стандартизация аудиторской деятельности направлена на регулирование рынка. // Стандарты и качество, 2007 г., №1. –с.79. -0,5 п.л.
5. Теория, методология и практика разработки внутрифирменных стандартов аудиторских организаций. // Стандарты и качество, 2007 г., №2. –с.75. -0,5 п.л.
6. Факторы и условия обеспечения качества аудиторских услуг. // Экономические науки, 2008 г., №3. –с.354-358. -0,5 п.л.
7. Контроль в системе обеспечения и управления качеством аудиторских услуг. // Управленческий учет, 2008 г., №4. –с.101-107. -0,5 п.л.
8. Качество аудиторских услуг. // Управленческий учет, 2008 г., №6 (статья 0,5 п.л.)
9. Система обеспечения и управления качеством аудиторских услуг. // Управленческий учет, 2008 г., №7 (статья 0,5 п.л.)
Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах и периодической печати
1.Стандартизация аудита: проблемы и перспективы развития. // Проблемы менеджмента и региональной экономики в сфере сервиса. Сб. научных статей, тезисов докладов и выступлений на 1V-й Международной конференции «Индустрия сервиса в ХХ1 веке». –М: Изд-во МГУс, 2002 г. –с. 44-46.
-0,3 п.л.
2. Государственное регулирование и саморегулирование аудиторской деятельности. // Сб. научных статей «Управление социальными процессами в трансформационной экономике». –М: Изд-во МГУс, 2003 г. –с.36-42. -0,4 п.л.
3. Состояние и проблемы развития аудиторских стандартов в России. // Доклады на 1Х научно-практической конференции «Наука – сервису». Секция «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления». –М: Изд-во МГУс, 2004 г. –с.41-46. -0,4 п.л.
4. Аудиторские услуги: социально-экономическое содержание и правовая регламентация. // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СПГИ. –СП: Изд-во СПГИ, 2004 г. –с.74-81. -0,4 п.л.
5. Аудиторские услуги как объект стандартизации. // Совершенствование управления социально-экономическими системами. Сб. научных статей. –М: Изд-во МГУс, 2005 г. –с. 56-60. -0,4 п.л.
6. Внутрифирменные стандарты и контроль качества аудиторских услуг. // Совершенствование управления социально-экономическими системами Сб. научных статей. Выпуск второй. –М: Изд-во МГУс, 2005 г. –с.23-27. -0,4 п.л.
7. Методология разработки внутрифирменных стандартов аудиторских организаций. // СервиС-plus 2005 г., №5(12). –с.74-76. -0,4 п.л.
8. Социально-экономические аспекты формирования местных бюджетов. //Духовность. Проблемы регионалистики. Сборник научных трудов. Институт российской истории РАН. –СП: Изд-во СПГИ, 2003 г. –с.166-168. -0,4 п.л.
9. Исторический обзор развития аудита в ХХ веке. // Духовность. Проблемы регионалистики. Сборник научных трудов. Институт российской истории РАН. –СП: Изд-во СПГИ, 2007 г. –с.152-158. -0,5 п.л.
10. Некоторые вопросы территориальной организации местного самоуправления. // Совершенствование управления социально-экономическими системами. Сборник научных статей. Выпуск третий. –М: Изд-во МГУс, 2006 г. –с.65-67. -0,3 п.л.
11. Предпринимательская деятельность в Российской экономике. // Социальная сфера: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов. –М: Изд-во ГАСБУ, 1995 г. –с.30-32. -0,4 п.л.
12. Местное самоуправление как основа муниципального менеджмента в России. // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сборник научных статей №8. Институт экономики сервиса. –М: Изд-во МГУс, 2001 г. –с.71-75. -0,6 п.л.
13. Место и роль налоговой системы в государстве. // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сборник научных статей №9. Институт экономики сервиса. –М: Изд-во МГУс, 2001 г. –с.115-117. -0,4 п.л.
14. Направления реформирования ЖКХ в России. // Третья международная конференция «Индустрия сервиса в ХХ1 веке». Сборник тезисов докладов и выступлений. –М: Изд-во МГУс, 2001 г. –с.41-43. -0,3 п.л.