- расширена видовая классификация образовательных услуг путем введения дополнительного признака их типологии в зависимости от степени новизны ее содержания: традиционная и инновационная, и дана их дифференциация по критерию ориентированности на удовлетворение потребностей рынка, развитие социума, совместно и рынка, и социума.
- определены факторы, в основном рыночного характера, вызвавшие возрастание роли и необходимость активизации в современный период экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг: появление коммерческого и некоммерческого секторов, индивидуализация образования из-за дифференциации и расширения сектора потребителей образовательных услуг, возможность изучения мирового опыта, повышение требований государства и работодателей к содержанию образования специалиста в условиях новой экономики, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг;
- выделены особенности организации экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг;
- разработан и апробирован авторский подход к организации и управлению экспериментальной деятельностью в сфере образовательных услуг, основанный на принципах нелинейного моделирования, учитывающий поисковый и венчурный характер экспериментальной деятельности;
- дано определение экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг, представляющей собой образовательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских или предложенных научно-исследовательскими учреждениями) идеях и технологиях и представляет собой новую институционально - образовательную практику, организованную с целью создания и подготовки к реализации (тиражированию) инновационной образовательной услуги;
- выделены историко - логические этапы развития экспериментальной деятельности в мировой практике, отличающейся причиной появления, целью, широтой охвата аудитории, формами реализации, местом проведения, источниками финансирования, сферами осуществления (технократической и гуманитарной);
- дан предметно - содержательный анализ процесса организации современной экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг, раскрывающий состав и последовательность процедур осуществления экспериментальной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей рынка и развитие социума;
- выявлены модели государственной политики в области развития экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг, определены функции государства, направленные на формирование благоприятной институциональной среды;
- предложена концепция организации и управления развитием экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг, основными принципами которой являются: инновационность образовательного проекта, ориентация на будущие потребности общественного развития, единоначалие при разработке и реализации проекта, наличие команды единомышленников, динамизм и гибкость, комплексность, системность, результативность, обязательность воспроизведения полученных результатов и возможность тиражирования верифицированного эксперимента в других или аналогичных условиях организации образовательного процесса;
- обоснованы и определены адекватные инструменты реализации концепции организации и управления развитием образовательных экспериментальных площадок, среди которых: наличие авторской школы, внедрение коучинга, маркетинговые проработки, мониторинг процесса реализации и оценка результатов и эффективности экспериментальных образовательных проектов, создание интегрированных структур при их разработке и реализации, внедрение менеджмента качества образования;
- выявлены особенности инновационного образовательного проекта и представлена их систематизация в рамках экспериментальной деятельности;
- на основе системного подхода смоделированы основные организационные условия развития и направления деятельности экспериментальных площадок в отечественном образовании;
- разработан методический аппарат оценки эффективности экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг, включающий иерархическую систему показателей, оценивающих затратную и результирующую составляющие по каждому элементу экспериментальной деятельности, и заложенный в основу внутреннего аудита; создана методика оценки эффективности инновационного образовательного проекта, основанная на расчёте полного экономического эффекта, учитывающая поисковый характер экспериментальной деятельности и возможность управления рисками; предложена модель измерения качества образовательных услуг в системе менеджмента экспериментальной площадки.
1.Наянова М.В. Основы развития экспериментальных площадок в образовании (управленческий аспект): Монография. – Самара: АНО «Издательство СамНЦ РАН», 2008. - 13,5 п.л.
2.Наянова М.В. Непрерывное образование и воспроизводство духовной жизни: Монография. - Самара: Изд-во СГУ, 2005. - 14,5 п.л.
3.Наянова М.В. Непрерывное образование: методология, теория, практика. Образовательный проект в Самарском муниципальном университете Наяновой»: Монография - М: Изд-во «Знание», 2005. - 8 п.л.
4.Наянова М.В., Чуракова Н.А. Университет Наяновой. Непрерывное образование. Теория, практика. Проблемы. Перспективы: Монография. - Самара: Изд-во «Новая техника», 2002. - 3,87 п.л. (с соавторстве, в т.ч. автор – 2,8 п.л.)
5.Наянова М.В., Радомский В.М. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эвристические приемы развития творческого воображения, поиска новых идей в технике и рекламном деле: Учебник. – Самара: АНО «Издательство СамНЦ РАН», 2007. - 15,6 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 11,0 п.л.)
6.Наянова М.В., Федосова Р.Н., Дмитриев Ю.А. и др. Инновации в образовании: Монография. – Самара: АНО «Издательство СамНЦ РАН», 2007. - 12 п.л. (в соавторстве, в т. ч. автор – 3,5 п.л.)
7.Наянова М.В., Федосова Р.Н., Орлова Е.В. и др. Развитие теории и практики регионального управления социальной сферой: Монография. – Самара: АНО «Издательство СамНЦ РАН», 2007. - 10 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 2,5 п.л.)
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России
8.Наянова М.В. Экспериментальная площадка как важное условие повышения эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения. // Вестник финансовой академии. Москва. - 2007. - № 4 - 0,5 п.л.
9.Наянова М.В. Экспериментальные площадки как инновация отечественной системы образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 4/3.- 0,3 п.л.
10.Наянова М.В. Современная концепция управления развитием экспериментальных площадок в образовании. //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - 0,5 п.л.
11.Наянова М.В. Региональный опыт: развитие экспериментальных площадок в образовании. // Региональная экономика: теория и практика. Москва. - 2008. - № 11 (68). - 0,4 п.л.
12.Наянова М.В., Петрова Ю.И. Особенности подготовки магистрантов. // Вестник государственного Костромского университета им. Н.А Некрасова. - 2007. - № 4. - 0,4 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,2 п.л.)
13.Наянова М.В., Федосова Р.Н. Особенности методологии осуществления экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008 г. - 0,5 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,3 п.л.)
14.Наянова М.В., Ермолаев Д.Ю., Юрга В.А. Большая перемена: оценка инновационной политики организации // Российское предпринимательство. - 2008. - №2. - Выпуск 2. - 0,3 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,1 п.л.)
15.Наянова М.В., Федосова Р.Н., Крюкова О.Г. и др. Управление рисками в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008 г. - №5. - 0,7 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,2 п.л.)
Брошюры, курсы лекций
16.Наянова М.В. Самарский колледж. Положение о Самарском колледже. Экспериментальный план. Кафедры в структуре колледжа. Школы нового типа. Часть 2. - М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. -2,0 п.л.
17.Наянова М.В. Реализация принципов дифференциации и элитарности в учебно-воспитательном процессе школ нового типа. Дифференциация как система. Часть 2. - М.: МП «Новая школа», 1992. - 1,5 п.л.
18.Наянова М.В. К десятилетию Самарского муниципального университета Наяновой //Известия РАЕН, серия МММИУ Т.2, 1998. - №1.- 1,5 п.л.
19.Наянова М.В. Реализация системы непрерывного образования. //Известия РАЕН, серия МММИУ Т.3, 1999 г. - №1. - 2,0 п.л.
20.Наянова М.В., Чуракова Н.А. Университет Наяновой: развитие системы непрерывного образования в учебном заведении нового типа. - Самара: НФС «СМС», 1999. - 3,88 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 2,8 п.л.)
21.Наянова М.В. Основания и перспективы непрерывного образования в Самарском муниципальном университете Наяновой. - Самара, Самвен, 2000. - 1,75 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 1,2 п.л.)
22.Наянова М.В., Салосин В.Т. Онтология. Курс лекций. - Самара: АНО «Издательство СамНЦ РАН», 2007. - 1,5 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 1,0 п.л.)
Статьи, тезисы
23.Наянова М.В. Эксперимент Самарского колледжа // Эксперимент в школьной практике. Часть 1. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1991. - 0,1 п.л.
24.Наянова М.В. О некоторых особенностях концепции образования в Самарском колледже. Тезисы докладов VIII-й государственной научно-методической конференции. «Новые образовательные системы и технологии». – Самара: 1993. - 0,1 п.л.
25. Наянова М.В.Лукьянова Н.А. Проблема развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Российского психологического общества. Психология сегодня. Выпуск 1. - М.: 1996. - 0,2 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,1 п.л.)
26. Наянова М.В., Грошева О.В. Задачи психологической службы в учебном заведении, работающем с одаренными детьми. Сборник II съезда Российского психологического Общества. – Ярославль: 1998. - 0,2 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,1 п.л.)
27. Наянова М.В. Методологическое обеспечение непрерывности образования // Известия РАЕН, серия МММИУ Т.3, 1999. - №4. - 0,3 п.л.
28. Наянова М.В., Чуракова Н.А. Особенности образовательного пространства Самарского муниципального университета Наяновой. – Самара: Самвен, 2000. - 0,5 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,3 п.л.
29. Наянова М.В., Чуракова Н.А. Особенности и перспективы развития образовательного пространства Самарского муниципального университета Наяновой // Ежегодник Российского психологического общества: Т.8, вып.1: Материалы Международной конференции «Одаренность: рабочая концепция». - Самара-Москва: Изд-во РПО, 2000. - 0,6 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,4 п.л.)
30. Наянова М.В. Организация профильного обучения в Самарском муниципальном университете Наяновой. // Проблемы профильного обучения в контексте непрерывного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Самара.: 2002. - 0,7 п.л.
31. Наянова М.В., Грошева О.В., Панов В.И. Опыт применения методики векторного моделирования для оценки образовательной среды. 3-я Российская конференция по экологической психологии. - М.: Психологический институт РАО, 2003. - 0,2 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,1 п.л.)
32. Наянова М.В. Непрерывное образование в системе современных образовательных и воспитательных процессов // Социально-гуманитарные знания - М.: 2005. - №11. - 1,2 п.л.
33. Наянова М.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию непрерывного образования как фактора воспроизводства духовной жизни // Наука, культура, общество. - М.: 2005. - №6. - 0,8 п.л.
34. Наянова М.В., Шарипова Э.А. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в СМУН // III Международная научно-практическая конференция «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века. – Самара: 2005. - 0,3 п.л (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,15 п.л.)
35. Наянова М.В. Введение. Наука. Творчество: Международная научная конференция. 9 апреля 2007 // Сборник статей, 3 тома. - Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007. - 44,0 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 2,0 п.л.)
36. Наянова М.В. Теоретические основы развития экспериментальных площадок в образовании. // Экономика и финансы. - Москва: 2007. - № 7. - 0,5 п.л.
37. Наянова М.В. Роль экспериментальных площадок в модернизации отечественной системы образования. //Объединенный научный журнал». - Москва: 2007. - № 11. - 0,5 п.л.
38. Наянова М.В. Развитие международных связей СМУН. // Сборник материалов международной конференции «Развитие международных связей России в условиях глобализации». - Ставрополь: 2007. - 0,2 п.л.
39. Наянова М.В. Развитие экспериментальных площадок в сфере образования. // Сборник материалов аспирантов, преподавателей. – Владимир: Владимирский институт бизнеса, 2007. - 0,5 п.л.
40. Наянова М.В. Статистические подходы к измерению показателей качества в системе менеджмента университета. // Сборник материалов аспирантов, преподавателей. – Владимир: Владимирский институт бизнеса, 2008. - 0,4 п.л.
41. Наянова М.В. Формирование системы государственной поддержки развития экспериментальных площадок в образовании. //Материалы международной научно-практической конференции «Формирование образовательной среды уровневой подготовки экономистов». – Москва: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2008. - 0,1 п.л.
42. Наянова М.В. Концепция управления экспериментальными площадками в образовании. //Материалы международной конференции «Инновационные технологии». – Москва: 2007. - 0,1 п.л.
43. Наянова М.В. Развитие экспериментальных площадок в российском образовании.// Материалы международной конференции «Инновационные технологии» - Москва: 2007. - 0,2 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 0,1 п.л.)
44. Наянова М.В. Введение. Наука. Творчество: Международная научная конференция. Сборник статей. – Самара: АНО «Издательство СамНЦ РАН», 2008. - 36,8 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автор – 2, 0 п.л.)
45. Наянова М.В. Основные тенденции развития экспериментальных площадок в образовании. // Материалы международной конференции «Инновации и развитие национальной экономики». – Минск: изд-во Белорусской государственной экономической академии, 2008. - 0,15 п.л.