- исследована сущность образования как социоэкономического феномена в современном обществе, основанном на знаниях, при этом отмечено, что высшее образование представляет собой совокупность внутрисистемных элементов, органически сочетающихся между собой, и внешних взаимосвязей системы образования и общества и является компонентом системы воспроизводства знаний. Высшее образование рассмотрено как процесс, как результат и как образовательная система, функционирующая в инновационном образовательном пространстве, представляющем собой динамическое единство субъектов образовательной деятельности и системы их взаимоотношений. Высшее учебное заведение рассмотрено автором как инновационно-ориентированная микроэкономическая система, в которой происходят генерация, трансфер, диффузия и интеграция знаний, представляющая собой важнейшую часть национальной и региональной инновационных систем, результатами функционирования которой являются: подготовка инновационно-ориентированных специалистов, создание различного рода инноваций и объектов интеллектуальной собственности;
- расширены теоретико-методологические основы управления инновационной научно-образовательной деятельностью микроэкономических систем, отличительными особенностями которых являются: утверждение образования как экономически выгодной сферы приложения капитала и как одного из важнейших факторов экономического роста, осуществление согласованного взаимодействия сфер образования и производства, укрепление связи образовательной политики с инвестиционной и научно-технической политикой. В работе представлена классификация методов управления, выявлены особенности их применения в процессе инновационного развития современных университетов и обосновано превалирующее значение экономических методов управления;
- предложена авторская трактовка понятия «инновационная образовательная деятельность», под которой предлагается понимать деятельность, ориентированную на создание нового образовательного пространства в высших учебных заведениях на основе использования инновационных образовательных технологий, активизации интеллектуального потенциала ППС, аспирантов, студентов вуза и внедрения научных результатов, направленную на развитие образовательного процесса и вуза в целом (в отличие от предшествующих представлений традиционной образовательной деятельности в виде деятельности, обеспечивающей передачу знаний и стабильность образовательного процесса).
- исследовано современное состояние российской системы высшего образования и выявлены эволюционные тенденции ее развития, заключающиеся в следующем: росте общественной востребованности образования; массовом характере высшего профессионального образования; системном недофинансировании системы образования; кадровом кризисе; отсутствии эффективных институтов, связывающих образование с потребностями общества; структурной деформации образования; устаревании образовательных стандартов и их содержания, отсутствии эффективных механизмов их обновления; диверсификации образования, реструктуризации рынка труда, опережающей возможности системы образования; дифференциации образовательных возможностей населения, послуживших основой для разработки в дальнейшем стратегических направлений инновационного развития университетских комплексов. В диссертации определена специфика функционирования, предпосылки и направления развития российских университетов в инновационной экономике;
- обоснованы объективные предпосылки и направления модернизации российской системы высшего образования в современных экономических условиях, отличительные особенности которой заключаются в следующем: повышении автономности и ответственности вузов; переходе от преимущественного бюджетного финансирования к диверсифицированным внебюджетным источникам; изменении механизма финансирования образовательных учреждений и внутривузовского распределения финансовых средств; создании университетских комплексов на базе вузов; развитии стратегического партнерства образовательных, научных учреждений, государства и бизнес-структур; необходимости повышения инновационной активности вузов, на основании чего обоснована специфика функционирования, предпосылки и направления развития российских университетов в инновационной экономике;
- выявлено наличие трансформационных факторов, воздействующих на функции и структуру управления университетами, что позволило автору сделать вывод о необходимости инновационного развития и наращивания мощностей университетских комплексов с целью осуществления на их базе полного инновационного цикла, связанного с превращением результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нововведения и их коммерциализацией. В диссертации сформулированы цели разработки инновационной стратегии университетов и гармонизации векторов их инновационного развития;
- дано авторское определение и уточнено содержание понятия «инновационный университетский комплекс», которое, в отличие от известных, трактует его как образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее инновационные образовательные и информационные технологии (технологические инновации) на основе создания новых организационных структур и институциональных форм (организационные инновации) и внедрения новых методов и приемов обучения (педагогические инновации) с использованием новых финансово-экономических механизмов (экономические инновации), деятельность которых направлена на создание инновационной продукции как в материальном, так и в нематериальном виде. Раскрыто функциональное содержание деятельности инновационных университетских комплексов (ИУК): целевая функция создания ИУК; механизмы использования различных финансовых и инвестиционных средств для реализации их целевой функции и воспроизводства интеллектуального капитала в ИУК;
- предложены концептуальные подходы к формированию внутренней структуры образовательной подсистемы университетского комплекса, установлены ее взаимосвязи с другими подсистемами и внешней средой, позволившие раскрыть функциональное содержание деятельности образовательной подсистемы университетских комплексов: ее целевой функции, заключающейся в подготовке специалистов высшей квалификации и развитии человеческого капитала; осуществлении интеграции образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности; воспроизводстве особой формы интеллектуального капитала. Выявлены специфические особенности структуры интеллектуального капитала образовательной подсистемы университетских комплексов, которая, в отличие от ранее разработанных классификаций, дополнена образовательным, инфраструктурным капиталом и капиталом внутренних связей;
- определены стратегические направления инновационного развития университетских комплексов как инновационно-ориентированных систем по оказанию образовательных услуг и технологической поддержке инновационных процессов в территориальном воспроизводственном комплексе, на основании чего разработана методология управления инновационным развитием университетских комплексов, отличительными особенностями которой являются: создание инновационного климата в образовательной среде университетского комплекса, активизация использования человеческого капитала как составной части интеллектуального капитала, целенаправленное формирование знаний, умений и компетенций, а также комплексная подготовка специалистов за счет соответствующего изменения содержания и методов обучения, разработки и внедрения инновационных образовательных программ. Предложено создание Центра управления инновационной образовательной деятельностью по подготовке и переподготовке профессиональных кадров, целевое назначение которого заключается в интеграции научно-образовательных и исследовательских подразделений университетского комплекса, хозяйствующих субъектов региона, мотивированных к реализации инновационной деятельности. Разработана модель динамического регулирования инновационного развития университетских комплексов, позволяющая сбалансировать межэлементные отношения и использовать дополнительные интеллектуальные, материальные, информационные и финансовые ресурсы в решении задачи активизации инновационного развития университетских комплексов;
- представлена авторская классификация образовательных инноваций и выявлены особенности управления образовательными инновациями в университетских комплексах, к числу которых отнесены: интенсификация учебного процесса за счет применения инновационных методик преподавания с целью уменьшения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы студента; внедрение электронной системы обучения (e-learning) и создание единой многокомпонентной среды дистанционного обучения; разработка диверсифицированной структуры инновационных образовательных программ на основе построения гибкой образовательной траектории; разработка технологий интеллектуально-развиваю-щего обучения студентов и др. При этом в работе акцентировано внимание на необходимости форсированного освоения и реализации предлагаемых образовательных технологий на основе интегрирующих инноваций;
- разработаны концептуальные основы создания модели внутривузовской системы менеджмента качества образования и предложено научно-методическое обеспечение проектирования системы оценки качества образования с учетом международного опыта. В диссертации рассмотрены основные факторы, влияющие на качество образовательного процесса, при этом особое внимание уделено финансовому обеспечению образовательных учреждений, которое во многом, по мнению автора, предопределяет успешное развитие всех остальных факторов. Разработана методика оценки качества образования на основе требований к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, отличительной особенностью которой является оценивание на основе разработанных автором индикаторов, отражающих ключевые факторы ресурсного обеспечения образовательного учреждения и определяющих его текущее материально-техническое состояние, потенциальные ресурсные возможности и устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов;
- определены роль и влияние университетских комплексов на создание и развитие национальных и региональных инновационных систем (НИС и РИС), предложены рекомендации по совершенствованию функционирования и развития РИС, на основании чего построена управленческо-когнитивная модель функционирования университетского комплекса, верхний уровень которого представлен характеристиками состояния РИС; нижний - элементами системы управления университетским комплексом, позволяющая определять организационные формы адаптации университетского комплекса к инновационной среде. Определены направления развития государственно-частного партнерства в сфере образования, рассматриваемого как основа сотрудничества государственных, научных, образовательных и бизнес-сообществ на базе создания сетевых структур и инновационных кластеров. Обоснована интеграционная парадигма процесса управления университетскими комплексами, стратегически ориентированная на консолидацию и синергетическое умножение инновационного потенциала образовательных структур, а также учитывающая императивы интеграции России в общемировое образовательное пространство;
- выявлены структурно-функциональные преобразования в финансовом менеджменте университетских комплексов, заключающиеся в усиливающейся децентрализации управления финансовыми ресурсами на основе выделения центров финансовой ответственности, постановки системы управленческого учета и внедрения методов бюджетирования. В работе предложены направления совершенствования структуры управления финансовой деятельностью университетского комплекса на основе придания структурным подразделениям большей финансовой самостоятельности путем передачи права распоряжения частью бюджетных и внебюджетных средств на более низкие уровни управления при сохранении управляемости университетским комплексом и многоканальности финансирования его деятельности;
- предложены концептуальные подходы к формированию механизма управленческого учета в университетских комплексах, разработана инновационная модель управленческого учета в университетских комплексах со сложной распределенной структурой научно-образовательной среды, позволяющая определять размеры финансирования структурных подразделений, контролировать целевой характер и рациональность использования финансовых ресурсов. Разработаны стратегии инновационного управления финансовыми потоками в университетских комплексах, отличие которых заключается в следующем: разработке децентрализованной финансовой системы, внедрении методов бюджетирования и стратегического финансового планирования, создании системы академического контроллинга и аутсорсинга, направленных на повышение эффективности управления финансовыми средствами университетских комплексов.
Монографии
1. Астафьева Н.В. Методологические основы управления качеством образова-ния в высшей школе / А.С. Борщов, Г.В. Лобачева, Н.В. Астафьева // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика: коллективная научная монография / под науч. ред. А.И. Субетто. – СПб; Кострома: Смольный университет РАО, Изд-во КГУ, 2005. – 21,3/1,4 печ.л.
2. Астафьева Н.В. Логистика организации процесса закупок: инноационный подход: монография / Н.В.Астафьева. – Саратов: Сарат. гос.техн. ун-т, 2005. – 10,4/5,2 печ.л.
3. Астафьева Н.В. Финансирование системы высшего образования: опыт, состо-яние, направления совершенствования: монография / Ю.В. Чеботаревский, А.Ю. Сле-пухин, Н.В. Астафьева и др. / под ред. Ю.В. Чеботаревского. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. – 20,0/7,3 печ.л.
4. Астафьева Н.В. Высшее образование в инновационной экономике: моногра-фия / Н.В. Астафьева. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. – 14,75 печ.л.
5. Астафьева Н.В. Инновационное развитие университетских комплексов: монография / Н.В. Астафьева. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. – 16,0 печ.л.
Научные статьи изданий перечня, рекомендуемого ВАК России
6. Астафьева Н.В. Формирование инновационной системы финансирования ву-зов / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Саратов, 2007. – № 1(22). – 0,5 печ.л.
7. Астафьева Н.В. Развитие государственно-частного партнерства в региональ-ной инновационной системе / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Сара-тов, 2007. – № 2(24). – 0,44 печ.л.
8. Астафьева Н.В. Интеллектуальный капитал в системе высшего образования / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – 2007. – № 3(26). – 0,5 печ.л.
9. Астафьева Н.В. Управление финансовыми потоками вуза: инновационно-логистический аспект / Н.В. Астафьева // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. – Самара, 2007. – 6(32). – 0,6 печ.л.
10. Астафьева Н.В. Управление инновационным развитием университетских комплексов / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – Саратов, 2007. – № 17(3). – 0,5 печ.л.
11. Астафьева Н.В. Управление знаниями в области логистики как инновацион-ного направления повышения эффективности экономических систем / Н.В. Астафьева, А.В. Пахомова, И.В. Рыбаков // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Саратов, 2007. – № 3(26). – 0,4/0,2 печ.л.
12. Астафьева Н.В. Инновационное развитие экономических систем: теоретико-методологические основы / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Саратов, 2008. – № 1(30). – 0,4 печ.л.
Научные статьи в других изданиях
13. Астафьева Н.В. Информационное обеспечение потоков ресурсов в иннова-ционном предпринимательстве / Н.В. Астафьева // Роль международной кооперации университетов в совершенствовании экономического образования: материалы Между-нар. конф. в рамках совместного европейского проекта по программе Tempus-Tacis. – Саратов, 2000. – 0,2 печ.л.
14. Астафьева Н.В. Формирование хозяйственных связей предпринимательства в условиях индивидуализации услуг / А.В. Пахомова, Н.В. Астафьева, Е.Б. Долгий // Вестник Северо-Кавказ. гум.-техн. ун-та. Вып. 1. – Ставрополь, 2001. – 0,4/0,2 печ.л.
15. Астафьева Н.В. Комплекс информационного обслуживания как резерв обес-печения устойчивости логистических систем / Н.В. Астафьева, В.В. Долбилов // Про-блемы и опыт антикризисного управления: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2001. – 0,2/0,14 печ.л.
16. Астафьева Н.В. Перспективы развития инновационной деятельности в реги-ональной инфраструктуре / Н.В. Астафьева // Проблемы и перспективы формирования региональных экономических стратегий: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 2002). – Пенза, 2002. – С. 0,15 печ.л.
17. Астафьева Н.В. Тенденции развития организации обеспечения производ-ственной деятельности / Н.В. Астафьева // Логистика бизнес-процессов: материалы ре-гион. науч.-практ. конф. – Саратов, 2003. – 0,31 печ.л.
18. Астафьева Н.В. Стратегические направления инновационного развития научно-образовательного комплекса / Н.В. Астафьева // Развитие инновационного по-тенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2003. – 0,19 печ.л.
19. Астафьева Н.В. Направления инновационного развития образовательной де-ятельности университетских комплексов / Н.В. Астафьева // Проблемы качества эконо-мического роста: материалы Междунар. науч. конгресса. – Самара, 2004. – 0,25 печ.л.
20. Астафьева Н.В. Роль управления качеством образования в вузе / Н.В. Аста-фьева, Т.А. Кирьянова // Управление качеством образования, продукции и окружаю-щей среды: материалы II межрегион. науч.-практ. конф. – Бийск, 2004. – 0,2/0,1 печ.л.
21. Астафьева Н.В. Оценивание профессиональных навыков студентов на осно-ве компетентностного подхода / Н.В. Астафьева, Т.А. Кирьянова // Практика – путь к профессионализму. Партнерство университетов и социальных учреждений в практиче-ском обучении социальных работников: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2004. – 0,25/0,2 печ.л.
22. Астафьева Н.В. Модель учебно-научно-инновационного комплекса, создава-емого на базе технического университета, и стратегические направления его деятельности / В.Р. Атоян, А.А. Коваль, В.Ю. Тюрина, Н.В. Астафьева // Инновационная деятельность высшей школы в 2003 году: сб. материалов семинара-совещания по итогам выполнения в 2003 году проектов НТП Минобразования России. – М., 2004. – 0,75/0,25 печ.л.
23. Астафьева Н.В. Особенности образовательного процесса в университетских комплексах / Н.В. Астафьева // Логистика инновационной деятельности: межвуз. науч. сб. – Саратов, 2004. – 0,31 печ.л.
24. Астафьева Н.В. Управление инновационной образовательной деятельностью УНИК / Н.В. Астафьева // Логистический и инновационный менеджмент: сб. науч. тр. – Саратов, 2005. – 0,31 печ.л.
25. Астафьева Н.В. Мониторинг качества высшего образования: реализация и развитие / Н.В. Астафьева, Т.А. Кирьянова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики: материалы Приволжской регион. науч.-практ. конф. – Казань, 2005. – 0,25/0,2 печ.л.
26. Астафьева Н.В. Внутривузовская система менеджмента качества образова-ния: сб. норм. док. / Ю.В. Чеботаревский, А.Ю. Слепухин, Н.В. Астафьева и др. – Сара-тов, 2005. – 14,5/3,0 печ.л.
27. Астафьева Н.В. Инновационное управление затратами вуза / Н.В. Астафье-ва, Д. С. Черчимцева // Современное образование: традиции и новации: материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Томск, 2006. – 0,13/0,07 печ.л.
28. Астафьева Н.В. Перспективные направления инновационного развития ву-зов России / П.Ю. Бочкарев, Г.В. Лобачева, Н.В. Астафьева // Современное обра-зование: содержание, технологии, качество: материалы XII Междунар. конф. – СПб, 2006. – 0,2/0,1 печ.л.
29. Астафьева Н.В. Обеспечение кадровой поддержки инновационной деятель-ности региона / Н.В. Астафьева // Инновационное развитие – основа конкурентоспо-собности региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Саратов, 2006. – 0,44 печ.л.
30. Астафьева Н.В. Инновационный подход к подготовке менеджеров по логи-стике и управлению цепями поставок / Н.В. Астафьева, А.В. Пахомова, И.В. Рыбаков // Состояние и перспективы развития высшего образования: материалы докл. Междунар. науч.-практ. конф. – Сочи, 2006. Вып. 2. – 0,2/0,1 печ.л.
31. Астафьева Н.В. Инновационные преобразования в финансовом менеджменте вузов в контексте Болонского процесса / А.Ю. Слепухин, Г.В. Лобачева, Н.В. Астафьева // Европейский и российский опыт реализации Болонских соглашений: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Ярославль, 2007. – 0,25/0,15 печ.л.
32. Астафьева Н.В. Знания в области складской логистики как интеллектуаль-ный капитал организации / А.В. Пахомова, Н.В. Астафьева, И.В. Рыбаков // Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2007. Т. 3. – 0,44/0,15 печ.л.
33. Астафьева Н.В. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе логистического подхода / А.В. Пахомова, Н.В. Астафьева, А.Г. Точков // Логи-стика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности: мате-риалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2007. Т. 3. – 0,47/0,16 печ.л.
34. Астафьева Н.В. Подготовка к инновационной деятельности менеджеров по логистике / Н.В. Астафьева, А.В. Пахомова, Т.Н. Одинцова // Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2007. Т. 3. – 0,44/0,2 печ.л.
35. Астафьева Н.В. Инновационные процессы в российской образовательной системе / Н.В. Астафьева // Проблемы современной экономики: инвестиции, иннова-ции, логистика, труд: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саратов, 2007. – 0,25 печ.л.
36. Астафьева Н.В. Взаимодействие университетских комплексов с региональ-ной инновационной системой / Н.В. Астафьева // «GLOBELICS-2007»: Развитие национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни – партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы): материалы Междунар. конф. – Саратов, 2007. Т. 2. – 0,22 печ.л.
37. Астафьева Н.В. Управление образовательными инновациями в университет-ских комплексах / Н.В. Астафьева // Актуальные проблемы управления – 2007: матери-алы 12-й Междунар. науч. конф. – М., 2007. Вып. 3. – 0,25 печ.л.
38. Астафьева Н.В. Университеты в условиях инновационного развития россий-ской экономики / Н.В. Астафьева // Стабилизация экономического развития Россий-ской Федерации: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2007. – 0,25 печ.л.
39. Астафьева Н.В. Особенности управления интеллектуальным капиталом в университетских комплексах / Н.В. Астафьева // Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабах: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2007. – 0,25 печ.л.
40. Астафьева Н.В. Инновации в финансовом управлении вузом / Н.В. Астафье-ва // Развитие инновационного потенциала предприятий и формирование направлений его стратегического развития: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2007. – 0,25 печ.л.
41. Астафьева Н.В. Роль высшего образования в инновационной экономике / Н.В. Астафьева // Логистика, экономика, инновации: сб. науч. тр. – Саратов, 2007. – 0,31 печ.л.
42. Астафьева Н.В. Инновационный подход к подготовке специалистов в обла-сти логистики и управления цепями поставок / А.В. Пахомова, Н.В. Астафьева, И.В. Рыбаков // Логистика, экономика, инновации: сб. науч. тр. – Саратов, 2007. – 0,25/0,17 печ.л.
43. Астафьева Н.В. Особенности управления знаниями в современной эконо-мике / Н.В. Астафьева // Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты): материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2007. – 0,25 печ.л.
44. Астафьева Н.В. Особенности инновационной образовательной деятельности университетских комплексов / Н.В. Астафьева // Логистика, экономика, инновации: сб. науч. тр. – Саратов, 2007. – 0,25 печ.л.
45. Астафьева Н.В. Структурно-функциональные преобразования в финансовом менеджменте вузов / Н.В. Астафьева, Д.С. Черчимцева // Проблемы экономики и трансформации образовательных систем: межвуз. сб. науч. тр. – Ереван, 2007. – 0,6/0,3 печ.л.
46. Астафьева Н.В. Совершенствование подходов к управлению финансовыми потоками вуза / Н.В. Астафьева, Е.В. Нуштаева, Л.В. Славнецкова // Логистика, эконо-мика, инновации: сб. науч. тр. – Саратов, 2007. – 0,4/0,2 печ.л.
47. Астафьева Н.В. Особенности становления и перспективы развития россий-ской инновационной системы / Н.В. Астафьева // Цивилизационный кризис и нацио-нальная безопасность России: сб. науч. работ. – Саратов, 2007. – 0,31 печ.л.
48. Астафьева Н.В. Управление знаниями и инновациями в современной эконо-мике / Н.В. Астафьева // Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж, 2007. – 0,31 печ.л.
49. Астафьева Н.В. Модернизация системы высшего образования в условиях ин-новационного развития российской экономики / Н.В. Астафьева // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2008. – 0,31 печ.л.
50. Астафьева Н.В. Правовое обеспечение делегирования прав и полномочий центрам ответственности вуза / Н.В. Астафьева, Л.В. Славнецкова, Е.В. Нуштаева // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: мате-риалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2008. – 0,63/0,21 печ.л.
51. Астафьева Н.В. Методологические проблемы управления инновационной образовательной деятельностью экономических систем в регионе / Н.В. Астафьева // Проблемы социально-экономической устойчивости региона: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,25 печ.л.
52. Астафьева Н.В. Особенности подготовки специалистов для осуществления инновационной деятельности предприятий / Н.В. Астафьева // Реформирование систе-мы управления на современном предприятии: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,25 печ.л.
53. Астафьева Н.В. Высшее образование в условиях инновационного развития современной экономики / Н.В. Астафьева // Стратегические вопросы мировой науки – 2008: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2008. – 0,25 печ.л.
54. Астафьева Н.В. Оценка качества ресурсного обеспечения образования / А.Ю. Слепухин, Г.В. Лобачева, Н.В. Астафьева // Профессионализация социального менедж-мента: сб. науч. ст. – Саратов, 2008. – 0,5/0,2 печ.л.
55. Астафьева Н.В. Направления трансформации университетов в условиях формирования инновационной экономики / Н.В. Астафьева // Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,25 печ.л.