- На основе анализа осуществлена систематизация научных идей и концепций, посвященных развитию корпораций и корпоративным отношениям, рынку труда и развитию социально-трудовых отношений, развитию экономики труда, корпоративной социальной политики и т.д., обоснована необходимость выстраивания понятийного аппарата, включающего в себя категории «внутрикорпоративные регуляторы», «социальная ответственность», «социальная политика», «социальная инвестиция» и «социальная технология» в условиях децентрализации системы управления страной. Предложено авторское определение понятия социальная технология в корпоративном управлении. «Социальная технология в корпоративном управлении представляет собой систему согласованного взаимодействия работодателей и наемных работников в рамках совместной производственной деятельности, основанную на балансе взаимных интересов и направленную на решение стратегических задач и целей корпорации».
- Предложена авторская классификация корпоративных социальных технологий. В основу разработанной классификации положен методологический принцип, предусматривающий локализацию социальных технологий на уровне корпораций. Основным признаком классификации выступает вид регулятора интересов сторон, участвующих в социальном взаимодействии в ходе реализации социальных технологий. Аргументирован социальный интерес взаимодействия основных социальных групп в обеспечении социально-экономической эффективности деятельности корпорации, как ключевой классификационный признак социальных технологий.
- Обоснована методика анализа использования социальных технологий в корпоративном управлении, включающих в себя оценку улучшения условий безопасности труда и повышения лояльности участников трудовых отношений к предприятию; формирование социального пакета, как средства, направленного на поддержание здоровья и культурного развития работников; управление заработной платой; наличие программы обучения и методы ее реализации; роль корпоративной культуры; учет активности профсоюзных организаций на предприятиях и эффективность реализации возложенных на них функций и т.д. По результатам диагностики современного состояния использования социальных технологий в практике корпоративного управления в России, проведенной по разработанной автором методике, научно обоснован вывод о деструктивности использовавшихся в России, за годы реформ, социальных технологий, что привело к отставанию корпораций в плане инновационного развития и преобладанию ориентации корпоративного управления на текущее выживание в ущерб стратегическому развитию. Доказано, что становление нового типа корпоративного управления требует переориентации управленческих приоритетов на обеспечение широкого внедрения социальных технологий, как способа стабилизации состояния и дальнейшего стратегического развития корпораций.
- Автором разработаны следующие социальные технологии в управлении корпорациями: «Создание мотивирующей оплаты труда», «Создание привлекательных рабочих мест на производстве», «Корпоративная культура». Предложена методика реализации социальных технологий, включающая в себя следующие компоненты: оценку финансового состояния корпорации, разработку перечня социальных технологий, конкретизацию содержания каждой технологии с учетом запросов работающих, согласование с персоналом перечня технологий, которые должны быть реализованы в конкретной корпорации, расчет экономического эффекта и разработка алгоритма поэтапного внедрения.
- На основе комплексного анализа статистической информации, социологического исследования мнений руководителей и работников корпораций аргументирована целесообразность использования социальных внутрикорпоративных регуляторов в управлении корпорациями. Сформулированы и научно обоснованы показатели определения экономической эффективности социальных технологий, в частности, прирост производительности труда, обеспечение производства трудовыми ресурсами, повышение квалификации персонала и др.
- Разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию государственной политики регулирования социальной деятельности корпораций и стимулирования внедрения широкого перечня социальных технологий в деятельность предприятий; повышению эффективности внедрения социальных технологий за счет проведения социальной политики корпорации. Сформулированы предложения о законодательном введении обязательной практики составления социальных отчетов всеми российскими корпорациями.
- На основе анализа трансформационных процессов в системе образования кадров разработана стратегия подготовки специалистов по реализации корпоративных социальных технологий. Предложены и обоснованы методические приемы, позволяющие повысить качество обучения специалистов в этой области, в том числе за счет использования новых методик преподавательской деятельности: деловых игр, моделирующих различные аспекты социальных технологий; научно-практических конференций, посвященных социальным аспектам корпоративного управления и т.д. В процессе написания дипломных работ и проектов студенты и преподаватели решают реальные проблемы предприятий и получают результаты в виде экономического эффекта от внедрения социальных инноваций.
1.Исследование социально-трудовых отношений и их развитие в корпоративной сфере, Н.Новгород: изд-во «Парсек», 2006, (12,5 п.л.)
2.Социальные технологии в управлении трудовыми отношениями в корпорации, Н.Новгород: изд-во «Парсек», 2007, (18,4 п.л.)
Научные статьи в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:
3.Становление института оценки основных средств России//Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2003. – №4. (0,3 п.л.)
4.Восстановительная стоимость основных средств и его учет// Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2005. – №1. (0,3 п.л.)
5.Корпоративные критерии качества обучения специалистов//Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2006. – №2. (0,4 п.л.)
6.Проблемы ресурсного обеспечения кадрового потенциала ВУЗов//Труд и социальные отношения. М., АТиСО, 2006. – №3. (0,3 п.л.)
7.Кадровый капитал – стратегический ресурс корпораций//Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2006. – №4. (0,4 п.л.)
8.Образование как основа национальной безопасности и экономической конкурентоспособности корпораций//Вестник Нижегородской академии МВД России.– Н.Новгород, 2006. – №6. (0,5 п.л.)
9.Цели и функции социальных технологий корпораций (Методологический аспект)//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского Серия Экономика и финансы. Выпуск 2.– Н. Новгород, 2006. (0,2 п.л.)
10. Управление персоналом: система повышения лояльности работников к корпорациям //Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2007. – № 1. (0,3 п.л.)
11. Корпоративная культура: основания социального партнерства // Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2007. – № 3 (0,5 п.л.)
12. Развитие человеческих ресурсов под воздействием правильной социальной политики бизнеса // Народонаселение.– М.: ИСЭПН РАН, 2007. – № 4 (0,4 п.л.)
13. Социальная технология «Мотивация оплаты труда» // Социальная политика и социальное партнерство.– М.: Изд-во РАГС, 2008.– №1. (0,6 п.л.)
14. О тенденциях развития социальных технологий в современных корпорациях //Труд и социальные отношения.– М.: АТиСО, 2008. – № 2. (0,5 п.л.)
Научные публикации и статьи
15. Наш опыт применения маркетинга // От Москвы до самых до окраин: Сборник материалов, посвященных 85-летию образования Академии труда и социальных отношений.– Москва: АТиСО, 2004. (0,5 п.л.)
16. Подготовка современных профсоюзных активистов //Профсоюзному движению России – 100 лет: исторический опыт и практика борьбы за права трудящихся в условиях рыночных реформ: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Москва: АТиСО, 2006. (0,6 п.л.)
17. О специфике маркетинга образовательных услуг филиала ВУЗа //Вестник Нижегородского коммерческого института.– Н.Новгород, 2006. – №10. (0,2 п.л.)
18. О специфике технологий кадрового управления//Человеческий капитал и производительность труда: хозяйственная практика и перспективы развития: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции.– Н.Новгород: НФ АТиСО, 2006. (0,4 п.л.)
19. Основные направления совершенствования управления: корпоративные подходы //Социальные технологии в управлении современными корпорациями: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции.– Н.Новгород: НФ АТиСО, 2006. (0,3 п.л.)
20. Активные методы обучения как важный инструмент повышения эффективности в системе дополнительного образования //Дополнительное профессиональное образование специалистов налоговых органов: достижения, проблемы, тенденции: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции.– Н.Новгород: Федеральная налоговая служба, 2006. – (0,2 п.л.– авт. 0,1 п.л.)
21. Проблемы заработной платы как фактор усиления социальной ответственности корпораций //Повышение жизненного уровня населения Нижегородской области. Проблемы и перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции.– Н.Новгород: Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Ниж. области, 2006. (0,6 п.л.)
22. Современные требования корпораций к качеству подготовки специалистов: инновационные подходы //Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы перспективы развития: Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции.– Ярославль: Ярославский филиал АТиСО, 2006. (0,4 п.л.)
23. Bukovinskaja M. P. Business influence on social programmes //The integration of Russia into the European Union: Сборник материалов докладов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Москва-Уфа, Башкирский институт социальных технологий (филиал), 2006. (0,2 п.л.)
24. Социальные технологии и корпоративная культура//Социальные технологии в управлении корпорацией: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НФ АТиСО, 2006. (0,2 п.л. – авт. 0,1 п.л.)
25. О проектировании социальных технологий корпораций (методологический аспект)//Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика: Сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. (0,2 п.л.)
26. Предпосылки формирования социальных технологий государства и отечественных корпораций //Социальные технологии в управлении корпорацией: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: Нижегородский филиал АТиСО, 2006. – (0,1 п.л.)
27. О социальной ответственности бизнеса //Социальные технологии в управлении корпорацией: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: Нижегородский филиал АТиСО, 2006. (0,2 п.л. – авт. 0,1 п.л.)
28. Роль социальных институтов в решении социально-экономических проблем корпораций //Профсоюзы и местная власть: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Уфа, Башкирский институт социальных технологий (филиал), 2006. – (0,3 п.л.)
29. Социальное партнерство – ведущий институт регулирования трудовых отношений в корпорациях //Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы перспективы развития: Сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции.– Ярославль: Ярославский филиал АТиСО, 2007. – (0,3 п.л.)
30. Проблемы и перспективы социального развития корпораций //Государственное регулирование экономики. Региональный аспект: Сборник материалов шестой международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: ННГУ, 2007. – (0,2 п.л.)
31. Современные требования корпораций к качеству подготовки современных управленческих кадров //Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции.– Н.Новгород: УРАО, 2007. – (0,1 п.л.)
32. Роль и место стратегий оплаты труда в системе факторов, мотивирующих производительность труда // За достойный труд в XXI веке: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Москва: АТиСО, 2007. – (0,3 п.л.)
33.Базовые ценности: влияние корпораций на качество подготовки специалистов//Политические, социально-экономические и правовые проблемы достойного труда в современной России: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции.– Екатеринбург, 2007. – (0,2 п.л.)
34. Зарубежный опыт регулирования социально-трудовых отношений // Актуальные проблемы реформы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции.– Казань, 2007. – (0,3 п.л.)
35. О системе критериальных показателей социального аудита// Социальный аудит и развитие предприятий: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Москва: АТиСО, 2007. – (0,4 п.л.)
36. Стабильность социально-трудовых отношений – залог национальной безопасности страны// VI Съезд ФНПР и приоритетные направления оптимизации профсоюзной составляющей в образовательной деятельности Академии: Сборник материалов международной научно-практической конференции.– Москва: АТиСО, 2007. – (0,4 п.л.)
37. Социальные технологии – основа стратегического управления корпорациями //Проблемы реализации национального проекта «Доступное жилье»: социально-экономические аспекты: Сборник материалов научно-практической конференции.– Н.Новгород: НФ АТиСО, 2007. – (0,5 п.л.)
38. Производительность труда в системах современного производства //Проблемы реализации национального проекта «Доступное жилье»: социально-экономические аспекты: Сборник материалов научно-практической конференции.– Н.Новгород: НФ АТиСО, 2007. – (0,6 п.л.)
39. Формирование корпоративной культуры как задача и технология социального менеджмента//Менеджмент и Бизнес-администрирование.– М.: Дом «Экономическая газета», 2008.–№ 1.(1,4 п.л.)