- На основе комплексного исследования организации оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и государственных служащих субъектов Российской Федерации, с учетом специфики профессиональной служебной деятельности, связанной с осуществлением или обеспечением осуществления властных государственных полномочий в обществе, и особенностей результатов труда данной категории занятых, автором разработана Концепция организации оплаты труда гражданских служащих государственного аппарата в современной России. Цель разработки Концепции состояла в раскрытии основных идей, выявляющих сущность, существование и формы проявления денежного содержания, в процессе реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации. Выявлены и раскрыты базовые механизмы организации оплаты труда - экономические, финансовые, бюджетные, нормативно-правовые, научно-методические, организационные, информационные.
- На разных уровнях формирования научного знания об организации оплаты труда государственных гражданских служащих выделены основные противоречия, которые являются главной движущей силой в процессе совершенствования организации оплаты труда государственных гражданских служащих: на теоретико-методологическим уровне основным противоречием определено противоречие между сущностью оплаты труда государственных гражданских служащих, представляющую собой гарантию материально-финансового обеспечения, денежного вознаграждения со стороны государства, и формой проявления этой гарантии в виде заработной платы; на методическом уровне выявлено противоречие между существующими оценками оплаты труда гражданских служащих органов государственной власти различного уровня, заключающееся в необъективности абсолютных показателей денежного содержания государственных гражданских служащих центрального аппарата федеральных государственных органов, их территориальных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Предложены показатели для анализа величины оплаты труда, основанные на сравнении покупательной способности заработной платы по бюджету прожиточного минимума, устанавливаемого в субъектах Российской Федерации; на практическом уровне основное противоречие связано с систематическим повышением размера оплаты труда государственным гражданским служащим и реально существующим низким качеством обеспечения исполнения государственных функций и оказания государственных услуг гражданам страны.
- Установлены существенные связи между денежным содержанием и рядом социально-экономических факторов, а именно: системой и структурой государственных органов, организацией должностей государственной гражданской службы и состоянием государственного бюджета. Доказано влияние этих факторов на систему, структуру и динамику процесса денежного содержания государственных гражданских служащих.
- На основе анализа исторического опыта отечественной государственной службы и практики современного ее состояния, зарубежного опыта оплаты труда гражданских служащих выявлены и теоретически обоснованы закономерности в организации оплаты труда государственных гражданских служащих: структура оплаты труда государственных гражданских служащих всегда многокомпонентна; реальная заработная плата государственных служащих имеет тенденцию к снижению с течением времени; оплата труда государственных гражданских служащих выступает в монетарной (денежное содержание) и немонетарной (государственные социальные гарантии) формах. Немонетарные формы выплат на государственной гражданской службе устойчивы, как явление; отношения по поводу оплаты труда государственных гражданских служащих содержат дисфункциональность в своем развитии; динамика денежного содержания государственных гражданских служащих полностью определяется состоянием государственного бюджета, государственных финансов.
- Раскрыта объективная необходимость использования указанных теоретических закономерностей при разработке практических рекомендаций для выработки моделей оплаты труда.
- Предложена, научно обоснована и осуществлена группировка принципов организации оплаты труда. Выявлены принципы, регулирующие оплату труда на государственной гражданской службе: нормативности, единства, горизонтальной и вертикальной компрессии, соотношения величины денежного содержания с уровнем заработной платы работников соответствующих специальностей и квалификации, обеспечения конкурентоспособности государства как работодателя.
- На основе анализа различных моделей оплаты труда государственных гражданских служащих установлены особенности проявления воспроизводственной, мотивационной (стимулирующей), социальной, учетно-производственной функций. Это позволяет сделать вывод о том, что указанные проявления определяют выбор моделей оплаты труда в конкретных социально-экономических условиях.
- Определены пути совершенствования оплаты труда в условиях реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации. Доказано, что приоритетным направлением в краткосрочной перспективе должны являться оптимизация структуры денежного содержания и установление многообразия подходов в оплате труда по видам государственной службы - гражданской, военной и правоохранительной; в среднесрочной перспективе - отказ от единой типовой модели в виде денежного содержания и переход на модели оплаты туда, учитывающие результативность профессиональной служебной детальности; в долгосрочной перспективе - создание целостной системы оплаты труда, призванной в полной мере отвечать требованиям исполнения должностей гражданской службы.
1.Оплата труда: государственная гражданская служба. Монография. М.: Из-во РАГС, 2007 – 212 с. (11,0 п.л.)
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах
2. Вагина Л.В., Волгин Н.А. Оплата труда государственных гражданских служащих. //Государственная служба. - 2007. - № 1 (45). - С. 53 - 63. (1,0 п.л.)
3.Вагина Л.В. Реформа местного самоуправления: кадры решают все! //Свободная мысль. - 2006. - № 9-10 (1570).- С. 106 – 114. (1,0 п. л.)
4. Вагина Л.В., Пономаренко Б.Т. Регулирование этносоциаль-ных отношений при формировании кадрового потенциала через систему профессионального образования. //Этносоциум и межнациональная культура. - 2006. - № 3 . - С. 26-28; № 4.- С. 17-19. (1,0 п. л.)
5.Вагина Л.В., Панин И.Н. Социальная защита кадров в процессе реформирование госслужбы. //Труд и социальные отношения. - 2004. - № 2(26). - С. 72-83. (1,0 п. л.)
6.Вагина Л.В., Кашина М.А. Реальна ли гендерная симметрия во власти? //Человек и труд. - 2003. - № 7. - С. 28-30. (0,5 п. л.)
7. Вагина Л.В., Панин И.Н. Социальная защита кадров в процессе реформирования госслужбы. //Труд и социальные отношения. - 2003. - № 2(22). - С. 45-55. (1,0 п. л.)
8.Вагина Л.В. К проблеме денежного содержания госслужа-щих федерального и регионального уровней. //Российский экономический журнал. - 2001. - № 7. - С. 91-93. (0,2 п. л.)
9. Вагина Л.В. Социальные гарантии государственным служа-щим. //Человек и труд. - 2001. - № 7. - С. 60-62. (0,4 п. л.)
10.Вагина Л.В., Мдинарадзе М.Г. Социальный срез жизни населения российского Севера. //Человек и труд. - 2000. - № 3. - С. 76-79. (0,3 п. л.)
Научные публикации и статьи
11.Вагина Л.В. Как оплачивается труд российского чиновника? //Свободная мысль. - 2007. - № 4 (1575). - С. 140 – 149. (1,8 п. л.)
12.Вагина Л.В. О порядке формирования должностных окладов государственных гражданских служащих. //Государственная служба. Научно-практический вестник (Вестник координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе). – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.–С. 37–45. (0,8 п. л.)
13.Вагина Л.В. Оплата труда государственных гражданских служащих. //Управленческое консультирование. - 2006. - № 3. - С. 19-30. (1,0 п. л.)
14.Вагина Л.В. Реформирование государственной службы Российской Федерации: первые итоги. //Управленческое консультирование. - 2006. - № 2. - С. 15-23. (0,5 п. л.)
15.Вагина Л.В. Некоторые аспекты оплаты труда в российской экономике. /Актуальные социальные проблемы и перспективные пути их решения в свете современных российских реформ. - М.: Из-во «Знание», 2006. - С. 149 - 158. (0,7 п. л.)
16.Вагина Л.В. Подходы к оплате труда в современной россий-ской экономике. /Формирование отечественной системы управления пер-соналом организации: опыт и проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 17 мая 2005 года /под общ. ред. А.И. Турчинова, А.А. Москаленко. – М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 67-75. (0,4 п. л.)
17.Вагина Л.В. Принципы организации денежного содержания государственных служащих Российской Федерации. /Государственная гражданская служба в России: опыт и проблемы становления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под общ. ред. А.И.Турчинова. – М.: Из-во РАГС, 2005. – С.240 – 247. (0,4 п. л.)
18.Вагина Л.В. Принципы организации денежного содержания государственных служащих Российской Федерации. /Государственная гражданская служба в России: опыт и проблемы становления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под общ. ред. В.К.Егорова. – М.: Из-во РАГС, 2005. – С.173 – 178. (0,4 п. л.)
19.Вагина Л.В. «Консультант» /Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. Том II. Ж-Л. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 252-254. (0,1 п. л.)
20.Вагина Л.В. Кадровая политика в системе государственной службы. /Государственность и государственная служба в России: пути развития: материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС. Выпуск 4. - СПб: Изд-во СЗАГС, 2004. - С. 167 - 169. (0,6 п. л.)
21.Вагина Л.В. К вопросу о субъектах управления государственной службой Российской Федерации. /Управление государственной службой Российской Федерации /Под ред. А.И.Турчинова. М.: РАГС, 2004. – С. 79-94. (1,0 п. л.)
22.Вагина Л.В. Проблема системности государственной службы в контексте правовых норм. /Государственная служба в современной России: Сб. ст. РАН. ИНИОН, РАГС. - М.: ИНИОН, 2003. - С. 83-97. (0,8 п. л.)
23.Вагина Л.В. Особенности реализации государственной кадровой политики финансовыми механизмами. /Материалы конференции «Проблемы внутренней безопасности России в ХХI веке». – М.: ЗАО «ЭДАС-ПАК»; РОО «Центр политической информации», 2003. - С. 115-116. (0,2 п. л.)
24.Концепции государственной службы и кадровой политики. /Вагина Л.В. и др. - ООО РИФ ИНФРА, г. Тула, 2002. – 125 с. (авторских – 2,3 п.л.)
25.Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы функционирования и первоочередные направления дальнейшего развития. /Вагина Л.В. и др. - ООО РИФ ИНФРА, г. Тула, 2002. – 207 с. (авторских – 0,3 п. л.)
26.Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения. /Материалы научно-исследовательских работ кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации /Вагина Л.В. и др. ООО РИФ ИНФРА, г. Тула, 2002. – 334с. (авторских – 0,3 п. л.)
27.Вагина Л.В. Влияние государства на процесс формирования системы защиты интересов граждан, занятых в профессиональных видах деятельности. /Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. Материалы методологического семинара, 30 октября 2001 года. – М.: ООО «Прис-С», 2002. - С. 131-137. (0,3 п. л.)
28.Вагина Л.В., Кашина М.А. Гендерное равенство на государ-ственной службе: мифологемы и парадоксы. //Права женщин в России. - 2002. - № 3-4. (1,5 п. л.)
29.Вагина Л.В. Денежное содержание государственных служа-щих: мифы и реальность /Материалы конференции «Проблемы внутрен-ней безопасности России в XXI веке» /Научный ред. В.А.Возжеников.- М.: ЗАО «ЭДАС.ПАК», 2001.- С.239-243. (0,7 п. л.)
30.Вагина Л.В. Социальные гарантии государственным служа-щим /Государственная кадровая политика: проблемы формирования и реализации: материалы «круглого стола» всероссийской н-практической конференции «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы» (13-14 марта 2001 г., г. Москва). – Москва; Сыктывкар: РАГС; КРАГСиУ, 2001. – С. 82-88. (0,5 п. л.)
31.Вагина Л.В. Велико ли денежное содержание государственных служащих в России? /Государственная служба России: проблемы становления и развития. Материалы методологического семинара. - М.: Из-во Совета Федерации, 2001.- С.160-164. (0,4 п. л.)
32.Вагина Л.В. Проблемы дифференциации денежного содержания государственных служащих. /Сколько платить российскому чиновнику. Материалы «круглого стола» /Серия «Точка зрения». М.: Изд-во РАГС, 2001.- С. 27-31. (0,5 п. л.)
33.Вагина Л.В. Денежное содержание государственных служа-щих как аспект бюджетного федерализма. //Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России. Вып 1. – Ростов н/Дону, 2001. – С. 90-93. (0,4 п.л.)
Учебно-методические работы
34.Бакушев В.В., Вагина Л.В., Горбачев А.И. и др. Организационно-правовое обеспечение государственной службы: Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2001. – 76 с. (авторских – 4 п. л.)
35.Вагина Л.В., Магомедов К.О. Мотивация персонала. /в кн. Управление персоналом : Учебник /Общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Из-во РАГС, 2002. - С. 165-181. (авторских – 0,8 п. л.)
36.Вагина Л.В., Нечипоренко В.С. Правовые основы системы управления персоналом государственной и муниципальной службы. /в кн. Управление персоналом : Учебник /Общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Из-во РАГС, 2002. - С. 206 – 221. (авторских – 0,5 п.л.)
37.Вагина Л.В., Панин И.Н. Социальная защита кадров государственной службы. /в кн. Управление персоналом : Учебник /Общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Из-во РАГС, 2002. - С. 465-480. (авторских –
1,0 п. л.)
38.Вагина Л.В. Механизмы реализации гарантий государствен-ных служащих. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2005. – 67 с.
(3,0 п. л.)
39.Вагина Л.В., Панин И.Н. Реформирование государственной службы Российской Федерации. Альбом схем. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2005. – 71 с. (5,0 п.л.)
40.Вагина Л.В., Панин И.Н. Реформирование государственной службы Российской Федерации. Схемы и комментарии. /Общ. ред. Л.В.Вагиной. – М.: ЮРКНИГА, 2006.- 239 c. (15,0 п. л.)
41.Вагина Л.В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Из-во РАГС, 2006. – 96 с. (8,0 п. л.)
42.Кадровые процессы в органах местного самоуправления /В кн. Социальная политика в муниципальных образованиях /Под общ. ред. Н.А.Волгина, В.К.Егорова, С.В.Калашникова. Учебник. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. – С. 450-470. (1,5 п. л.)
43.Кашина М.А., Вагина Л.В. Социология для государственных служащих: Учебное пособие для студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». – СПб.: Из-во СЗАГС, 2006. – 387 с. (авторских – 4,0 п.л.)