- В условиях экономики знаний первичная ценность квалифицированного труда заменяется ценностью знаний и компетенций человеческого капитала. Глобализация усиливает интенсификацию информационных, институциональных потоков в мировом образовательном пространстве, что обостряет конкуренцию на рынке образовательных услуг, способствует возникновению образовательного «неравенства» как между развитыми и развивающими странами, так и внутри каждой группы стран. Образовательная сфера становится новым императивом глобального уровня развития, определяющегося когнитивными квалиметрическими характеристикам и выступает, не только в качестве необходимого элемента воспроизводства человеческого капитала, но и как доминирующий фактор экономического роста, определяющий устойчивость внешних и внутренних конкурентных преимуществ национальных экономических систем.
- Глобализация образовательной среды связана с системной конвергенцией институциональной динамики национальных образовательных систем, которые реализуются в «схождении» структурных, функциональных и процессных параметров экономического образования с целью повышения его адаптивности и инновационности за счет более полной вовлеченности в глобальную систему снижения социальных рисков человеческого развития, уменьшения трансакционных издержек взаимодействия экономических субъектов по поиску новых знаний, роста гуманизации знаний, сближения процессов стандартизации оценки качества жизни, товаров и образовательных услуг при интенсификации социально - экономической динамики на глобальном уровне. Однако поляризация между «американской» и «германской» моделью систем экономического образования порождает множество «смешанных» моделей и субмоделей, что позволяет при институциональном проектировании и учете определенного набора глобальных факторов воздействия предсказать характер, направление, функциональные модификации рынка образовательных услуг на национальном уровне, необходимые для определения конкурентных позиций в мировом образовательном пространстве.
- В рамках снижения образовательного неравенства наблюдается структурная конвергенция экономического образования со стороны рынка труда, проявляющаяся в относительном сближении структурных параметров развития высшего профессионального образования, степени использования непрерывности профессионального образования, форм развития дистанционного и корпоративного обучения, степени востребованности качественных профессиональных компетенций и когнитивных способностей выпускников вузов.
- Увеличение функциональной деконвергенции между развитыми и развивающимися странами в экономическом образовании связано с усилением разрыва в целевых параметрах использования человеческого капитала и внешних рыночных и нерыночных барьеров доступа к качественному образованию на национальных и глобальных рынках образовательных услуг. В результате, развивающимся странам присущ значительный временной лаг между процессом накопления знаний и процессом использования данных знаний в сфере экономического образования, тем самым увеличивается разрыв не только по качественным характеристикам функционирования общественного интеллектуального капитала, но и по уровню эффективной отдачи от инвестиций в человеческий капитал, влияющих на устойчивость экономического роста данных стран. Для развитых стран характерна функциональная конвергенция инвестиций в человеческий капитал в сфере экономического образования, тем самым увеличивается его мобильность, адаптивность и инновационность использования в условиях глобализирующихся рынков образовательных услуг.
- Процессная конвергенция моделей экономического образования развитых стран охватывает большой круг проблем и проявляется в сближении процессных параметров стандартизации, унификации систем оценки качества и уровня предоставляемых образовательных услуг, степени информатизации образования, структуры содержания учебных программ, планов, результатов государственных экзаменов, материально-технической базы высших учебных заведений, а также по уровню соответствия лицензионным требованиям и финансовым механизмам регулирования образовательных процессов и т.д. Однако процессная конвергенция в развитых странах в сфере экономического образования еще далека от своего завершения, тем не менее, степень вовлеченности развитых стран в Болонский процесс напрямую связана с формированием качественно новых контуров как единой европейской, так и мировой системы профессионального образования.
- В качестве полноправных субъектов в сфере экономического образования выступают международные образовательные альянсы, которые максимально стремятся реализовать выгоды в рамках своего альянса, используя структурную, функциональную и процессную конвергенцию в условиях глобализирующихся рынков образовательных услуг. Деятельность международных альянсов направлена на усиление системной конвергенции экономического образования на глобальных рынках образовательных услуг, способствует интенсификации обмена информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками, тем самым, увеличивая синергетические выгоды участников альянса связанные с быстротой ответной реакции на спросовые детерминанты глобального рынка образовательных услуг, возможностью использования конкурентных преимуществ национальных образовательных систем участников альянса с целью более равномерного распределения риска между ними для повышения отдачи от инвестиций в развитие человеческого капитала.
- Целостность протекания интеграционных процессов российского экономического и бизнес-образования в мировую образовательную среду зависит от учета неоднородности развития ее региональных подсистем в сфере экономического образования и синхронности мультиплицирования их рыночных потенциалов, что обусловливает необходимость реализации интеграционной составляющей на всех уровнях функционального взаимодействия национальной образовательной системы. Структурная характеристика российского образовательного пространства как элемента мирового образовательного пространства необходимым образом должна включать «временную» синхронность и асинхронность ее движения, по отношению к общей траектории развития международной образовательной среды.
- В результате ускорения устаревания знаний, профессий, функциональных квалификаций, экономическое образование требует непрерывности осуществления в течение жизни, использования значительных массивов экономической информации, верификация которой возможна на основе обновления запаса знаний, обеспечивающего сохранение и рост специфических компетенций специалиста по экономическому профилю. Образовательная услуга, являясь полиструктурным феноменом, включает в себя базовые и инфраструктурные функции образования, имеет доверительный характер производства и потребления, а также неоднозначность оценки ее качества: с точки зрения потребителей, с точки зрения экспертов, с точки зрения работодателей и т.д. Разница в оценке качества, определяется не только ценовыми ориентирами субъектов рынка образовательных услуг, но и уровнем доверительных издержек его измерения.
- Для снижения доверительных издержек оценки качества образовательных услуг в сфере экономического образования целесообразно использовать коммуникации на основе маркетинга отношений, который в отличие от традиционного маркетингового подхода учитывает не только интенсивность обменов образовательными ресурсами, знаниями, компетенциями, но и включает механизм разрешения возникающих конфликтов, опирается на сбалансированность интересов партнеров и долгосрочность целей образовательной интеграции.
- Формирование вертикальных и горизонтальных цепочек ценностей в сфере экономического образования в национальном и международном образовательном пространстве означает необходимость изменения: структуры образовательного компонента (базовый - фундаментальный и вариативный - специализированный и практический компонент), многоступенчатости образования (бакалавр, магистр, специалист) во времени и пространстве, ориентацию на результативность образования (компетенции индивида: профессиональные и социальные), функциональной направленности, исходя из потребностей потребителя, рынка труда, работодателей, изменение процессной мобильности (зачетных единиц, образовательных кредитов, модульности образования).
- Двойственность интеграционной модели взаимодействия российского экономического и бизнес-образования заключается в том, что системная конвергенция высших учебных заведений локализует конкурентные преимущества в области фундаментальных знаний, а в рамках российского бизнес-образования осуществляется локализация конкурентных преимуществ по специальным и практическим компетенциям получателя образовательных услуг. Устойчивое функционирование интегрированных цепочек добавленной стоимости на рынке образовательных услуг между классическим экономическим и бизнес-образованием зависит от сравнительных выгод и издержек ее поддержания связанных, как с повышением адаптационного потенциала общественного интеллектуального капитала с точки зрения требований рынка образовательных услуг, так и усилением инновационности его использования.
- В условиях усиления конкуренции и развития процессов глобализации образовательных услуг возникает необходимость формирования интегрированных образовательных цепочек добавленной стоимости между экономическим и бизнес-образованием как основе «образовательного антрепренерства» с использованием аутсорсинговой и франчайзинговой контрактации, что связано с увеличением степени неопределенности и сложности управления конкурентоспособностью поставщиков образовательных услуг. Образовательный аутсорсинг и франчайзинг способствует увеличению уровня профессиональной адаптации получателя образовательных услуг за счет повышения качества базовых компетенций и развития инфраструктурных и специализированных компетенций.
- В сфере экономического и бизнес-образования, рыночный диапазон использования аутсорсинга и франчайзинга определяется, с одной стороны риском потери конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг, а с другой - величиной и уровнем затрат по обеспечению эффективного управления образовательными учреждениями в условиях динамичной и неопределенной рыночной среды хозяйствования. Развитие образовательного антрепренерства формирует конкурентные формы образовательных учреждений, усиливает их финансовую устойчивость, связанную с «переливом» финансовых, материальных, кадровых и интеллектуальных ресурсов между интегрированными субъектами на основе конкурентного выбора партнера, рыночной оценки качества образовательных услуг.
- Предоставление образовательных услуг на региональном и местном уровне в России опирается на объективный и перераспределительный характер образования как общественного блага, однако передача на данные уровни ответственности за финансирование начального и среднего профессионального образования, приводит к накоплению отрицательных внешних эффектов в сфере профессиональной подготовки, поскольку у депрессивных регионов создается высокий риск увеличения структурной, процессной и функциональной деконвергенции по территориальному признаку, уровню развития региональных рынков образовательных услуг.
- Модернизация российской системы образования осуществляется в направлениях, связанных с повышением открытости образовательного рынка, унификации учебных программ на основе интеграции в мировую и европейскую системы образования, внедрения институциональных инноваций, в том числе основанных на современных информационных технологиях, например, дистанционного обучения, что позволяет не только расширить рынки предоставления образовательных услуг, но и повысить степень их конкурентоспособности. Все большее значение приобретает обеспечение унификации и формирования единых стандартов оценки качества образовательных услуг, процессы обработки и интерпретации учебной информации, необходимой для комплексного управления традиционными и альтернативными технологиями образования в целях обеспечения конкурентоспособности российской образовательной системы в целом.
1.Лашко С.И. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров. - Краснодар: Сигма, 1992 (5,4 п.л).
2.Лашко С.И. Интеграция систем экономического и бизнес-образования Рос-сии в мировой рынок образовательных услуг. – Ростов-н/Д: Изд-во «ЮФУ», 2007(21,8 п.л.).
3.Лашко С.И., Саяпина И.А. Научный поиск в контексте глобализации. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2007 (3,2 / 2,0 п.л.).
4.Лашко С.И., Саяпина И.А. Постнеклассическая парадигма науки и современность. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2007 (6,6 /4,0 п.л.).
5.Лашко С.И Теория модернизации российского экономического и бизнес-образования в глобализирующемся мировом хозяйстве. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2007 (12,2 п.л.).
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК
1.Лашко С.И. Глобальное аксиологическое равновесие на рынке образовательных услуг // Финансы и кредит. – 2007. - № 42 (282) (0,63 п.л.).
2.Лашко С.И., Левченко Л.В. Классификация функционально-аксиологических детерминат поведения субъектов в сфере экономического и бизнес-образования // Научно-информационный журнал «Экономические науки». - 2007. - № 5 (1,1 / 0,9 п.л.).
3.Лашко С.И. Механизмы интеграции Российской системы экономического и бизнес-образования в мировой рынок образовательных услуг // Проблемы теории и практики управления .- 2007. - № 11 (1,0 п.л.).
4.Лашко С.И., Левченко Л.В. Модернизация высшего образования в Европе и России // Научно-информационный журнал «Экономические науки». – 2005. - №2 (11) (1,25/1,2 п.л.).
5.Лашко С.И. Процессы глобализации и интернационализации в развитии международных стратегических образовательных альянсов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2006. - № 3 (май) (0,3 п.л.).
6.Лашко С.И. Специфика формирования и распределения экспортных потоков на рынке образовательных услуг // Вестник ИНЖЕКОН, серия: Экономика. Выпуск 4 (17). - 2007 (0,7 п.л.).
7.Лашко С.И. Эффективность использования элементов образовательного антрепренерства в повышении конкурентоспособности бизнес-образования // Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика». – 2008. - № 2(59) (0,4 п.л.).
Статьи в журналах и сборниках
1.Лашко С.И. Бизнес-образование в условиях глобализации // Вестник Краснодарского краевого Центра «ЮНЕСКО». – 2002. - № 3, 2002 (0,4 п.л.).
2.Лашко С.И. Бизнес-образование: проблемы и перспективы. Сб. научных публикаций. – Сочи, 1996 (0,4 п.л.).
3.Лашко С.И., Толстова В.А.Компетентность как цель современного общества / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004 (0,5/0,4 п.л.).
4.Лашко С.И. Комплексная оценка эффективности экономического бизнес образования/ Вестник Южного Российского университета.- Ростов-н/Д, 2007 (0,5 п.л.).
5.Лашко С.И. Мировые тенденции проблемы развития управленческого экономического образования России / Вестник Краснодарского краевого Центра «Юнеско». – Краснодар: Сигма, 2002 (0,4 п.л.).
6.Лашко С.И. Научное обоснование экономической реформы / Сборник на-учных статей. Под ред. Шаховой Л.С. – Волгоград: РПК «Политехник», 2000 (0,5 п.л.).
7.Лашко С.И. Образование взрослых в современном мире / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004 (0,4 п.л.).
8.Лашко С.И. Принцип интерактивности в современном мире / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004 (0,4 п.л.).
9.Лашко С.И. Проблема адаптации финансово-экономической деятельности ВУЗа к современным экономическим реалиям / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004 (0,4 п.л.)
10.Лашко С.И. Проблемы синхронизации подготовки профессионалов в сфере международного бизнеса и вступления России в ВТО // Краснодар. Вестник ТПП КК. – 2005. - № 3 (2,1 п.л.).
11.Лашко С.И. Проблемы становления управленческо - экономического образования в России в условиях перехода к рыночным отношениям / Сборник ООО «Ин-кварто». Под ред. Лазовского В.Ф. – Краснодар: «Экоинвест», 1998 (0,4 п.л.).
12.Лашко С.И. Проблемы формирования единых стандартов оценки качества управленческо - экономического образования в условиях глобализации. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), 2007(0,5 п.л.).
13.Лашко С.И., Рыбка А.А. Роль философии в формировании новой образовательной системы / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004 (0,5/0,4 п.л.).
14.Лашко С.И. Социальные аспекты экономических процессов в России / Тезисы докладов на региональной научно-практической конференции в г. Сочи. – Сочи, 1994 (0,25 п.л.).
15.Лашко С.И., Светличная И.А. Формирование мировоззрения и новые информационные технологии / Социально-экономический ежегодник. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004 (0,6 / 0,4 п.л.).
16.Лашко С.И. Проблемы становления управленческо - экономического образования России в условиях перехода к рыночным отношениям. В сб. по материалам научно-практической конференции «Проблемы экономики и управления современности» материалы конференции / Под. ред. Лазовского В.Ф. - ООО «Ин-кварто», 1998 (0,4 п.л.).
17.S.Lashko Business Education in Russian Federation: problems of Reformation & transition to European system of Business Education / Report of Proceeding of the 8-th Annual Conference European Council of ECBE. – Birmingham, England, 2003 (2,5 п.л.).
18.S.Lashko Building Quality Business Education / Report of the 7-th Annual Conference. ECBE. - Paris, France, 2002 (0,9 п.л.).
19.S.Lashko Cross-cultural environment of international Business / Report of the XII- Annual International Conference. ECBE. - Kyiv, Ukraine, 2007 (0,9 п.л.).
20.S.Lashko The problems of quality learning: Threats & opportunities / Report at the 9-th Annual Conference. ECBE. – Ljubljana, Slovenia, 2004 (1,25 п.л.).