- Разработаны методы регионального прогнозирования перевозочной работы транспорта, учитывающие рыночный характер объекта прогнозирования и специфические особенности транспорта как отрасли материального производства во взаимосвязи с другими отраслями экономики региона, перспективами эволюции транспортной системы в регионах страны на основе стратегии регионального развития экономики и транспорта независимого и суверенного Таджикистана в условиях совершенствования интеграционных процессов, транспортно-экономических связей и вхождения страны в мирохозяйственную систему.
- Разработаны методические подходы к построению перспективной схемы транспортных потоков в региональной экономической системе Таджикистана, которые в отличие от известных базируются на комплексном анализе сложившегося природно-экономического потенциала и фактического размещения производительных сил регионов страны, что позволило на этой базе разработать оригинальную методику территориально-экономического зонирования. Раскрыта сущность и место транспорта как важной отрасли и как решающего фактора регионального развития национальной экономики, показана уникальная роль транспорта как связующего звена между регионами, городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, обеспечивающего пространственное перемещение продукции.
- На основе сопоставления размеров перевозок в натуральном выражении с объемом производства в стоимостном выражении определена тесная взаимосвязь масштабов и характера перевозочной работы транспорта и объемов производства продукции, что позволяет выявлять и прогнозировать не только общие тенденции в их развитии, но и разрабатывать комплексные меры по повышению их интегральной эффективности.
- Предложены новые методы исследования сложившихся и разработки перспективных схем грузопотоков на территории страны, основанные на сопоставлении уровня развития и размещения мест концентрации производства и интенсивности потребления продукции транспорта и использующие, в отличие от известных методов, модифицированный метод прямого учета клиентурных заявок
-
Разработаны теоретико-методические подходы к исследованию рыночных отношений на различных видах транспорта в условиях региональной экономики и предложены методы государственного регулирования транспорта, отличающиеся дифференцированным учетом региональных особенностей, потребительских предпочтений и т.п.
-
Аргументированы теоретические подходы к трансформации отношений собственности в региональной транспортной системе республики при различных вариантах развития экономических реформ, заключающиеся в исследовании изменений отношений собственности на различных видах транспорта региона и оценке их роли в решении задачи совершенствования экономической структуры общества.
- Разработаны концептуальные положения и практические предложения как по преодолению монополизации и созданию необходимых условий для конкурентной состязательности между самостоятельными видами, звеньями и подразделениями регионального транспорта, так и по эффективному сотрудничеству и интеграции субъектов хозяйственной деятельности в транспортной системе.
-
Проведена типизация регионов на основе группировки территориально-экономических зон страны по объему транспортных потоков между ними и внутри них, предложена и обоснована методика построения схемы транспортных потоков в разрезе территориально-экономических зон и микрорайонирования страны и подразделения регионов республики на зоны с активным и пассивным транспортным балансом, а также зоны высокой, средней и низкой интенсивности грузопотоков.
-
На основе исследования транспортных потоков в регионах страны предложены методы оптимизации перевозочной работы транспорта, базирующиеся на учете факторов согласования спроса и предложения перевозок, моделировании территориальной организации транспорта в условиях рыночной экономики; для конкретных рыночных условий сформулированы задачи рационального распределения перевозок по видам транспорта и направлениям транспортной сети, учитывающие различные варианты реальных региональных условий (наличие и степень развития транспортной инфраструктуры, направление и расстояние поставок и изменения потребностей в перевозках и др.)
-
Разработаны методы регионального прогнозирования перевозочной работы транспорта, учитывающие рыночный характер объекта прогнозирования и специфические особенности транспорта как отрасли материального производства во взаимосвязи с другими отраслями экономики региона, перспективами эволюции транспортной системы в регионах страны на основе стратегии регионального развития экономики и транспорта независимого и суверенного Таджикистана в условиях совершенствования интеграционных процессов, транспортно-экономических связей и вхождения страны в мирохозяйственную систему.
1.С единством к рынку – Душанбе: «Дониш», 2006. – 14,5 п.л.
2.Актуальные проблемы становления и развития предпринимательства в Таджикистане. Коллектив авторов. Кн. 1. – Душанбе: «Ирфон», 2003. - 5,9 п.л. ( в соавторстве).
3.Актуальные проблемы становления и развития предпринимательства в Таджикистане. Коллектив авторов. Кн. 2. – Душанбе: «Ирфон», 2003. - 8,3 п.л. (в соавторстве).
4.Транспорт в системе рыночной экономики. – Душанбе: «Ирфон», 2002. - 14,3 п.л.
5.Мониторинг хода экономических реформ в Таджикистане. Коллектив авторов. - Душанбе: «Амри илм» , 2001. – 10,1 п.л. (в соавторстве).
6.Рынок. - Душанбе: «Дониш», 2000. – 3,8 п.л.
7.Феномен Японии. - Душанбе: «Шарки озод», 2000. – 2,5 п.л.
8.Великий шелковый путь. – Душанбе, 1999. – 2,8 п.л. (в соавторстве).
9.Экономические основы национального единства. - Душанбе: «Шарки озод», 1998. - 3,5 п.л.
10.Роль предпринимательства в демократическом обществе. – Душанбе: «Мехр», 1995. – 1,0 п.л.
11. Коллектив. Таджикистан: 100 ответов на один вопрос. – Душанбе: «Ирфон», 1990. – 14,5 п.л. (в соавторстве).
12.Транспорт в системе общественного производства Таджикистана. - Душанбе: «Ирфон», 1988. – 5,04 п.л.
13.Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1991-2010 годы. Региональный раздел 4.12. Комплексная программа научно-технического прогресса Таджикской ССР. – М.: АН СССР, 1988. – 4,4 п.л. (в соавторстве).
14.Комплексная программа научно-технического прогресса Таджикской ССР на 1991-2010 гг. – Душанбе: «Дониш», 1984. – 17,5 п.л. (в соавторстве).
15.Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы. Региональный раздел 4.11. Комплексная программа научно-технического прогресса Таджикской ССР. – М.: АН СССР, 1983. – 26,2 п.л. (в соавторстве).
Статьи в периодических изданиях из перечня ВАК.
16. Основные направления развития регионального транспорта. //Вестник университета (ГУУ). 2008, № 3 (41) – 0,4 п.л.
17. Основные направления экономической реформы в переходном периоде. // Извести АН РТ. Серия: Экономика. 2006. № 1-2. – 0,9 п.л.
18. Рыночные преобразования экономики независимого Таджикистана. // Известия АН РТ. Серия: Отделение общественных наук. 2006. № 3 – 0,8 п.л.
19. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2004. №3-4. – 1,1 п.л.
20. Государство и экономика в условиях рынка. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. – 2004. №1-2. – 0,6 п.л.
21. Перспективы развития видов транспорта в условиях рынка. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2002. №3-4. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
22. Моделирование транспортных затрат в системе региональной экономики. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2002. №2. – 0,5 п.л. (в соавторстве).
23. Совершенствование работы регионального транспорта в условиях рынка. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2002. №2. – 0,8 п.л.
24. Сущность и значение рыночных отношений на транспорте. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2002. №1. – 0,8 п.л.
25. О преобразовании отношений собственности на транспорте в условиях рыночной экономики. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2001. №3-4. – 0,8 п.л.
26. Транспорт в системе материального производства. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2001. №2. – 0,8 п.л.
27. Проблемы повышения эффективности экономических исследований. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2001. №1. – 0,8 п.л.
28. Проблемы формирования и развития транспортной инфраструктуры Республики Таджикистан. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. №3. – 1.3. п.л. (в соавторстве).
29. Об уровне развития транспорта Таджикистана. // Известия АН РТ. Серия: Экономическая. 1993. №3. – 0.9 п.л.
30.Рыночные рычаги функционирования транспорта Таджикистана. // Известия АН РТ. Серия: Экономическая. 1992. №2. – 0,9 п.л.
31.Особенности прогнозирования роста грузовых перевозок и вопросы их распределения между видами транспорта в Таджикской ССР. // Известия АН Тадж. ССР. Сер.: «Философия, экономика, правоведение». 1987. №1. – 08 п.л.
Статьи в прочих изданиях
32.Транспорт в системе региональной экономики. / Проблемы современной экономики: Экономика Таджикистана: проблемы и решения: Сборник научн. cтатей. Спец. вып. – СПб.: НПК «РОСТ», 2006. – 0,5 п.л.
33.Рыночные рычаги снижения транспортных издержек в экономике. // Финансы и бухгалтерский учет. 2002. №4-5. - 0,5 п.л.
34.Функционирование транспорта в системе экономики Таджикистана. / В кн.: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию чл.-корр. АН РТ Мирзоева Р.К. – Душанбе, 2002. – 0.4. п.л.
35.Финансово-экономические отношения на транспорте. // Финансы и бухгалтерский учет. 2002. №2. – 0,6 п.л.
36.Основные направления функционирования и развития транспортной инфраструктуры Республики Таджикистан. / В кн.: Экономика транспортной инфраструктуры. – Душанбе: Ирфон, 2000. - 2,0 п.л. (в соавторстве).
37.Транспортно-экономические связи Таджикистана. / В кн.: Право и международные отношения. – Душанбе: Ирфон, 1997. - 0,5 п.л.
38.Использование видов транспорта на рынках Таджикистана. / В кн.: Интеграция Таджикистана в мировое сообщество. – Душанбе: ПРООН, 1997. - 0,4 п.л.
39.Взаимосвязь транспорта и производства в условиях рынка. / В кн.: Проблемы социально-экономического развития Таджикистана. – Душанбе: «Амри илм», 1997. – 0,3 п.л.
40.Транспорт как важное условие развития экономики. / В кн.: Место Таджикистана в новом международном порядке. – Душанбе: ПРООН, 1997. – 0,4 п.л.
41.Создание многообразных форм собственности на транспорте Таджикистана. / В кн.: Социально-экономические проблемы развития национальной экономики: теория и практика. – Душанбе: «Амри илм», 1996. – 0,3 п.л.
42.Рациональное функционирование транспорта в рыночных условиях. / В кн.: Социально-экономические проблемы развития национальной экономики: теория и практика. – Душанбе: «Амри илм», 1995. – 0,3 п.л.
43.Эффективное функционирование транспортных предприятий в условиях рынка. / В кн.: Социально-экономические проблемы перехода к рыночным отношениям. – Душанбе: «Амри илм», 1994. – 0.3 п.л.
44.Основные направления развития транспортной системы Таджикской ССР в условиях формирования рыночной экономики. / В кн.: Региональные проблемы экономического и социального развития. Сб. докл. респуб. научно-практ. конф. – Душанбе: «Дониш», 1991. – 0,8 п.л. (в соавторстве).
45.Разработка схемы региональных транспортных потоков. / В кн.: Региональные проблемы интенсификации общественного производства: Сб. науч. трудов. – Душанбе: «Дониш», 1990. – 0,8 п.л.
46.Транспортный фактор и районирование Таджикистана. / В кн.: Системный анализ социально-экономических проблем народного хозяйства и региональной производственной инфраструктуры: Тез. докл. всесоюзной школы-семинара. - Москва-Томск, 1990. – 0,3 п.л.
47.Проблемы формирования региональных грузопотоков Таджикской ССР. / В кн.: Проблемы функционирования и развития производственной инфраструктуры в условиях общественного производства. Первая всесоюзная конф. – Москва-Юрмала, 1986. – 0,3 п.л.
48.Вопросы повышения эффективности функционирования регионального автомобильного транспорта. / В кн.: Вопросы повышения эффективности работы автомобильного транспорта в свете решений XXVII съезда КПСС – Душанбе: «Дониш», 1986. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
49.Исследование внутриреспубликанских экономических связей и транспортных потоков Таджикской ССР. / В кн.: Проблемы народнохозяйственной и региональной производственной инфраструктуры: Тезисы докл. Второй Всесоюзной школы-семинара. – Москва-Душанбе, 1983. – 0,3 п.л.