- сформировано понятие и определена сущность воспроизводственного комплекса региона, который представлен в единстве воспроизводства материального производства, человеческого капитала, природы и средовой составляющих. Движущими силами его развития выступают: углубление специализации в общественно-территориальном разделении труда и соответствующая структурная трансформация, взаимодействие центра и периферии, а также размещения производительных сил и расселения, соответствие функциональных и средовых структур;
- определены закономерности комплексообразования в регионе, в частности, функциональное и средовое обособление однородных по назначению элементов и объединение их в специализированные воспроизводственные комплексы (кластеры), иерархичность во взаимодействии комплексов и соответствующие центральность и периферийность их развития; ступенчатость в построении комплексов обслуживания населения и хозяйства; преимущественно радиально-гексагональное построение средово-планировочной структуры;
- разработана типология территориальных воспроизводственных комплексов в регионе, обусловленная иерархичностью производственных циклов, а также функциональных и средовых форм комплексообразования, структурирующиеся под воздействием законов разделения труда, концентрации, кооперирования производства, взаимосвязи производства и расселения;
- разработана классификация факторов, предпосылок и условий развития воспроизводственного комплекса региона с выделением базового и надстроечного блока, а также системообразующих и системоформирующих предпосылок и факторов;
- систематизированы методы анализа воспроизводственной структуры региона по основным блокам - функциональному и территориальному; разработана классификация основных показателей воспроизводственного комплекса региона с учетом его структуры, целей и задач управления. Выделены критерии уровня развития региона, генеральные индикаторы - экономического потенциала и динамики развития, а также индикаторы структуры, определяющие воспроизводство человеческого потенциала, экономики и ее структуры, природного комплекса и территориальной структуры региона;
- определены основные проблемные аспекты анализа и разработки перспективы развития воспроизводственного комплекса региона на примере Красноярского края, включая повышение человеческого потенциала и совершенствование отраслевой структуры экономики; улучшение территориальной структуры производства и расселения, а также природопользования и экологической ситуации; выявлены особенности развития края как осваиваемого региона страны;
- сформированы и разработаны основные направления обеспечения развития воспроизводственного комплекса региона, включая систему плановых, программных и предпроектных документов территориального развития, повышение научного и кадрового потенциалов.
1.Регион: развитие в условиях рынка. – М.: СОПС, 2002. – 192 с.
2.Научно-образовательный комплекс региона: пути становления и развития. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. - 132 с.
3.Формирование социокультурных и научно-образовательных центров в системе университетского образования. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. – 144 с. (соавтор Хазова Л.В.)
В изданиях, рекомендованных ВАК:
1.Критерии, индикаторы развития и показатели эффективности воспроизводственного комплекса региона//Региональная экономика: теория и практика. 2008, №3 – январь. – С. 15 – 21.
2.Исследование территориальной организации производительных сил: методологические подходы//Вестн. Краснояр. гос. аграрного универ. Вып.3 . – Красноярск, 2003. – С. 7 - 15.
3.Программа развития высшего образования в Красноярском крае на период 1995-2000 гг.//Регионология, 1995, № 3. - С. 77-91. (соавторы Подлесный С.А., Подуфалов Н.Д. и др.)
4.Теоретические основы современной стратегии регионального развития//Вестн. Краснояр. гос. универ. Сб. науч. тр., Гуманитарные науки, Вып. 4. – Красноярск, 2003. – С.24 - 29.
5.Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании//Университетское управление: практика и анализ. 2003, № 5 – 6. – С. 24 - 30. (соавтор Проворов А.С.)
6.Интеграция научно-образовательных структур в рамках исследовательского университета//Регионология, № 3, 2002. – С. 173 – 179.
7.Новая парадигма развития классических университетов как ведущих вузов//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. Вып. 1 (5). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – С. 63 – 68.
8.Управление интеграционными процессами в науке и образовании региона//Интеграция образования, 1999, № 3. – С. 7-9.
Учебные пособия:
1. Размещение производительных сил. – Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 1990. – 76 с.
2. Размещение производительных сил и региональная экономика. – Красноярск, Краснояр. гос. ун-т., 1998. - 138 с.
3. Региональная экономика и управление. – Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 140 с. (соавтор Каракозов Д.А.)
Статьи и тезисы докладов:
1.Теоретические основы стратегии регионального развития//Программирование регионального развития / Матер. Всерос. науч.-практич. конф. – Самара, 2002. – С. 95 – 103.
2.Управление формированием и развитием региональных систем производства и расселения//Совершенствование управления экономическими системами/ Межвуз сб. - Красноярск, Краснояр. ун-т, 1983.- С. 105-117.
3.Экономические предпосылки развития высшего образования в Красноярском крае//Проблемы реформирования региональной экономики. - Красноярск: Краснояр. ун-т, 1996.- C. 154-161.
4.Методические вопросы экономического обоснования природоохранной деятельности в регионе//Проблемы интенсификации регионального развития. - Красноярск, Краснояр. ун-т, 1987.- С. 72-76. (соавторы Ильиных В.Е., Кузнецов В.В.)
5.Методические основы предпланового обоснования формирования инфраструктуры региональных хозяйственных комплексов//Модели и методы совершенствования управления производством. - Красноярск, Краснояр. ун-т, 1986.- С. 54-68. (соавтор Котилко В.В.)
6.Формирование и развитие экономических отношений в системе территориального управления//Совершенствование методов и организации управления в регионе и на предприятиях в условиях перехода к рыночной экономике. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 1993.- С. 64-71. (соавтор Могилина Г.В.)
7.Региональные проблемы реформирования образования в Красноярском крае//Университеты как центры образования, науки и культуры, учебно-методические центры региона. - Красноярск, 1995. - С. 4-11. (соавторы Подлесный С.А., Подуфалов Н.Д.)
8.Правовые основы функционирования образования в Красноярском крае//Социально-экономическое развитие региона, Красноярск, 1998. – С. 34-38. (соавтор Подуфалов Н.Д.)
9.Географические особенности научного и образовательного обеспечения развития регионов//Десятое научное совещание географов Сибири и Дальнего Востока. - Иркутск, Институт географии СО РАН, 1999. – С. 179.
10.Задачи экономико - географов в решении региональных проблем//Производительные силы Красноярского края в современных социально-экономических условиях. - Красноярск, 1999.- С. 68.
11.Научное обеспечение развития производительных сил региона (на примере природоохранной деятельности)//Проблемы совершенствования территориально-производственных связей в регионе. - Красноярск, Краснояр. ун-т, 1990.- С. 151- 160.
12.Опыт исследования взаимоувязанного развития групповых систем производства и расселения в Красноярском крае//Развитие региональных городских систем расселения и размещение производства (проблемы взаимодействия).- Новосибирск, ИЭиОПП СО АН СССР, 1984.- С. 113-123.
13.Особенности разработки организационно-экономического механизма функционирования городов в условиях самоуправления//Совершенствование методов и организации управления в регионе и на предприятиях в условиях перехода к рыночной экономике.- Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 1993.- С. 71- 80.
14.Оценка потребностей в специалистах в отраслях народного хозяйства (с целью совершенствования структуры высшего образования в крае)//Социально-экономическое развитие региона, Красноярск, 1998. – С. 38-42.
15.Проблемы научной подготовки развития Саянского ТПК//Проблемы развития Саянского территориально - производственного комплекса.- Абакан, 1987.- С. 5-7.
16.Развитие образовательного пространства Красноярского края//Международный проект «Космос и одаренность», вып. 9, Красноярск - Железногорск, 2001. – С. 22- 25.