- Расширено теоретическое представление о природе, сущности и содержании организационной культуры. На основе экономического подхода к определению понятия «организационная культура» уточнено понятие культуры как интегральной социально-экономической категории в системе предпринимательства, сняты существующие терминологические разногласия в ее интерпретации как «организационной», «корпоративной», «предпринимательской».
- С позиций структурно-функционального анализа сформулированы научно-теоретические и методологические положения, раскрывающие функциональную значимость организационной культуры. Выявлены и обоснованы приоритетные функции организационной культуры - адаптирующая, синергетическая, мотивирующая и инновационная, значимые для любой предпринимательской организации, независимо от сферы ее деятельности, специфики выпускаемой продукции, региона, в котором она функционирует, а также особенностей конкурентной среды. Доказано, что реализация данных функций является важной частью в общей системе менеджмента предпринимательской организации.
- Разработаны принципы и методы эффективного управления организационной культурой. В качестве базовых выделены следующие принципы: доминирования этического фактора; системности; комплексности; учёта национально-культурных различий, историчности; научности; ценностной ориентации; эффективности; всеобщей вовлеченности; справедливого вознаграждения; инертности; интеграции организационной культуры и стратегии развития предпринимательской организации. Основными методами управления культурой организации выступают управление с позиций лидерства и организационно-управленческий метод.
- На основе анализа ключевых характеристик организационной культуры, таких как стиль управления; структуризация организации; подбор, оценка кадров и их продвижение; стратегические планы; системы стимулирования; процессы принятия решений, соблюдение правил и процедур управления и т.д., определён жизненный цикл организационной культуры, включающий четыре этапа. Показано, что идентификация того или иного этапа жизненного цикла организационной культуры позволяет диагностировать ее восходящую или нисходящую фазу развития.
- Выделены и сгруппированы основные организационные ценности предпринимательской организации, дающие основание типологизации организационной культуры. Предложен механизм формирования и внедрения недостающих ценностей в культуру организации для реализации целевой стратегии. Определены инструменты внедрения системы новых организационных ценностей, к которым относятся корпоративные издания, различные организационные процедуры, поведение руководителя, обучение и развитие персонала, создание музея компании, формирование мифов, легенд, историй и т.п.
- Обоснована роль организационной культуры в предпринимательской организации как ресурса и фактора стратегического развития, способствующего повышению экономической и социальной эффективности в долгосрочной перспективе с учетом происходящих и предстоящих изменений во внешней и внутренней среде. Потенциал организационной культуры как ресурса реализуется при условии владения менеджментом организации знаниями в области теории организационной культуры, владения методами управления ею, а также навыками диагностирования её состояния.
- Выявлена взаимосвязь организационной культуры предпринимательской организации с позитивным имиджем, которая обусловлена такими проявлениями организационной культуры, как: эффективность и надежность внутриорганизационных связей; дисциплина; общепринятый на всех уровнях стиль управления, основанный на сотрудничестве; активизация процессов позитивной самоорганизации и многое другое, что базируется на соответствующей системе признанных в организации ценностей.
- Раскрыта и научно обоснована определяющая роль организационной культуры в управлении человеческими ресурсами. Доказано, что создание высокоэффективной системы реализации творческого и производительного потенциала человеческих ресурсов осуществляется в условиях эффективной организационной культуры, для которой характерны такие показатели, как ее соответствие стратегическим целям, адаптивность, масштабность, инновационность, интенсивность.
- Для оценки организационной культуры предложена методика ситуационной балльной оценки, позволяющая организации осуществлять диагностику её состояния, как в динамике, так и статике, а также использовать ее в планово-прогнозной практике.
- Предложена модель формирования эффективной организационной культуры, определены субъекты управления культурой предпринимательской организации.
1.Савченко Л.С. Влияние организационной культуры на эффективность предпринимательской деятельности. Монография. – СПб., 2003 – 8,5 п.л.
2.Савченко Л.С. Организационная культура в предпринимательстве. Монография. – СПб., 2007 – 14 п.л.
Статьи в научных журналах, аннотированных ВАК:
1.Савченко Л.С. Факторы формирования эффективной организационной культуры // Экономика и управление. Российский научный журнал. №1 – СПб., 2004 – 1 п.л.
2.Савченко Л.С. Оценка эффективности организационной культуры // Российское предпринимательство, №12 – М., 2005 – 0,6 п.л.
3.Савченко Л.С. Модель формирования эффективной организационной культуры предпринимательской организации // Экономика и управление. Российский научный журнал. № 5 – СПб., 2007 – 0,6 п.л.
4.Савченко Л.С. Инновационные подходы в управлении человеческими ресурсами // Экономика и управление. Российский научный журнал. №1 – СПб., 2008 – 0,5 п.л.
5.Савченко Л.С. Организационная культура и конкурентоспособность предпринимательства //Российское предпринимательство, №3 – М., 2008 – 0,4 п.л.
6.Савченко Л.С. Управление организационной культурой современной предпринимательской организации // Экономика и управление. Российский научный журнал. №2 – СПб., 2008 – 0,5 п.л.
Статьи в научных журналах, тезисы докладов:
1.Савченко Л.С. Культура и этика предпринимателя // Корпоративное предпринимательство в России. – СПб., 2003 – 0,4 п.л.
2.Савченко Л.С. Организационная культура и роль лидера в ее формировании // Ученые записки, №3(8). – СПб., 2003 – 0, 4 п.л.
3.Савченко Л.С. Культурный ресурс предпринимательства // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов. Сборник докладов. – СПБ., 2003 – 0,3 п.л.
4.Савченко Л.С. Культура предпринимательства и социальная безопасность населения // Социальная безопасность населения в XXI веке. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб., 2003 – 0,2 п.л.
5.Савченко Л.С. Организационная культура и имидж организации// PR-культура и культура в PR. Материалы третьей межвузовской конференции. – СПб., 2003 – 0,3 п.л.
6.Савченко Л.С. Культура предпринимательства как экономический фактор // Ученые записки, №2(7). – СПб., 2003 – 0, 4 п.л.
7.Савченко Л.С. Имиджелогия//Связи с общественностью. Учебно-методический комплекс. СПб., 2004. 0,5 п.л.
8.Савченко Л.С. Современные методы управления человеческими ресурсами как фактор успеха туристской фирмы // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2004 – 0,2 п.л.
9.Савченко Л.С. Успешная деятельность в многокультурном мире // PR и социальное управление: история, теория, практика. Материалы IY межвузовской студенческой конференции. – СПб., 2004 – 0,2 п.л.
10.Савченко Л.С. Качество образования и организационная культура// Проблемы и перспективы интеграции российской и европейской систем образования. Материалы международного семинара. – Россия. СПб., 2004 – 0,2 п.л.
11.Савченко Л.С. Организационная культура в бизнесе // Экономика Северо–Запада: проблемы и перспективы развития, №4(26) – СПб., 2005 – 0,8 п.л.
12.Савченко Л.С. Организационная культура и управление персоналом // Ученые записки, №2(12). – СПб, 2005 – 0,8 п.л.
13.Савченко Л.С. Организационная культура как инновационный фактор роста.//Институциональные преобразования Российской экономики. Материалы международной научно-практической конференции, ч. 2 – СПб, 2005 – 0,2 п.л.
14.Савченко Л.С. Культура руководителя организации и организационная культура. // PR и социальное управление: Экономика, политика, культура. Материалы Y межвузовской студенческой конференции. – СПб., 2006 – 0,3 п.л.
15.Савченко Л.С. Синергетическая функция организационной культуры в управлении человеческими ресурсами // Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6-й. – СПб., 2006. – 0, 6 п.л.
16.Савченко Л.С. Факторы повышения роли человеческих ресурсов в эффективном функционировании современной организации // Социально-экономическая роль денег в обществе. Материалы III Международной научно-практической конференции. – СПб., 2006 – 0,6 п.л.
17.Савченко Л.С. Управление организационной культурой в предпринимательстве. 1-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Философия управления». Красноярск. 2007. 0,5 п.л.
18.Савченко Л.С. Особенности человеческих ресурсов российских предпринимательских структур и роль организационной культуры в повышении эффективности их использования. Петербургский экономический форум. – СПб., 2007. 0,2 п.л.
19.Савченко Л.С. Адаптирующая функция организационной культуры в предпринимательстве // Межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 2007.0,7 п.л.
20.Савченко Л.С. Организационная культура и мотивация персонала турфирмы // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб, 2007 – 0, 6 п.л.
21.Савченко Л.С. Организационная культура и управление человеческими ресурсами в предпринимательстве. // Ученые записки, №. – СПб., 2007 – 0, 6 п.л.
22.Савченко Л.С. Подходы к управлению организационной культурой // Межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 2007. 0,4 п.л.
23.Савченко Л.С. Взаимосвязь организационной культуры и стратегии развития предпринимательской организации // Межвузовский сборник научных трудов №7. – СПб., 2007. 0,4 п.л.
24.Савченко Л.С. Менеджмент организационной культуры в предпринимательстве: теоретико-методологические подходы // Межвузовский сборник научных трудов №8. – СПб., 2007. 0,4 п.л.
Учебные пособия:
1.Савченко Л.С. Организационная культура. Учебное пособие. СПб., 2005 – 5,8 п.л.
2.Савченко Л.С. Организационное поведение. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2006 – 9,5 п.л.