Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В 1991-2005 ГОДАХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлено комплексное сопоставительное изучение проблемы формирования и реализации интеграционных образовательных процессов в Российской Федерации и странах ЕС в 1991-2005 гг. на уровне государственной политики. Несмотря на имеющуюся историографию, посвященную этой проблеме, комплексных работ в этой области до сих пор нет. Данная диссертация преследует цель заполнить эту лакуну. В связи с этим выявлены причины, обусловившие необходимость в рамках государственной политики новых подходов и приоритетов Российской Федерации и европейских государств в области высшего образования в исследуемые годы, опыт России и Европы в реализации основных направлений Болонского процесса, взаимодействие Российской Федерации и стран ЕС в создании и реализации программ и стандартов в области высшего профессионального образования и т.д.
  2. На основе анализа многочисленных и разнообразных источников, придерживаясь научно-методологических принципов, автором сделан ряд выводов, представляющих значительный интерес с точки зрения научной новизны как самой проблемы, так и трактующего его исследования: во-первых,   выделены   и   охарактеризованы   основные   исторические   этапы вхождения вузов Российской Федерации в единое европейское пространство высшего образования, определены основные направления вхождения России наряду с европейскими государствами в Болонский процесс; во-вторых, охарактеризованы формы и методы двустороннего и многостороннего сотрудничества российских и европейских университетов в области реализации совместных программ, академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, определена особенность интеграционных образовательных процессов РФ и стран ЕС.
  3. На основе анализа, систематизации и предлагаемых решений исследуемой крупной научной проблемы сформулированы выводы, вытекающие из опыта формирования и реализации интеграционных образовательных процессов в Российской Федерации и европейских странах по основным приоритетным направлениям. На основе выводов, сделанных автором в процессе написания диссертации, разработаны практические рекомендации по улучшению и совершенствованию интеграционных процессов России и стран ЕС в области высшего профессионального образования с учетом основных положений Болонского процесса.
Список опубликованных работ
Монографии, брошюры

1.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Реформы образования. Аналитический обзор. Разделы: «Германия», «Нидерланды» /Под. ред. В.М.Филиппова, отв. редактор Чистохвалов В.Н. – М., Центр сравнительной образовательной политики, 2003 (19,0 п.л.).

2.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах. Справочно-методическое пособие. Разделы: «Предисловие», «Страны СНГ» / Под. ред. В.М.Филиппова. -М., Центр сравнительной образовательной политики, 2004 (26,0 п.л.).

3.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Российская высшая школа. Очерки истории: Учебное пособие. Книга первая: Истоки развития до 1917г. – М., 2005. Изд-во «Таганка» - 184 с.

4.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Аттестация и аккредитация высших учебных заведений. Книга 1. – М., Изд-во РУДН, 2003 (4,9 п.л.).

5.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Аттестация и аккредитация высших учебных заведений. Книга 2. Методические рекомендации по заполнению аккредитационных модулей. Серия «Проблемы качества в высшем образовании».- М., Изд-во РУДН, 2006 (2,3 п.л.)

6.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Глоссарий терминов европейского высшего образования.- М., РУДН, 2006 (4,0 п.л.).

7.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Глоссарий терминов по проблеме компетенций и системам зачетных единиц (кредитов). – М., РУДН, 2008 (3,2 п.л.).

8.Чистохвалов В.Н. Аттестация и аккредитация высших учебных заведений. Книга 3. -М., РУДН, 2008 (13,8 п.л.).

9.Чистохвалов В.Н. Современная образовательная политика России. - М., РУДН, 2008 (13,6 п.л.).

10.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Международное академическое сотрудничество. - М., РУДН, 2008 (14,8 п.л.).

11.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Развитие Европейской сети аккредитационных агентств в рамках функционирования систем обеспечения качества высшего образования. - М., РУДН, 2008 (13,1 п.л.).

12.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в европейском пространстве высшего образования. - М., РУДН, 2008 (9,3 п.л.).

13.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Тенденции развития и реформы образования в мире. Учебно-методический комплекс. - М., РУДН, 2008 (14,9 п.л.).

14.Чистохвалов В.Н. (в соавторстве). Европейское Приложение к диплому как инструмент признания квалификаций. - М., РУДН, 2008 (14,9 п.л.).

15.Чистохвалов В.Н. Особенности модернизации российского и европейского высшего образования в 1991-2005 годы: историко-сравнительный анализ высшего образования. /Под общ. ред. В.М. Филиппова. - М., Изд-во РУДН, 2010 (16 п.л.).

16.Чистохвалов В.Н. Историко-сравнительный анализ реализации основных направлений Болонского процесса в России и европейских странах в 1999 -2006 годы. Монография / Под общ. ред. В.М. Козьменко – М.: Ярославль, Рэмдер, 2008 (4,75 п.л.).

17.Чистохвалов В.Н. Создание и реализация нормативной базы, совместных программ и учебных планов в области высшего образования (1999- 2007годы). Монография / Под общ. ред. В.М. Козьменко – М.: Ярославль, Рэмдер, 2009 (6, п.л.).

Статьи в реферируемых журналах ВАК Министерства образования и науки РФ

18.Сенашенко В.С., Чистохвалов В.Н.. Система зачетных образовательных единиц // Высшее образование в России. – 2002. - №5 (0,4 п.л.).

19.Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование: на пути перемен. // Вестник РУДН. Серия «История России». - 2003. – № 2 (0,9 п.л.).

20.Чистохвалов В.Н., Ткач Г.Ф. Предпосылки и основные направления структурных реформ высшего образования в Германии // Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Общество, экономика, образование». – 2003. -№ 67 (0,4 п.л.).

21.Чистохвалов В.Н. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу. // Высшее образование в России. – 2004. -№4 (0,5 п.л.).

22.Чистохвалов В.Н., Ткач Г.Ф. Приложение к диплому как один из механизмов европейской интеграции высшего образования // Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Международная деятельность вузов». – 2005. - № 94 (0,4 п.л.).

23.Чистохвалов В.Н. Анализ состояния и развития системы кредитных единиц в странах Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2005. - №1 (0,4 п.л.).

24.Чистохвалов В.Н., Ткач Г.Ф. Diploma Supplement // Высшее образование в России. – 2006. -№1 (0,4 п.л.).

25.Чистохвалов В.Н., Ткач Г.Ф. Введение единого приложения в целях признания квалификаций российских вузов // Научный вестник МГТУ ГА. Серия «Международная деятельность вузов». – 2006. - № 102 (0,2 п.л.).

26.Чистохвалов В.Н., Бедова О.С. Болонский процесс и высшее образование России: за и против. // Педагогическое образование и наука. – 2007. - № 7 (0,3 п.л.).

27.Чистохвалов В.Н., Бедова О.С. Вхождение России в европейское пространство высшего образования: сильные и слабые стороны. // Вестник РУДН. Серия «История России». - 2007. – № 1 (0,4 п.л.).

28.Чистохвалов В.Н. Болонский процесс после 2010г.: вклад европейского высшего образования в глобальное общественное благо // Педагогическое образование и наука. – 2008. - №12 (0,4 п.л.).

29.Чистохвалов В.Н. Болонский процесс после 2010 г // Педагогическое образование и наука. – 2009. - №1. (0,4 п.л.).

30.Чистохвалов В.Н. История развития академической мобильности в странах «Болонской зоны» // Педагогическое образование и наука. – 2009. - №9. (0,6 п.л.).

31.Чистохвалов В.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования. // Вестник РУДН. Серия «История России». - 2009. – № 6 (0,5 п.л.).

32.Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Международное сотрудничество профессорско-преподавательских коллективов в российских вузах. Участие в программе ТЕМПУС. // Вестник РУДН. Серия «История России». - 2009. – № 6 (0,6 п.л.).

Статьи, материалы конференций

33.Чистохвалов В.Н. Российские вузы будут выпускать бакалавров и магистров, но не в приказном порядке // Проблемы теории и методики обучения. – М., 1997. - №1 (0,1 п.л.).

34.Чистохвалов В.Н. , Ефремов А.П. Оптимизация учебного процесса и экономика вуза // Труды Международной конференции «Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах». - М., РУДН, 1999 (2,2 п.л.).

35.Чистохвалов В.Н. Оценка экономической эффективности учебного процесса в вузе при многоуровневой подготовке специалистов. // Материалы Всероссийской конференции «Российская магистратура на рубеже веков». - М., РУДН, 1999 (0,2 п.л.).

36.Чистохвалов В.Н., Ефремов А.П. Экономический расчет стоимости реализации образовательной программы высшего профессионального образования. // Материалы Международной научной конференции «Образование, наука, и экономика на рубеже тысячелетий», 21-26 августа 2000, г. - Словакия (Высокие Татры), 2000 (0,3 п.л.).

37.Чистохвалов В.Н. Система накопления и перевода кредитов, используемая в европейских и американских университетах. //Материалы Совещания проректоров по учебной работе вузов РФ «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования». – М., 2002 (0,2 п.л.).

38.Чистохвалов В.Н. Основные направления интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. -М., РУДН, 2002 (0,2 п.л.).

39.Ефремов А.П., Чистохвалов В.Н. Кредиты и учебный процесс: научное издание. - М., РУДН, 2003 (2 п.л.).

40.Сенашенко В.С., Чистохвалов В.Н. Шаги на пути к интеграции // Платное образование. – М., 2003. - №1 (1,2 п.л.).

41.Чистохвалов В.Н. Организация учебного процесса в вузе при введении системы зачетных единиц. – М., Физматлит, 2003 (0,1 п.л.).

42.Чистохвалов В.Н. Проектирование образовательных программ с использованием кредитных единиц // «Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании». Материалы к Всероссийскому совещанию 23.04.2003. – М., РУДН, 2003 (п.л.0,25).

43.Чистохвалов В.Н., Жалнина Н.В. Подготовка педагогических кадров в системе многоуровневого высшего профессионального образования //Материалы Всероссийской конференции «Естественное образование в структуре высшего образования в России» 9-12 апреля 2000г., г. Москва. -М., РУДН, 2000 (0,25 п.л.).

44.Чистохвалов В.Н., Жалнина Н.В. Базовая организация государств-участников СНГ как центр исследования образовательной политики // Тезисы Второй международной конференции университетов «Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке». – М., МАКС Пресс, 2003 (п.л.). С. 384-385.

45.Чистохвалов В.Н., Жалнина Н.В., Организация учебного процесса в вузе при введении системы зачетных единиц // Материалы X международной научной конференции «Проблемы многоуровневого образования». -Нижний Новгород, 2003 (2,0 п.л.).

46.Чистохвалов В.Н. Какую модель системы зачетных единиц примут российские вузы? // Материалы X международной научной конференции «Проблемы многоуровневого образования». - Нижний Новгород, 2003 (1,9 п.л.).

47.Чистохвалов В.Н. Как поступить в Европу //Обучение за рубежом. – М., 2004. - № 9 (0,1 п.л.).

48.Чистохвалов В.Н. Проектирование образовательных программ с использованием кредитных единиц. Проблемы их реализации в российских вузах. // Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы введения системы зачетных единиц». - М, 2004 (0,1п.л.).

49.Чистохвалов В.Н., Бедова О.С. Болонский процесс и высшее образование России: плюсы и минусы. //Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Матер. Международной научной конференции. – М., МАНПО, 2007 (1 п.л.).

50.Чистохвалов В.Н. Проблемы введения системы зачетных единиц (кредитов) в российскую систему высшего профессионального образования // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Матер. Международной научной конференции. – М., МАНПО, 2007 (0,3 п.л.).

51.Чистохвалов В.Н. Международное академическое сотрудничество. – М., РУДН, 2007 (0,9 п.л.).

52.Чистохвалов В.Н., Якушев В.В. Оценка качества довузовской подготовки иностранных граждан в системе зачетных единиц (кредитов) // Новые технологии обучения. Сб. научных трудов. Развитие духовности и профессионализма в условиях глобализации.- Киев, 2008 (0,3 п.л.).

53.Чистохвалов В.Н. Болонский процесс 2010: что дальше? // Аккредитация и образование. – М., 2009. - №32 (0,2 п.л.).

54.Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Участие России в интеграционных процессах европейских систем высшего образования // Федеральный справочник «Образование в России». - Т. 4. – М., 2009 (0,8 п.л.).

Статьи в зарубежных изданиях, материалах международных конференций

55.Чистохвалов В.Н. Развитие Российского университета дружбы народов в переходный период (1991-2001 гг.) // Материалы к региональному семинару ЮНЕСКО по высшему образованию в Центральной Азии в переходный период. 10 лет спустя – опыт, уроки и стратегии будущего. 16-18 сентября 2002 г., Алматы, Казахстан. С. 41-52

56.Чистохвалов В.Н., Дмитриев Н.М. Развитие высшего профессионального образования в Российской Федерации в переходный период (1991-2001 гг.) // Там же. - С. 30-38

57.A.P. Efremov, V.N. Chistokhvalov. Credits and Educational Process: scientific edition. – Moscow, PFUR Publishing House, 2003. – 26 p.

58.Чистохвалов В.Н. Кредитные единицы как инструмент академической мобильности в высшем образовании России // Материалы второй международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах. Интегративная функция педагогической науки в международном образовательном пространстве», 23-27.08.2004. - Высокие Татры (Словакия). – С. 7-15.

59.Bologna Process Stocktaking. Report from a Working Group by the Bologna Follow-up Group to the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May 2005, (п.л.) 106 p.

60.Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2004/2005. National Trends in the Bologna Process // Chapter “Russia”, EURYDICE, Belgium, 2005. P.178-182.

61.Чистохвалов В.Н. Система зачетных единиц в классическом университете // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Матер. IV Международной научной конференции, 12-15 сентября 2006 г. -Эрланген. – С.501-513.

62.Glossary on the Bologna Process/ English-German-Russia. // Published by the German Rectors’ Conference. Editors Dr. A. Jubara, G. Kaschlun, O. Kiessler, R. Smolarczyk. Beitrage zur Hochschupolitik 7. 2006, (п.л.) -192 p.

63.Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2006/2007. National Trends in the Bologna Process. // Chapter “Russia”, EURYDICE, Belgium, 2007. P.273-279.

64.Чистохвалов В.Н. Проблемы введения системы зачетных единиц (кредитов) в российскую систему высшего профессионального образования //Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Научного симпозиума, 8-9 февраля 2007. -Лондон – С. 54-60.

65.Чистохвалов В.Н. Как повысить конкурентоспособность университетов. //Там же. – С. 147-153.

66.Чистохвалов В.Н. Болонский процесс: проблемы академической мобильности // Материалы V Международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», 14-15 августа 2008. -Прага. – С. 52-64.

67.Мошляк Г.А., Чистохвалов В.Н. Социальное измерение Болонского процесса // Там же. - С. 265-269.

68.Чистохвалов В.Н. История развития академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: инновации и проблемы // Вестник Семипалатинского государственного педагогического института. - Семей, 2009. - С. 122-134 (издание ВАК Республики Казахстан).

69.Чистохвалов В.Н. Анализ состояния академической мобильности студентов в странах Болонской зоны // Материалы VI Международной научной конференции «Европа и современная Россия, интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», 19-20 августа 2009 г. - Римини. - С.15-22.

70.Чистохвалов В.Н. Критериальный подход к социальному измерению в рамках интеграционных преобразований в системах высшего образования европейских стран. Там же. - С.430-434.