1. Обусловленность социальных конфликтов в традиционных горских обществах социально-экономическими условиями, когда дефицит материальных ресурсов оказывался во многих случаях основным конфликтогенным фактором, как в межличностных, так и межобщинных отношениях.
2. Дефицит материальных ресурсов являлся одним из факторов обусловивший набеги горцев на соседние немусульманские народы в XVII - середина XIX вв., когда наряду со скотом и другими материальными ценностями похищался «живой товар» - люди, от продажи которых горцы извлекали значительную материальную выгоду.
Конфликты на почве воровства и грабежей происходили также внутри горских обществ, регламентации и разрешению которых в нормах обычного права и шариатских предписаниях уделялось значительное внимание.
3. Большое число конфликтов в традиционных горских обществах было обусловлено стереотипом поведения и ментальными особенностями горцев, на почве которых имела место кровная месть. Честь, достоинство, репутация, как личная, так и тухумная,[1] для горцев были приоритетными социальными и моральными ценностями наряду с жизнью, посягательство на которую было сопряжено с конфликтами. В этой связи оружие для горцев являлось фактором конфликтного потенциала, арсенал которого в значительном количестве держало все общество в психологическом напряжении.
4. Частыми в горах были случаи, когда объектом конфликтного потенциала являлась женщина, ущемление чести которой задевало каждого члена тухума и возбуждало тухумную солидарность. С учетом этого шариат и адат строго регламентировали общественные отношения, связанные с положением женщины, в том числе и бракоразводные процессы.
Ментальность горцев, основанная на строгой нравственности, предусматривала моральную чистоту тухума и джамаата посредством остракизма аморального представителя или его физического устранения.
5. В регламентации общественных отношений, в том числе в целях профилактики конфликтов, значительную роль играли этика и культура поведения в обществе, основанные на морально-нравственных устоях, которые способствовали обеспечению динамической стабильности в джамаатах.
Наряду с моральными предписаниями адат и шариат коррелировали в регламентации общественных отношений и разрешении социальных конфликтов. При этом проблема самоуправления в джамаатах и регламентация общественной жизни являлись прерогативой норм обычного права - адатов.
6. Острые социальные конфликты на почве убийств и поранений в традиционных горских обществах носили распространенный характер, наличие которых предусматривало такие же эффективные формы и методы их профилактики и разрешения. Наиболее совершенной, с точки зрения социальной адекватности, и эффективной с позиции ментальности формой разрешения острых социальных конфликтов горцев был маслаат.[2] Являясь самобытной формой разрешения конфликтов у народов Дагестана, маслаат трансформировался вместе с общественными отношениями и приобрел завершенный вид к середине XIX в., после чего под влиянием российских порядков и законов актуальность маслаата медленно, но неуклонно падает.
7. Глубокие преобразования в социально-экономических и общественно-политических отношениях горцев Дагестана связаны с Октябрьской революцией 1917 г., которая была сопряжена с началом социальных конфликтов политического характера. Революция заложила начало трансформации общественных отношений горцев от традиционных к социалистическим, что во многих случаях носило насильственный характер. Поэтому социально-экономические преобразования с насильственным характером болезненно отразились на общественно-политическом положении значительной части горцев.
8. События, связанные с Гражданской войной в Дагестане, явились серьезным испытанием для местных народов, особенно горцев, которые пагубно отразились на их социально-экономическом положении. Наряду с материальными потерями, Гражданская война принесла народам Дагестана значительные страдания морально-психологического характера, в результате которых горцы поголовно оказались на грани нищеты и безысходности.
9. «Политический бандитизм» 20-х гг. XX в. явился следствием общественно-политических потрясений, вызванных Октябрьской революцией и Гражданской войной в Дагестане. Эффективным средством борьбы против «политического бандитизма» явилось разоружение населения, которое в основном происходило в 1926г. - единовременно и в условиях строгой секретности. Эта акция способствовала стабилизации напряженности в республике, а также вызвала доверие к мероприятиям Советской власти со стороны местного населения.
10. Мероприятия Советской власти по социалистическому переустройству экономики Дагестана, как отмечалось, в основном носили насильственный характер, противоречили социальной природе горцев (как впрочем, и другим народам) и, соответственно, были сопряжены с социальными конфликтами. Такова была коллективизация сельского хозяйства в 30-х гг. XX в., когда обобществлялись не только основные средства производства (земля, домашний скот, средства производства и т.д.), но даже домашняя птица и т.д. Коллективизация сопровождалась идеологической обработкой населения и в основном принудительными мерами. Вместе с определенными преимуществами колхозная система имела значительные негативы, главный из которых - подавление производительной инициативы колхозника. Вместе с тем, коллективизация, как и другие мероприятия Советской власти, была призвана уравнять всех в имущественном положении, а иногда и в бедности. Последующие события показали, что коллективизация привела к стагнации сельского хозяйства в республике, как и в целом по стране.
11. Идеи антагонизма и насилия являлись атрибутами большевистской идеологии, которые были лейтмотивом проводимых большевиками социально-экономических преобразований, как по республике, так и в целом по стране. В наиболее яркой форме идея насилия большевиков нашла отражение в репрессиях 30-х годов XX в., которые в Дагестане имели специфические особенности, где методы репрессий и формы борьбы с «врагами народа» приобрели особо жестокий и бескомпромиссный характер.
Разумеется, репрессии представляли собой большой социальный конфликт между частью общества и политической системой. Наряду с большими людскими жертвами, массовые репрессии на десятилетия вперед обеспечили господство коммунистической идеологии в обществе, исключив инакомыслие и ангажировав сознание нескольких поколений дагестанцев в рамках этой идеологии.
Репрессии 20-30-х годов XX в. привели к разложению внутренних устоев горских обществ-джамаатов, в результате чего на смену традиционным морально-нравственным устоям, на которых веками зиждилось общественное сознание и взаимоотношения в социуме, пришли отношения, основанные на идеологических принципах социализма и коммунизма.
12. Особого внимания в условиях дагестанской действительности заслуживает рассмотрение репрессий в отношении мусульманского духовенства, в результате которых почти все служители культа оказались репрессированными, мечети закрыты, а примечетские земли и другая собственность конфискованы в пользу бедняцких и крестьянских комитетов.
1. Адаты общества Каралал (Введение, примечания, составление). Махачкала, 2002. 108 с.
2. Магомедсалихов Х.Г., Ольмесов А.Ш. Межнациональный диалог. Махачкала, 2002. 58 с.
3. Магомедсалихов Х.Г. Маслаат. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX– нач. XX века. Махачкала, 2003. 174 с.
4. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Учебное пособие для 9 класса. Махачкала, 2004. 155 с.
5. Магомедсалихов Х.Г. Хрестоматия по конфликтологии. (Составление, предисловие, глоссарий). Махачкала, 2005. 296 с.
6. Магомедсалихов Х.Г. Благопожелания и проклятия аварцев (Тексты, переводы, комментарии) Махачкала, 2007. 101 с.
7. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Учебное пособие для 9 класса. Издание 2-е дополненное и доработанное. Махачкала, 2007. 208 с.
8. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 8 класса. Махачкала, 2009. 240 с. С грифом министерства образования и науки РД.
9. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 9 класса. Махачкала, 2009. 160 с. С грифом министерства образования и науки РД.
10. Культура и традиции народов Дагестана. Программа и методические рекомендации к учебникам для 8 – 9 классов. Махачкала, 2010. 48 с. С грифом министерства образования и науки РД.
11.Магомедсалихов Х.Г., Беркиханов М.С. История Салатавии в документах и исследованиях (XVII – начало XXI вв.). М., 2011. 301с.
12. Магомедсалихов Х.Г., Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана (XIX – 30-е гг. XX в.); традиции и трансформация в советский период. LAP LAMBERT Academiс Publishing Germany 2011. 352 с.
13. Магомедсалихов Х.Г., Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана: традиции и трансформация в период советской модернизации (научный редактор доктор исторических наук, профессор В.Д.Дзидзоев)». Махачкала, 2012. 324 с.
II. Статьи, опубликованные в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрауки РФ
1.Магомедсалихов Х.М. Маслаат – самобытная форма разрешения конфликтов // Вопросы истории. М., 2008. № 6. С. 137-142.
2. Магомедсалихов Х.Г. События Гражданской войны в Дагестане 1918–1921гг.: их социальный характер и последствия // Военно-исторический журнал М., 2008. № 10. С. 37-40.
3. Магомедсалихов Х.Г. Роль природно-географического фактора в формировании характера и стереотипа поведения горцев Дагестана в традиционных горских обществах // Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2008. № 2. С. 55-61.
4. Магомедсалихов Х.Г., Шахбанова Л.Р. Насильственная коллективизация в горах Дагестана // Вопросы истории. М., 2009. № 6. С. 137-142.
5. Магомедсалихов Х.Г. Мусаева А.Г. Традиции остракизма в дагестанском обществе // Восток. М., Наука. 2009. № 5. С. 57-62.
6. Магомедсалихов Х.Г. Регламентация общественной жизни в традиционных обществах горцев Дагестана // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2009. № 5. С. 51 – 55.
7. Магомедсалихов Х.Г. Регламентация общественных отношений в Дагестане в XIX в. // Вопросы истории. М., 2010. № 4. С. 138 – 141.
8. Магомедсалихов Х.Г., Пирмагомедов З.К. Разоружение горцев
Дагестана (вторая половина ХIХ – начало ХХ века) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 5. С. 73 –77.
9. Магомедсалихов Х.Г. Корреляция адата и шариата в регламентации общественных отношений у горцев Дагестана в XIX в. // Исламоведение. № 2. Махачкала, 2011. С. 52 – 58.
10. Магомедсалихов Х.Г. Регламентация семейно-брачных отношений по шариату в традиционном дагестанском обществе (XIX – начало XX в.) // Исламоведение№ 1(11). Махачкала, 2011. С. 83-89.
III. Статьи, тезисы и доклады научных конференций
1. Магомедсалихов Х.Г. К вопросу о заселении Салатавии современными аварцами // Наука и молодежь. Махачкала, 2000. Вып.3. С. 79-82.
2. Магомедсалихов Х.Г. Маслаат народов Дагестана при убийствах // Наука и молодежь. Махачкала, 2000. Вып. 3. С. 227-232.
3. Магомедсалихов Х.Г. Межнациональный диалог: традиции и современность // Наука и молодежь. Махачкала, 2002. Вып. 2. С. 86-90.
4. Магомедсалихов Х.Г. Изгои общества // Газ. «Дагестанская правда» №116, 29 мая 2002 г.
5. Магомедсалихов Х.Г. Мораль и нравственность в союзах сельских обществ Дагестана // Сельская община Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2003. С. 106-109.
6. Магомедсалихов Х.Г. Конфликтность и конфликты в традиционном дагестанском обществе // Тезисы докладов. СПб., 2003. С. 20-21.
7. Магомедсалихов Х.Г. Маслаат – традиционный институт примирения у дагестанских народов // Дикаревские чтения (11) (Северокавказская конференция). Краснодар, 2005. С. 275-282.
8. Магомедсалихов Х.Г. Традиции миротворчества народов Дагестана и Чечни // Исторические связи народов Дагестана и Чечни: Тезисы докладов научно-практической конференции. Махачкала, 2006. С. 27-28.
9. Магомедсалихов Х.Г. Традиционный институт присягательства и соприсягательства у горцев Дагестана // Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2006. № 2. С. 88-92.
10. Магомедсалихов Х.Г. Благопожелания и проклятия как факторы толерантности в традиционных аварских обществах Дагестана // Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история, археология, культурология. 2006–2007. Лавровский сборник. СПб., 2007. С. 78-82.
11. Магомедсалихов Х.Г. Разрешение конфликтов, связанных с женщиной в традиционных горских обществах Дагестана // Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история, археология, культурология. 2006 – 2007. Лавровский сборник. СПб., 2007. С. 194 – 196.
12. Магомедсалихов Х.Г. Толерантность как фактор стабильности в традиционных общинах горских евреев // Четырнадцатая ежегодная международная междисциплинарная конференция по иудаике. Тезисы докладов. М., 2007. С. 28.
13. Магомедсалихов Х.Г. Благопожелания и проклятия как важный аспект в изучении этнопсихологии аварцев // Археология, этнография и фольклористика Кавказа: Материалы Международной научной конференции. Махачкала, 2007. С. 247-250.
14. Магомедсалихов Х.Г. Регламентация конфликтных отношений в традиционных горских обществах Дагестана (XIX– начало XX в.) // VII конгресс этнографов и антропологов России. Саранск, 2007. С. 311.
15. Магомедсалихов Х.Г. Благопожелания и проклятия как факторы толерантности в традиционных аварских обществах Дагестана // Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения. СПб., 2007. С. 78-81.
16. Магомедсалихов Х.Г. Разрешение конфликтов, связанных с женщиной в традиционных горских обществах Дагестана // Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские чтения. СПб., 2007. С. 194-196.
17. Магомедсалихов Х.Г. Изгои в дагестанском обществе; традиции и современность // Дагестанская правда. 24 января 2008. №№ 17-18.
18. Магомедсалихов Х.Г. Благопожелания и проклятия как важный компонент изучения духовной культуры аварцев // Этно-Журнал. Электронный журнал Института этнологии им. Миклухо-Маклая. М., 2008. С. 1-5.
19. Магомедсалихов Х.Г. Остракизм в дагестанском обществе: традиции и современность // Неклассическое общество: векторы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2008. С. 297 – 301.
20. Магомедсалихов Х.Г. Гендерный статус женщины в традиционных горских обществах Дагестана // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С. 138-141.
21. Магомедсалихов Х.Г. Регламентация общественной жизни в традиционных джамаатах // Народы Дагестана. 2008. № 4. С. 50-53.
22. Магомедсалихов Х.Г. Толерантность как фактор стабильности в традиционных общинах горских евреев Дагестана // Проблемы еврейской истории. Часть 2. Материалы научной конференции Центра «Сэфэр» по иудаике 2007г. М., 2008. С. 424-430.
23. Магомедсалихов Х.Г. Этикет и культура поведения как фактор профилактики конфликтов в традициях горцев Дагестана // Этно-Журнал. Электронный журнал Института этнологии им. Миклухо-Маклая. М., 2008. С. 1-5.
24. Магомедсалихов Х.Г. Гражданская война в Дагестане как острый социальный конфликт // Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2008. Вып.3. С. 64 – 72.
25. Магомедсалихов Х.Г. Материалы фондов ЦГА РД как источник по конфликтологии Дагестана // «Архивный фонд Республики Дагестан как информационный ресурс общественно-политического, экономического и культурного развития республики»: Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2008. С. 107 – 113.
26. Магомедсалихов Х.Г., Кидирниязов Д.С. Шариат и адат в регламентации общественных отношений и решении конфликтов в горских обществах Дагестана в XIX в. // Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX– начале XX века. Карачаевск, 2009. С. 159 – 165.
27. Магомедсалихов Х.Г. Куначеские традиции горцев Дагестана и Чечни как фактор внутри- и межэтнической толерантности // Единство народов Дагестана – основа политической стабильности, социально-экономического и культурного развития республики: Материалы научно-практической конференции Махачкала, 2009. С. 127 – 133.
28. Магомедсалихов Х.Г. Мораль как фактор общественной стабильности в джамаатах Дагестана // Археология и этнография Кавказа: Материалы международной конференции. Баку, 2009. С. 497–500.
29. Магомедсалихов Х.Г. Конфликты и традиции их разрешения у горцев Дагестана // VII Конгресс этнографов и антропологов России. Оренбург, 1–5 июля 2009г.: Тезисы докладов. Оренбург, 2009. С. 286 – 287.
30. Магомедсалихов Х.Г. Шариат в регламентации семейных и общественных отношений в традиционном Дагестанском обществе // VII Конгресс этнографов и антропологов России: Оренбург, 1–5 июля 2009г.: тезисы докладов. Оренбург, 2009. С. 493.
31. Магомедсалихов Х.Г. Социальные преобразования и проблемы разоружения в Дагестане в 20-х гг. XX века // Дагестанский этнографический сборник. IV Выпуск. Памяти М.-З.О. Османова. Махачкала, 2009. С. 41 – 48.
32. Магомедсалихов Х.Г., Беркиханов М.С. Социально-экономические взаимоотношения Салатавии и Засулакской Кумыки в пореформенный период // Вестник ИИАЭ ДНЦ РАН. 2009. №4 (20) С. 23 – 27.
33. Магомедсалихов Х.Г. Этикет и культура поведения горцев как фактор динамической стабильности в традиционных обществах // Материалы XXXIII Средиазиатско-Кавказских чтений. 2008-2009 гг. Лавровский сборник. СПб., 2009. С. 155 – 156.
34. Магомедсалихов Х.Г. Оружие как фактор конфликтного потенциала у горцев Дагестана в XIX в. и их разоружение в годы социалистического строительства // Материалы Международной конференции посвященной 100-летию со дня рождения профессора Р.М. Магомедова (Махачкала, 14 – 15 апреля 2010г.) Махачкала, 2010. С. 312 – 314.
35. Магомедсалихов Х.Г. Этикет и культура поведения как фактор регламентации отношений в традиционных горских обществах Дагестана // Археология, этнология, фольклористика Кавказа: Сборник кратких содержаний докладов Международной научной конференции. Тбилиси, 26 – 27 июня 2009г. Тбилиси, 2010. С. 478 – 480.
36. Магомедсалихов Х.Г. Традиции гостеприимства у горцев Дагестана и Чечни в историческом прошлом // Место и роль традиций народов Дагестана в становлении гражданского общества. Хасавюрт, 2010. С. 79-83. (Материалы региональной научно-практической конференции).