- Кастовая организация индийского традиционного общества является особенным способом решения проблем межэтнического и социального взаимодействия, а идейные обоснования кастового способа организации социальных связей прямо соотносятся с основополагающими концептами индуизма (дхарма, карма, сансара).
- При моделирующем воздействии системообразующей идеологии брахманизма-индуизма на этнокультурные и социальные процессы синполитейная первобытность Южноазиатского субконтинента превратилась в кастовое общество - организацию джати.
- Сегментация первобытных социумов на множество капсулирован-ных джати и оформление их границ произошли под влиянием брахманического натурфилософского концепта джати и адресных религиозных наставлений свадхарма, сакрализующих образ жизни «созданных Брахманом пород людей»-джати.
- Джати формируется и воспроизводится как брачный круг паритетных по социальному и ритуальному статусу экзогамных кланов (квазиплемя) и является этнокастовой общностью.
- Природа джати амбивалентна: джати может быть определена и как эссенциальная форма этнической консолидации, и как базовый модуль социальной организации.
- Кастовый строй индийского традиционного общества имеет черты адаптивной стратегии для природно-экологических условий Южной Азии.
- Первобытная модель распределения ресурсов и структурирования социальных связей в своей развитой до логического предела форме становится кастовой моделью.
- Характерный для индоариев варновый (экстерриториальный сословный) принцип социальной стратификации был применен к массе сегментированных клановых общин, существовавших у индийских автохтонов, и предоставил последним способ статусного ранжирования локализованных социальных компонентов, в том числе и этнических.
- Варновые статусы коррелируют с хозяйственно-культурными типами (ХКТ) индийских этносов, а джати формируют «слоевую иерархию».
- Выстраивание паритетных и иерархических статусных схем общения между каспулированными сегментами представляет собой кастовый способ организации социальных отношений.
- Санскритизация, мировоззренческой основой которой является развитая в индуизме философская антитеза «натура, первозданность пракрити - культура санскрити», стала воплощением социально-моделирующего влияния идеологии и государственности, инструментом и фактором управляемого этногенеза.
- Санскритизация как способ социализации инородных групп в индийском кастовом обществе привела к сегментации общественного организма, консервации архаичных моделей и форм этносоциального развития.
- Этнокастовые общности формируются в процессе аккультурации и социализации в кастовом обществе этносов, вполне субстантивированных к началу своего вхождения в него. Многие из них «надели» на себя кастовую форму на сравнительно позднем этапе общественного развития, будучи внутренне стратифицированными, поэтому содержат в своем составе джати разной профессиональной специализации.
- Статус ЭКО оценивается в терминах варны и прямо коррелирует с ХКТ этноса на момент санскритизации.
- Специфика взаимодействия разных джати определяется различными формами государственности, разным «наполнением» властных элит и социальных страт.
- Исторические модификации кастового строя соответствуют разным формам макросоциальных и политических систем; при этом структурными модулями выступают джати и кланы, а каста представляет собой статусную группу из нескольких джати.
2.Успенская Е.Н. К вопросу об экзогамии касты // Этнографическое обозрение. 2009. № 3. С. 3–19.
3.Успенская Е.Н. К вопросу о природе индийской касты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 3. С. 150–171.
4.Успенская Е.Н. Дхарма женщины высокой касты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 3. С. 180–190.
5.Успенская Е.Н. Индийское кастовое общество: особенности формирования и состав // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение, африканистика. 2010. Вып. 3. С. 35–44.
6.Успенская Е.Н. Локальные кастовые группы // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2010. Вып.1. С. 81–87.
7.Успенская Е.Н. Природа / культура по-индийски: кастовый строй общества // Terra Humana. Общество. Среда. Развитие. 2010. № 1. С. 139–145.
Монографии
1.Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. СПб.: Евразия, 2000. 381 с.
2.Успенская Е.Н. Раджпуты. Традиционное общество, государствен-ность, культура. СПб.: МАЭ РАН, 2003. 343с.
3.Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. (Серия «Азбука-классика»). 381 с.
4.Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб.: Наука, 2010. 457 с. (в печати).
Прочие публикации по теме диссертации
1.Успенская Е.Н. К вопросу об этногенезе пахари // XIV Всесоюзная школа молодых востоковедов. М., 1987. Т. I. С. 101–104.
2. Успенская Е.Н. Раннее детство у пахари // Этнография детства. М., 1988. Вып. 3. С. 159–173.
3. Успенская Е.Н. Индуизация «кастовой периферии» // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 2. С. 3–11.
4. Успенская Е.Н. Этнокастовая ситуация в Пригималайских районах Северной Индии // Этносоциальная ситуация в Индии и СССР. М., 1993. С. 145–147.
5.Успенская Е.Н. Гуру // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 541.
6.Успенская Е.Н. Мазхаби // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 549.
7.Успенская Е.Н. Нам-марг // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 551 – 552.
8.Успенская Е.Н. Намдхари // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 552–553.
9.Успенская Е.Н. Ниранкари // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 554.
10.Успенская Е.Н. Ниханги // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 554.
11.Успенская Е.Н. Обряды жизненного цикла в сикхизме // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 555–556.
12.Успенская Е.Н. Удасины // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 565.
13.Успенская Е.Н. Меч, сабля, кинжал. Индийское клинковое оружие в коллекции Кунсткамеры // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1997. Вып. 11. С. 188–204 (соавт.: И.Ю. Котин).
14.Успенская Е.Н. Кодекс чести воина-раджпута в средневековой Индии // Этикет у народов Южной Азии. СПб., 1999. С.137–145.
15.Успенская Е.Н. О категории «джати» в индийской кастовой системе // Сборник МАЭ. Т. XLVIII (285 лет Петербургской Кунсткамере). СПб., 2000. С. 264–267.
16.Успенская Е.Н. Раджпуты и их традиционная социальная организация // Россия и Индия: перспективы регионального сотрудничества. М., 2000. С. 119–128.
17.Успенская Е.Н. Южная Азия // Сокровища Кунсткамеры. Из фонда иллюстративных коллекций МАЭ. СПБ., 2001. С. 32–35.
18. Успенская Е.Н. Каста как родственная категория // Материалы V Конгресса этнографов и антропологов России: Тез. докл. Омск, 9 – 12 июня 2003. М., 2003. С. 168.
19. Успенская Е.Н. К проблеме происхождения индийской касты // Российская наука о человеке вчера, сегодня, завтра. Материалы междунар. научн. конф. СПб., 2003. Вып. I. С. 213–219.
20. Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев. // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. СПб., 2005. С. 10–75 (соавт: И.Ю. Котин).
21.Успенская Е.Н. Календарные праздники и обряды народов Южной Aзии (на примере панджабцев). // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. СПб., 2005. С. 185–223 (соавт.: И.Ю. Котин).
22. Успенская Е.Н. Каста как родственная категория // Алгебра родства. СПб., 2005. Вып. 9. С. 61–79.
23. Успенская Е.Н. Феномен санскритизации в истории индийской культуры и общества // Россия и Индия в современном мире. Материалы международной научной конференции. СПбГУ, факультет международных отношений. СПб., 2005. С. 162–168.
24. Успенская Е.Н. Гуджаратцы // Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М., 2007. С. 132–133.
25. Успенская Е.Н. Гуджары // Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М., 2007. С. 133.
26. Успенская Е.Н. Дхоти // Большая Российская энциклопедия. Т. 9. М., 2007. С. 454.
27. Успенская Е.Н. Изучение феномена касты в независимой Индии // XIV Международная конференция «Источниковедение и историо-графия стран Азии и Африки». Тезисы докладов. СПбГУ, Восточный факультет. СПб., 2007. С. 172–173.
28. Успенская Е.Н. К вопросу о «конструировании» индийской кастовой системы // Радловский Сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 г. СПб., 2007. С. 293–298.
29. Успенская Е.Н. К вопросу о соотношении индуизма и кастовой идеологии // IX Социологические чтения (Межвузовский сборник научных трудов). Пенза, 2007. С. 116–125.
30. Успенская Е.Н. Традиции кочевников Центральной Азии в этнополитической культуре раджпутов (статья первая) // Altaica. Сб. статей и материалов. Вып XII. М., 2007. С. 142–162.
31. Успенская Е.Н. Индийцы // Большая Российская энциклопедия. Т. 11. М., 2008. С. 239–242 (соавт.: И.Ю.Котин; Е.М.Гороховик /устное творчество/).
32. Успенская Е.Н. Индоарийские народы // Большая Российская энциклопедия. Т. 11. М., 2008. С. 302 (соавт.: Я.В.Васильков).
33. Успенская Е.Н. Каламкар // Большая Российская энциклопедия. Т. 12. М., 2008. С. 478–479 (соавт.: Е.Г.Царева).
34. Успенская Е.Н. Каннара // Большая Российская энциклопедия. Т. 12. М., 2008. С. 728–729 (соавт.: Е.М.Гороховик /музыка/).
35. Успенская Е.Н. Концепции джати-дхарма и кула-дхарма в идеологии кастового общества // Материалы IV Торчиновских Чтений. СПб., 2008. С. 301–309.
36. Успенская Е.Н. Модели этнического развития в условиях кастового строя // X Социологические чтения (Межвузовский сборник научных трудов). Пенза, 2008. С. 266–275.
37. Успенская Е.Н. Паритет статусов бирадари в кастовом обществе (к постановке проблемы) // Радловский Сборник. Научные исследова-ния и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб., 2008. С. 372–377.
38.Успенская Е.Н. Структурирование информации в брахманическом знании // Радловский Сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб., 2008. С.165–171.
39. Успенская Е.Н. Традиции кочевников Центральной Азии в этнополитической культуре раджпутов (статья вторая) // Altaica. Сб. статей и материалов. Вып XIII. М., ИВ РАН, 2008. С. 125–141.
40. Успенска Е.Н. Индийският грихапати и ромският pativalo manush. (соавт.: Смирнова-Сеславинска М.В.) // Андрал. 2009. № 1. С. 48–53 (на болг. яз.)
41. Успенская Е.Н. Каста [подразделы: Касты в Индии. История изучения индийских каст] // Большая Российская энциклопедия. Т. 13. М., 2009. С. 290–291 (соавт.: В.А.Попов).
42. Успенская Е.Н. Паритет статусов бирадари: «братство-равенство» в индийском кастовом обществе // Алгебра родства. Вып. 12. СПб., 2009. С. 101–131.
43.Успенская Е.Н. Предисловие научного редактора // М.В.Смирнова-Сеславинская, Г.Н.Цветков. Цыгане. Происхождение и культура. Социально-антропологическое исследование. Москва—София: Парадигма, 2009. С. 11–15. (Серия «Academica Balcanica»).
44. Успенская Е.Н. Шильпашастра – брахманическая регламентация труда ремесленника в Индии // VIII Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Оренбург, 2009. С. 356.
45. Успенская Е.Н. Экзогамия в кастовом обществе // VIII Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Оренбург, 2009. С. 539.
46. Успенская Е.Н. Брахманическая геополитика и «санскритизация» // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Вып. 4. СПб., 2010. С. 119–144.
47.Успенская Е.Н. Индуизм и кастовая идеология // Кросскультурное взаимодействие в Азии. Теория и практика (Ежегодник – 2010). М., 2010. С. 249–275.
48.Успенская Е.Н. Каста [подраздел: Касты в Индии] // Новая Российская энциклопедия. М., 2010. Т. VII (2). C. 386 (соавт.: B.A.Попов).
49.Успенская Е.Н. Конкани // Большая Российская энциклопедия. Т. 16. М., 2010. С. 87.
50. Успенская Е.Н. Санскритизация как брахманическая модель межэтнического взаимодействия // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. СПб., 2010. С. 191–194.