- в диссертации впервые с применением современных теоретико-методологических подходов и на основе широкого круга источников представлена целостная историографическая концепция развития отечественного кочевниковедения в мировоззренческом и социально-политическом направлениях во второй половине XIX - начале XXI в.
- впервые анализируются отдельные выводы и концепции ученых в области изучения мировоззрения номадов Саяно-Алтая и сопредельных территорий, разрабатываемые по мере расширения источниковой базы, смене методологических парадигм и совершенствования методических приемов. Приведенные материалы свидетельствуют о том, что, несмотря на непопулярность мировоззренческой проблематики в советский период, отсутствие долгое время религиоведения как самостоятельной научной дисциплины, тем не менее указанное направление достаточно успешно развивалось в кочевниковедении.
- в диссертации представлены итоги изучения социо- и политогенеза номадов Саяно-Алтая поздней древности и раннего средневековья, рассмотрены основные дискуссии по проблеме, а также продемонстрирован процесс формирования и апробации методики палеосоциальных реконструкций на основе археологических источников.
- отдельное внимание уделено анализу степени распространения различных теоретико-методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на реконструкцию мировоззрения и социально-политической организации номадов. В результате показано значительное воздействие марксистской методологии и идеологического фактора на отечественные кочевниковедческие исследования в советский период. Не менее значимо рассмотрение особенностей проникновения в отечественную номадологию начиная с конца 1960-х гг. различных альтернативных методологических подходов, выработанными зарубежными исследователями (цивилизационный, структурно-семиотический, мир-системный, социально-антропологический, герменевтический подходы, аналитическая психологии (теория архетипов), кросс-культурный анализ, концепция традиционных обществ, неоэволюционизм, неомарксизм, многолинейные теории,.
- для верификации мировоззренческих и социально-политических концепций ученых, а также для выработки собственной позиции по обозначенной проблематике диссертантом использовались письменные, археологические и этнографические источники. При этом следует подчеркнуть, что значительная часть археологических источников получена в процессе самостоятельных исследований погребально-поминальных комплексов кочевников скифо-сакского, хунно-сяньбийского и тюркского периодов на территории Саяно-Алтая. Это позволило не только внести уточнения и дополнения в разработки других ученых, но и сделать авторские выводы относительно: 1) особенностей влияния иранского комплекса верований, китайской культурной традиции, прозелитарных религий (буддизм, манихейство, несторианство) на мировоззрение «пазырыкцев», хунну, тюрок, кыргызов; 2) иерархической социальной организации и милитаризации пазырыкского общества, а также тенденции на становление ранней государственности; 3) процесса формирования и развития элиты в кочевых социумах Саяно-Алтая и сопредельных территориях в эпоху поздней древности и раннего средневековья.
- предлагается периодизация развития двух указанных научных направлений, выработанных с учетом процесса накопления источниковой базы, распространения методологических парадигм, разработок методик реконструкций, особенностей организации науки и политической ситуации в стране.
- определены наиболее дискуссионные и перспективные направления дальнейшего изучения проблем мировоззренческого, социального и политического развития номадов Саяно-Алтая и сопредельных территорий.
1.Дашковский П.К., Тишкин А.А. Рец. на колл. монографию: Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. 260 с. // Восток. – 2003. – №5. – С. 26–30. (0,25 / 0,4 п.л.).
2.Дашковский П.К. Сакрализация правителей кочевых обществ Южной Сибири и Центральной Азии в древности и средневековье // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. – Барнаул, 2007. –№4/2. – С. 46–52. (1,1 п.л.).
3.Дашковский П.К., Тишкин А.А. К дискуссионным аспектам изучения религиозно-мифологической системы кочевников Горного Алтая пазырыкского времени // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. Барнаул, 2008. №4/2. С. 46–59. ( 2 / 1 п.л.).
4.Дашковский П.К. Религиозный аспект политической культуры и служители культа у кочевников Центральной Азии в хуннуско-сяньбийско-жужанский период // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. – Барнаул, 2008. – Вып 4/2. – С. 36–45. (1,2 п.л.).
5.Дашковский П.К. Элементы религиозного синкретизма у населения Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху поздней древности // Религиоведение. – 2009. – №1. – С. 48–61. (1,3 п.л.).
6.Дашковский П.К. Религиозная политика и служители культа в Кыргызском каганате // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. – Вып. 5: Археология и этнография. – 2009. – С. 199–208. (1,2. п.л.).
7.Дашковский П.К. Служители культов у тюрок Центральной Азии в эпоху средневековья // Известия Алтайского государственного университета. . Сер.: История, политология. – 2009. – Вып. 4/1 (64). – С. 65–71. (1,2 п.л.).
8.Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Центральной Азии эпохи средневековья в отечественной историографии вт. пл. 1930-х – п.п. 1960-х гг. // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История. – Новосибирск, 2010. – C. 51–63. (1,3 п.л.).
9.Дашковский П.К. Изучение духовной культуры ранних кочевников Центральной Азии в отечественной исторической науке в 1930-е – п.п. 1960-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История и политология. – Барнаул, 2010. – Вып. 4/1 (64). – С. 78–85. (1,4 п.л.).
Монографии
10.Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи: монография. Барнаул, 2003. 430 с. (27 / 14 п.л.).
11.Дашковский П.К., Тишкин А.А. Горный Алтай в скифскую эпоху // Социальная структура ранних кочевников Евразии: монография / под ред. Н.Н. Крадина, А.А. Тишкина, А.В. Харинского. Иркутск, 2005. С. 82–109. (2/ 1,2 п.л.).
12.Васютин С.А., Дашковский П.К. Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования): монография. Барнаул, 2009. 400 с. (46 / 23 п.л.).
Публикации в сборниках, материалах конференций
13.Дашковский П.К. Некоторые аспекты развития мировоззрения древних кочевников Центральной Азии в скифскую эпоху // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность (к 350-летию Ойротской письменности). – Горно-Алтайск, 1999. – С. 193–196. (0,25 п.л.).
14.Дашковский П.К. Некоторые проблемы и направления изучения скифской эпохи Алтая // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. №4. – Горно-Алтайск, 1999. – С. 66–74. (0,9 п.л.)
15.Дашковский П.К. Историческая психология и изучение древних обществ (к вопросу о формировании психоархеологии) // Историческая наука на пороге III тысячелетия. – Тюмень, 2000. – С. 86–87. (0,25 п.л.).
16.Дашковский П.К. Проблемы изучения социальной организации пазырыкцев Горного Алтая // Пятые исторические чтения памяти М.П. Грязнова: тезисы докл. Всерос. науч. конф. – Омск, 2000. – С. 40–42. (0,35 п.л.).
17.Дашковский П.К. Проблема реконструкции социальной организации кочевников Горного Алтая скифской эпохи в творчестве С.И. Руденко // Гуманитарные исследования на пороге нового тысячелетия. – Барнаул, 2001. – С. 109–112. (0,35 п.л.)
18. Дашковский П.К. К вопросу о служителях культа в пазырыкском обществе // Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. – Барнаул, 2001. – С. 316–319. (0,3 п.л.).
19.Дашковский П.К. Основные аспекты изучения религиозно-мифологических представлений пазырыкцев // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. – Горно-Алтайск, 2001. – №6. – С. 73–80. (1,2 п.л.).
20.Дашковский П.К. К вопросу об изучении ментальности кочевников Центральной Азии скифской эпохи // Интеграция археологических и этнографический исследований: материалы X Междунар. семинара. – Омск; Ханты-Мансийск, 2002. – С. 203–204. – (0,25 п.л.).
21.Дашковский П.К. К вопросу о мировоззренческом и ментальном развитии кочевников скифской эпохи Центральной Азии // Л.Н. Гумилев: теория этногенеза и исторические судьбы Евразии. – СПб., 2002. – С. 192–196. (0,35 п.л.).
22.Дашковский П.К. Представления о пространстве и времени у кочевников Горного Алтая пазырыкского периода // Интеграция археологических и этнографических исследований: материалы XI Междунар. семинара. – Омск, 2003. – С. 94–98. (0,5 п.л.).
23.Дашковский П.К. О военной структуре «пазырыкского общества» // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. – Барнаул, 2003. – Кн. I. – С. 56–60. (0,4 п.л.).
24.Дашковский П.К. Особенности социальной структуры «пазырыкского» общества Горного Алтая // Социогенез Северной Азии: прошлое, настоящее, будущее. – Иркутск, 2003. – С. 61–66. (0,4 п.л.).
25.Дашковский П.К. Половозрастная структура кочевников Горного Алтая пазырыкского времени // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2003. – №10. –С. 88–100.
26.Дашковский П.К. Синкретизм религиозно-мифологической системы и служители культа у кочевников Горного Алтая скифской эпохи // Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2003. – №11. – С. 59–72. (1,2 п.л.).
27.Дашковский П.К. Комплексный поход в реконструкции системы мировоззрений кочевников Горного Алтая скифской эпохи // Интеграция археологических и этнографических источников: материалы XII Междунар. семинара. Омск; Алматы, 2004. С. 81–84. (0,6 п.л.).
28.Дашковский П.К. Основные аспекты изучения пазырыкской культуры Алтая // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул, 2004. С. 54–59. (0,45 п.л.).
29.Дашковский П.К. О сакрализации правителей государственных образований номадов Центральной Азии // Древние кочевники Центральной Азии (история, культура, наследие): материалы Междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2005. С. 63–67. (0,45 п.л.).
30.Дашковский П.К. Формирование элиты кочевников Горного Алтая в скифскую эпоху // Социогенез в Северной Азии. Иркутск, 2005. Ч. 1. С. 239–246. (0,5 п.л.).
31.Дашковский П.К. К вопросу о формировании мировоззренческого статуса правителей кочевых обществ Евразии в скифо-сакский период // Археология Южной Сибири: идеи, методы открытия: материалы Междунар. науч. конф. – Красноярск, 2005. – С. 147–149. (0,35 п.л.).
32.Дашковский П.К. Археологические, этнографические и письменные источники как основа реконструкции половозрастной структуры кочевников Горного Алтая пазырыкского периода // Интеграция археологических и этнографических исследований: материалы XIII Междунар. семинара. – Омск, 2005. – С. 130–136. (0,4 п.л.).
33.Дашковский П.К. К вопросу о выделении мифологем в мировоззрении кочевников Горного Алтая пазырыкского периода // Актуальные вопросы истории Сибири. – Барнаул, 2005. – С. 245–247. (0,3 п.л.).
34.Дашковский П.К. Итоги и перспективы изучения культуры енисейских кыргызов на Алтае и сопредельных территориях // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. – Горно-Алтайск, 2007. – Вып. 5. – С. 135–144. (1.2 п.л.).
35.Дашковский П.К. К вопросу об изучении религиозной системы кыргызов Южной Сибири и Центральной Азии // Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул, 2007. С. 65–69. (0,5 п.л.).
36.Дашковский П.К. Философско-методологические аспекты реконструкции мировоззрения древних и традиционных обществ // Теология и религиоведение. – Барнаул, 2007. – Вып. 2. – С. 66–75. (0,4 п.л.).
37.Дашковский П.К. К вопросу об этносоциальном развитии енисейских кыргызов на Алтае // Интеграция археологических и этнографических исследований: материалы XV Междунар. семинара. – Омск, 2007. – С. 151–155. (0,45 п.л.).
38.Дашковский П.К. Некоторые аспекты реконструкции мировоззрения древних народов в рамках структурно-семиотического подхода // Неверовские чтения: материалы II регион. конф., посвящ. памяти В.И. Неверова. – Барнаул, 2007. С. 298–305. (0,55 п.л.).
39.Дашковский П.К. О служителях культа у кыргызов Южной Сибири и Центральной Азии // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. – С. 27–30. (0,4 п.л.).
40.Дашковский П.К. Об одном из компонентов религиозного синкретизма у населения Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху поздней древности (по археологическим, письменным и этнографическим источникам) // Интеграция археологических и этнографических источников: материалы XVI Междунар. семинара. – Омск; Новосибирск, 2008. – С. 106–110. (0,6 п.л.).
41.Дашковский П.К. О служителях культа в кочевых империях сяньби и жужаней // VII Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. – Омск, 2008. – С. 362–366. (0,4 п.л.).
42.Дашковский П.К. Начальный этап формирования религиозной элиты у кочевников Центральной Азии: к постановке проблемы // Социогенез в Северной Азии: материалы 3-й Всерос. конф. – Иркутск, 2009. – С. 119–125. (0,45 п.л.).
43.Дашковский П.К. Изучение духовной культуры кочевников Центральной Азии эпохи средневековья во вт. пол XIX – нач. XX в. // Природные условия, история и культура Западной Монголии. Ховд; – Томск, 2009. – Т. I. С. 22–28. (0,7 п.л.).
44.Дашковский П.К. Накопление источников и начальный этап изучения духовной культуры кочевников Центральной Азии эпохи средневековья // Теоретические и прикладные исследования в религиоведении. – Барнаул, 2009. – Вып. 1–2. – С. 97–117. (1.8 п.л.).
45.Дашковский П.К. К вопросу о сущности религии тюрок Центральной Азии раннего средневековья: историографический аспект // Сибирь на перекрестке мировых религий: материалы IV межрегион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 228–235. (0,6 п.л.).
46.Дашковский П.К., Культякова Д.В. Влияние иранского религиозного комплекса на мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в скифскую эпоху // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. – Барнаул, 2007. – Вып. I. – С. 24–44 (2 / 1,1 п.л.).
47.Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Актуальные проблемы изучения мировоззрения хунну Центральной Азии // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции: материалы XIV Западно-Сибирской арх.-этнограф. конф. – Томск, 2008. – С. 278–282 (0,5 / 0,3 п.л.).
48.Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Изучение элиты кочевых народов Центральной Азии поздней древности и раннего средневековья: теоретический и исторический аспекты // Культура как система в историческом контексте: опыт западно-сибирских археолого-этнографических совещаний: материалы XV Междунар. Западно-Сибирской арх.-этнограф. конф. – Томск, 2010. – С. 149–153 (0,5 / 0,3 п.л.).
49.Дашковский П.К., Серегин Н.Н. Погребальный обряд тюркской культуры Алтая и некоторые особенности религиозной системы кочевников // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. – Барнаул, 2009. – Вып. III. – С. 35–63 (2 / 1,2 п.л.).
50.Дашковский П.К., Шабанова Д.Ю. Служители культа в кочевых обществах Центральной Азии: терминологический аспект. Т. II: Теоретические и прикладные исследования в религиоведении // Неверовские чтения: материалы III Всерос. конф. (с междунар. участием), посвящ. 80-летию со дня рождения В.И. Неверова. – Барнаул, 2010. – С. 18–27 (1,7 / 0,9 п.л.).
51.Тишкин А.А., Дашковский П.К. О государственности «пазырыкцев» // Теория и практика археологических исследований. – Барнаул, 2005. – Вып. 1. – С. 50–59 (0,8 / 0,5 п.л.).
52.Тишкин А.А., Дашковский П.К. Рец. на монографию: Крадин Н.Н. Империя Хунну // Теория и практика археологических исследований. – Барнаул, 2005. – Вып. I. – С. 160–162 (0,5 / 0,25 п.л.).
53.Dashkovskiy P.K. Religious aspect of political authority of nomads of Central Asia in ancient times and the Middle Ages // Hierarchy and Power in the History of Civilizations: Аbstract. – Мoscow, 2009. – P. 165. (0,1 п.л.).