Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. 1991-2010 ГОДЫ.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна работы состоит в постановке проблемы, весьма актуальной и не имеющей всесторонней научной разработки с учетом объекта и хронологических рамок исследования. Результаты обобщающего исследования  процесса формирования научно-технической интеллигенции в постсоветский период, осуществленного впервые в отечественной историографии, позволяют составить комплексное представление не только о механизмах этого процесса, но и о тех глобальных изменениях в сфере науки и техники, которые вплоть до настоящего времени происходят в мировом сообществе и в Российской Федерации. В этом смысле, многие выводы диссертационного исследования содержат ответы на насущные вопросы современного переходного периода общественного развития.
  2. В диссертации впервые определены тенденции, этапы и результаты формирования научно-технической интеллигенции. На основе анализа отечественного исторического опыта оценена степень государственного регулирования этим процессом. Доказано, что, согласно лучшим российским традициям, именно государство в условиях модернизации призвано определить приоритетные направления в развитии науки и техники, обеспечить их финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами, создать в обществе атмосферу заинтересованности в инновационном развитии. Обосновывается вывод о необходимости отнесения воспроизводства новой генерации специалистов в области техники и технологии в ряд важнейших и определяющих будущее страны факторов.
  3. Автором выявлено, что на содержа­ние государственной политики в этой сфере и ее реализацию на различных этапах развития страны оказывали влияние политические приоритеты, проявившиеся на каждом этапе; объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на конкретную историческую ситуацию. Делается вывод о том, в результате осуществления комплексной государственной научно-технической политики в СССР был не только сохранен, но и наиболее рационально использован в 30-е-70-е гг. научно-технический потенциал страны, сформировавшийся в контексте форсированной индустриализации, «холодной войны», научно-технической революции, благодаря созданию мощного кадрового корпуса и  сложившейся системе управления этой сферой. Убедительными доказательствами этого служит великая победа в войне против фашизма, запуск первых спутника и человека в космос, достижение военного паритета с ведущими державами мира и т.п. Диссертантом выявлены как факторы, стимулирующие деятельность научно-технической интеллигенции, так и причины, блокирующие ее творческую активность. В частности, в условиях развития НТР произошли большие изменения в процессе воспроизводства научно-технической интеллигенции, связанные с все возрастающей ролью науки и техники в общественном развитии и признанием этого явления на партийно-государственном уровне, изменилось место ученых и инженеров в иерархиче­ской общественной лестнице, а также характер отношений между научной интеллигенцией и властью. Значительно выросло число работающих в научно-технической сфере и количество научных разработок. Выявлены и негативные последствия партийно-государственного регулирования научно-технической сферой: результатом бюрократизации, администрирования, некомпетентности явились «кампанейщина», заорганизованность, конформизм, инертность, снижение темпов НТП в поздний советский период, неверное определение его приоритетов, забвение региональных интересов. Кроме того, в погоне за количеством выпускников инженерных вузов произошло не только ухудшение качества профессиональной подготовки, но также сложился  дефицит специалистов по таким в условиях научно-технической революции важнейшим отраслям, как вычислительная техника, информатика, микропроцессорная, лазерная техника и т.д. Формулируется вывод о двойственном характере отношения к научно-технической интеллигенции властных структур, нуждающихся в специалистах, исполнителях, кадрах, но не интеллигентах.
  4. Обосновано выделение двух  этапов в эволюции государственной политики в сфере формирования научно-технической интеллигенции в постсоветский период отечественной истории. В 1990-е гг. формирование научно-технической интеллигенции не вошло в число приоритетных и концептуально проработанных направлений государственной научно-технической политики Российской Федерации. Появились свобода слова, творчества, доступ к информации, но институциональная организация научно-технической сферы в целом была слабо затронута реформированием. В ней сохранилась прежняя модель управления и финансирования, сформировавшиеся еще в условиях советской административной системы; отсутствовали федеральные программы реструктуризации на различных уровнях управления, призванные содействовать, прежде всего, передаче технологий. Лишь во второй половине 1990-х годов начался переход от механизма принятия отдельных вынужденных решений к разработке перспективных программ развития научно-инновационной деятельности. В условиях системного кризиса резко понизился социальный статус ученых, инженеров, преподавателей высшей школы, в катастрофическом положении находились наука, образование, промышленность. Эмиграция за рубеж явилась не только одним из способов улучшения материального положения, но и возможностью сохранить принадлежность к особой профессиональной группе и социокультурной среде.         К числу главных причин сложившейся ситуации автор относит отказ от государственного регулирования научно-технической сферой, отсутствие научно-обоснованной, учитывающей тенденции мирового развития на рубеже ХХ-ХХI вв. программы преобразований.  В целом процесс трансформации государственной политики в сфере формирования научно-технической интеллигенции развивался в этот период от фактически полного устранения государства от управления наукой, образованием, отказа от перспективного планирования до начала поиска механизмов рационального регулирования этой сферой в условиях рыночных отношений.
  5. Выявление второго этапа (2000-е гг.) в процессе формирования научно-технической интеллигенции обосновано переходом от реализации задачи сохранения и адаптации научно-технического и исследовательского потенциала в условиях смены модели общественного развития к осуществлению институциональной модернизации в контексте новой стратегической цели - становления национальной инновационной системы. Автор формулирует вывод о том, что государственную научно-техническую политику в целом на современном этапе, отличает, с одной стороны -  концептуальная адаптированность к требованиям информационного общества, ориентация на формирование новой экономики знаний, с другой - декларативность, отсутствие массовой поддержки и хроническая нереализованность запрограммированного. Многие из программных документов до сих пор не утверждены. Не определен механизм создания «партнерских» отношений между властными структурами и научным, вузовским сообществами, характерных для современного демократического общества.
  6. Впервые на основе осуществленного анализа определено, что в 2000-е годы, несмотря на ряд позитивных изменений и стабилизацию общественной жизни, процесс воспроизводства дореформенных ценностей научно-технической интеллигенции становится еще более противоречивым, чем ранее. Во многом это обусловлено новыми российскими реалиями начала третьего тысячелетия: стагнацией в строительстве гражданского общества и реформировании в сфере науки и образования; коррупцией; социальной поляризацией; нравственной деградацией культурной сферы. Наблюдается тенденция к усилению прагматизма, индивидуализма, разрушению традиционных для российской интеллигенции нравственных ориентиров. Определенная часть ученых и преподавателей дезориентирована в рыночных условиях и утратила социальный оптимизм, что не может не затруднить реализацию  программы инновационного общественного развития. Между тем, на протяжении всей отечественной истории интеллигенция играла исключительно важную роль. От  гражданской позиции интеллигенции, ее компетентности и активности во многом зависел ход событий. В настоящее время именно научно-техническая интеллигенция призвана стать катализатором трансформационных процессов общественного развития, одновременно преодолевая технократизм и восстанавливая гуманистические ценности. В этой связи одной из стратегических задач государства является преодоление негативных тенденций, наметившихся в последние десятилетия: сужение научно-технической интеллигенцией  своей социальной роли до уровня профессионально-функциональных обязанностей, превращение в интеллектуалов по найму, которым свойственны культурная индифферентность, готовность адаптироваться к любой культурной среде, отказ от самоидентификации с определённой национальной культурой.
  7. Впервые на основе научно-исторического анализа выявлены подходы и концепции научно-технической политики, прежде всего, ее кадровой составляющей, установлены и оценены перспективные модели и механизмы ее реализации, определены те элементы, которые требуют совершенствования,  обозначены наиболее существенные недостатки. Автором обосновывается вывод о том, что заявленная в ряде концептуальных документов стратегическая цель - переход к постиндустриальной, высокотехнологичной экономике - труднореализуема в условиях находящейся в зачаточном состоянии инновационной инфраструктуры, слабости интеграционных процессов в сфере образования, науки и производства, неэффективной кадровой политики. Продолжают сохранять свою остроту и нерешенность следующие проблемы: глубокая деформация возрастной структуры научных кадров, следствием которой явился квалификационный и  профессиональный регресс в развитии научно-технического сообщества в целом; снижение мотивации у выпускников вузов посвятить себя науке в своей стране, ориентация на эмиграцию или практическую реализацию в бизнесе или сфере услуг; отсутствие целенаправленной государственной стратегии по регулированию социальной мобильности ученых; переплетение спроса на низко- и высококвалифицированный труд; смещение от технических в сторону экономических, гуманитарных профессий и др. Современные тенденции открытия сборочных производств без применения конструкторско-инженерной работы, по глубокому убеждению автора, не способствуют наращиванию профессиональных компетенций.
  8.  Принципиальным является вывод диссертанта о том, что переход к экономике и обществу, основанному на знании, должен сопровождаться и переходом к государственно-общественному регулированию процесса непрерывного образования - «учения длиною в жизнь» и опережающего обучения. Значительная роль в подготовке инженеров-инноваторов, воспроизводстве кадрового потенциала высшей школы, формировании интеграционной цепочки от «генерации идеи» до «промышленного запуска» принадлежит научно-исследовательскому комплексу высшей школы. Выявлены  причины, тормозящие реформирование и реструктуризацию вузовского сектора науки в направлении формирования на его основе инновационной образовательной и исследовательской инфраструктур: несоответствие нормативной базы современной практике выстраивания взаимовыгодных отношений между вузами и бизнесом; отсутствие реального конкурсного финансирования научно-исследовательской деятельности, который является главным инструментом обеспечения высокого уровня исследований; неразвитость механизма трансфера инновационных идей, технологий и разработок; недостаточный уровень развития инновационной и предпринимательской культуры в вузах; крайне низкая мотивация для исследовательской деятельности у преподавателей, в том числе, и в сфере привлечения к ней студентов.
  9. В диссертации установлено, что в  ходе реформирования российской высшей технической школы были, в целом, созданы предпосылки для подготовки специалистов, соответствующих требованиям ХХI века. Об этом свидетельствует  переход к университетскому инженерному образованию, гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, расширение практики внедрения инновационного инженерного образования, создание исследовательских университетов, развитие на базе вузов инновационной инфраструктуры. Однако, как показало исследование, внедрение этих позитивных и перспективных новаций оказалось заблокировано непоследовательными, несистемными реформами, отсутствием взаимодействия в выработке концептуальных подходов к модернизации высшей школы между государством и обществом. Развитие, так называемой, «указной» практики, сохранившейся и в настоящее время, не обеспечивало социальную поддержку проводимых преобразований. Выявлено, что отсутствовала  четкая, научно-обоснованная программа развития высшей технической школы, учитывающая исторический опыт, традиции инженерного образования и одновременно мировые тенденции. Определено, что в настоящее время высшая техническая школа России (за исключением нескольких ведущих технических университетов) при недостаточном уровне технического и технологического оснащения учебного процесса, малоэффективной кадровой политики, не стимулирующей воспроизводство научно-педагогического сообщества за счет притока молодых перспективных преподавателей и ученых, не способна осуществлять выпуск специалистов для инновационной экономики.
  10. Формулируется вывод о том, что высшая техническая школа в последнее десятилетие ХХ века не только утратила свою воспитательную функцию, но и дистанцировалась от процесса деструктивной трансформации нравственных регуляторов и профессиональных ориентиров у учащихся технических вузов. Формирование ценностных структур, мировоззренческой парадигмы студенческой молодежи на современном этапе происходит по-прежнему в условиях слабой интеграции воспитательной компоненты в образовательные программы.  
  11. Принципиальным является вывод автора о необходимости активного государственного регулирования процессом формирования научно-технической интеллигенции, восстановлении нормального функционирования системы воспроизводства научно-технической интеллигенции, что является важнейшим фактором инновационной эволюции российского общества. Представители научного и вузовского сообществ должны активно привлекаться к формированию законодательной базы, созданию программных документов, определяющих развитие сектора исследований и разработок, высшей школы, производственного сектора.
  12. Диссертантом введен в научный оборот значительный массив документальных источников, отложившихся в Архиве Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - материалов совещаний, парламентских слушаний, переписки Комитета по образованию и науке с  ректорами вузов, руководителями регионов, проектов законов, заключений думских экспертов, - позволили автору объективно изучить и осмыслить проблемы воспроизводства научно-технической интеллигенции, реформирования высшей школы, научно-технической сферы, формирования и функционирования инновационной инфраструктуры (технопарковых структур, бизнес-инкубаторов, ИТЦ и пр.), перспективы интеграции в нее  наукоградов.
Список опубликованных работ
I. Статьи в изданиях по Списку ВАК Министерства образования и науки РФ

1.Гусарова М.Н. Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в советской высшей технической школе в 1950-1980-е гг. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. №1. (72). Выпуск 13. С. 197-204. 0,5 п.л.

2.Гусарова М.Н. Исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в 30-40-е годы ХХ в. // Власть. 2010. №4. С. 169-173. 0,3 п.л.

3.Гусарова М.Н. Исторический опыт государственной научно-технической политики в Российской Федерации // Власть. 2010. №2. С. 32-36. 0,3 п.л.

4.Гусарова М.Н. Императивы инновационной экономики и формирование научно-технической интеллигенции в современной России (1991-2009) // Российская история. 2010. №2. С. 73-80. 0,5 п.л.

5.Гусарова М.Н. Из истории инженерного образования в России // Преподавание истории в школе. 2010. №3. С. 68-70. 0,5 п.л.

6.Гусарова М.Н. Становление нового типа научно-технической интеллигенции // Власть. 2009. №7. С. 45-48. 0,3 п.л.

7.Гусарова М.Н. Роль гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технической сферы в условиях глобализации // Власть. 2009. №8. С. 71-74. 0,3 п.л.

8.Гусарова М.Н. Высшее техническое образование в России в начале XXI в. // Власть. 2008. №1. С. 12-17. 0,3 п.л.

II. Монографии по теме диссертации

9.Гусарова М.Н. Формирование научно-технической интеллигенции в Российской Федерации: преемственность отечественного опыта и новые тенденции. 1991-2010 годы. М.: Изд-во МосГУ, 2010. 473 с. 30,0 п.л.

10.Гусарова М.Н. Государственная политика Российской Федерации в сфере формирования научно-технической интеллигенции 1991-2009 гг. М.: Изд-во МосГУ, 2009. 450 с. 28,25 п.л.

11. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В. Становление и развитие научно-технической интеллигенции в России. М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2009. 321 с. 20,25/10,0 п.л.

12. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В. Теоретико-методологические проблемы исследования научно-технической интеллигенции / Под ред. Е.В. Бодровой. М.: ГУП «Типография на Люсиновской», 2009. 155 с. 10,0/5,0 п.л.

13. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В., Мешкова А.В. Государственная политика в Российской Федерации в области культуры и образования на рубеже ХХ-ХХI вв. М.: Изд-во МосГУ, 2008. 202 с. 12,6/4,2 п.л.

14. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В., Прудников М.Н. Проблемы социального управления в технических вузах России в условиях глобализации общественного развития. М.: Изд-во МосГУ, 2008. 228 с. 14,25/ 4,75 п.л.

15. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В., Ватлина Т.Н. Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в области гуманитарной подготовки в высшей технической школе. М.: Изд-во Национальный институт бизнеса, 2007. 276 с. 17,2/5,7 п.л.

III.Брошюра

16. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В., Прудников М.Н. Социальные проблемы управления системой образования и реформирование высшей технической школы в условиях создания новой модели общественных отношений. М.: Изд-во РГИО, 2008. 48 с. 3,0/1,0 п.л.

IV. Статьи в научных изданиях

17. Гусарова М.Н. Основные направления подготовки специалистов для инженерно-технической сферы в советской высшей школе в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2010. Вып.114. С. 43-49. 0,44 п.л.

18. Гусарова М.Н. Проблемы взаимоотношения научно-технической интеллигенции и власти в современной России (по материалам парламентских слушаний) // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2010. Вып.114. С. 49-55. 0,44 п.л.

19. Гусарова М.Н. Трансформация духовно-нравственных и профессиональных ценностей студентов российской высшей технической школы в постсоветский период отечественной истории // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2010. Вып.116. С. 92-104. 0,81 п.л.

20. Гусарова М.Н. Научно-техническая интеллигенция в годы Великой Отечественной войны // 65-летию Победы посвящается. Сборник научных трудов. М.: Изд-во МосГУ, 2010. С. 27-34. 0,5 п.л.

21. Гусарова М.Н. Наукограды как фактор повышения научно-технического потенциала страны // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып.103. С. 26-34. 0,56 п.л.

22.Гусарова М.Н. Основные направления государственной политики по регулированию научно-исследовательской деятельности в высшей технической школе России в 1992–2008 гг. // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып.103. С. 23-33. 0,7 п.л.

23.Гусарова М.Н. Инженерное образование в России: исторический опыт и современные приоритеты. // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып.104. С. 29-49. 1,3 п.л.

24. Гусарова М.Н. Российский интеллигент и западный интеллектуал // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып. 109. С. 29-41. 0,81 п.л.

25. Гусарова М.Н. Роль наукоградов в воспроизводстве современной российской научно-технической интеллигенции // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып. 109. С. 41-56. 1,0 п.л.

26. Гусарова М.Н. Государственная научно-техническая политика Российской Федерации в 1992-2009 гг.: основные этапы и направления // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып.112. С. 26-34. 0,56 п.л.

27. Гусарова М.Н. Теоретико-методологические и историографические основы исследования научно-технической интеллигенции в современном мире // Гуманитарные науки. История и политология. Сб. научных трудов. М.: Изд-во МГИЭМ, 2009. С. 17-33. 1,0 п.л.

28. Гусарова М.Н. Формирование научно-технической интеллигенции в отечественной высшей технической школе //Общество. Вчера. Сегодня. Завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РИО МГУПИ. 2009. Вып.5. С. 8-14. 0,43 п.л.

29. Гусарова М.Н. Основные направления государственной научно-технической политики в Российской Федерации //Общество. Вчера. Сегодня. Завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РИО МГУПИ. 2009. Вып.5. С. 61-70. 0,6 п.л.

30. Гусарова М.Н. Высшее техническое образование в России в условиях глобализации мирового развития // Высшее образование для XXI века. VI международная научная конференция, Москва 19-21 ноября 2009 г.: Доклады и материалы. Вып.1./ отв. ред. Н.В. Захаров. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 35-41. 0,44 п.л.

31. Гусарова М.Н. Отечественная высшая техническая школа в контексте современных общемировых требований к инженерному образованию // Сборник научных трудов. М.: Изд-во МосГУ, 2009. Вып.1. С. 35-40. 0,4 п.л.

32. Гусарова М.Н. Проблема подготовки инженерных кадров в современной российской высшей технической школе //Сборник научных трудов. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 25-30. 0,4 п.л.

33. Гусарова М.Н. Роль гуманитарной составляющей в процессе подготовки выпускников инженерных специальностей в условиях глобализации мирового развития // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2008. Вып.98. С. 150-156. 0,4 п.л.

34. Гусарова М.Н. Проблема идентификации и воспроизводства научно-технической интеллигенции в современной России // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во МосГУ, 2008. Вып. 99. С. 3-11. 0,56 п.л.

35. Гусарова М.Н. Реализация компетентностного и кредитно-модульного подходов к модернизации учебных программ - один из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников вузов // Общество - вчера, сегодня, завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РИО МГУПИ. 2008. Вып.4. С. 75-86. 0,75 п.л.

36. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В. Модель цикла ГСЭ в третьем поколении ГОС ВПО и его вклад в формирование профессиональных и личностных компетенций выпускников программ ВПО в области техники и технологии // Общество - вчера, сегодня, завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РИО МГУПИ. 2008. Вып.4. С. 86-95. 0,6/0,3 п.л.

37. Гусарова М.Н. Повышение роли гуманитарной составляющей в подготовке выпускников инженерных специальностей в условиях глобализации мирового развития // Сборник научных трудов. М.: Изд-во МосГУ, 2008. С. 33-37. 0,3 п.л.

38. Гусарова М.Н. Реформирование высшей школы в России в контексте присоединения к Болонскому процессу // «Эволюция государственного управления в России. Спорные проблемы. Сборник научных трудов. Под. общ. ред. Е.В. Бодровой. М.: Изд-во МосГУ, 2007. С. 110-125. 1,0 п.л.

39. Гусарова М.Н. Проблемы модернизации высшей технической школы в условиях глобализации мирового развития // Общество ─ вчера, сегодня завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во МГУПИ, 2007. Вып.3. С. 103-111. 0, 56 п.л.

40. Гусарова М.Н. Модернизация структуры и содержания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в высшей технической школе // Общество – вчера, сегодня, завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РИО МГАПИ, 2006. Вып.2. С. 283-291. 0,5 п.л.

41. Гусарова М.Н., Бодрова Е.В. К вопросу о необходимости изменений в управлении российской системой образования в условиях формирования информационного общества // Сборник научных трудов. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006. С. 9-16. 0,5/0,3 п.л.

42. Гусарова М.Н. Совершенствование методологии и методики преподавания гуманитарных и социально-экономических наук // Общество – вчера, сегодня, завтра. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во РИО МГАПИ, 2005. Вып.1. С. 359-362. 0,25 п.л.