- Видный ученый, публицист, государственный деятель, сыгравший значительную роль в политической жизни России второй половины XIX - начала XX в., Победоносцев занимал особое место среди представителей пореформенного консерватизма. Будучи по происхождению тесно связан с традиционно-патриархальным укладом общества, он особенно остро реагировал на противоречивые последствия реформ 1860-70-х гг., выдвигал в качестве альтернативы административно-законодательным преобразованиям воздействие на внутренний, духовный мир людей. Этим объяснялось его первостепенное внимание к проблемам культуры, просвещения, духовной жизни общества, в первую очередь - к общественной роли церкви.
- Своеобразие взглядов и личности Победоносцева во многом определялись атмосферой родительского дома, в котором влияние традиционно-патриархального уклада сочеталось с воздействием элементов просветительской идеологии. Преклоняясь перед «правомерной» монархией Петра I и его преемников, Победоносцев принял активное участие в судебной реформе 1864 г., стремясь очистить «регулярное государство» от позднейших наслоений. Однако, когда преобразования начали выходить из намеченных им рамок, он выступил против реформ и перешел на консервативные позиции. Разворачивая во второй половине 1860-х - 70-е гг. критику либеральных реформ, Победоносцев исходил из представлений о неприемлемости введения в России демократических учреждений, построенных по западным образцам, о необходимости опираться на исторические традиции страны, полнее учитывать роль духовно-религиозного фактора в жизни общества. Многие из этих идей с одобрением воспринимались консервативно настроенными людьми. Либералы же недооценили Победоносцева, считая его взгляды архаичными, оторванными от реальных потребностей страны. Это во многом и позволило Победоносцеву одержать в 1881 г. верх над своими противниками. Победа обер-прокурора опиралась и на искусное использование им механизмов закулисного манипулирования (контакты, завязанные им в консервативных кружках и салонах, сближение с наследником престола Александром Александровичем).
- Политическое возвышение Победоносцева в 1860-70-е гг. во многом объяснялось объективными обстоятельствами - противоречивым характером модернизации России, кризисом политики реформ на рубеже 1870-80-х гг. Вместе с тем конкретные особенности положения консервативного сановника в правительстве Александра III определялись своеобразием его идейных установок - стремлением опираться на «людей», а не на «учреждения», придать самодержавию «живой», небюрократический характер. Одной из основ небюрократического самодержавия, по мысли Победоносцева, должна была стать деятельность доверенного советника царя, в роли которого он видел себя. В задачи советника, по мысли обер-прокурора, входило доносить до царя нужды и чаяния народа, рекомендовать сановников на важнейшие правительственные посты, давать царю рекомендации по широкому спектру вопросов государственного управления.
- Опираясь на огромный авторитет в глазах Александра III, Победоносцев в 1880-е гг. оказывал значительное влияние на политику правительства. Вместе с тем не совсем верно называть его «неформальным премьер-министром», как это делал ряд современников и историков. Основное внимание обер-прокурор уделял ведомствам и институтам, связанным с вопросами идеологии и духовной жизни - церкви, цензуре, Министерству народного просвещения. Что касается дел текущего управления, преобразования социальных и административных институтов, то здесь главную роль играл другой видный консерватор - министр внутренних дел Д.А. Толстой, далеко не всегда следовавший в фарватере политики обер-прокурора. Вместе с тем Победоносцев оставлял за собой право вмешиваться в дела управления по самым разным вопросам, что породило у современников представление о его всемогуществе.
- Особенности правительственной деятельности Победоносцева определялись не только его вниманием к вопросам идеологии, но и высокой оценкой «простого народа» как хранителя исторических устоев России. Многое из того, что предпринимал обер-прокурор - развитие церковно-приходских школ, забота о нравственном облике духовенства, издание доступной литературы для народа - объяснялось его стремлением воздействовать на сознание народных масс. Одновременно консервативный сановник считал необходимым оберегать «простых людей» от «соблазна», чем определялась его жесткая цензурная политика, борьба против иноверия и религиозного инакомыслия.
- Вопреки мнению современников о сохранении за Победоносцевым преобладающего политического влияния вплоть до 1905 г., его роль в правительстве начала снижаться уже в конце 1880-х гг. Связано это было как с изменением исторической обстановки, так и с внутренними противоречиями в программе обер-прокурора. С подозрением воспринимая любую неподконтрольную деятельность, обер-прокурор держал под жесткой опекой даже ближайших сотрудников (иерархов церкви, консервативных журналистов), что постепенно оттолкнуло от него даже единомышленников. Многое из того, что делал Победоносцев, представляло собой безнадежную попытку остановить развитие объективно неизбежных процессов (борьба против свободы печати, развития религиозного разномыслия, секуляризации общественной жизни и др.). Все это неуклонно подрывало влияние Победоносцева, завершившись его отставкой в 1905 г.
- Важной причиной потери Победоносцевым политического влияния стало его отношение к мерам по пересмотру либерального законодательства 1860-70-х гг. (контрреформам). Отвергая всякое вторжение в сферу «учреждений», обер-прокурор негативно относился не только к либеральным, но и к реакционно-охранительным преобразованиям. Этим он подорвал свою репутацию в глазах представителей консервативной группировки в правительстве и самого царя.
- Мнение ряда современников и историков о безусловной архаичности взглядов Победоносцева нельзя признать обоснованным. Чутко реагируя на новые тенденции в развитии общества, обер-прокурор сознавал важность таких порожденных модернизацией явлений, как возрастание роли идеологии в жизни страны, необходимость активного воздействия на духовную жизнь общества, влияния на сознание народных масс. Вместе с тем, в целом, российскому консерватору так и не удалось сформулировать адекватного ответа на вызовы эпохи. Выступая с критикой реформ и демократии, обер-прокурор не мог предложить четкой альтернативы отвергаемым им принципам, став своеобразным символом исчерпанности творческого потенциала российского самодержавия.
1. Рец. на кн.: Великая ложь нашего времени. М., 1993. //Вопросы философии. – М., 1993. № 8. – 0,3 п.л.
2. К.П. Победоносцев о В.В. Розанове //Вопросы философии. – М., 1993. № 12. – 0,3 п.л.
3. К.П. Победоносцев, Святейший Синод и архиереи в 1881-1894 гг. //Вестник Московского университета. Серия 8. История. – М., 1994. № 4. – 0,7 п.л
4. «Правил – как завещал отец?» (Выступление за «круглым столом» редакции, посвященном эпохе Александра III) //Родина. – М., 1994. № 11. – 0,2 п.л.
5. Рыцарь несвободы //Родина. – М., 1995. № 1. – 0,5 п.л.
6. Рец. на альманах «Российский архив» //Вопросы истории. – М., 1997. № 1. – 0,1 п.л.
7. Церковь, власть и общество в России (1880-е – первая половина 1890-х гг.) //Вопросы истории. – М., 1997. № 11. – 1,5 п.л.
8. К.П. Победоносцев – человек и политик //Отечественная история. – М., 1998. № 1. – 1,5 п.л.
9. Рец. на кн.: Of Religion and Empire. Ed. by R. Geraci and M. Khodarkovsky Cornell University Press: Ithaca-London, 2001. //Отечественная история. – М., 2003. № 5. – 0,5 п.л.
10. Обсуждаем энциклопедию «Общественная мысль России XVIII – начала XIX вв.» (выступление за круглым столом) //Отечественная история. – М., 2006. № 4. – 0,1 п.л.
11. Рец. на кн.: Nicholas B. Breyfogle. Heretics and Colonizers: Forging Russia’s Empire in the South Caucasus. Cornell University Press: Ithaca – London, 2005. //Отечественная история. – М., 2006. № 6. – 0,3 п.л.
12. К.П. Победоносцев в восприятии французских ученых и публицистов. //Отечественная история. – М., 2007. № 6. – 0,5 п.л.
13. К.П. Победоносцев в 1880-е – начале 1890-х гг.: механизмы воздействия на общественное мнение //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». – М., 2010. № 2. – 1 п.л.
14. Система власти и управления самодержавной России в воззрениях К.П. Победоносцева //Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – М., 2010. № 3. – 1 п.л.
15. К.П. Победоносцев в начале 1880-х гг.: к истории борьбы в «верхах» после 1 марта 1881 г. //Вестник Московского университета. Серия 8. История. – М., 2010. № 4 – 0,9 п.л.
16. Рец. на кн.: Схиммельпеннинк ван дер Ойе, Дэвид. Навстречу Восходящему солнцу: как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. //Российская история. – М., 2010. № 5. – 0,3 п.л.
Монографии:
17. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. – М.: Издательство «АИРО-ХХ», 1996. – 9 п.л.
18. Russia in the Nineteenth Century. Autocracy, Reform, and Social Change, 1814-1914. – Armonk, New York – London, England: M.E.Sharpe, 2005. – 19 п.л.
19. Константин Петрович Победоносцев: вехи политической биографии. - М.: Издательство «МАКС Пресс», 2010. – 11 п.л.
Статьи и материалы докладов:
20. Церковная школа для народа в конце XIX в. //Журнал Московской патриархии. – М., 1993. № 6. – 0,5 п.л.
21. Православие в Остзейском крае и политика правительства Александра III //Россия и реформы. Вып.2. – М., 1993. – 0,5 п.л.
22. Рец. на кн.: Российские самодержцы. 1801-1917. М., 1993. //Уральский исторический вестник. – Екатеринбург, 1994. № 4. – 0,5 п.л.
23. Александр III //Отечественная история. Энциклопедия. Т. I. – М., 1994. – 0,1 п.л.
24. П.А. Валуев //Отечественная история. Энциклопедия. Т. I. – М., 1994. – 0,1 п.л.
25. Духовное ведомство и православие на востоке Российской империи (Поволжье и Забайкалье) в 1880-е – начале 1890-х гг. //Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. I. – Челябинск, 1995. – 0,1 п.л.
26. К.П. Победоносцев в 1881 г. (письма к Е.Ф.Тютчевой) //Река времен. Книга 1. – М., 1995. – 1,5 п.л.
27. О. Иоанн Кронштадтский и К.П. Победоносцев (1883 г.) //Река времен. Книга 2. – М., 1995. – 0,5 п.л.
28. Государство и религиозное инакомыслие в России (1880-е – начало 1890-х годов) //Россия и реформы. Вып.3. – М., 1995. – 0,5 п.л.
29. Романовы: между историей и идеологией //Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. – М., 1996. – 1,5 п.л.
30. Духовное ведомство и униатский вопрос (1880-е – начало 1890-х гг.) //П.А. Зайончковский. 1904-1983. Статьи, публикации и воспоминания. - М., 1998. – 0,5 п.л.
31. Государство и церковь в эпоху Александра III //Государственное управление: исторические аспекты. – М., 1998.– 0,2 п.л.
32. Е.Е. Голубинский: историк и его время //Жизнь и труды академика Е.Е. Голубинского. – М., 1998. (в соавторстве с И.В. Соловьевым). - 0,5 п.л.
33. Kirche und Gesellschaft in der Aera Alexander III. Gab es einen «russischen Klerikalismus»? //Berliner Jahrbuch fuer osteuropaeische Geschichte (1997). - Berlin, 1998. – 0,7 п.л.
34. Konstantin Pobedonostsev and Political Culture of Late Imperial Russia //VI World Congress for Central and East European Studies. Abstracts. – Tampere, 2000. – 0,1 п.л.
35. К.П. Победоносцев и русское духовенство //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2000. – 0,5 п.л.
36. Либеральные бюрократы //Отечественная история. Энциклопедия. Т.3. - М., 2000. – 0,1 п.л.
37. Контрреформы //Отечественная история. Энциклопедия. Т.3. – М., 2000. – 0,1 п.л.
38. Konstantin Petrovich Pobedonostsev – Man and Politician //Russian Studies in History. - New York. Spring 2001. Vol.39, No.4. – 1,5 п.л.
39. Church, Regime, and Society in Russia (1880-1895) //Russian Studies in History - New York. Spring 2001. Vol.39, No.4. – 1,3 п.л.
40. The State and Religious Heterodoxy in Russia (from 1880 to the Beginning of the 1890s) //Russian Studies in History - New York. Spring 2001. Vol.39, No.4. – 0,7 п.л.
41. The Orthodox Church in the Baltic Region and the Policies of Alexander III’s Government //Russian Studies in History - New York. Spring 2001. Vol.39, No.4. – 0,7 п.л.
42. The Religious Department and the Uniate Question, 1881-1894 //Russian Studies in History - New York. Spring 2001. Vol.39, No.4. – 0,6 п.л.
43. К.П. Победоносцев и французские консерваторы //Историки размышляют. Выпуск 4. – М., 2003. – 0,5 п.л.
44. Народные дома и народные университеты //Россия: удачи минувшего века. – М., 2004. – 0,5 п.л.
45. Историческое введение //Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч.1. – М., 2004. (в соавторстве с И.В. Соловьевым). – 0,5 п.л.
46. К.П. Победоносцев и общественно-политическая жизнь Великобритании (1870-е – начало 1900-х гг.) //Константин Петрович Победоносцев: мыслитель, ученый, человек. – СПб., 2007. – 0,5 п.л.
47. Опыт реформ //Владимир Путин: рано подводить итоги. – М., 2007. – 2,5 п.л.
48. Обер-прокуратура Святейшего Синода: основные этапы становления и развития (XVIII – середина XIX в.) //Петр Андреевич Зайончковский. Сборник статей и воспоминаний к столетию историка. – М., 2008. – 1,5 п.л.