Научная тема: «МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ (1917 – 1937 ГГ.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В 1917 году Россия пережила революцию, которая положила начало советскому обществу. Большевистская партия возглавила переустройство и структурирование нового советского государства. Регулирование острейших, динамичных и крайне противоречивых общественных процессов привело к централизации и концентрации власти, а также формированию однопартийного политического режима. Партия нуждалась в Советах в качестве формы легитимации своей абсолютной власти. Но и Советы смогли состояться как органы государственной власти только под руководством партийного аппарата.
  2. В условиях слабого центра и преобладания центробежных тенденций областные объединения стали формой восстановления системы государственных органов, разрушенных революцией. II съезд Советов Западной области в апреле 1918 года стал поворотным моментом в процессе централизации власти. Он не только устранил конкуренцию Областному исполнительному комитету Западной области (Облискомзап) со стороны Смоленского губернского Совета, но и резко ограничил политическую самодеятельность губернских и уездных Советов. За 1917-1918 гг. Западная область состоялась как политико-территориальная организация государственного устройства. Областное руководство обеспечило воссоздание единой и прочной структуры власти на местном уровне. При этом использовались различные формы чрезвычайных органов,  преимущественно в виде революционных комитетов (ревкомов). Облискомзап целенаправленно создавал модель государственной экономики.  Главное достоинство и преимущество Совета народного хозяйства (СНХ) в тех условиях явилось обеспечение нужд Западного фронта. Дальнейшее усиление региональной власти могло ограничить роль Центра определенными рамки.
  3. В ЦК большевистской партии к концу 1918 года автономность Западной области стала рассматриваться как угроза процессу централизации власти. Создание Советской Социалистической Белорусской Республики (ССРБ) реализовало проект «республики-буфера» (выражение В.И. Ленина).[1] Основную роль в этом процессе играл ЦК партии, а не ВЦИК. Упразднение Западной области было также связано с заменой прежнего областного руководства. Новое государственное образование, созданное вместо ССРБ - Белорусско-Литовская советская республика просуществовала  несколько месяцев 1919 года и прекратила свое существование в результате польской агрессии. Тактика центральной власти Советской России по приспособлению к условиям гражданской войны позволила применять две формы государственного строительства - губернии и национально-государственные образования.
  4. При изменениях политического курса в 1919-1930-х годах проводилась реорганизация партийно-советского механизма власти и смена руководящих кадров. Это приводило к форсированию темпов распространения политических нововведений и придавало конструкции советской власти динамизм. Такая политика позволяла центральной власти препятствовать созданию  в регионах «кланов» партийно-советской элиты в виде замкнутых группировок.
  5. Политический курс в период НЭПа на укрепление партийного, советского и хозяйственного аппарата был попыткой создания рациональной государственной службы на низовом и среднем уровнях аппарата управления. Этот период отличается повышенной активностью и самоорганизации населения, в частности, в форме беспартийных крестьянских конференций. Затем эти формы не получили развитие, что определило повышение роли бюрократического партийно-советского аппарата, который все больше брал на себя ответственность за развитие как региона, так и государства в целом.
  6. Реформа районирования представляла собой поиск эффективной административно-территориальной организации страны. Эта реформа позволила соединить экономическое планирование и директивное управление в органическую функцию партийно-государственного аппарата. В 1920-е годы были теоретически обоснованы, а затем практически опробованы научные разработки по преобразованию всей административно-территориальной организации России. Завершение реформы районирования в 1929 году привело к созданию пяти новых областей (Московской, Иваново-Вознесенской, Нижегородской, Западной и Северной). Западная область РСФСР стала проектом организации региональной власти, совмещающей экономическое и административное районирование. Укрупнение и районирование БССР в первой половине 1920-х годов позволило использовать преимущества реформы гораздо полнее и эффективнее. Национально-государственное строительство воплощалось в проведении политики белоруссизации и «коренизации» административно-политического аппарата власти. Два региона вместо проектируемой Западной области стали результатом реализации двух принципиально различных политических стратегий.
  7. Новая районированная организация области стала инструментом проведения социалистической модернизации в СССР. Такая модернизированная и, в значительной мере, самостоятельная система региональной власти получила возможность разработать и реализовать полноценную региональную политику. Административно-командная мобилизация ориентировалась на достижение результатов без учета потерь и жертв такой политики.
  8. В ходе строительства социализма проведенное реформирование механизма власти явилось решающим фактором успеха. Возможности региональной власти изменять свою внутреннюю структуру в соответствии с потребностями управления, проводить региональную политику, самостоятельно использовать потенциал региональной экономики становились главными факторами успеха. Но организационные методы этапа реформирования становились неприемлемыми при внедрении и распространении нововведений. Чем больше развивалась и усложнялась региональная организация власти, тем все большую деформирующую роль приобретали административные, насильственные и репрессивные методы осуществления преобразований. Угасание самостоятельности региональной власти компенсировалось тенденцией сверхцентрализации власти в СССР. В силу обострения этого внутреннего противоречия партийно-советский механизм власти терял свой поисковый характер и вынужден был закрепить бюрократическую природу административно-командного управления. Сталинизм стал формой стабилизации политического режима, где региональный механизм власти потерял самостоятельное значение.
  9. Усложнение системы регионального управления, новый уровень взаимодействия всей системы партийно-советской и хозяйственной организации власти приводил к нарушению прежней устойчивости и кризису административно-территориальной организации власти. Процессы укрупнения и разукрупнения административно-территориального деления в Западном регионе России в 1920-1930-х годах носили циклический характер и, в конечном счете, отражали главенство задач и форм административного управления.
  10. Региональная власть, сохранявшая в первой половине 1930-х годов свою «автономию» превратилась в препятствие для сталинского руководства и утверждения режима личной власти вождя. Поэтому региональная элита была целенаправленно уничтожена в ходе так называемого «Большого террора». Административно-территориальное деление вернулось к губернской схеме, сохранив название областей и районную организацию власти.
Список опубликованных работ
Монография:

Карелин Е.Г. Механизм власти и управления Западного края Советской России в 1917 – 1939 гг. Смоленск: Изд-во Универсум, 2009. - 29 п.л.

Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных перечнем ВАК РФ:

1.Карелин Е.Г. Проведение реформы районирования СССР в 20-е годы (на материалах Запанной области РСФСР)// Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1991. № 1. - 0,5 п.л.

2.Карелин Е.Г. Становление власти Советов и создание Западной области (Коммуны) в России// Государственная служба – 2008 - №2. - 0,6 п.л.

3.Карелин Е.Г. Борьба с областничеством и создание Белорусской советской республики// Государственная служба – 2008 - №3. - 0,6 п.л.

4.Карелин Е.Г. Роль Совета народного хозяйства в системе региональной власти Западной области России// Государственная служба – 2008 - №5. - 0,6 п.л.

5.Карелин Е.Г. Реформирование административно-территориальной организации власти в Западном регионе России в 1919 – 1920 гг.//Ученые записки РГСУ – 2009 - № 1. - 1,5 п.л.

6.Карелин Е.Г. Реформа районирования как форма модернизации государственного устройства (на материалах Западной области)// Государственная служба – 2009 - № 4. - 0,7 п.л.

7.Карелин Е.Г. Региональный механизм власти при переходе к НЭПу в Западном крае России//Ученые записки РГСУ – 2009 - № 3. - 0,9 п.л.

8. Карелин Е.Г. Западная область Госплана: из истории экономического районирования страны в 1920-е годы // Российская история – 2010 - №2. - 0,5 п.л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

1.Карелин Е.Г. Политическая организация Западной области РСФСР как инструмент проведения коллективизации// Материалы научной конференции по аграрной истории Российского нечерноземья. Смоленск: СГПУ, 1992. - 0,25 п.л.

2.Карелин Е.Г. Российский регионализм: история и современность (на материалах Западной области России)//Актуальные аспекты права на современном этапе развития общества. Материалы VI Кирилло - Мефодиевских чтений. – Смоленск: СГУ, 2000. - 0,35 п.л.

3.Карелин Е.Г. Ликвидация административных округов в ССР в 1930 г.// Актуальные аспекты права на современном этапе развития общества. Материалы VIII Кирилло - Мефодиевских чтений. – Смоленск: СГУ, 2002. - 0,45 п.л.

4.Карелин Е.Г. Создание Западной области в РСФСР в 1929 г.// Край Смоленский - 2002 - №7-9. - 1,5 п.л.

5.Карелин Е.Г. Кризис районированной области в 1930 г. (на материалах Западной области РСФСР)// Край Смоленский 2002 - №10-12. - 1,5 п.л.

6.Карелин Е.Г. Построение административно-командной системы и начало распада районированной области (1930 – 1934 гг.)// Край Смоленский - 2003 - №1-2. - 1,5 п.л.

7.Карелин Е.Г. Окончательное уничтожение районированной Западной области России (1935 –1937 гг.)// Край Смоленский – 2003 - №3-4. - 1,5 п.л.

8.Карелин Е.Г. Л.М. Каганович и проведение кампании террора на Смоленщине в 1937 г.//Проблемы социально-экономического развития субъектов Федерации на современном этапе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Т. 3, Смоленск, 2004. - 0,7 п.л.

9.Карелин Е.Г. Роль малых городов – уездных центров в формировании механизма советской власти//Малые города Смоленской области: от депрессии и стагнации к устойчивому развитию: сборник материалов круглого стола. - Смоленск: Универсум, 2006г. - 0,5 п.л.

10.Карелин Е.Г. Создание и функционирование регионального механизма власти в районированной Западной области России (1929-1937гг.)//Край Смоленский – 2006 - №10. 1,2 п.л.

11.Карелин Е.Г. Роль кампании террора 1937г в реорганизации регионального механизма власти России// Край Смоленский - 2007 - №1-2. - 0,8 п.л.

12.Карелин Е.Г. Механизм региональной организации власти в районировании Западной области России (1929-1937гг.)//Российская государственность: история и современность. Сборник научных статей. К 60-летию кафедры истории российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. – М.: РАЕН, 2007. - 0,6 п.л.

13.Карелин Е.Г. Создание и функционирование регионального механизма власти в Западной области России (1929-1937гг.)//Среднерусской вестник общественных наук – 2008 - №1. - 1 п.л.

14.Карелин Е.Г. Трансформация административно-территориального деления в Западном крае России в 1917 – 1928 гг.// Смоленщина: триста лет перемен (к 300 - летию образования Смоленской губернии). Сборник научных статей. – Смоленск: Универсум, 2008. - 1 п.л.