- Татарская детская книга - национально и исторически специфический факт культуры России, отразивший основные закономерности литературной, культурной и социально-политической жизни страны. Татарское книгоиздание для детей отражает социокультурную и языковую ситуацию в регионе, является важным средством в регулировании процесса возрождения и развития татарского народа, формирования и воспроизводства его научного и творческого потенциала.
- Типология детской книги социально детерминирована, ее генезис обусловлен общественными и культурными потребностями нации. Реализованная татарской детской книгой модель литературно-книжного процесса была подвергнута воздействию государственной идеологии.
- Типологическое и жанровое разнообразие татарской детской книги, положительная динамика количественного и качественного состава репертуара - свидетельство эволюционного характера развития в 1917-1991 гг.
- Татарская детская книга как объект материальной культуры, опираясь на традиции отечественной и национальной книжной графики, воплощает в себе лучшие образцы искусства детской книги, что позволяет рассматривать ее как объект искусствоведческого анализа, результат творческой работы известных русских и татарских художников-графиков.
- Особенности татарской детской книги, развивающейся в русле российских общественно-политических и историко-культурных процессов и детерминированной ими, вытекают из исторически сложившихся национально-этнических, культурных и других традиций.
- Опыт татарского детского книгоиздания в условиях советского многонационального общества, как фактор межкультурной коммуникации, востребован в условиях унификации культур.
1.Татарская детская книга 1917-1991 гг.: эволюция и тенденции развития/А.Р.Абдулхакова.– Казань, 2009.– 328с.
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК:
2.Татарская научно – познавательная книга для детей // Библиотековедение. – 2003. – №5. – С. 65-67.
3.Искусство издания татарской советской детской книги// Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела.–2009.–№5.–С. 100-107.
4.Татарская детская книга 1920-х гг. // Библиотековедение.– 2009.– № 6.–С.46-49.
5.Жанр сказки в татарской советской детской книге // Наука и школа. – 2010.– №3.- С.63-70.
6.Из истории искусства татарской советской детской книги// Библиотековедение.– 2010.– №2.- С.50-57.
7.Татарская детская книга XX века как культурно – педагогическая система // Наука и школа. – 2010.– №2.- С.47-53.
8.Драматические произведения в репертуаре татарской советской детской книги// Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2010.– №2.- С.62-69.
Статьи и тезисы докладов:
9.Чит илдәге милләттәшләребез һәм Тукайның педагогик мирасы // Мәгариф. – 1993. – №8. – Б. 24-26.– На тат. яз.
10.Определение границ понятия «дореволюционная татарская детская книга» // Слово о книге: к 270-летию татарской книги. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1994. – С. 165-173.
11.Новое в библиографии Г. Тукая // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность: тез. докл. науч.- теор. конф. / КГИИК. – Казань, 1994. – С. 123 – 125.
12.Балаларга булэклэр (XX гасыр әдәбияты тарихыннан) // Мәгариф. – 1994. – №4. – С. 25-26.– На тат. яз.
13.Детские книги Г. Тукая // Әдәбият чыганакларын барлаганда // ТФА, ТӘТИ. – Казан, 1994. – Б. 87-96.
14.Татарская детская дидактическая книга начала XX века // Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: тез. докл. регион.науч.конф. (г. Казань, 8-9 февр., 1994 г.) / МК РФ, КГИИК. – Казань, 1994. – С. 215-217.
15.Круг чтения детей начала XX века (на примере татарских детских книг 1901-1917 гг.) // Проблемы формирования культуры чтения: материалы всерос. науч. конф. (25-27 нояб.1994 г.). / ТГИК. – Тамбов, 1994. – С. 50-52.
16.Детская переводная художественная книга начала XX века в Татарии // Книга и культура: тез.докл.науч.конф. (24-27 мая 1994 г.) / МК РФ, Самар. ГИИК, Самар. отделение межд. фонда слав. письменности и культуры. – Самара, 1994. – С. 194-197.
17.Опыт издания татарской детской книги в начале XX века и его значение для современного национального книгоиздания // Книга и библиотека в контексте национальной культуры: сб.науч.тр. / КГИИК. – Казань, 1995. – С. 18-26.
18.Из истории татарской детской книги начала XX века// Книжное дело в России во второй половине XIX – начале XX века: сб. науч. труд. Вып. 8 / РНБ. – СПб., 1996. – С. 170-176.
19.Культура и искусство издания детской книги в Татарии в 1901-1917 гг. // Проблемы культуры и искусства: тез. выст. всерос. аспирант. конф. (СПб, 25 апр. 1996 г.): Ч.2. / СПб гос. академия культуры. – СПб., 1996. – С. 52-53.
20.Деятельность издательства «Магариф» и татарская детская книга начала XX века // Региональные аспекты информационно – культурологической деятельности: тез.докл. междунар. науч.конф. (Краснодар – Новороссийск, 16-18 сент. 1998 г.): – Краснодар, 1998. – С. 176-177.
21.Татарская детская книга в формировании национального самосознания. // Социально – экономические и нравственно – этические аспекты развития социально – культурной сферы в условиях рыночной экономики: материалы регион. науч.-практ. конф. (г. Казань, 9 февр. 1998 г.) / КГАКИ, Петровская академия наук и искусств. – Казань, 1998. – С. 153-155.
22.Татарская детская книга начала XX века. Проблема создания сводного репертуара // Мир библиографии. – 1998. – №6. – С. 21-22.
23.Создание сводного каталога татарской детской книги. Постановка проблемы // Библиотеки Татарстана: История и современные реалии / НБ РТ; сост.: Р.Н.Камбеева; А.Р.Абдулхакова; ред. И.Г.Хадиев; отв. за вып. Р.И.Валеев. – Казань: Милли китап, 1999. – С. 168 – 173.
24.XX йөз башы татар балалар китабы (1901-1917): библиографик күрсәткеч / ТМК; жав. мөх-ре Р.И.Вәлиев. – Казан: Милли китап, 1999. – 80 б.–На тат. яз.
25.Татарская детская книга начала XX века // Татарская детская книга: 1900 – 1940: исследование / МК РТ, РДБ; ред. Р.М.Зиатдинова; отв. за вып. Р.Т.Сираева. – Казань, 1999. – С. 3-12.
26.Особенности современного детского книгоиздания в Республике Татарстан // Социально – культурный потенциал системы образования: тез. докл. и сообщ. межвуз. науч.-практ. конф. / МК РФ, КГАКИ. – Казань, 2000. – С. 177-178.
27.О чтении девочек в Татарии начала XX века // Досуг. Творчество. Культура: сб. науч. тр. / Омск. гос. ун-т. – Омск, 2000. – Ч.1. – С. 68-70.
28.Татарская детская книга начала XX века: 1901-1917 гг.: учеб. пособие по курсу «История татарской книги»: Рекомендовано УМО/ науч. ред. Р.Ф.Марданов; КГАКИ// Казань: ГранДан, 2002. – 64 с.
29.История и современное состояние издания произведений фольклора для детей в РТ // Интеграционные процессы в системе единого социокультурного образования региона / МК РФ, КГУКИ, ИДПО. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – С.121-128.
30.Большой юбилей маленькой книги // Библиотечный вестник. – 2005. – №1-2. – С. 61-63.
31.Традиции Востока и Запада в татарской национальной книге // Вестник КГУКИ. – 2005. – №2. – С. 109-111.
32.Работа с иллюстрацией в детской библиотеке // Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения как базового компонента образования: материалы науч.-практ. конф. (г. Казань,30 нояб. – 1 дек. 2006 г.) / МОН РТ; ИРО РТ. – Казань, 2006. – С. 8-10.
33.Детская книга и литература на рубеже веков: размышление о темах // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгресса (г.Казань, 17-18 апр. 2007 г.) / КГУКИ. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 205-206.
34.Детская книга как элемент межкультурной коммуникации // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы: материалы междунар. науч. конф. (Казань, 17-18 апр. 2008 г.). Ч.1. /МГУКИ. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 216-217.
35.Детская книга: идеальная модель или кривое зеркало поколения // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировом информационном пространстве: материалы междунар. форума библ. идей (г.Казань, 20-21 ноября 2008 г.) / МК РТ, КГУКИ. – Казань: КГУКИ, 2008. – С.142-145.
36.Из истории взаимодействия Татарского книжного издательства и Союза советских писателей в 1940 – 1950 гг. // Библиотеки образовательных учреждений: управление развитием и социальное партнерство: материалы респ. науч.-практ. конф. (г.Казань, 24-25 нояб. 2008 г.) – Вып.1. / МОН РТ, ИРО РТ. – Казань, 2008. – С. 10-12.
37.Методологические основы изучения татарской детской книги // Библиотечный вестник. – 2008. – №2.–С.37-39.
38.Методологические основы изучения татарской детской книги // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: к 280-летию академического книгоиздательства в России: материалы междунар. науч. конф. (Москва, 18-19 дек. 2008 г.) / РАН. – М.: Наука, 2008. – С. 30-33.
39.Татарская детская научно – познавательная детская книга 1970 – 1990 гг. // Библиотечный вестник. – 2009. – №1.–С.45-51.
40.Татарская детская книга в годы Великой Отечественной войны/А.Р.Абдулхакова//Национально-художественная культура: опыт проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г.Казань, 19 апр. 2009г.)/КГУКИ; ред. колл.: З.М.Явгильдина, Г.И.Фазылзянова и др.– Казань: КГУКИ, 2009.– С.259-264.
41.Татарская книга как объект книговедческих исследований//Библиотечный вестник.– 2010.– №2.
42.Издание татарской политико-воспитательной книги для детей в 1917-1991 гг./А.Р.Абдулхакова//Культурно-образовательное пространство региона: стратегии и практики: материалы всерос. науч.-практ. конф. (г.Казань, 20-23 апр. 2010)/ сост. Р.З.Богоудинова, М.С.Галявиева; науч.ред. Р.З.Богоудинова.–Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010.– С.3-10.