Научная тема: «ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ В 1917 - НАЧАЛЕ 1950-Х ГГ.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В период революции и гражданской войны высшая медицинская школа России продолжала подготовку врачей, вынужденно ориентируясь на количественные критерии образовательной деятельности. Это способствовало выполнению предъявленного к ней государственного заказа, но не качеству подготовки специалистов.
  2. В условиях разрушения старых ценностей, приоритетов и невиданных кадровых потерь профессорско-преподавательский корпус медицинских факультетов, желая быть полезным Отечеству, активно сотрудничал с советской властью, способствуя тем самым упрочению ее режима. «Здоровый» консерватизм медицинской профессуры способствовал сохранению высшей школы, базиса сложившихся учебных программ, сориентированных в  дореволюционное время на решение насущных задач врачебной практики.
  3. Система высшего медицинского образования России, перестроенная в соответствии с основными принципами советского здравоохранения, на протяжении 1920-1930-х гг. неоднократно подвергалась радикальному реформированию как в структурном, так и содержательном планах. Многие новации в учебном процессе 1920-1930-х гг. оказались не оправданными, а мероприятия по форсированной подготовке медицинских кадров лишь усугубили и без того сложную ситуацию с обеспечением лечебных учреждений специалистами высшего звена.
  4. Восстановление в конце 1930-х гг. признанных норм и правил организации учебного процесса, структуры и принципиальных основ построения учебных планов с учетом лучших традиций отечественной высшей медицинской школы предопределило их жизненность вплоть до настоящего времени и сохранение в основных принципиальных чертах, несмотря на непрерывное последующее реформирование.
  5. Деятельность высшей школы России в годы Великой Отечественной войны продемонстрировала высокую жизнестойкость отечественной системы образования. В критических ситуациях высшая медицинская школа оперативно откликалась на веления времени, изыскивая решения и подчиняя свою жизнь запросам страны, что предопределяет уникальность накопленного опыта в плане оперативного решения образовательных задач в экстремальных условиях.
  6. В рамках избранного хронологического периода высшая медицинская школа лишь в первое десятилетие советской власти относительно независимо выстраивала образовательный процесс. На протяжении 1930 - начала 1950-х гг. она находилась под жестким и все возраставшим административным и идеологическим давлением, достигшим апогея в начале 1950-х годов.
  7. Перенесение методов политической борьбы в сферу медицины и высшей школы обернулось репрессиями по отношению к преподавательским кадрам, пагубно сказалось на моральном климате в медицинском образовательном пространстве, содержании учебных программ по ряду важнейших дисциплин, а, следовательно, на профессиональной подготовке врачей.
Список опубликованных работ
1. Высшая медицинская школа России в годы Гражданской войны // Высшее образование в России. 2008. № 8. С.172-176. (0,5 п.л.)

2. «Мы слишком широко размахнулись…» // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 151-154 (0,4 п.л.)

3. Организация деятельности эвакуированных медицинских вузов в годы Великой Отечественной войны // Вестник Поморского университета. 2009. № 7. Серия «Гуманитарные и социальные науки». С. 39-44. (0,6 п.л.)

4. Ярославской государственной медицинской академии − 65 лет / Павлов А.В., Ерегина Н.Т. //Высшее образование в России. 2009. №10.С.133-138 (0,5/0,4 п.л.)

5. Медицинский факультет Ярославского университета: несостоявшаяся судьба (1919-1924 гг.) // Новый исторический вестник. 2009. № 3 (21). С. 20-31. (0,8 п.л.)

6. Новые страницы истории медицинского образования в России.Рец. на книгу Шаброва А.В., Романюка В.П. «Санкт-Петербургская медицинская академия имени И.М. Мечникова: К 100-летию со дня основания». СПб., 2006-2008. Ч. 1, 2. // Новый исторический вестник. 2009. № 3 (21).С. 143-146. (0,3 п.л.)

7. Сталинские идеологические кампании и высшая медицинская школа. 1946-1953. // Новый исторический вестник. 2009. № 4 (22). С. 48-57 (0,7 п.л.)

8. Внеучебная работа и профессиональное становление будущего врача / Павлов А.В., Ерегина Н.Т.//Высшее образование в России. 2010. №2. С. 64-69. (0,6/0,5 п.л.)

9. Из истории Ярославского медицинского института (1944-1949 гг.) // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 88-94. (0,7 п.л.)

II. Монографии

10. Здравоохранение Ярославской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / Ерегина Н.Т., Шелия Ж.А. Ярославль, 2003. (7/3,5 п.л.)

11. Ярославская государственная медицинская академия. Страницы истории (1944-2004) / Под научной ред. Ю.В. Новикова. Ярославль, 2004. (24,99 п.л.).

12. Память о войне. Исторический очерк о преподавателях и сотрудниках Ярославского государственного медицинского института-академии – участниках Великой Отечественной войны / Под ред. академика РАМН Ю.В. Новикова / Ерегина Н.Т., Шелия Ж.А. Ярославль, 2005. (15,75/10,5 п.л.)

13. Высшая медицинская школа России в годы Великой Отечественной войны. Ярославль, 2008. (10,7 п.л.)

14. Высшая медицинская школа России (1917-1953 гг.).Ярославль, 2010. (36 п.л.)

III. Статьи, брошюры, тезисы докладов

15.Ярославская государственная медицинская академия. Хроника первого десятилетия (1944-1954). Ярославль, 2002. (6,9 п.л.)

16. Становление // Российский исторический журнал. Академия истории и политологии, 1999. № 3 С. 50-64 (1,5 п.л.); № 4 С. 52-59 (0,8 п.л.)

17. Ярославская государственная медицинская академия // Очерки истории высшей школы Ярославского края / Отв. ред. А.М.Селиванов. Ярославль: ЯрГУ, 2003. С. 185-234. (3,1 п.л.)

18. «Дело врачей»//Новости здравоохранения. Ярославль.2003.№ 2.С.8-11.(0,4 п.л.)

19. Очерк истории кафедры анатомии человека Ярославской государственной медицинской академии / Павлов А.В., Ерегина Н.Т. // Морфология. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 2004. Т.125. №3. С. 9-13. (0,4/0,2 п.л.)

20. Со штыком и скальпелем в руках / Новиков Ю.В., Ерегина Н.Т. // Высшая школа ХХI века. Альманах. 2005. № 3. С. 49-51 (0,4/0,3 п.л.)

21. Из истории высшего медицинского образования // Качество образования и компетентность: профессионализм преподавателя, научная организация учебного процесса. Ярославль. 2006. С. 52-56 (0,4 п.л.)

22. «Главное: кого мы учим и как учим…». Посвящается 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Н.Е.Ярыгина // Вопросы морфологии и патологии. М.: Изд-во РГМУ, 2007. С. 16-20. (0,3 п.л.)

23. Сравнительная характеристика учебных планов медицинских факультетов России в XVIII-XX вв. // Философия или новое интегративное знание. Сб. матер. Всерос. науч. конф. Ярославль, ЯГПУ, 2007. С. 114-123. (0,6 п.л.)

24. 250 лет высшей медицинской школе России. Ярославль, 2007. 28 с. (3,5 п.л.)

25. Высшая медицинская школа России (1917-1921 гг.) // Диалоги о прошлом и настоящем. Сб. ст. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2008. С. 82-87. (0,4 п.л.)

26. Содержание учебного процесса в российских медицинских вузах в XIX - перв. пол. ХХ веков // Новости здравоохранения. 2008. № 1. С. 14-17. (0,6 п.л.)

27. Высшая медицинская школа и церковь в первые послереволюционные годы: конфликт с властью // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. Матер. VIII межд. конф. Иваново, Ч.1. Иваново, 2009. С. 94-98. (0,3 п.л.)

28. Высшая медицинская школа России и борьба за пролетаризацию студенчества в 20-е годы ХХ в. // Матер. III межд. съезда конфедер. историков медицины. Москва 20-22 мая 2009. Т. 1. М.: Изд-во РАМН, 2009. С. 235-238. (0,3 п.л.)

29. Медицинская профессура СССР и борьба за автономию высшей школы // Медицинская профессура СССР. Кратк. содер. и тез. докл. науч. конф. 19 мая 2009 г. М.: Русский врач, 2009. 115-118. (0,2 п.л.)

30. Государственная политика регулирования социального состава студентов медицинских вузов (1917-1936 гг.) // Социальная история российской провинции. Матер. Всерос. науч. конф. Ярославль, 2009. С.101-106. (0,4 п.л.)

31. Проблемы подготовки врачебных кадров в 20-е годы ХХ века // Актуальные проблемы гуманитарного образования в медицинском вузе. Сб. ст. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию высшей медицинской школы в России. СПб., 2009. С. 108-113. (0,4 п.л.)

32. Из опыта реформирования системы высшего медицинского образования в России // Гражданское общество в России. История и современность. Матер. межд. науч.- практ. конф. Т. 2. СПб., 2009. С. 101-117. (1,0 п.л.).