-
Рубеж XIX-XX вв. был переломным (хотя очень сложным и противоречивым) этапом в эволюции всех структур таджикского общества и исторической судьбы таджиков Средней Азии. Культура таджикского народа, исторически выражавшая глубинную суть социума народа, наиболее ярко отражала параметры и содержание сложнейших культурных процессов.
- Своеобразным генератором глубокой трансформации традиционной культуры и зарождения основ новой, современной культуры в начале XX века стал джадидизм. Основным средством обновления общества джадидизм считал просвещение. Ввиду этого, джадиды всячески пропагандировали среди населения образование, создавали новометодные школы, учреждали газеты и журналы, распространяли и другую прогрессивную литературу.
- Возникшее в этот же период национально-политическое движение пантюркизма было крайне негативным и даже реакционным. Оно, по сути дела, ущемляло права других нетюркских народов и сыграло весьма отрицательную роль в судьбе таджикского народа.
- Важнейшим социокультурным явлением стало зарождение структур современной системы образования. Этот процесс шел очень сложно и противоречиво: генезис новых институтов и форм образования протекал внутри самой традиционной системы образования путем усложнения и трансформации этой системы и появления первых элементов и структур новой, современной системы образования.
- Важным явлением культуры таджикского народа в первой четверти XX века было широкое развитие учебно-издательской и научно-просветительской деятельности и медленное формирование зачатков современной науки.
- Значимым событием в культурной жизни таджикского народа в первой четверти XX столетия было издание газет и журналов на таджикском языке. Первой газетой на таджикском языке была газета «Бухорои шариф» («Священная Бухара»), издававшаяся с 11 марта 1912 года по инициативе джадидов.
- Самой широкой и содержательной отраслью культуры, как и прежде, была литература. Формировалась новая литература, получившая название джадидской.
- Первая четверть XX века явилась переломным этапом в историческом развитии искусства и его разнообразных видов, форм, жанров, эволюции основных направлений и форм искусства, особенно каллиграфии и художественного оформления книг и изданий, традиционного театра, традиционной музыки и других.
1. От «Бухорои шариф» до «Иди точик». - Душанбе: Пайк, 2003. - 30с. (на тадж. яз.)
2.Исскуство таджикского народа в начале ХХ века. Душанбе: Ирфон, 2005. 48 с.
3. Таджикистан. -Душанбе: Ирфон, 2009. - 129 с.
4. История культуры таджикского народа в первой четверти XX века.-Душанбе, 2010.- 305с.
5. Просвещение и печать таджикского народа в начале ХХ века. Душанбе: Ирфон, 2011.- 104 с. (на тадж. яз.)
Б) Публикации в ведущих научных журналах, рекомендуемых ВАК РФ:
6.Первая таджикская газета. // Вестник Таджикского национального университета.- Душанбе, 2009, №6. - С.9-12.
7.Из истории учреждения советских школ в Таджикистане. // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2009. №6. - С.23-25.
8.Истоки профессионального таджикского театра. // Известия АН РТ, Отделение общественных наук. 2009, №3. - С. 207-211.
9.Преподаватель-реформатор. // Известия АН РТ, Отделение общественных наук. 2010, №2.-С.179-184.
10. К истории возникновения таджикских новометодных школ// «Таджикистан и современный мир» (Вестник Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан)- Душанбе,2011, № 4.- с. 41-48.
11. Проникновение пантюркизм в Среднюю Азию.//Вестник Таджикского национального университета.- Душанбе, 2011, №6.- с.74-83
12.Становление и развитие социально-культурного и просветительского движения джадидизма. // Вестник университета (РТСУ)- Душанбе, 2011, № 4.- с. 31-39
В) Публикации в других изданиях:
13. Праздник песни//Энциклопедиям советии точик. 8т. - Душанбе, 1988. - С. 478-479. (на тадж. яз.)
14. «Мулло Насриддин» //Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик.2т.-Душанбе, 1989.-С.310-312(на тадж. яз.)
15 Исследователь истории просвещения Бадахшана// Материалы республиканской конференции. Душанбе: Сино, 1995. - С.46-48.
16. Из истории новометодных школ Бухарского эмирата//Адаб. - 2000, №2, - С. 7-8.
17. От «Баён-ул-хуруф» до «Алифбои точик»//Наука и жизнь. - 2001, №1-3. - С. 38-39.
18. Обзор исследований Садри Зиё по истории//Наука и жизнь. - 2001,№4-6.-С.39-41. 19. Каллиграфия- изящное искусство//Наука и жизнь. - 2002, №4-6. - С. 35-36.
20. Преподаватель-реформатор//Наука и жизнь. - 2003. №1-3. - С. 33-34.
21.Таджикско-грузинские литературные связи//Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик Зт. -Душанбе, 2004, - С. 8-9. (на тадж. яз.)
22 Хочи Абдулазиз//Энциклопедияи адабиёт ва санъати тољик. Зт. -Душанбе, 2004.- С.475-476 (на тадж.яз.)
23. Юсуфзода Мирзо Љалол//Энциклопедияи адабиёт ва санъати тољик. Зт.-Душанбе. 2004.-С.395.
24. Хиссарская крепость//Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. Зт.-Душанбе. 2004.-С.413-414.
25.Навруз в Таджикистане//Мероси муштарак. ИРИ. 2006, №3, - С. 8-9. (на перс, яз.)
26.Таджикистан дороже жизни//Просвещение Таджикистана. - 2006, №4. - С. 19-43.
27.Исследования по истории и культуры Хатлона//Рудаки.-2006, №11.-С.29-32.
28.Историческое и культурное наследие Таджикистана-Душанбе: Ирфон, 2008. - 68 с.
29.Джадиды- кто они?//Рудаки, - 2007, №16. - С. 17-34.
30. 20.Бахром Сирус и таджикская культура//Рудаки.-2008, №20,-С.59-64.
31.Первая школа джадидизма//Вопросы психологии и педагогики,-2009. №1.-С35- 39.
32. На пути к пропаганде грамоты//Вопросы психологии и педагогики.-2()09,№2.- С.49-52.
33.Мухаммадалии Балджувони и его история//Адаб, - 2009, №3.- С. 13-14.
34.Певец просвещения//Вопросы психологии и педагогики, 2009, №3.-С. 16-19.
35.Пантуркизм//Дунё. - Душанбе, 2009. - С. 59-70.
36. «Полезная история» полезна//Рудаки - 2010, №25.- С. 79-86.
37. Становление и развитие социально-культурного движения джадидизма(часть первая)//htpp: www.easttime.ru / 02.03.2011/
38. Становление и развитие социально-культурного движения джадидизма(часть вторая)//htpp: www.easttime.ru / 03.03.2011/
39.Эволюция системы образования в первой четверти ХХ века(часть первая)//htpp: www.easttime.ru / 02.03.2011/
40. Эволюция системы образования в первой четверти ХХ века(часть вторая)//htpp: www.easttime.ru / 04.03.2011/
41. Эволюция системы образования в первой четверти ХХ века(часть третья)//htpp: www.easttime.ru / 09.03.2011/
42. Эволюция системы образования в первой четверти ХХ века(часть четвертая)//htpp: www.easttime.ru / 10.03.2011/