Научная тема: «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ США:ЭВОЛЮЦИЯ, РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ (1947-2008 ГГ.)»
Специальность: 07.00.03
Год: 2010
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В рамках внешнеполитического механизма, включая Совет Национальной Безопасности, дипломатическое ведомство и Заграничную службу,  реализуется традиционный принцип американской государственности и политической культуры обеспечения максимума добровольности и согласия управляемых с порученной им работой и минимума принуждения.  Причём, данный принцип реализуется как в отношении подчинённых президенту федеральных министерств и ведомств, так и в отношении служебного роста профессиональных (карьерных) работников госаппарата. В итоге принцип максимума добровольности и минимума принуждения способствует получению наибольшей отдачи от федеральных министерств и конкретных их работников, действующих в рамках внешнеполитического механизма.
  2. В главном внешнеполитическом ведомстве США, Госдепартаменте, как в теории, так и на практике, реализуется принцип выдвижения наверх наиболее талантливых и способных дипломатических кадров на основе жёсткого конкурсного отбора. Американцы научились продвигать в верхние руководящие слои карьерной бюрократии федеральных министерств не лояльных и послушных вышестоящему начальству (политическим назначенцам) людей средних способностей, а подлинные таланты. Система «продвигайся наверх или уходи» (up or out) довольно жёстко осуществляет это. При этом и Конгресс, и в первую очередь профсоюз карьерных дипломатов - Американская Ассоциация Заграничной службы, зорко следят за тем, чтобы продвижение наиболее способных сотрудников наверх не подменялось фаворитизмом со стороны начальства.
  3. В американском внешнеполитическом механизме Конгресс, т.е. законодательная власть, выступает самостоятельным действующим лицом, самостоятельным субъектом и жёстко защищает систему разделения властей. Он имеет право не только по собственной инициативе создавать новые, корректировать или отменять действующие внешнеполитические и военные программы. Конгресс также наделён полномочиями реформировать организационную структуру федеральных министерств и ведомств в сфере внешней политики и на практике их реализует. Для Конгресса, также как и для исполнительной власти, характерны компромиссные методы деятельности.
  4. Шесть десятилетий существования и деятельности Совета Национальной Безопасности привели методом проб и ошибок к постепенному выявлению наиболее целесообразного «разделения труда» между СНБ и Госдепартаментом. Его смысл состоит в том, что помощник по национальной безопасности должен сознательно уступать первую роль при формировании и реализации внешней политики государственному секретарю и Госдепартаменту, как это и предусмотрено законом. При этом он не должен занимается саморекламой перед СМИ, а аппарат СНБ не должен осуществлять исполнительные функции, т.е. подменять собой федеральные внешнеполитические министерства. Такое «разделение труда» сложилось к началу 90-х годов, после ряда острых потрясений и столкновений между президентской властью и Конгрессом и стало общепринятым для политической элиты США. Система СНБ обрела зрелое, сложившееся состояние и структуру.
  5. Слабые стороны внешнеполитического механизма обусловлены  спецификой национального менталитета американцев и их политического сознания. Отсутствие историзма, неизбывная вера в собственную «исключительность» и универсализм американской системы ценностей, склонность к мессианизму и упрощенному чёрно-белому восприятию внешнего мира, приводят к отрицанию большого культурно-цивилизационного разнообразия мира, отрыву содержания американских внешнеполитических идей и концепций от реальностей других стран и народов, отказу изучать их отличия от США. Действуя на основе таких отвлечённых идей, политическая элита США совершала в прошлом, совершает в настоящее время и, вероятнее всего, будет совершать в будущем грубые внешнеполитические ошибки. Войны во Вьетнаме,  Ираке, Афганистане, недавние попытки демократизации Палестины и Пакистана - убедительное тому подтверждение.
  6. Попытка неоконсерваторов и правых республиканцев в администрации Дж. Буша мл. утвердить в начале XXI столетия имперскую однополярную структуру мирового порядка потерпела неудачу. Они явно переоценили современные политические и военные возможности США и степень готовности американского общества поддержать их имперские амбиции. Возникший в 2008 г. глобальный финансово-экономический кризис, инициатором которого стали США, поставил под сомнение и целесообразность их лидирующей роли в мировой экономике. Пришедшая к власти в начале 2009 г. новая демократическая администрация Б. Обамы извлекла определённые уроки из неудач республиканцев, косвенно признала возникновение полицентричного мироустройства, выдвинула на передний план дипломатию в качестве главного инструмента осуществления внешней политики, отказалась от односторонних действий.
  7. Вера в универсализм и отказ американцев изучать отличия от них других государств, т.е.  познавать их внутреннее содержание, ведут к тому, что о мощи и силе какого-либо государства США судят по внешним признакам, по тому, насколько уверенно и решительно оно действует на международной арене. Пользуясь философским категориями, можно сказать, что о внутреннем содержании какого-либо государства или международного процесса американцы судят по их внешним формам и проявлениям. Для современной России сказанное означает следующее. Российскому руководству не следует дожидаться, когда у него появятся сильные внутренние тылы, в виде мощной, свободной, саморазвивающейся экономики и многочисленного среднего класса. Следует начать действовать более решительно и наступательно при отстаивании национальных интересов страны уже в настоящее время. Реакция США и в целом Запада будет вполне предсказуема: «Если они столь решительны во внешней политике, значит, и внутри страны имеется мощный потенциал». В таком случае Россия быстро обретёт достойное место в мире. 
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: Эволюция, реформирование, проблемы. М.: «Прометей», 2009. – 23,5 а.л.

2. Самуйлов С.М. Уотергейт: Предпосылки, последствия, уроки. М.: «Наука», 1991. – 9,1 а.л.

3. Самуйлов С.М. Эволюция политики США в отношении СНГ. М.: «Институт США и Канады РАН», 2005. – 8,7 а.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах по перечню ВАК, и главы в коллективных работах:

4. Самуйлов С.М. Агентство по международному развитию: Перенацеливание на «продвижение демократии». Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 6, 2008. – 1 а.л.

5. Самуйлов С.М. Американское военное присутствие в Средней Азии и Конгресс. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 8, 2004. – 1,2 а.л.

6. Самуйлов С.М. Американское общество и война в Ираке. Доклад в сборнике «Война в Ираке: Американские институты власти и общество (Материалы научной конференции, состоявшейся 22 декабря 2005 г. в ИСКРАН)» М.: «ИСКРАН», 2006. – 1,4 а.л.

7. Самуйлов С.М. Внешнеполитическая дискуссия в ходе избирательной кампании. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 10, 2000.- 1 а.л.

8. Самуйлов С.М. Государственный департамент и решение о расширении НАТО (1993-1994 гг.). Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 12, 2006. – 1,2 а.л.

9.. Самуйлов С.М. «Демократизация» Афганистана: Что нового? Журнал «Свободная мысль - XXI», № 10, 2007. – 1 а.л.

10. Самуйлов С.М. «Диалог между цивилизациями» в ООН и США. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 5, 2002. – 1,1 а.л.

11. Самуйлов С.М. «Дипломатия преобразований» Кондолизы Райс и реформирование Государственного департамента. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура». № 1, 2008. – 1,2 а.л.

12. Самуйлов С.М. Кто отвечает в Вашингтоне за внешнюю и военную политику. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура». № 6, 2009. – 1,1 а.л.

13. Самуйлов С.М. Механизм формирования внешней политики США. Глава в коллективной монографии «Политика США в меняющемся мире». Отв. ред. П.Т. Подлесный. М.: «Наука», 2004. – 1,4 а.л.

14. Самуйлов С.М. Неоконсерваторы и внешняя политика Вашингтона. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 5, 2006. -1,3 а.л.

15. Самуйлов С.М. Новая администрация США и Россия. Журнал «Свободная мысль – XXI», № 7, 2009. – 1 а.л.

16. Самуйлов С.М. ООН, США и борьба с терроризмом. Журнал «Свободная мысль - XXI», № 2, 2002. – 1,2 а.л.

17. Самуйлов С.М. Опасная самонадеянность. Журнал «Свободная мысль - XXI», № 3, 2006. – 1 а.л.

18. Самуйлов С.М. О президентской власти в США. Журнал «США: Экономика, политика, идеология», № 9, 1990. - 1,1 а.л.

19. Самуйлов С.М. О роли стереотипов во внешней политике США. Журнал «Свободная мысль - XXI», № 3, 2008. – 1 а.л.

20. Самуйлов С.М. О современном реформировании Государственного департамента США. Интернет журнал Института США и Канады РАН «Россия и США в XXI веке», № 2, 2008. - 1,3 а.л.

21. Самуйлов С.М. Президентские кризисы: Общее и особенное. Журнал «США: Экономика, политика, идеология», № 4, 1989. – 1,2 а.л.

22. Самуйлов С.М. Совет Национальной Безопасности США: Прошлое и настоящее. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 8, 2007. – 1,2 а.л.

23. Самуйлов С.М. Современный Совет Национальной Безопасности США. Интернет журнал Института США и Канады РАН «Россия и США в XXI веке», № 2, 2007. - 1,3 а.л.

24. Самуйлов С.М. Президент, Конгресс и американская политика в отношении Афганистана. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 12, 2003. – 1,2 а.л.

25. Самуйлов С.М. США и государства СНГ. Глава в коллективной монографии «США на рубеже веков». Отв. ред. С.М. Рогов. М.: «Наука», 2000. – 1,3 а.л.

26. Самуйлов С.М. США и НАТО: Противоречия в Афганистане. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 11, 2005. – 1,1 а.л.

27. Самуйлов С.М. США: От силового экспорта демократии к дипломатическому? Журнал «Свободная мысль - XXI», №№ 9-10, 2006. – 1 а.л.

28. Самуйлов С.М. Уотергейт в мемуарах его участников. Журнал «США: Экономика, политика, идеология», № 9, 1983. – 1,1 а.л.

29. Самуйлов С.М. Упрощенчество и реальность (Внешняя политика США и положение в Афганистане). Журнал «Свободная мысль - XXI», № 5, 2005 – 1 а.л..

30. Самуйлов С.М. Этапы политики США в отношении СНГ. Журнал «США, Канада: Экономика, политика, культура», № 3, 2005. -1,3 а.л.