- Искусство ранних земледельцев Европы содержит как общетипологические черты, свойственные близким по хозяйственно-социальному укладу обществам Старого и Нового Света, так и уникальные черты, своеобразие которых определяется адаптацией к определенным природным условиям, а также особенностями экономики и складывавшихся на ее основе социальных структур.
- Принципы планировки и организации поселений культур «балкано-карпатского круга» соответствуют двум стратегиям расселения - стабильной (оседлой), которую отражают многослойные памятники Балканского региона, и подвижной, сложившейся в условиях лесостепи Восточной Европы и лесов Центральной Европы, где древние земледельцы вынуждены были периодически менять места поселения. Соответствующие модели освоения пространства отразились в планировке поселений, в формах монументальных сооружений, а также, по-видимому, в типологии орнамента.
- Исследование контекстов находок антропоморфных и зооморфных статуэток говорит об их полифункциональности: использовании как в виде оберегов, магических фигурок, персонификаций духов плодородия, изображений предков, зачастую объединенных в наборы (так называемые «культовые сцены»), так и в ритуалах и игре, в которых утверждались социальные нормы, правила и традиции. Коммуникативную функцию пластики подтверждает проведенное автором исследование распределения материалов на поселениях различных регионов - число находок зависит от плотности заселения территории и, соответственно, от широты и интенсивности социальных связей между людьми. Сопоставление с этнографическими данными показывает аналогичное многообразие функций пластики, использовавшейся в традиционных раннеземледельческих обществах.
- Образная система пластики раннеземледельческой Европы демонстрирует, с одной стороны, наличие единой основы, с другой - локальные отличия, связанные с формированием отдельных культур и выделением групп памятников. Ее художественные формы развиваются в соответствии с навыками и умениями исполнителей, особенностями визуального восприятия формы. Их разнообразие отражает различные урони развития обществ. Четко обозначается выявленная автором тенденция к большей реалистичности пластики по мере усложнения организации раннеземледельческих сообществ, складывания в них элементов социальной иерархии.
- Орнамент является особым видом искусства. Способы конструкции орнаментов подчинены художественным законам композиции, орнаментальные схемы иерархически организованы. Композиция элементов и мотивов, образующих ритмическую структуру орнамента, подчинена правилам симметрии. Орнамент создавал основу изобразительных систем древнеземледельческих культур Европы. В основе стилистики декора лежат прямолинейно-геометрические и спиральные композиции. Большинство его мотивов и элементов либо возникают из «технического орнамента», либо представляют собой неизобразительные геометрические мотивы. Условно-реалистические изображения крайне редко выступают в качестве основы орнамента. Его однозначное «прочтение», основанное на представлении о нем как о наборе знаков, организованных наподобие текста, невозможно. Значение орнаментов может варьировать, их функции определяются не передачей вербальной информации, а визуальным определением категории предмета либо его принадлежности определенным группам людей.
- Материалы трипольско-кукутенской культуры, рассмотренные автором в их развитии на фоне палеосоциальных и палеокультурных реконструкций иллюстрируют все означенные тенденции и закономерности в развитии архитектуры и искусства.
1. Керамический комплекс трипольского поселения Друцы I в Северной Молдавии // Вестник МГУ. Серия 8. История, №5. М., 1995. С. 51–63.
2. Поселения развитого Триполья в среднем течении р. Солонец // Вестник МГУ, серия 8, история, №5. М., 1997. С. 111–120.
3. К проблеме связей Триполья-Кукутени с культурами энеолита степной зоны Северного Причерноморья // Российская археология, №1. М., 1998. С. 5–14.
4. Поселение Журы в Поднестровье: к вопросу о выделении локальных вариантов в Триполье ВI // Вестник МГУ, серия 8, история, №6. М., 1998. С. 122–144.
5. О составе керамических комплексов трипольских памятников (по материалам поселений среднего Триполья) // Вестник МГУ, серия 8, история, №6. М., 1999. С. 68–86.
6. Системы расселения ранних земледельцев Карпато-Поднепровья: опыт изучения микрогрупп памятников культуры Триполье-Кукутени // Археологические вести, 7. Санкт-Петербург, 2000. С. 53–62.
7. «Технический орнамент» в декоре керамики трипольской культуры // Археология, этнография и антропология Евразии, №2 (38). Новосибирск, 2009. С. 85–91.
8. “Technical decoration” of the Tripolye Ceramics // Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, Vol. 37 (2). Amsterdam: Elsevier, 2009. P. 85–91.
Монографии
9. Искусство Древней Европы: Эпоха ранних земледельцев (VII–III тыс. до н.э.). Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУП, 2007. 200 с.
10. Tripolye Culture during the Beginning of the Middle Period (BI): The relative chronology and local grouping of sites / British Archaeological Reports, International Series, 1666. Oxford: Hadrian Books, 2007. 182 p.
11. Мир искусства древних земледельцев Европы (культуры балкано-карпатского круга в VII–III тыс. до н.э.). Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. 22 п.л. (в печати).
Статьи в журналах и сборниках:
12. Нові дані про східні зв’язки трипільської культури // Археологія, №1. Киïв, 1994. С. 134–137.
14. Культурна належнiсть пам’яток середньої та пізньої бронзи Черкаського Лiвобережжя // Археологія, №1. Киïв, 1996. С. 61–69.
15. К проблеме формирования северомолдавских памятников Триполья BI (исследование керамического комплекса поселения Старые Куконешты I) // В сб.: Древности Евразии. Москва, 1997. С. 50–69.
16. Aşezările ale culturii Cucuteni-Tripolie evaluate din bazinul rîului Soloneţ // Revista Arheologică, 2. Chişinău, 1998. P. 101–110.
17. Исследование расписной энеолитической керамики культуры Триполье-Кукутени (IV–III тыс. до н.э.) // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация, 17. М., 1999. С. 33–37 (в соавторстве с Н.Л. Подвигиной, С.А. Писаревой, В.Н. Киреевой).
18. Проблемы изучения спиральных орнаментов трипольской керамики // Stratum plus, 2. СПб; Кишинев; Одесса, 1999. С. 148–159.
19. Untersuchungen in der Tripol’e BI-Siedlung Tătărăuca Nouă III im Dnestr-Gebiet // Eurasia Antiqua. Band 9. Mainz am Rhein, 2003. S. 1–26.
20. О технологии изготовления и орнаментации керамики в начале развитого Триполья (ВI) // Матерiали та дослiдження з археологiï Схiдноï Украïни. Вип. 4. Луганськ, 2006. С. 75–92.
21. «Биноклевидные» изделия в культуре Триполье-Кукутень: опыт комплексного исследования категории «культовых» предметов // Revista Arheologică, SN, vol. III, nr. 1–2. Chişinău, 2007. С. 110–137.
Тезисы докладов и материалы научных конференций:
22. Трипольское поселение Друцы I в Северной Молдове (планиграфия керамических находок) // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья V тыс. до н.э. – V в. н.э. Материалы Международной археологической конференции. Тирасполь, 10–14 октября 1994. Тирасполь, 1994. С. 51–52
23. Системы поселений в Триполье-Кукутени: опыт изучения микрогрупп памятников // Поселения: среда, культура, социум. Материалы тематич. научн. конф. Санкт-Петербург, 6–9 октября 1998. СПб, 1998. С. 62–65.
24. Об изменениях этнокультурной ситуации в Северо-западном Причерноморье в энеолите (по данным керамических импортов) // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Тезисы докладов юбилейной конференции. Москва, 20–24 декабря 1999. М., 1999. С. 101–104
25. Керамика типа "Кукутени С": проблема происхождения и дальнейшие метаморфозы // Тези доповiдей Мiжнародної науково-практичної конференцii "Трипiльський свiт та його сусiди", м. Збараж, 20–25 серпня 2001. Збараж, 2001. С. 37–38.
26. Проблемы изучения керамики, как индикатора культур эпохи бронзы Среднего Поднепровья // Бронзовый век Восточной Европы: Характеристика культур, хронология и периодизация. Материалы международной научной конференции «К столетию периодизации В.А. Городцова бронзового века южной половины Восточной Европы». Самара, 2001. С. 253–257.
27. Some Results of Studies on Cucuteni-Tripolye Decoration Techniques // Archaeometry 98. Proceedings of the 31st Symposium, Budapest, 27 April – 1 May 1998. Volumes I & II (Ed. by E. Jerem and K.T. Birό). BAR, Archaeolingua Cental European Series 1. Oxford, 2002. P. 627–629.
28. О критериях для сравнения керамических комплексов памятников раннеземледельческих культур Юга Восточной Европы // Трипiльськi поселення-гiганти. Матерiали мiжнародної конференцiї. Київ, 2003. С. 98–101.
29. Обратимость узора в эволюции орнаментов керамики культуры Триполье-Кукутени // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, кафедра археологии СПбГУ, 1–4 декабря 2004 г. СПб, 2004. С. 105–108.
30. Биноклевидные изделия в Триполье-Кукутени: проблема интерпретации // Тези доповiдей Мiжнародноï науково-практичноï конференцiï «Древнi землероби Європи: новi вiдкриття та гiпотези». Збараж, 16–19 серпня 2004 року. Збараж, 2004. С. 56–59.
31. Обратимость узора в эволюции орнаментов керамики культуры Триполье-Кукутени // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, кафедра археологии СПбГУ, 1–4 декабря 2004 г. СПб, 2004. С. 105–108
32. О возможностях «прочтения» трипольских орнаментов // Проблеми дослiдження пам’яток Схiдної України: Матерiали II-ї Луганської мiжнародної iсторико-археологiчної конференцiї. Київ, 2005. С. 38–40.
33. Обратимость орнаментов в развитии локальной керамической традиции // Памятники археологии и художественное творчество: Материалы осеннего коллоквиума. Вып. 3 / ООМИИ им. М.А. Врубеля. Омск, 2005. С. 66–70.
34. Отражение представлений о пространстве в архитектуре и изобразительном творчестве ранних земледельцев Европы // Восток в эпоху Древности. Новые методы исследований: междисциплинарный подход, общество и природная среда. Тез. докл. Междунар. научно-практической конф. памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского. М.: ИВ РАН, 2007. С. 35–36.
35. Мифы и реальность в интерпретации орнаментов древних земледельцев Европы // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Международные Лихачевские научные чтения. СПб.: СПбГУП, 2008. С. 216–217.
36. Из истории интерпретации древних орнаментов: к проблеме мифотворчества в гуманитарной науке XX века // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок», 30 января 2009 года. СПб.: СПбГУП, 2009. С. 34–39.