- После окончания Северной войны, вследствие изменения международного положения России и Швеции, проведения в обоих государствах политики меркантилизма и роста потребности роста потребностей ведущих европейских держав в продукции металлургической и лесной промышленности, смолокуренного и рыбного промыслов, сложились предпосылки для возникновения торговой конкуренции России и Швеции в Европе. Результаты этой борьбы находились в прямой зависимости от объемов природных ресурсов в каждой стране, возможностей промышленности по их переработке, качества готовой продукции и ее стоимости, правительственной поддержки товаропроизводителей и таможенной политики государства, организации торговли и наличия собственного морского флота.
- Россия оказалась способна составить достойную конкуренцию Швеции преимущественно только в тех странах, с которыми она уже имела устойчивые торговые связи - в Великобритании и Голландии. К концу XVIII в. Россия превратилась в ведущего поставщика железа и пиломатериалов в Великобританию, полностью вытеснила продукцию шведской лесной промышленности из Голландии и значительно превзошла здесь своего конкурента в поставках смолы. В борьбе за южно-европейский рынок Россия уступила Швеции, которая имела многочисленный морской торговый флот и превосходила Россию в организации внешней торговли через частные торговые компании.
- Россия и Швеция, на протяжении всего XVIII в. проводили протекционистскую таможенную политику, но российские тарифы лучше, чем шведские обеспечивали регулирование внешней торговли, поддерживали положительный торговый баланс, рост внешнеторгового оборота и таможенного дохода. Таможенные тарифы обеспечили стабильное увеличение российского экспорта и стимулировали производство продукции сельского хозяйства, смолокуренного и зверобойного промыслов, горнодобывающей, металлургической, лесной и ряда других отраслей промышленности. Политика таможенного протекционизма, направленная на поддержание торгового флота и новых отраслей промышленности, оказалась в России менее результативной, чем в Швеции. Нестабильность импортной тарифной политики, ее разработка без тщательного анализа состояния промышленности, внешней торговли и финансов, отсутствие комплексного подхода в применении различных мер экономической политики не позволили обеспечить надежную поддержку тем отраслям промышленности, которым покровительствовали тарифы. Несмотря на указанные различия, таможенный протекционизм России, как и Швеции, оставался запретительно-охранительным и не достиг в своем развитии рациональной стадии.
- Российское правительство преимущественно использовало тарифные меры регулирования внешней торговли, в отличие от шведского руководства, которое часто применяло торговые запрещения из-за слабой эффективности национальных таможенных тарифов. Изучение нетарифных мер таможенной политики обоих государств показало, что правительства России и Швеции использовали в XVIII в. таможенную политику не только для достижения фискальной цели и укрепления отечественной экономики, но и для создания искусственных привилегированных условий развития столичных портов в ущерб интересам других регионов страны.
- Быстрый рост внешней торговли, как России, так и Швеции при отставании легкой промышленности от уровня ведущих западноевропейских государств и наличии постоянного спроса на предметы роскоши на внутреннем рынке, протекционистская направленность в той или иной степени характерная для всех тарифов XVIII в. и ошибки тарифной политики привели к широкомасштабному росту контрабанды. Однако, более осторожная и обоснованная таможенная политика российского государства не вызывала таких резких и опасных для национальной экономики обострений контрабандной проблемы, как в Швеции. В российском руководстве не было единства мнений о размерах вреда, причиняемого контрабандой, поэтому твердой линии таможенной политики по борьбе с контрабандой выработано не было.
- Изучение таможенного откупа в России и таможенной аренды в Швеции в XVIII в. показало, что оба варианта организации таможенной деятельности применимы только для достижения фискальной цели таможенной политики. Таможенный откуп и аренда не обеспечивают проведение протекционизма, решение задач по защите и стимулированию отечественного производства, по борьбе с контрабандой и организации сбора достоверной статистической информации, не способствуют улучшению деятельности таможенных органов, а создают предпосылки для роста должностных преступлений таможенных служащих и нарушений таможенного законодательства в целом.
- Внутренняя политическая нестабильность и резкие перемены экономического курса правительства, дефицит бюджетных средств, частые изменения принципов и порядка управления таможенного ведомства, как в России, так и в Швеции, мешали складыванию устойчивой таможенной системы и затрудняли исполнение таможенными органами возложенных на них функций. К концу XVIII в. формирование системы таможенных органов в обоих государствах так и не было завершено.
- Важной причиной, затруднявшей преобразование таможенной службы и исполнение возложенных на нее задач в обоих государствах, являлся типичный для переходного периода кризис правосознания, вызванный трансформацией общей правовой системы и постоянным изменением таможенного законодательства, который усугублялся в условиях России заимствованием чуждых большинству населения элементов западноевропейской правовой культуры.
- Проведение таможенной политики в период экономической и политической модернизации общества обуславливает возникновение таких типичных явлений, как: 1) усиление значения таможенной политики в развитии государства и общества; 2) повышение потребностей государства и общества в выработке рациональной таможенной политики, в мониторинге, объективной оценке результатов и своевременной ее координации; 3) рост интереса не только субъектов, но и объектов таможенной политики к ее проблемам; 4) усиление нестабильности таможенной политики и таможенной системы государства; 5) нарастание негативных явлений в сфере таможенного дела; 6) усиление требовательности государства и общества к работе таможенных органов, к деловым и морально-нравственным качествам таможенных служащих.
1. Булатов В.Н., Минаева Т.С., Петров О.В., Санников Л.И. История Архангельской таможни XVI-XX вв. / Под редакцией Т.С. Минаевой. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 2001. – 190 с. (доля автора – 3,5 из 10 печатных листов).
2. Минаева Т.С. Россия и Швеция в XVIII веке: история таможенной политики и таможенной системы. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 2009. – 220 с.
Статьи в научных журналах (в соответствии с перечнем ВАК)
3. Минаева Т.С. Торговая конкуренция России и Швеции в западной Европе в XVIII в. // Вестник Поморского университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2004. – №2. – С. 5-15.
4. Минаева Т.С. Организация таможенного управления Швеции в XVIII в. // Вестник Поморского университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки» – 2006. – №4. – С. 38-42.
5. Минаева Т.С. Таможенная система Швеции XVIII в. и ее преобразования // Вестник Поморского университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2007. – №1. – С. 20-28.
6. Минаева Т.С. Российско-шведское торговое соперничество на европейском рынке XVIII в. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Серия «Общественные и гуманитарные науки». – 2008. – № 11. – С. 69-76.
7. Минаева Т.С. Российское и шведское железо на европейском рынке XVIII века: объемы экспорта и проблемы конкуренции // Вестник Поморского университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2009. – №1. – С. 33-38.
8. Минаева Т.С. Проблема конкуренции российского и шведского металла на европейском рынке XVIII в. // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. – №1. – С. 65-72.
9. Минаева Т.С. Влияние таможенной политики России на развитие беломорской внешней торговли в XVIII в. // Российская история. – 2009. – №.3 – С. 52-57.
Статьи в научных сборниках, журналах и материалах международных научных конференций:
10. Минаева Т.С. Торговые связи Архангельска и Скандинавии в XVIII – первой половине XIX вв. // Архангельск и северные страны конца XVI – начала XX веков: Избранные доклады международной научной конференции. – Архангельск: Издательство «Правда Севера», 1999. – С. 80-86.
11. Минаева Т.С. Влияние таможенной политики России на развитие беломорской внешней торговли и организацию таможенного дела в Архангельске во второй половине XVIII в. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI – XVIII в.: Сборник материалов международной научной конференции. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2001. – С. 274-278.
12. Минаева Т.С. Внешняя торговля Архангельска с Данией-Норвегией и Швецией в XVIII в. // Баренц-журнал – 2002 – №2. – С. 13-17.
13. Минаева Т.С. Условия возникновения торговой конкуренции России и Швеции в начале XVIII в. // XVI Ломоносовские международные научные чтения: Сборник научных трудов. – Архангельск: Издательство «КИРА», 2004 – С. 121-125.
14. Минаева Т.С. Конкуренция России и Швеции в торговле железом в XVIII в. // Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы социальных наук: Сборник научных статей. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004 – С. 12-14
15. Минаева Т.С. Конкуренция Швеции и России на европейском рынке в XVIII в. // XV международная конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы Скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. Ч.1. – М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004 – С. 109-111.
16. Минаева Т.С. Лесоэкспорт России и Швеции в XVIII в. // Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы социальных наук: Сборник научных и учебно-методических трудов. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. – С. 20-22.
17. Минаева Т.С. Организация таможенного откупа в России и Швеции в XVIII в. // Российская таможня: история, современность, перспективы развития: Материалы научно-практической конференции. – Архангельск: Издательство Поморского университета, 2006. – С. 27-32.
18. Минаева Т.С. Торговая конкуренция России и Швеции в XVIII в. // Скандинавские чтения 2004 года: Материалы международной конференции. – СПб.: МАЭ РАН, 2006. – С. 139-147.
19. Минаева Т.С. Таможенная политика России в первой четверти XVIII века // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук: Сборник научных и учебно-методических трудов. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. – С. 11-13.
20. Минаева Т.С. Протекционизм в государственной политике России и Швеции в первой половине XVIII в. // Актуальные проблемы экономической истории. Научный альманах: Сборник научных статей. Вып. II. – Самара: Издательство СНЦ РАН, 2007. – С. 113-126.
21. Минаева Т.С. Контрабанда стара как мир. // Таможня. – 2008. – №6. – С. 34-35.
22. Минаева Т.С. Наследство Петра. // Таможня. – 2008. – №11. – С. 36-37.
23. Минаева Т.С. Таможенная аренда в Швеции в XVIII в. // Скандинавские чтения 2006 года: Материалы международной конференции. – СПб.: МАЭ РАН, 2008. – С. 83-90.
24. Минаева Т.С. «Немалое приращение казны». // Таможня. – 2008. – №21. – С. 34-35.
25. Минаева Т.С. Проблемы формирования таможенной системы России в первой половине XVIII в. // Таможенное дело. – 2008. – №3. – С. 44-47.
26. Минаева Т.С. Кому впрок зарубежный урок? (Из истории таможенной аренды Швеции в XVIII в.). // Таможня. – 2008. – № 23. – С. 32-34.
27. Минаева Т.С. Реформа таможенного законодательства России и Швеции в 1724 г.: общие черты и особенности // Таможенное дело. – 2009. - №1. – С. 36-38.
28. Минаева Т.С. Формирование торговой культуры шведской буржуазии в XVIII веке // Культурное и природное наследие Европейского Севера: Сборник материалов конференций. – Архангельск: Издательство Поморского университета, 2009. – С. 545-550.
29. Минаева Т.С. Отношение купечества к таможенному откупу в XVIII в. (на примере Н.Т. Шемякина) // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI – XIX вв.: Сборник материалов международной научной конференции. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2009. – С. 139-141.
30. Минаева Т.С. «Отсель грозить мы будем шведу» (Влияние таможенной политики России и Швеции на развитие флота) // Таможня – 2009. – № 16. – С. 31-32.